Напоминание

Инклюзивное образование: практика сопровождения детей с задержкой психического развития в ДОО


Автор: Замоломская Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование: практика сопровождения детей с задержкой психического развития в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инклюзивное образование: практика сопровождения детей с задержкой

психического развития в ДОО

Стремление

к

тому,

чтобы

дети

с

особыми

образовательными

потребностями

воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками,

становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих

ребенка

с

отклонениями

в

развитии.

Отчасти

этому

способствует

определенная

либерализация

системы

образования,

расширяющая

права

детей

и

их

родителей,

декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей. Таким

образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный

запрос и как траектория развития гуманистического общества. Основная цель работы ДОО

при

внедрении

инклюзивной

практики

обеспечение

условий

для

воспитания

и

образования детей с разными психофизическими особенностями развития. Работу по

организации

образовательного

процесса

в

ДОО

мы

построили

в

трех

основных

направлениях:

● работа с педагогами;

● работа детьми;

● взаимодействие с родителями дошкольников.

1.

Работа

с

педагогами.

Основные

цели.

Организация

мероприятий

по

повышению

компетентности педагогов в организации инклюзивного образования через различные

формы: консультации специалистов, беседы, педагогические советы, тренинги, семинары-

практикумы, показ занятий, КПК, привлечение к работе центров доверия, работающих в

сфере помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Формирование готовности

педагогов в работе опираться на индивидуальные особенности детей с ОВЗ, не ущемляя

интересы и потребности всех детей.

Особое значение имеет готовность педагога к коррекционно-педагогической деятельности,

которая

включает:

гуманистическую

позицию

педагога

по

отношению

к

ребенку;

личностно-ориентированный

подход

в

коррекционно-педагогической

деятельности;

знание

психологических

особенностей

детей

с

ЗПР;

владение

современными

педагогическими технологиями; знание специфики работы с детьми с ЗПР; знание опыта

творческой деятельности других педагогов; владение способами саморазвития, навыками

саморегуляции собственной личности и деятельности. Педагоги, которые работают на

инклюзивных группах, должны понимать специфику организации работы. Здесь важно

донести

до

педагогов,

работа

ющих

с

детьми

с

ЗПР,

что

основное

внимание

в

педагогической

деятельности

необходимо

уделять

развитию

психических

процессов

ребенка.

2.

Работа

с

детьми.

Построение

инклюзивного

процесса

в

группе

1.

Комплексное

обследование индивидуальных особенностей детей инклюзивной группы (3 раза в год). 2.

Анализ диагностической работы в процессе взаимодействия педагогов и специалистов. 3.

Составление индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ (на 1-е и 2-е

полугодия). 4. Составление коррекционно-образовательной адаптированной программы на

год,

позволяющей

освоить

основную

образовательную

программу

с

учетом

индивидуального

темпа

развития

ребенка.

Мы

используем

парциальную

«Программу

воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией

Л.

Б.

Баряевой.

5.

Организация

совместной

жизнедеятельности

детей

в

условиях

инклюзивной

группы.

6.

Оценка

эффективности

инклюзивного

образовательного

процесса.

Учителем-дефектологом составляется индивидуальная карта ребенка с ЗПР, в которой

отражены

фамилия,

имя

ребенка,

данные

медицинского

анамнеза,

исследование

индивидуально-личностных особенностей — эмоционально-волевых качеств (заполняется

психологом); исследование познавательных процессов: развитие восприятия, внимания,

памяти, наглядно-действенного, наглядно-образного и словеснологического мышления (в

соответствии с возрастом); состояние учебных навыков — фонематического восприятия и

представления; развитие элементарных математических представлений; развитие общей,

мелкой моторики и элементарных графических навыков. По результатам диагностики

дефектологом

пишется

заключение,

на

основе

которого

совместно

с

педагогами

составляется

индивидуальный

маршрут

каждого

ребенка

с

ЗПР

на

полугодие,

позволяющий

детям

осваивать

программу

в

индивидуальном

темпе.

Учителем-

дефектологом

формулируются

задачи,

методические

приемы

и

методы,

результат.

Специфика коррекционно образовательного процесса Для детей с ЗПР занятия носят

игровой характер и ориентированы на развитие психических процессов. Ежедневно в

совместную

образовательную

деятельность

включаются

игры

на

развитие

внимания,

памяти, произвольности движений, самоконтроля, формирование эмоциональной сферы

детей.

Воспитатель

по

рекомендациям

учителя-дефектолога

и

психолога

подбирает

разноуровневый

материал,

игры,

упражнения

с

учетом

ресурсов,

дефицитов

и

индивидуальных особенностей дошкольников с ЗПР. Главная задача педагогов — научить

детей

удивляться,

развивать

у

них

познавательный

интерес,

для

этого

используются

«яркие пятна» в виде загадок, проблемных ситуаций, необычных опытов, познавательных

фактов и др. Приемы, стимулирующие психоречевое развитие дошкольников

● Выполнение действий с предметами;

● выполнение просьбы, поручения;

● создание проблемной ситуации;

● вплетение в занятие игры и речи детей;

● многократное проговаривание речевого материала;

● комментирование всех действий педагогом и ребенком;

● проведение речевой работы в форме диалога;

● выполнение упражнений для мелкой моторики, для координации речи с движением;

● положительная эмоциональная оценка работы детей.

Педагогам

рекомендуется

проводить

индивидуальную

работу

с

ребенком

как

продолжение подгруппового занятия с учителем-дефектологом и проводить ее до тех пор,

пока

ребенок

не

усвоит

программный

материал,

порой

приходится

несколько

раз

возвращаться к изученной теме. Педагогу следует помнить про четкую, немногословную

инструкцию.

Эффективным

условием

является

организация

развивающей

предметно-

пространственной

среды

в

группе

для

проявления

ребенком

самостоятельности

и

активности. Поскольку дети с ЗПР склонны к переутомлению и возбудимы, то мир вокруг

них должен быть не только разнообразен, манящ и ярок, но и комфортен, безопасен и

рационально

организован.

При

проектировании

развивающей

среды

учитываются

потребности ребенка в общении, в движении, в познании. Среда создается с учетом

рекомендаций Л. В. Баряевой. Для этого выделены центры: сенсомоторного развития,

конструирования,

сюжетно-ролевой,

театрализованной

игры,

физкультурный,

уголок

уединения,

художественного

творчества,

природы,

литературный,

занимательной

математики, развития речи. Особое внимание мы уделяем играм на развитие психических

процессов.

3.

Взаимодействие

с

родителями.

Основная

цель

это

обеспечение

психолого-

педагогического

сопровождения

детей

и

родителей,

повышение

педагогической

грамотности родителей, вовлечение их в образовательный процесс в качестве активных

участников

посредством

обучения

приемам

взаимодействия

с

детьми,

организации

совместной практической деятельности. Для реализации данной цели мы разработали

цикл мероприятий по развитию психических процессов. Это могут быть индивидуальные

консультации

по

запросам,

посещение

открытых

занятий,

семинары-практикумы,

тренинги, совместные досуги, анкетирование. Также одной из главных задач является

формирование у родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, гармонизация детско-

родительских отношений.



В раздел образования