Автор: Рахманова Дина Тагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация задач по коммунакативному развитию детей среднего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Реализация задач по коммуникативному развитию детей среднего
дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»
Воспитатель средней группы Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Детский сад № 69 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Театр - это праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства.
И как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! Дети воспринимают
окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, познавая разнообразные жизненные явления
через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении
действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в
этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе
увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в
ДОУ, воспитатели могут решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях
по ФГОС ДО:
Познавательное развитие
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии
людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими
средствами в игре–драматизации);
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических
пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Социально - коммуникативное развитие
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной
деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные
качества, оценка поступков и пр.);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций;
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в
обществе.
Речевое развитие
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости,
произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно - эстетическое развитие
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие воображения;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма,
декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
Физическое развитие
-согласование действий и сопровождающей
их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительность исполнения основных видов движений.
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие
мышечного напряжения, формирование правильной осанки
Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые
делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр
игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Тут ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного
персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией,
мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной
фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при
этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае
играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику,
пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в
него, живет его жизнью.
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в
драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят»,
«Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за
ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо
–
в этих играх на пальцы руки надевают куклу.
Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация
–
разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень
сложная, но и интересная игра.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее
разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в 3 года. А
сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет,
содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения,
правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-
ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее
подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа.
Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта,
результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль,
инсценировка.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и
накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия
родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются
равноправными участниками. Совместная работа педагогов и родителей способствует
интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.