Автор: Раскина Екатерина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития старших
дошкольников.
Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду
является воспитание правильной и чистой речи у дошкольника. Неясная речь
ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает
неизгладимый отпечаток на его характер. Ребенок с хорошо развитой речью легко
вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои
мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы
повысить
речевую
активность,
ведь
на
сегодняшний
день
образная,
богатая
синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое.
Поэтому меня как воспитателя в первую очередь волнует проблема развития речи.
Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Современное
образование
характеризуется
тем,
что
впервые
за
всю
историю
развития педагогики появилось поколение средств обучения, функционирующих на
базе
информационных
и
коммуникационных
технологий,
которые
создают
предпосылки
для
небывалой
эффективности
образовательного
процесса,
в
частности для речевого развития.
В
своей
работе
я
использую
различные
формы,
методы,
приемы
и
средства
речевого развития детей и, конечно, применяю информационные компьютерные
технологии.
Одной
из
эффективных
форм
работы
с
детьми
по
развитию
речи
является
экскурсия. Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир
ощущений,
эмоциональный
подъем
и
хорошее
настроение.
Дети
становятся
веселее, раскованнее, общительнее, появляются чувство свободы и желание без
всякого принуждения усваивать знания.
Мной используется такая форма работы, как виртуальные экскурсии. Создание и
показ виртуальной экскурсии невозможен без использования ИКТ. Составляющими
данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также
репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет
нам значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых
средств, коммуникативных навыков. Развивает память и концентрацию, которые
необходимы для успешной учебы в начальной школе, а также высшие психические
функции
—
память,
внимание,
словесно-логическое
мышление.
Сразу
хочу
отметить, что, говоря о виртуальной экскурсии, я ни в коем случае не умаляю
значения реальной экскурсии. Здесь педагогу необходимо иметь чувство меры,
используя ту или иную экскурсию. Компьютер поможет воспитателю совершить
уникальные экскурсии, например в музей или заповедник.
Современные
технологии
панорамных
съемок
позволяют
разрабатывать
уникальные программы для совершения подобных путешествий. Например, можно
посетить
такие
крупные
музеи,
как
Третьяковская
галерея
и
Эрмитаж,
или
старинные боярские палаты. Воспитатель, управляя с помощью мыши круговой
панорамой, создает иллюзию прохода по залам музея, дает детям возможность
рассмотреть отдельные экспонаты на стенах. По картине можно щелкнуть мышкой
и
получить
ее
увеличенное
изображение
и
даже
прослушать
объяснения
электронного экскурсовода. Поскольку групповые экскурсии для дошкольников
обычно
организовать
сложно,
такие
занятия
помогут
расширить
у
детей
представления об окружающем мире. Кстати, ничто не мешает детям с родителями
совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает
практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» — похожий,
неотличимый. Так что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия —
это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной
экскурсии
виртуальным
отображением
реально
существующих
объектов.
Особенностями
являются
доступность
изучения,
возможность
повторного
просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом является то, что в работе
с
дошкольниками
она
позволяет
получить
визуальные
сведения
о
местах,
недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает:
— в уточнении и обогащении активного словаря детей;
— развитии связной речи;
— расширении представлений об окружающем мире;
— развитии любознательности и наблюдательности.
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки.
Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы: беседуем о том, что они хотели
бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, когда я объявляю
тему предстоящей недели. Определяю цель и задачи экскурсии, затем выбираю
литературу и материал: здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу
с родителями. Например, можно предложить родителям выполнить задание «Я —
Плюшкин»: согласно теме подобрать фото и видеоматериал по заданной теме.
Обычно родители охотно уделяют немного своего времени и, подобрав фото, видео,
звуковые файлы, отсылают «копилку» на мой электронный адрес. Следующим
этапом моей работы становится создание презентации в программе PowerPoint. Я
включаю
в
нее
материал,
отобранный
с
учетом
возраста
детей.
Одним
из
обязательных
условий
при
составлении
виртуальной
экскурсии
является
представление
объектов
в
логической
последовательности.
Далее
выбираем
экскурсовода — одного или двух детей. Экскурсоводы под моим руководством
знакомятся с экскурсионными объектами, вместе составляем маршрут. Прежде чем
начать просмотр экскурсии, я провожу с детьми вступительную беседу.
Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет
прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник
спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Мороз доберется к нам на
елку?» Заканчиваем экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой
вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся
впечатлениями.
Создание
виртуальных
экскурсий
может
осуществляться
как
в
групповой,
так
и
в
индивидуальной
работе.
Возможны
различные
формы
виртуальных
экскурсий:
«Музей»,
«Путешествие»,
«Приключение»,
«Поход»,
«План-схема» (так, виртуальная экскурсия «Как я провел лето» может выступать в
роли схемы для составления описательного рассказа).
Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я
пришла к следующим заключениям.
1. Совершенствуется речь детей.
2. Повышаются речевая активность, содержательность и связность монологической
речи, ее лексическая сторона при составлении высказываний.
3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями.
Родители стали частью общеобразовательного процесса.
4. Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей.
Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут
этого.
5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои
эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.
В заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми
является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе
возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в
личностном
совершенствовании
самого
педагога,
воспитании
в
нем
такого
качества, как креативность.