Автор: Замоломская Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование: практика сопровождения детей с задержкой психического развития в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Инклюзивное образование: практика сопровождения детей с задержкой
психического развития в ДОО
Стремление
к
тому,
чтобы
дети
с
особыми
образовательными
потребностями
воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками,
становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих
ребенка
с
отклонениями
в
развитии.
Отчасти
этому
способствует
определенная
либерализация
системы
образования,
расширяющая
права
детей
и
их
родителей,
декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей. Таким
образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный
запрос и как траектория развития гуманистического общества. Основная цель работы ДОО
при
внедрении
инклюзивной
практики
—
обеспечение
условий
для
воспитания
и
образования детей с разными психофизическими особенностями развития. Работу по
организации
образовательного
процесса
в
ДОО
мы
построили
в
трех
основных
направлениях:
● работа с педагогами;
● работа детьми;
● взаимодействие с родителями дошкольников.
1.
Работа
с
педагогами.
Основные
цели.
Организация
мероприятий
по
повышению
компетентности педагогов в организации инклюзивного образования через различные
формы: консультации специалистов, беседы, педагогические советы, тренинги, семинары-
практикумы, показ занятий, КПК, привлечение к работе центров доверия, работающих в
сфере помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Формирование готовности
педагогов в работе опираться на индивидуальные особенности детей с ОВЗ, не ущемляя
интересы и потребности всех детей.
Особое значение имеет готовность педагога к коррекционно-педагогической деятельности,
которая
включает:
гуманистическую
позицию
педагога
по
отношению
к
ребенку;
личностно-ориентированный
подход
в
коррекционно-педагогической
деятельности;
знание
психологических
особенностей
детей
с
ЗПР;
владение
современными
педагогическими технологиями; знание специфики работы с детьми с ЗПР; знание опыта
творческой деятельности других педагогов; владение способами саморазвития, навыками
саморегуляции собственной личности и деятельности. Педагоги, которые работают на
инклюзивных группах, должны понимать специфику организации работы. Здесь важно
донести
до
педагогов,
работа
ющих
с
детьми
с
ЗПР,
что
основное
внимание
в
педагогической
деятельности
необходимо
уделять
развитию
психических
процессов
ребенка.
2.
Работа
с
детьми.
Построение
инклюзивного
процесса
в
группе
1.
Комплексное
обследование индивидуальных особенностей детей инклюзивной группы (3 раза в год). 2.
Анализ диагностической работы в процессе взаимодействия педагогов и специалистов. 3.
Составление индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ (на 1-е и 2-е
полугодия). 4. Составление коррекционно-образовательной адаптированной программы на
год,
позволяющей
освоить
основную
образовательную
программу
с
учетом
индивидуального
темпа
развития
ребенка.
Мы
используем
парциальную
«Программу
воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией
Л.
Б.
Баряевой.
5.
Организация
совместной
жизнедеятельности
детей
в
условиях
инклюзивной
группы.
6.
Оценка
эффективности
инклюзивного
образовательного
процесса.
Учителем-дефектологом составляется индивидуальная карта ребенка с ЗПР, в которой
отражены
фамилия,
имя
ребенка,
данные
медицинского
анамнеза,
исследование
индивидуально-личностных особенностей — эмоционально-волевых качеств (заполняется
психологом); исследование познавательных процессов: развитие восприятия, внимания,
памяти, наглядно-действенного, наглядно-образного и словеснологического мышления (в
соответствии с возрастом); состояние учебных навыков — фонематического восприятия и
представления; развитие элементарных математических представлений; развитие общей,
мелкой моторики и элементарных графических навыков. По результатам диагностики
дефектологом
пишется
заключение,
на
основе
которого
совместно
с
педагогами
составляется
индивидуальный
маршрут
каждого
ребенка
с
ЗПР
на
полугодие,
позволяющий
детям
осваивать
программу
в
индивидуальном
темпе.
Учителем-
дефектологом
формулируются
задачи,
методические
приемы
и
методы,
результат.
Специфика коррекционно образовательного процесса Для детей с ЗПР занятия носят
игровой характер и ориентированы на развитие психических процессов. Ежедневно в
совместную
образовательную
деятельность
включаются
игры
на
развитие
внимания,
памяти, произвольности движений, самоконтроля, формирование эмоциональной сферы
детей.
Воспитатель
по
рекомендациям
учителя-дефектолога
и
психолога
подбирает
разноуровневый
материал,
игры,
упражнения
с
учетом
ресурсов,
дефицитов
и
индивидуальных особенностей дошкольников с ЗПР. Главная задача педагогов — научить
детей
удивляться,
развивать
у
них
познавательный
интерес,
для
этого
используются
«яркие пятна» в виде загадок, проблемных ситуаций, необычных опытов, познавательных
фактов и др. Приемы, стимулирующие психоречевое развитие дошкольников
● Выполнение действий с предметами;
● выполнение просьбы, поручения;
● создание проблемной ситуации;
● вплетение в занятие игры и речи детей;
● многократное проговаривание речевого материала;
● комментирование всех действий педагогом и ребенком;
● проведение речевой работы в форме диалога;
● выполнение упражнений для мелкой моторики, для координации речи с движением;
● положительная эмоциональная оценка работы детей.
Педагогам
рекомендуется
проводить
индивидуальную
работу
с
ребенком
как
продолжение подгруппового занятия с учителем-дефектологом и проводить ее до тех пор,
пока
ребенок
не
усвоит
программный
материал,
порой
приходится
несколько
раз
возвращаться к изученной теме. Педагогу следует помнить про четкую, немногословную
инструкцию.
Эффективным
условием
является
организация
развивающей
предметно-
пространственной
среды
в
группе
для
проявления
ребенком
самостоятельности
и
активности. Поскольку дети с ЗПР склонны к переутомлению и возбудимы, то мир вокруг
них должен быть не только разнообразен, манящ и ярок, но и комфортен, безопасен и
рационально
организован.
При
проектировании
развивающей
среды
учитываются
потребности ребенка в общении, в движении, в познании. Среда создается с учетом
рекомендаций Л. В. Баряевой. Для этого выделены центры: сенсомоторного развития,
конструирования,
сюжетно-ролевой,
театрализованной
игры,
физкультурный,
уголок
уединения,
художественного
творчества,
природы,
литературный,
занимательной
математики, развития речи. Особое внимание мы уделяем играм на развитие психических
процессов.
3.
Взаимодействие
с
родителями.
Основная
цель
—
это
обеспечение
психолого-
педагогического
сопровождения
детей
и
родителей,
повышение
педагогической
грамотности родителей, вовлечение их в образовательный процесс в качестве активных
участников
посредством
обучения
приемам
взаимодействия
с
детьми,
организации
совместной практической деятельности. Для реализации данной цели мы разработали
цикл мероприятий по развитию психических процессов. Это могут быть индивидуальные
консультации
по
запросам,
посещение
открытых
занятий,
семинары-практикумы,
тренинги, совместные досуги, анкетирование. Также одной из главных задач является
формирование у родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, гармонизация детско-
родительских отношений.