Напоминание

Разработка урока по музыке в 1 классе на тему: "Симфонический оркестр"


Автор: Величко Ольга Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ 70
Населённый пункт: Краснодарский край город Краснодар
Наименование материала: разработка урока
Тема: Разработка урока по музыке в 1 классе на тему: "Симфонический оркестр"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАНОДАР СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 70

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе

на тему: «Симфонический оркестр»

Разработала учитель музыки

Величко Ольга Витальевна

Краснодар, 2019 г.

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе

на тему: «Симфонический оркестр»

Цель:

формирование

музыкального

кругозора

детей

через

творческое

воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами.

Задачи: дать

определение

терминов

«оркестр»,

«дирижёр»;

познакомить

учащихся

с

симфоническим

оркестром,

с

его

составом.

Определить

особенности

звучания

оркестра

в

создании

музыкальных

картин.

Дать

понятие о тембрах инструмента. Определить роль дирижера.

Методическое обеспечение занятия: Иллюстрации инструментов, оркестра;

видеоролики.

Ход урока

I.

Беседа

о

видах

и

составах

ансамблей.

Знакомство

с

понятием

«Оркестр», «Симфонический оркестр»

Музыкальное приветствие.

Учитель:

Ребята, давайте с вами вспомним, что такое «дуэт», «трио», «квартет» и т.д.

Охарактеризуйте эти понятия.

Учащиеся: (ответы детей)

Учитель:

Молодцы,

так

называются

небольшие

группы

музыкальных

исполнителей. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30?

Орке́

стр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие

от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют

группы, играющие в унисон.

Он может выступать как самостоятельно, а

может

и

сопровождать

действие

спектакля.

В

этом

случае

оркестр

располагается не на сцене, а перед сценой, в низу – оркестровая яма. Давайте

посмотрим на картинку.

Учитель демонстрирует изображение оркестра и дирижёра.

Учитель: Как вы думаете, эти исполнители сидят кто где хочет, или есть

определенный порядок посадки?

Учащиеся: (варианты ответов)

Учитель: Правильный ответ – есть определенный порядок, исполнители с

одинаковыми инструментами находятся рядом. Так как, такое размещение

необходимо,

для

того,

чтобы

исполнители

одной

группы

инструментов

хорошо

слышали

своих

соседей

и

играли

одновременно.

Взгляните,

на

оркестр,

в

котором

находятся

огромное

количество

различных

групп

инструментов. А теперь, задумайтесь, как им удаётся играть всем вместе, так

согласовано? Как вы думаете, кто в оркестре является самым главным?

Учащиеся: Дирижер

Учитель: Дирижер- руководитель разучивания и исполнения ансамблевой

(оркестровой,

хоровой,

оперной

и

т.

д.)

музыки.

Именно

дирижёру

принадлежит

художественная

трактовка

произведения,

он

же

призван

обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство

исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов

существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию,

требующую

специальных

навыков

и

специальной

одарённо сти,

дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века. Дирижёр

должен обязательно всех видеть и слышать, показывать вступления и снятие,

следить за качеством исполнения. Дирижёр всегда стоит перед оркестром на

возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам вступать согласовано,

иначе невозможно добиться желаемого эффекта.

А теперь, давайте посмотрим на работу дирижёра.

Показывается видеофрагмент звучания симфонического оркестра.

Учитель:

Итак,

мы

с

вами

посмотрели

симфонический

оркестр.

Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения

академической музыки

Он состоит из 3 основных групп инструментов:

- струнные смычковые (скрипка, альты, виолончель и контрабас).

Показ иллюстрации.

-Духовых,

которые

делятся

на

деревянно-духовые

и

медно-

духовые

инструменты.

Показ иллюстрации

-

И

ударные

инструменты

(барабан,

литавры,

треугольник,

ксилофон

и

металлофон.

Показ иллюстрации

Учитель: в ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты

(прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).

За

время

появления

симфонических

оркестров

сменилось

множество

вариантов

расположения

музыкантов.

Время

помогло

выработать

определенный принцип расположения симфонического оркестра.

Во-первых

музыканты

хорошо

видят

дирижерскую

палочку,

если

их

рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси

веера.

Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе

— в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг

друга

в

совместной

игре

и

создает

компактное,

согласованное

звучание

каждой оркестровой группы.

В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп

по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в

каждой

группе

оркестра

не

одинаковы,

то

хорошая

рассадка

помогает

добиться равномерного звучания всего оркестра.

Итак, мы сейчас с Вами прослушаем фрагмент из балета П.И. Чайковского

«Щелкунчик». Вам нужно ответить:

1.Какие инструменты звучат?

2.Какая группа инструментов является лидирующей?

Прослушивание музыки

Учащиеся: варианты ответов

II. Разучивание песни.

У: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Оркестр – это дружный

коллектив.

Давайте

выучим

песню,

которая

называется

«Маленький

оркестр…»

Разучивание песни.

III. Итог урока.

Обобщающая беседа.

У: - Что нового вы узнали на уроке?

-

Как

называется

большая

группа

музыкантов,

играющих

на

разных

инструментах? (оркестр)

- Кто такой дирижер? (руководитель оркестра)

каким

видом

оркестра

мы

сегодня

с

Вами

познакомились?

(симфонический).



В раздел образования