Автор: Попкова Светлана Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №50 "Алёнушка" Населённый пункт: г. Калуга Наименование материала: статья Тема: Воспитание дисциплинированного пешехода. Раздел: дошкольное образование
Воспитание дисциплинированного пешехода.
Попкова С.Л., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 50 «Аленушка» города Калуги
Аннотация
В условиях модернизации образования, которая
затрагивает структуру,
содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной
системы,
педагогами-практиками
дано
право
самостоятельного
выбора
и разработки
собственных
авторских
программ.
Автор
статьи
демонстрирует
профессиональное
осмысление
необходимых
изменений
системы
дошкольного
образования,
авторская
программа
представляет
интерес
не
только
в
содержательном
смысле,
но
и
с
точки
зрения
возможности
применения
образовательными организациями данного материала при проектировании 2 части
основной образовательной программы дошкольного образования.
Описание форм, методов работы с детьми свидетельствует о понимании
автором
требований
федерального
образовательного
стандарта
дошкольного
образования – переход от установки на запоминание информации к освоению
новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.
Ключевые
слова:
модернизация
образования,
воспитание,
авторская
программа, образовательная деятельность.
Авторская
программа
«Ребенок-пешеход»
дает
ответ
на
вопрос:
«Как
воспитать
дисциплинированного
пешехода?».
Актуальность
выбора
темы
обусловлена,
во-первых,
тем,
что
дорожно-транспортный
травматизм
остается
приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
Во-вторых, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая
реакция
на
дорожную
обстановку,
которая
свойственна
взрослым.
Их
жажда
знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными
опасностями
в
частности
и
на
улице.
В
третьих, в
настоящее
время
идея
воспитания находит свое отражение в нормативных документах, регулирующих
деятельность образовательных учреждений. В данных документах предъявляются
новые
социальные
требования,
которые
ориентируют
педагогов-практиков
на
переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании.
Поэтому я поставила перед собой цель -
создание условий для формирования у
детей навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском
транспорте, осознанного выполнения правил дорожного движения.
Образовательная деятельность включает различные виды:
•
обучение
теоретическим
знаниям
(вербальная
информация,
излагаемая
педагогом);
•
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
•
практическая отработка координации движений, двигательных умений и
навыков
безопасного
поведения
на
улицах,
дорогах
и
в
транспорте
с
использованием
для
этого
комплекса
игр
(сюжетно-ролевые,
с
правилам,
дидактические
и
др.)
и
специальных
упражнений
(вводные,
групповые,
индивидуальные).
Образовательная деятельность проводится в доступной и стимулирующей
развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе,
дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения
на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление
поведением.
При построении образовательного процесса по изучению правил дорожного
движения имею в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой
города:
ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребенок – водитель
детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
Использую разнообразные методы, способы деятельности:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по
ПДД, макет дорога в детский сад);
наглядный
(изучение
правил
на
макетах,
наблюдение
за
движением
транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод –
ИКТ (просмотр, обучение);
в
воспитании
-
методы
формирования
сознания
личности,
(рассказ,
этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения
(воспитывающая
ситуация,
приучение,
упражнения,
дорожные
ловушки);
методы
стимулирования
поведения
и
деятельности
(соревнования,
поощрения).
формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Остановлюсь на некоторых методах более подробно.
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и
дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут
произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть
опасные
ситуации,
правильно
их
оценивать
и
прогнозировать
их
развитие,
вырабатывать
решения,
предупреждающие
попадания
ребенка
в
ДТП
или
уменьшающие тяжесть их последствий.
При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные
ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает мне в обучении
детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в
ходе
которых
они
будут
вслух
проговаривать
каждое
действие
(автомобиль
развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).
Разработка и использование маршрута «Дом – Детский сад».
Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются
схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и
обратно.
Маршрут
разрабатывается
с
помощью
родителей
и
предлагается
детям. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения
методики
разработки
маршрута
и
обучения
детей.
Каждый
разрабатываемый
маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен
уметь его объяснить.
Самостоятельная
работа
в
альбомах
по
рисованию,
специально
разработанных тетрадях.
Особую
сложность
представляет
развитие
мыслительных
(умственных)
навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и
точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для
своевременного
принятия
модели
поведения.
Ни
друзья,
ни
улица,
порой,
и
родители
не
в
состоянии
развивать
мыслительный
навык.
Только
опытный,
владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот
мыслительный навык. Дидактические занятия по дорожной тематике проводятся в
виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке,
обводке, дорисовке предметов дорожной тематики, развивающих мелкую моторику
рук.
Интерактивный опрос.
Особенно
эффективно
применение
интерактивного
метода
обучения,
направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода
помогаю ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять
опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них
умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и
переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Коллективная
деятельность
детей
по
изучению,
осмыслению
и
осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной
среде.
В
реализации
данного
направления
даю
задание
составить
рассказ
о
дорожной
ситуации.
Например,
ребята
рассказывают,
как
ехали
в
машине
(автобусе).
Или
как
они
шли
пешком
в
детский
сад.
При
этом
ненавязчиво
закрепляю
у
дошкольников
понимание
того,
какие
места
на
улице
являются
опасными, а также выясняю, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
Кроме того, рисуем и делаем коллективные аппликации на данную тему.
Проекты
Одной
из
самых
удачных
новых
педагогических
технологий
считаю
проектную
деятельность.
Результаты
проекта,
использую
в
работе,
а
именно,
электронную
презентацию
для
детей
4-7
лет
«Быть
примерным
пешеходом
разрешается!» и проект из опыта воспитания семьи Морозовых по безопасности
поведения на улицах города «Первые уроки дорожного движения».
Взаимодействие с родителями
Самое действенное средство воспитания грамотного пешехода зависит от
поведения на дороге родителей и окружающих людей. Родители должны осознать,
что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если
взрослые
сами
не
всегда
ему
следуют.
Поэтому
для
родителей оформляются
наглядные материалы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного
движения с постоянной и сменной информацией. Родители охотно подключаются к
совместной работе по изготовлению макетов, альбомов, интересных материалов. А
проведенное анкетирование родителей ещё раз подтвердило всю важность работы
в
данном
направлении
для
профилактики
детского
дорожно-танспортного
травматизма. Ведь дети – это наше будущее, поэтому важно воспитать грамотных
пешеходов нашего города.
Список литературы
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
•
Концепция
долгосрочного
социально-экономического
развития
РФ
на
период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №
1662-р)
•
Федеральная
целевая
программа
"Повышение
безопасности
дорожного
движения
в
2013
-
2020
годах»
(распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 3 октября 2013 г. № 864
•
Дронь
А.В.,
Данилюк
О.Л.
Взаимодействие
ДОУ
с
родителями
дошкольников. Санкт- Петербург 2011 г.
•
Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование.
Занятия. Досуг. М. «Издательство Скрипторий 2003», 2009
•
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. ТЦ Сфера,
2002.
•
Саулина
Т.Ф.
Три
сигнала
светофора.
Ознакомление
дошкольников
с
правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3-7 лет. М. Мозаика-Синтез,
2008