Автор: Кинякина Нина Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеёк" комбинированного вида" Населённый пункт: Республика Мордовия п.Зубова поляна Наименование материала: Методическая разработка Тема: Духовно-нравственное воспитание Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к
детям.
Дошкольный возраст
–
период активного
познания м и р а и
человеческих отношений.
Чем младше ребенок, т е м большее влияние
можно оказать на его чувства и поведение.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте
происходит усвоение социальных н о р м , моральных требований и
образцов поведения на основе подражания.
Под духовно – нравственным воспитанием понимается
процесс содействия духовно – нравственному становлению человека,
формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,
гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла,
проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению
жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Музыкальное
искусство
в
педагогике
является
важным
и
эффективным
средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей
в
прекрасный
мир
музыки,
воспитывая
на
ее
основе
добрые
чувства,
прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем
важная задача!
То , ч т о м ы заложим
в душу ребенка сейчас,
проявится позднее,
станет его и нашей жизнью.
В настоящее в р е м я материальные ценности
доминируют над
духовными, поэтому у
детей
искажены
представления
о доброте,
милосердии,
великодушии, справедливости,
гражданственности и
патриотизме.
Нравственность и
христианство у
каждого народа имеют свои
отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к
родителям, к
с т а р ш и м , вежливо сть.
Эти духовно-нравственные
особенности возникают и
р а с т у т п о д с е н ь ю с е м ь и , общества,
государства.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее
время, когда и д е т поиск духовного возрождения России,
особенно
актуа льно, т а к к а к о б щ е с т в о и
го сударство н уж д а ют с я в
образовательных
духовно-нравственных
моделях,
обеспечивающих
духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
В содержание духовно-нравственного воспитания входят:
- События в потоке времени: даты календаря, даты православного
и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края . Ввести
детей в круг основных православных праздников, показать их тесную связь с
народной
жизнью,
познакомить
с
основами духовности народа
и
традиционного
уклада
жизни,
а
также
с
особенностями подготовки
и
проведения
праздничных
дней,
пробудить
чувство
сопричастности
к
традициям
нашего
народа.
Познакомить
детей
с
традиционной кухней
Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на
именины).
- Формировать
у
детей
первоначальные
представления
о
духовном
мире,
знакомить
с
основными
религиозными
понятиями
(Рождество
и
Воскресение Иисуса Христа), а также:
-
Судьбы
людей
в
истории
(близких
ребенку,
участников
исторических событий).
- Развитие
народной
культуры
и
цивилизации-
это
декоративно-
прикладное
искусство,
живопись,
архитектура,
костюм,
предметы
быта,
техника, вооружение,
-
любовь
и
уважение
к
Отчизне:
ее
народу,
культуре,
истории,
святыням, фольклору, традициям народа.
Формы работы- с детьми в нашем д/ саду
Утренники
Интегрированные занятия до или после занятия-праздника
Чтение
художественных
произведений
духовно-нравственного
содержания
Беседы, беседы-обсуждения
Продуктивная деятельность (открытки к празднику)
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
«Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай»
Разучивание стихов, песен к празднику
Встречи с интересными людьми (со священником)
Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам
Утренники
проводи т ся
в
форме
увлекательных
игр,
бесед
или
же
просмотра
детьми
кукольного
спектакля,
в
котором
они
принимают
непосредственное
участие. Дети
вместе
со
взрослыми
исследуют
особенности
каждого
народного
праздника.
Старшие
дошкольники
устанавливают
его
взаимосвязь
с
сезонными
изменениями
в
природе,
с
трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными
датами,
событиями
в
общественной
жизни.
Заканчивается
как
правило
угощением - традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на
Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.
Следующим этапом работы в этом направлении - это использование
музыки
при
ознакомлении
детей
с
образом
Родины.
Для
ребенка-
дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это
дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и
друзьями.
Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становится
актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и
стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и
самобытности.
С
мордовским
музыкальным
фольклором
наши
дети
знакомятся
на
музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах.
В своей работе
использую
рекомендации
программы
«Валдоня»
(«Светлячок»),
которая
помогает приобщать детей к культурному наследию родного края, а также
примерную
региональную
программу
«Мы
в
Мордовии
живем»
и
«Серебряные цепочки» - литературная обработка В.С. Брыжинского. Была
подготовлена презентация « О край , ты мой! Мордовия моя» (о Республике,
Ф ё д о р
Фёдоровиче
Ушакове,
Михаил
Петровиче
Девятаеве
,Степана
Дмитриевиче
Эрьзя). ,
а
также
использую
материал
из
сборника
Н.
Сураевой-Королевой «Маленькие бубенчики».
Приобщение
наших
детей
к
истокам
народной
культуры
происходит
в
течение
всего
года.
Этому
способствует
разработанный
план
вечеров-
развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных
праздников.
Стало
доброй
традицией
отмечать
в
нашем
детском
саду
праздники:
«Рождество»,(подготовлена
презентация
«Рождество
Иисуса
Христа»)
«Масленица»
-
развлечение,
«Пасха»
-
развлечение
с
использованием церковных песен для детей и презентация « Священная
история
Нового
завета»,
где
слушаем
произведения
С.Рахманинова
из
«Всенощного
бдения»,
Серафим
Саровский
-
мультфильм.
Слушаем
произведения П. Чайковского « В церкви», « Утренняя молитва».
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает
хорошее настроение, Таким образом, даются понятия: “народная музыка”,
“оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной
форме
рассказываю
детям,
что
песни,
сказки,
прибаутки
люди
начали
сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из
поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил
эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными . ( презентация «Сказка
про народные инструменты” – сказка про то, как умные и полезные вещи
стали музыкальными
инструментами:
- (Жили они в большой дружной
семье. С раннего утра
и
до позднего вечера
умные и полезные вещи
трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки
варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.
Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье
были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром
выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом
созывал всё стадо
домой. Трещотка –
охраняла
сады
и
огороды
от
непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и
жили они все вместе до поры до времени.)
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов:
М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти
композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Кроме
этого
изучаем
инструменты
симфонического
оркестра.(
7-
видеопрезентаций,
«Я
хочу
услышать
музыку»-
видеопрезентация,
презентация « Осенняя песнь» - П.Чайковского)
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего
воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама”
– самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают
мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и
сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства
малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки испеку два пряничка.
В мелодии этой песни (А.Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка,
и желание сделать маме приятное. Также смотрим видеопрезентацию про
маму.
Работа по духовно-нравственному воспитанию не заканчивается на занятии,
ведь
потом
ребята
рассказывают
родителям
о
том,
что
им
понравилось,
делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких.
Главное
–
оставить
в
детской
памяти
незабываемую
радость
и
теплоту
православного праздника, желание стать лучше, добрее.
Письмо Министерства
образования
России
№14-52-876
ин/16 от
22.10.2002г. содержит
программу по «Духовно-нравственному воспитанию
дошкольников».
Значимость э т о й программы в
т о м , ч т о о н а
содействуют сохранения духовного здоровья
детей,
знакомит и х с
основами Православной культуры.
Залогом
гармоничного
развития
личности
является
воспитание
детей,
сочетающее
в
себе
духовное
богатство,
моральную
чистоту,
физическое
совершенство и крепкое здоровье.