Напоминание

Духовно-нравственное воспитание


Автор: Кинякина Нина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеёк" комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия п.Зубова поляна
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Духовно-нравственное воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – период активного познания м и р а и человеческих отношений. Чем младше ребенок, т е м большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных н о р м , моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:
-
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); - нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! То , ч т о м ы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В настоящее в р е м я материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к с т а р ш и м , вежливо сть. Эти духовно-нравственные особенности возникают и р а с т у т п о д с е н ь ю с е м ь и , общества, государства. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда и д е т поиск духовного возрождения России, особенно актуа льно, т а к к а к о б щ е с т в о и го сударство н уж д а ют с я в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
В содержание духовно-нравственного воспитания входят:

- События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края
.
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). - Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа), а также: - Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий). - Развитие народной культуры и цивилизации- это декоративно- прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение, - любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.
Формы работы- с детьми в нашем д/ саду
Утренники Интегрированные занятия до или после занятия-праздника Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания Беседы, беседы-обсуждения Продуктивная деятельность (открытки к празднику) Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) «Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай» Разучивание стихов, песен к празднику Встречи с интересными людьми (со священником) Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам Утренники проводи
т
ся в форме увлекательных игр, бесед или же просмотра детьми кукольного спектакля, в котором они принимают непосредственное участие. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Заканчивается как правило угощением - традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д. Следующим этапом работы в этом направлении - это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка- дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.
Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. С мордовским музыкальным фольклором наши дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах. В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок»), которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края, а также примерную региональную программу «Мы в Мордовии живем» и «Серебряные цепочки» - литературная обработка В.С. Брыжинского. Была подготовлена презентация « О край , ты мой! Мордовия моя» (о Республике, Ф ё д о р Фёдоровиче Ушакове, Михаил Петровиче Девятаеве ,Степана Дмитриевиче Эрьзя). , а также использую материал из сборника Н. Сураевой-Королевой «Маленькие бубенчики». Приобщение наших детей к истокам народной культуры происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный план вечеров- развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников. Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество»,(подготовлена презентация «Рождество Иисуса Христа») «Масленица» - развлечение, «Пасха» - развлечение с использованием церковных песен для детей и презентация « Священная история Нового завета», где слушаем произведения С.Рахманинова из «Всенощного бдения», Серафим Саровский - мультфильм. Слушаем произведения П. Чайковского « В церкви», « Утренняя молитва». Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными
.
( презентация «Сказка про народные инструменты” – сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами: - (Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами.
Деревянные ложки
варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.
Рубель
- помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.
Рожок
– вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.
Трещотка
– охраняла сады и огороды от
непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.) Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Кроме этого изучаем инструменты симфонического оркестра.( 7- видеопрезентаций, «Я хочу услышать музыку»- видеопрезентация, презентация « Осенняя песнь» - П.Чайковского) Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: А для милой мамочки испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А.Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Также смотрим видеопрезентацию про маму. Работа по духовно-нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее. Письмо Министерства образования России №14-52-876 ин/16 от 22.10.2002г. содержит программу по «Духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Значимость э т о й программы в т о м , ч т о о н а содействуют сохранения духовного здоровья детей, знакомит и х с основами Православной культуры. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье.


В раздел образования