Напоминание

"Человек в обществе"


Автор: Дягилева Марина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: разработка классного часа или урока обществознания в 5 классе.
Тема: "Человек в обществе"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ»

Хорошо было за городом! Стояло лето. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в

густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно

Наконец яичные скорлупки затрещали.

Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.

– Пип, пип! – сказали они.

– Кряк, кряк! – ответила утка. – Поторапливайтесь!

Утята выкарабкались кое-как из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зеленые

листья лопуха. Мать не мешала им – зеленый цвет полезен для глаз.

– Ах, как велик мир! – сказали утята. Еще бы! Теперь им было куда просторнее, чем в

скорлупе.

– Уж не думаете ли вы, что тут и весь мир? – сказала мать. – Какое там! Он тянется далеко-

далеко, туда, за сад, за поле...

Так начинается сказка «Гадкий утенок».

Все мы когда-то впервые увидели мир.

Кто

помогает нам совершать первые шаги в новом мире, кто помогает открывать дверь в этот

мир?

Ответы (родители, … … … … … … ) – анимация дверь 1

Как они помогают человеку познать окружающий мир?

Отвечают.

Приходит время, у человека наступает новый этап жизни – познание общества – родители

ведут ребенка в детский сад. Новая дверь, новый мир. Что человек видит в этом мире, и

кто ему в этом помогает?

Ответы (родители, воспитатели, друзья) - анимация дверь 2.

Мир для человека становится больше, ему не хватает знаний для постижения этого мира и

в этот момент ему на помощь приходит школа. Кто открывает ему дверь в новый мир?

Ответы (родители, учителя, друзья, руководители кружков) – анимация 3.

В 12-13 лет у человека появляется потребность в самостоятельном познании мира. Что за

этой закрытой дверью? Новый мир? Вы готовы вступить в этот мир?

У вас на столах лежат листы с буквой «Я». Это ваше «Я». Заштрихуйте эту букву

настолько, насколько вы готовы вступить в новый мир, новую жизнь.

Рисуют.

Обратите внимание, что каждый из нас готов к вступлению

в новый мир по-разному.

Почему? Чего нам не хватает для этого?

Ответы.

Вы правы, когда у нас будут необходимые знания, опыт общения с людьми, умение

разрешать встречающиеся на пути проблемы, мы станем успешными, будем уверенно

шагать по жизни.

Я предлагаю сегодня на уроке вывести универсальную формулу Жизненного успеха,

которая может сопровождать нас на протяжении всех жизненных ступеней.

На каких уроках вам приходилось применять формулы?

Если перед нами стоит задача, то что нам необходимо, для того чтобы ее решить?

Ответы (данные, условия, неизвестное… … … …)

Я приготовила для вас информационные листы, на которых мы будем работать и решим

поставленную задачу.

Пожалуйста, подпишите листы в правом верхнем углу.

Итак, нам дано: ……………. (слайд № ______)

Наша задача – найти формулу своего успеха.

В процессе обсуждения в парах запишите составляющие искомой формулы. Кто или что

вам необходимо для достижения успеха? (на слайде первые 2-3 варианта – 2 столбец)

Работа в парах – 3 минуты

Я тоже поработала над формулой успеха и определила составляющие искомой формулы

для себя. Может быть они вам помогут. Посмотрите внимательно и, если это необходимо,

дополните свой список.

Слайд с готовым вторым

Теперь, наконец, мы можем составить формулу своего Успеха. В третьем столбце запишем

решение.

Составление формулы

2-3 человека представляют свою формулу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы проверим, как работает формула в реальной жизни. Наш мир не без проблем,

они встречаются и в семье, и с друзьями, и в школе.

В

шестом

классе

учились

два

мальчика:

Костя

и

Дима.

Костя

мягкий,

ласковый,

«мамочкин сынок». На протяжении многих лет его воспитывала одна мама, но год назад

мама вышла замуж. Жизнь у Кости резко изменилась: мама не могла уделять ему столько

внимания, как раньше, прекратились привычные для Кости ежевечерние душевные беседы

с мамой. Костя чувствовал себя одиноким, забытым и никому не нужным. Тем радостнее

было

ему

внимание

одноклассника

Димы.

Дима

был

веселый

здоровяк,

легко

разрешавший все проблемы с помощью силы, который не задумывался о значении слов и

поступков. Костя привлек его тем, что легко учился и всегда был готов помочь – объяснить

непонятное или дать списать. А еще Костя казался идеальным объектом приложения силы,

он

безропотно

выполнял

все

Димины

команды.

Нет,

это

не

была

дружба.

Дружба

основывается на приязни, уважении и заботе друг о друге. Дима все больше командовал

Косте и в то же время все больше презирал его за слабость. Между тем в душе Кости

нарастал

протест

против

своего

угнетенного

положения.

Он

носил

Диме

портфель,

отдавал ему свои школьные завтраки, безропотно выслушивал из уст Димы насмешки в

свой адрес в присутствии одноклассников.

И однажды после урока физкультуры Дима, выйдя из раздевалки, приказал Косте завязать

ему

шнурки

на

ботинках.

Костя,

встав

на

колени,

завязал.

И

тогда

возмутились

одноклассники. Девочки и мальчики стали убеждать Костю не подчиняться приказам

Димы, не бояться его: «Костя ты превратился в раба, а он – твой рабовладелец!». Но,

несмотря на возмущения одноклассников, Костя не смог изменить ситуацию.

Попробуем помочь Косте, используя нашу универсальную формулу. Работать будем в

группах по четыре человека. Результат работы запишите на листе и представьте нам.

Работают в 4ё – 3 минуты.

Молодцы, если Костя поработает с составляющими формулы, то он воспитает в себе

качества успешного человека и сможет справиться со своей ситуацией.

О чем мы говорили сегодня на уроке? Для чего нам необходима универсальная формула

жизненного успеха

Отвечают (войти в новый мир, общаться с другими людьми, для разрешения

проблем)

Совершенно верно, тема нашего урока «Человек в современном обществе». Можете ли вы

теперь сказать о своей готовности к вступлению в новый мир? Обратимся к своему «Я».

Готовы ли вы добавить штриховку на букве. Если да, то выполните это.

Штрихуют.

На этом же листе у вас записано незаконченное предложение:

Я готов жить в новом мире, а значит …

Заполняют. Говорят (выборочно)

Я верю, что наша работа поможет вам быть успешными в нашем большом и сложном

мире. Применяйте формулу жизненного успеха и с уверенностью открывайте новые двери

(или новые миры).

Физкультминутка про успех.



В раздел образования