Автор: Величко Ольга Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ 70
Населённый пункт: Краснодарский край город Краснодар
Наименование материала: разработка урока
Тема: Разработка урока по музыке в 1 классе на тему: "Симфонический оркестр"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАНОДАР СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 70
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе
на тему: «Симфонический оркестр»
Разработала учитель музыки
Величко Ольга Витальевна
Краснодар, 2019 г.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе
на тему: «Симфонический оркестр»
Цель:
формирование
музыкального
кругозора
детей
через
творческое
воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами.
Задачи: дать
определение
терминов
«оркестр»,
«дирижёр»;
познакомить
учащихся
с
симфоническим
оркестром,
с
его
составом.
Определить
особенности
звучания
оркестра
в
создании
музыкальных
картин.
Дать
понятие о тембрах инструмента. Определить роль дирижера.
Методическое обеспечение занятия: Иллюстрации инструментов, оркестра;
видеоролики.
Ход урока
I.
Беседа
о
видах
и
составах
ансамблей.
Знакомство
с
понятием
«Оркестр», «Симфонический оркестр»
Музыкальное приветствие.
Учитель:
Ребята, давайте с вами вспомним, что такое «дуэт», «трио», «квартет» и т.д.
Охарактеризуйте эти понятия.
Учащиеся: (ответы детей)
Учитель:
Молодцы,
так
называются
небольшие
группы
музыкальных
исполнителей. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30?
Орке́
стр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие
от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют
группы, играющие в унисон.
Он может выступать как самостоятельно, а
может
и
сопровождать
действие
спектакля.
В
этом
случае
оркестр
располагается не на сцене, а перед сценой, в низу – оркестровая яма. Давайте
посмотрим на картинку.
Учитель демонстрирует изображение оркестра и дирижёра.
Учитель: Как вы думаете, эти исполнители сидят кто где хочет, или есть
определенный порядок посадки?
Учащиеся: (варианты ответов)
Учитель: Правильный ответ – есть определенный порядок, исполнители с
одинаковыми инструментами находятся рядом. Так как, такое размещение
необходимо,
для
того,
чтобы
исполнители
одной
группы
инструментов
хорошо
слышали
своих
соседей
и
играли
одновременно.
Взгляните,
на
оркестр,
в
котором
находятся
огромное
количество
различных
групп
инструментов. А теперь, задумайтесь, как им удаётся играть всем вместе, так
согласовано? Как вы думаете, кто в оркестре является самым главным?
Учащиеся: Дирижер
Учитель: Дирижер- руководитель разучивания и исполнения ансамблевой
(оркестровой,
хоровой,
оперной
и
т.
д.)
музыки.
Именно
дирижёру
принадлежит
художественная
трактовка
произведения,
он
же
призван
обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство
исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов
существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию,
требующую
специальных
навыков
и
специальной
одарённо сти,
дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века. Дирижёр
должен обязательно всех видеть и слышать, показывать вступления и снятие,
следить за качеством исполнения. Дирижёр всегда стоит перед оркестром на
возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам вступать согласовано,
иначе невозможно добиться желаемого эффекта.
А теперь, давайте посмотрим на работу дирижёра.
Показывается видеофрагмент звучания симфонического оркестра.
Учитель:
Итак,
мы
с
вами
посмотрели
симфонический
оркестр.
Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения
академической музыки
Он состоит из 3 основных групп инструментов:
- струнные смычковые (скрипка, альты, виолончель и контрабас).
Показ иллюстрации.
-Духовых,
которые
делятся
на
деревянно-духовые
и
медно-
духовые
инструменты.
Показ иллюстрации
-
И
ударные
инструменты
(барабан,
литавры,
треугольник,
ксилофон
и
металлофон.
Показ иллюстрации
Учитель: в ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты
(прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).
За
время
появления
симфонических
оркестров
сменилось
множество
вариантов
расположения
музыкантов.
Время
помогло
выработать
определенный принцип расположения симфонического оркестра.
Во-первых
—
музыканты
хорошо
видят
дирижерскую
палочку,
если
их
рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси
веера.
Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе
— в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг
друга
в
совместной
игре
и
создает
компактное,
согласованное
звучание
каждой оркестровой группы.
В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп
по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в
каждой
группе
оркестра
не
одинаковы,
то
хорошая
рассадка
помогает
добиться равномерного звучания всего оркестра.
Итак, мы сейчас с Вами прослушаем фрагмент из балета П.И. Чайковского
«Щелкунчик». Вам нужно ответить:
1.Какие инструменты звучат?
2.Какая группа инструментов является лидирующей?
Прослушивание музыки
Учащиеся: варианты ответов
II. Разучивание песни.
У: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Оркестр – это дружный
коллектив.
Давайте
выучим
песню,
которая
называется
«Маленький
оркестр…»
Разучивание песни.
III. Итог урока.
Обобщающая беседа.
У: - Что нового вы узнали на уроке?
-
Как
называется
большая
группа
музыкантов,
играющих
на
разных
инструментах? (оркестр)
- Кто такой дирижер? (руководитель оркестра)
-С
каким
видом
оркестра
мы
сегодня
с
Вами
познакомились?
(симфонический).