Напоминание

Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития старших дошкольников.


Автор: Раскина Екатерина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития старших

дошкольников.

Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду

является воспитание правильной и чистой речи у дошкольника. Неясная речь

ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает

неизгладимый отпечаток на его характер. Ребенок с хорошо развитой речью легко

вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои

мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы

повысить

речевую

активность,

ведь

на

сегодняшний

день

образная,

богатая

синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое.

Поэтому меня как воспитателя в первую очередь волнует проблема развития речи.

Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает:

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря;

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи;

— развитие речевого творчества;

— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.

Современное

образование

характеризуется

тем,

что

впервые

за

всю

историю

развития педагогики появилось поколение средств обучения, функционирующих на

базе

информационных

и

коммуникационных

технологий,

которые

создают

предпосылки

для

небывалой

эффективности

образовательного

процесса,

в

частности для речевого развития.

В

своей

работе

я

использую

различные

формы,

методы,

приемы

и

средства

речевого развития детей и, конечно, применяю информационные компьютерные

технологии.

Одной

из

эффективных

форм

работы

с

детьми

по

развитию

речи

является

экскурсия. Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир

ощущений,

эмоциональный

подъем

и

хорошее

настроение.

Дети

становятся

веселее, раскованнее, общительнее, появляются чувство свободы и желание без

всякого принуждения усваивать знания.

Мной используется такая форма работы, как виртуальные экскурсии. Создание и

показ виртуальной экскурсии невозможен без использования ИКТ. Составляющими

данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также

репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет

нам значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых

средств, коммуникативных навыков. Развивает память и концентрацию, которые

необходимы для успешной учебы в начальной школе, а также высшие психические

функции

память,

внимание,

словесно-логическое

мышление.

Сразу

хочу

отметить, что, говоря о виртуальной экскурсии, я ни в коем случае не умаляю

значения реальной экскурсии. Здесь педагогу необходимо иметь чувство меры,

используя ту или иную экскурсию. Компьютер поможет воспитателю совершить

уникальные экскурсии, например в музей или заповедник.

Современные

технологии

панорамных

съемок

позволяют

разрабатывать

уникальные программы для совершения подобных путешествий. Например, можно

посетить

такие

крупные

музеи,

как

Третьяковская

галерея

и

Эрмитаж,

или

старинные боярские палаты. Воспитатель, управляя с помощью мыши круговой

панорамой, создает иллюзию прохода по залам музея, дает детям возможность

рассмотреть отдельные экспонаты на стенах. По картине можно щелкнуть мышкой

и

получить

ее

увеличенное

изображение

и

даже

прослушать

объяснения

электронного экскурсовода. Поскольку групповые экскурсии для дошкольников

обычно

организовать

сложно,

такие

занятия

помогут

расширить

у

детей

представления об окружающем мире. Кстати, ничто не мешает детям с родителями

совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает

практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» — похожий,

неотличимый. Так что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия —

это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной

экскурсии

виртуальным

отображением

реально

существующих

объектов.

Особенностями

являются

доступность

изучения,

возможность

повторного

просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом является то, что в работе

с

дошкольниками

она

позволяет

получить

визуальные

сведения

о

местах,

недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает:

— в уточнении и обогащении активного словаря детей;

— развитии связной речи;

— расширении представлений об окружающем мире;

— развитии любознательности и наблюдательности.

Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки.

Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы: беседуем о том, что они хотели

бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, когда я объявляю

тему предстоящей недели. Определяю цель и задачи экскурсии, затем выбираю

литературу и материал: здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу

с родителями. Например, можно предложить родителям выполнить задание «Я —

Плюшкин»: согласно теме подобрать фото и видеоматериал по заданной теме.

Обычно родители охотно уделяют немного своего времени и, подобрав фото, видео,

звуковые файлы, отсылают «копилку» на мой электронный адрес. Следующим

этапом моей работы становится создание презентации в программе PowerPoint. Я

включаю

в

нее

материал,

отобранный

с

учетом

возраста

детей.

Одним

из

обязательных

условий

при

составлении

виртуальной

экскурсии

является

представление

объектов

в

логической

последовательности.

Далее

выбираем

экскурсовода — одного или двух детей. Экскурсоводы под моим руководством

знакомятся с экскурсионными объектами, вместе составляем маршрут. Прежде чем

начать просмотр экскурсии, я провожу с детьми вступительную беседу.

Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет

прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник

спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Мороз доберется к нам на

елку?» Заканчиваем экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой

вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся

впечатлениями.

Создание

виртуальных

экскурсий

может

осуществляться

как

в

групповой,

так

и

в

индивидуальной

работе.

Возможны

различные

формы

виртуальных

экскурсий:

«Музей»,

«Путешествие»,

«Приключение»,

«Поход»,

«План-схема» (так, виртуальная экскурсия «Как я провел лето» может выступать в

роли схемы для составления описательного рассказа).

Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я

пришла к следующим заключениям.

1. Совершенствуется речь детей.

2. Повышаются речевая активность, содержательность и связность монологической

речи, ее лексическая сторона при составлении высказываний.

3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями.

Родители стали частью общеобразовательного процесса.

4. Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей.

Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут

этого.

5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои

эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

В заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми

является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе

возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в

личностном

совершенствовании

самого

педагога,

воспитании

в

нем

такого

качества, как креативность.



В раздел образования