Автор: Жукова Наталья Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа в Капотне
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Комплексно-тематическое планирование культурно – досуговой деятельности
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1996»
(ГБОУ Школа № 1996)
Дошкольное отделение
Программно-методического сопровождения образовательного процесса
Комплексно-тематическое планирование
культурно – досуговой деятельности
(старший дошкольный возраст)
Разработала воспитатель:
Жукова Н.К.
Москва, 2016
Комплексно-тематическое планирование культурно – досуговой деятельности
(старший дошкольный возраст)
Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно -
досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации
творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.
Культурно - досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с
художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире,
развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных
представлений.
Продуманная
организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего
развития.
Основная цель данной работы – формирование представления о культурно - досуговой деятельности в детском саду.
В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных
режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные
праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и
желания
детей
заниматься
той
или
иной
деятельностью.
Правильно
планировать
культурно
-
досуговую
деятельность
ребенка
уже
необходимо в дошкольном возрасте.
Культурно - досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с
художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире,
развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных
представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего
развития.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и
уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге
формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему
возможность
заниматься
разнообразной
деятельностью
по
своему
выбору.
Интересная,
насыщенная
положительными
эмоциями
деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального
благополучия, поэтому культурно - досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.
Виды культурно - досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники,
самообразование и творчество.
Отдых
– это культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и
эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и
отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий –
отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным
расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный
отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, труд на участке, подвижные игры и т.д.
Виды отдыха:
· самостоятельные занятия физическими упражнениями;
· труд на территории детского сада;
· спортивный отдых;
· игры со снегом, песком и водой;
· прогулки;
· беседа с взрослым;
· игровая деятельность;
· чтение книг;
· просмотр мультфильмов;
· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
· прослушивание сказок, песен, мелодий.
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным
моментом
в
жизни
ребёнка,
обогащающим
его
впечатления
и
развивающим
творческую
активность.
Развлечения
способствуют
всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный
тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях,
а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль
играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети –
непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны;
экологические;
· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
· музыкально – литературные концерты.
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Виды развлечений:
· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
· познавательные вечера: КВН и викторины;
· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок и др.;
· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная
из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и
взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках.
Виды праздников:
· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
· православные: Рождество Христово, Пасха и др.;
· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей»,
«Оригами» и др.
При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской
праздничной традиции, - раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Структура праздника: танцы (народные, современные); пение; художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес;
шутки, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала.
Дата
Тематика
Праздники и
развлечения
Игра
Творчество
Художественная
литература
Сентябрь
1.
5.
9.
19.
День знаний
День города
Всемирный день
красоты
День работников
леса
«Буратино
приглашает
детей
в
страну
чудес»»
(познавательный
досуг)
« П у т е ш е с т в и е
п о
М о с к в е »
(просмотр диафильмов)
Досуг
«Куда
мы
поведём
гостей
столицы?»
Конкурс для девочек «Модельеры»
Просмотр диафильмов,
видеосюжетов о труде работников
леса, Викторина «Лесные жители»
С.Р.И.:
«Школа»
Д/и: «Кто
быстрее
соберётся в
школу? »
Лото «Москва»
С.Р.И.
«Манекен-
щицы»
Д/и «Цепочки в
лесу», «Посади
дерево»
Аппликация: «Школа» (из
геометрических фигур)
Ручной труд: Приготовить
украшения для группы к
праздникам.
Конструирование:
«Московский дворик»
Аппликация: «Украсим
платье»
Выставка листьев «Осень
разноцветная»
С.Михалков «Важный
день», А. Барто «Я
выросла»,
«Первоклассница» ,
З.Александрова «Скоро в
школу»
Махотин С.А.
« Прогулки по Москве»
М.Лисянский «Моя
Москва»
М. Новикова «Хорошие
манеры», Т.Шорыгина
«Город – чистюля»
«Новое платье»
Э.Блайтон «Что такое
лес?», Н.Некрасов
«Зелёный шум»
И.И.Шишкин «Лесное
Октяб
рь
1.
5.
9.
Международный день
пожилых людей
День учителя
В с е м и р н ы й
д е н ь
почты
Весёлые посиделки (чтение стихов,
исполнение
песен,
частуш ек,
чаепитие)
Экскурсия в школу
Вечер загадок о почте, конвертах,
открытках, и т.д..
С.Р.И.
«День
р о ж д е н и я
у
дедушки»
Д/и: «Кому что
н у ж н о
д л я
работы?» ,
С.Р.И.
«Школа»
Д/и: «Отбери и
назови»
«Что
сначала,
ч то
п отом »
( к а к
развивалась
почта)
«Сочиним
телеграмму»
Р и с о ва н и е :
« П о р т р е т
старика
и
старухи»
(по
« С к а з к е
о
р ы б а к е
и
рыбке»).
Ручной
труд:
«Красивый
букет для учителей»
Рисование
и
аппликация
«Почта»,
«Поздравительные
открытки»,
Р у ч н о й
т р у д :
«Изготовление
конвертов»
(оригами)
Л. Квитко «Бабушкины
руки», И.А.Белоусов «О
бабушке», Г.Остер
«Взгляни на дедушку…»
Р. Рождественский «Со
мною бабушка моя…»
«Дедушка» Т.Шорыгина
З . А л е к с а н д р о в а
« В
школу»,
Л.Н.Толстой
«Филлипок»,
Т. Шорыгина «Дарим мы
учителям…»
З а г а д к и
о
п о ч т е ,
конвертах, открытках.
С.
Маршак
«Почт а»,
Р.Киплинг
«Как
было
написано первое письмо»
Ноябрь
10.
21.
День милиции
День бухгалтера
«Светофор» (театр на
фланелеграфе).
Просмотр мультфильма «Дядя
Стёпа милиционер»
Экскурсия в кабинет бухгалтера д/с.
Игра –
превращение
«Регулировщик
С . Р . И . :
« В
бухгалтерии"
Рисование
по
сюжету
просмотренного
мультфильма «Дядя Стёпа
милиционер»
Ручной труд: Изготовление
атрибутов к игре
С.Михалков «Дядя Стёпа
милиционер» Г.Георгиев
«Светофор»,
Т. Шорыгина
«Милиционер»
Т.Шорыгина «Бухгалтер»
Декабр
ь
12.
27.
День Конституции
Российской
Федерации
День спасателя
Прогулки по Москве (досуг в кругу
семьи)
Игра: «Что, где, когда?»
Цель:
закрепить
знания
детей
о
телефонах служб спасения.
Д/и: «Что кому
н у ж н о
д л я
работы»
С . Р. И .
« М ы
спасатели»
Изготовление
атрибутов
необходимых
для
игры
«Мы спасатели»
Чтение
познавательной
литературы
Т.Шорыгина «Спасатель»
« О н и
п р и д у т
н а
помощь…»
Загадки о спасателях
Январь
7.
25.
Рождество
День
российского
студенчества
(Татьянин день)
Праздник «Зажглась звезда»
(чаепитие)
Конкурс «Караоке»
П/и: «Козуля»
« П р ы ж к и
в
мешках»,
перетягивание
каната»
Ручной труд: «Звезда» (на
ш е с т е ) ,
м а с к и
( д л я
ряженья)
Фольклор: песенки-
колядки. Т.Шорыгина
«Рождество»,
«Рождественская ёлка»
Февраль
8.
18.
23.
Масленица
День
работников
транспортной
милиции
(ГАИ, ДПС)
День
Защитников
Отечества
Праздник «Проводы Масленицы»
Викторина
«Нам
на
улицах
не
страшно»
( д о р о ж н ы е
з н а к и ,
п р а в и л а
поведения)
«Про
то,
как
Баба
Яга
внука
в
армию провожала»
Игра в снежки
Игры:
«В подкиды»,
«Вцепи»,
«Ручеёк»
« Кто
с ко р е е
д о е д е т
д о
флажка»
Игры-
превращения
«Регулировщик
П/и
«Цветные
автомобили»
П/и
«Перетяни
канат».
«Цветные
флажки»,
аттракционы
Аппликация «Солнышки»
Ручной
труд:
«Птички
-заклички» (для украшения
участка)
Дома, с мамой – выпечка
блинов
Ручной труд:
«Изготовление дорожных
знаков» для игр
Аппликация: «Открытка в
подарок»
Частушки,
заклички,
песенки,
М.Ю.Новицкая
«На Масленицу»
Н.Калинина «Как ребята
п е р еход и л и
ул и ц у » ,
М.Дружинина
«Дорожная азбука»
Т.
Шорыгина
«Могила
Неизвестного солдата»
И.Грошева «23 февраля»
«Будущим защитникам»
«Папин праздник»
Март
3.
8.
Всемирный
д е нь
писателя
М е ж д у н а р од н ы й
женский день
Л и т е р ату р н а я
в и кто р и н а
п о
произведениям русских писателей
( К . И . Ч у ко в с к и й ,
А . Л . Б а р т о ,
С.Михалков,
В.Маяковский,
Н.носов и др.)
«8
Марта»,
совместные
досуги,
чаепитие
Д/и «Кому что
н у ж н о
д л я
работы»
С . Р. И .
« М ы
накроем
Ручной
труд:
«Обложка
для книжки» .
Рисование: «Иллюстрации
к любимым сказкам»
Ручной труд: «Подарок для
мамы своими руками»
С . Я . М а р ш а к
« К а к
печатали вашу книжку»
Ю. Энтин «Песня о маме
Е. Благинина «Вот какая
наша мама», Я. Аким
Апрель
1.
4.
День смеха
Пасха
«Шутки – минутки»,
Игровой досуг «Дразнилки»
Тр а д и ц и и
р о с с и я н
( р у с с к и е
народные праздники)
Игры- ловушки
Игра « Чьё
яйцо будет
дольше
крутиться?»,
Послушать
и
нарисовать
картинки к считалкам
Рисование:
«Пасхальная
открытка»
Фольклор: загадки,
песенки, частушки,
перевёртыши.
А . М а й ко в
« Х р и с т о с
воскрес!»,
Т.
Шорыгина
«На
Пасху»,
«Ии сус
воскрес!»
Май
1.
9.
Праздник
весны
и
труда
День победы
Праздник «Солнечные лучики»
Экскурсия в музей боевой славы
(с родителями)
Экскурсия к памятнику защитников
Отечества (возложение цветов)
С.Р.И. «Любим
трудиться»
Игры-эстафеты
«На поле боя..»
Рисование:
«На
улице
праздник»
Ко н с т р у и р о в а н и е
и з
бумаги
«Гвоздики»
(для
возложения к памятнику)
Г. Ладошникова
«Мастерица», стихи к
празднику, о весне,
фольклорный материал
С.Михалков «Всё сумею
сделать»
А.Твардовский «Дом
бойца», «Пусть будет
мир», С.Алексеев
«Первый ночной таран»
Июнь
1.
6.
9.
12.
13.
20.
26.
27.
Международный
день защиты детей
Пушкинский
День
России
Международный
день Друзей
День России
День текстильной и
лёгкой
промышленности
День медицинского
Работника
День изобретателя
День рыболова
Инсценировка
Ш.Перро
«Красная
Шапочка»
или
р.н.с.
«Волк
и
козлята»
Литературная викторина по сказкам
А.С.Пушкина
«Что видел Незнайка» досуг
«Играй, гармонь!»
« К
н а м
г о с т и
п р и ш л и … »
выступление
Фирсовой
И.В.
на
тему: «Моя профессия – портной!»
Театрализованное
представление
« М о й д о д ы р » .
О п ы т н о
–
исследовательская
деятельность
«Проверка зрения»
«Мы – изобретатели»
Досуг: «День рыболова»
Игра: «Что? Где? Когда?»
«День
новых
имён»
(совместные
игры)
И г р ы
–
превращения
по сказкам
Совместные
игры детьми из
соседних групп
д/с.
Игра на
музыкальных
инструментах
С.Р.И.
«В швейной
мастерской»
С.Р.И.
«Покажи, что у
тебя болит»
Д/и: «Подбери
и назови»
Игры с водой,
ветром,
мыльными
пузырями и т.д.
П/и: «Удочка»,
С.Р.И. «На
Рисование:»Солнечный
круг, небо вокруг…»
Рисование: «Мой
любимый герой из сказки»
Аппликация «Подарок для
друга»
Рисование
карандашами:
«Я живу в России»
Ручной
труд:
«
Красивая
салфетка»
Р и с о в а н и е :
« Д е т и
в
кабинете врача»
Аппликация:
«Машина
скорой помощи»
Опытно-исследовательская
деятельность
Аппликация:
«Золот ая
рыбка»
С. Михалков «Смена»
В.Вересаев
«Братишка»,
Е.
Благинина
«Научу
обуваться я братца»
Знакомство с
творчеством
А.С.Пушкина
«Песенка друзей»
С. Михалков»,
К.Д.Ушинский «Вместе
тесно, а врозь скучно»
В. Орлов «Разноцветная
планета»
Фольклор: песенки,
потешки, прибаутки,
поговорки, частушки
Е.Благинина
«Почему,
почему?»,
Б.
Заходер
«Портниха»
И.Семёнова
«Как
стать
Неболейкой»,
Детская
Энциклопедии Здоровья.
Т. Ш о р ы г и н а
« Т е б е
поможет врач»
А.Шибаева
«Изобретатель»
Загадки,
Е.Ефимовский
«Изобретения», Г.Талаева
«Величайшие
изобретения»
А.Л. Барто «Любитель –
Июль
8.
11.
25.
Всероссийский день
с е м ь и ,
л ю б в и
и
верности
День
ро ссийской
почты
День
работников
торговли
Спортивный досуг «Мама, папа, я –
спортивная семья!»
Рассматривание
иллюст раций
М.Васнецова
к
сказке
«Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»
Экскурсия на «Почту» (поздравить
работников
почты
с
праздником,
наблюдение за их работой)
Досуг «Весёлая ярмарка»
Викторина:
«Что
можно
купить
в
магазинах?
С.Р.И. «В крагу
семьи»
Д/и
«Мамины
помощники»
С.Р.И. «На
почте»
Д/и «Что
лишнее?»
«Что где
продаётся?»
(одежда, обувь,
игрушки,
мебель и т.д.)
Игры –
викторины»
(загадки,
ребусы,
кроссворды)
Рисование: «Моя семья на
прогулке»
Лепка : «Ромашки»
Ручной труд: «Ящичек для
посылок» (для кукол).
Конструирование: «Здание
почты».
Ручной труд: Изготовить и
подарить
детям
младших
групп поделки для игры в
магазин
Лепка:
«На
праздничном
столе»
Рисование:
«На
витрине
магазина»
Г.Остер «Когда родители
вбегут…», «Ровно в
полночь…»
Р.н.с. «Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка», В. Орлов «Я
и мы», И.И. Косяков «Всё
она»,
Я. Аким «Мама»,
Г.Сапгир «Считалка»
Э.Успенский «Дядя
Фёдор, пёс и кот»
Э. Мошковская «Весёлый
магазин», И. Лопухина
«В булочной»
Август
1.
8.
День
Железнодорожника
День строителя
«Путешествие в страну
железнодорожной магистрали»
Инсценировка стихотворения
Б. Заходера «Строители»
П/и:
«Скорый
поезд»
С . Р. И .
« Н а
станции
«Ромашкино»»,
Д/и: «Лото»
С . Р. И .
« Н а
стройке»
Ручной труд:
Изготовление атрибутов к
игре
(проездные
билеты,
шапочка для контролёра)
Конструирование:
«Город
будущего».
В. Аполлонов
«Осмотрщик вагонов»
А.А. Тюняев «Паровоз и
его семья»,
Е. Тараковская «Метро»,
Н. Саконская «Песенка о
метро»
С. Баруздин «Кто
построил этот дом?»,
«Архитектор»,