Автор: Колесникова Екатерина Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД "Кизлярская гимназия-интернат "Культура мира"
Населённый пункт: Республика Дагестан, город Кизляр
Наименование материала: ΧVΙ Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, "МОЯ СТРАНА-МОЯ РОССИЯ"
Тема: Номинация "Моя семья" номинация Российской академии образования
Раздел: среднее образование
ГКОУ РД «Кизлярская гимназия – интернат «Культура мира»
ΧVΙ Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов
в сфере образования, направленных на социально – экономическое
развитие российских территорий,
«МОЯ СТРАНА - МОЯ РОССИЯ»
Номинация «Моя семья»
(номинация Российской академии образования)
Подготовила: Колесникова Екатерина
Константиновна,
ГКОУ РД «Кизлярская гимназия –
интернат «Культура мира»,
учитель русского языка и литературы,
телефон: 89286764492
Аннотация
В своем проекте я стремилась отразить формирование понимания такой
базовой
общечеловеческой
ценности,
как
семья,
важности
семьи
для
человека. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о
порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным
ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви,
дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он
усваивает представления о себе, о других и о мире в целом.
Семья формирует наши нравственные и человеческие качества. Фотографии,
документы, письма и награды бережно хранятся и передаются по наследству
в моей семье. Мысль о том, что я продолжаю род своего отца, который
прошел через многие испытания, помогает мне жить достойно его памяти. Я
горжусь тем, что мои внуки и правнуки будут знать, кем был их дед и прадед,
а медали и ордена будут напоминать им, как он завоевывал победу.
Я горжусь своей семьей, горжусь своими детьми и внуками. Горжусь тем, что
родилась в СССР, живу и приумножаю богатства моей необъятной России.
Что бы ни случилось с тобой, моя Россия, моя семья придет к тебе на
помощь, отдаст тебе частичку своего сердца.
Путем исследовательской работы я все больше узнаю информации о моем
отце,
его
участии
в
различных
исторических
событиях,
о
его
военном
маршруте,
боевых наградах. В ходе изучения информации о моем отце и
соотнесения
ее
с
различными
историческими
фактами
и
эпохами
у
наследников будут развиваться такие качества, как патриотизм, любовь к
Родине, чувство сопричастности к судьбе страны. Данный материал может
быть использован в школе на классных часах нравственного воспитания, в
школьном
музее
и
как
исторический
материал о
ветеранах
Великой
Отечественной войны в городских, сельских и детских библиотеках.
Содержание работы:
1.Введение..……………………………………………………………...4
2. Основная часть.………………………………………………………6
2.1. Семья Иноземцева Константина Александровича..………..…...6
2.2. Из воспоминаний…………………………………..…………….….9
2.3. Архивные материалы…………………………….……………......11
3.Моя семья. …………………………………………….…………..….13
4. Заключение…………………………………………….……………..17
Список использованной литературы…………………….…………….20
Мои рассказы…………………………………………………………...21
3
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное
малодушие.
А.С. Пушкин
1. Введение.
Путем исследовательской работы я все больше узнаю информации о
моем отце, его участии в различных исторических событиях, о его военном
маршруте,
боевых наградах. В ходе изучения информации о моем отце и
соотнесения
ее
с
различными
историческими
фактами
и
эпохами
у
наследников будут развиваться такие качества, как патриотизм, любовь к
Родине, чувство сопричастности к судьбе нашей России. Данный материал
может
быть
использован
в
школе
на
классных
часах
нравственного
воспитания, в школьном музее и как исторический материал о ветеранах
Великой Отечественной войны в городских, сельских и детских библиотеках.
Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны. Долгими
зимними вечерами мой отец часто рассказывал нам, своим детям, о своей
нелегкой сиротской жизни, о том, как воевал, освобождал нашу священную
землю от врага, когда и как был ранен, какой ценой ему достались военные
награды.Разговаривая с отцом в детстве, я поняла, какой ценой завоевано
счастье и мир на Земле.
Но
мало
кто
знает,
что
перенесли
наши
отцы
и
деды
в
военное
лихолетье, с какими трудностями и невзгодами им пришлось столкнуться,
каковы
их
впечатления
о
той
страшной
войне.
И
я
решила
узнать
и
почувствовать на основе услышанного всю тяжесть тех далеких страшных
военных событий, донести ее до своих детей и внуков.
Все,
что
я
узнала
о
своем
отце,
Иноземцеве
Константине
Александровиче, я отразила в своем сборнике «Радуга моей души», который
выпустила
в
2017
году,
в
частности
в
рассказах
«Смейся,
малыш!»,
«Встреча», «Мы помним тебя, Тишка!».
Актуальность работы. Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин
будущего.
Для меня очень важно, чтобы осталась память о моем отце не только в
виде
фотографий
и
наград,
а
как
книга,
построенная
на
основе
воспоминаний.
Молодое
поколение должно помнить, что война и мир –
вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека.
Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И,
конечно,
понятия
«война»
и
«мир»
несовместимы.
Актуальность
своей
работы я вижу еще и в том, что мы, взрослые, должны хранить и передавать
память о подвигах наших отцов и дедов нашим детям и внукам. Наши дети не
должны забывать, какой ценой завоеваны мир и счастье на Земле.
4
Моего отца уже нет в живых, но память о нем навсегда сохранят мои
дети и внуки в своем сердце.
Гипотеза: Семья – это самое красивое и ценное, что есть у человека. Ее
нужно
хранить,
оберегать.
Нужно
передавать
из
поколения
в
поколение
семейные ценности и традиции. Ведь потерять семейные корни, семейную
почву – это трагедия. Да, именно трагедия. Помнить и чтить военную жизнь
наших
отцов,
дедов
и
прадедов
–
великая
честь
для
нашего
молодого
поколения, это большая ответственность, это святыня.
Чем отличаются жизненные позиции ветеранов ВОВ и сегодняшней
молодежи?
Считаю,
что
еще
не
утрачены
моральные
принципы
самоутверждения,
умения
сопереживать,
любить
Родину
и трудиться,
создавая что-то новое и необходимое не только себе, но и всем людям. Не все
школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их
страшном
и
жестоком
детстве,
не
все
понимают,
что
значит
жизнь
без
детской игры, звонкого смеха.
Цель исследования:
Доказать на примере жизни моего отца, что семья – один из шедевров
природы, что без веры в человека не может держаться не только семья, но и
целое
государство.
Память
о
предыдущих
поколениях
–
это
нить,
соединяющая прошлое и будущее.
Восстановить связь между поколениями, содействуя передаче позитивного
семейного
опыта
старших
поколений,
духовных
и
моральных
ценностей
человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей
семьи,
к
истории
страны,
укрепление
духовно-эмоциональной
связи
поколений.
Объект исследования:
Военные
события
в
жизни
ветерана
Великой
Отечественной
войны
Иноземцева Константина Александровича.
Хронологические рамки: период Отечественной войны с 1941 по 1945
годы мирное время.
Задачи работы:
1.Изучить архивные материалы военных дорог ветерана ВОВ Иноземцева
Константина Александровича на территории Польши.
2.
Рассказать
военной
жизни
и
наградах
моего
отца
Иноземцева
Константина Александровича.
3.Рассказать о семье Иноземцевых и о своей семье.
Я постараюсь показать на примере реальной человеческой судьбы, что
семейные
ценности,
здоровый
образ
жизни,
активная
жизненная
позиция,
основанная
на
любви,
патриотическом
отношении
к
Родине,
способствуют
гармоничному
развитию
человека,
формируют
ответственное
отношение
к
труду, обществу, семье.
Методы исследования:
1.Описательный метод.
2.Метод собственного творчества.
5
2.Основная часть.
2.1. Семья Иноземцева Константина Александровича.
Несомненно,
в
жизни
любого
народа
есть
незыблемые
истинные
ценности, во многом схожие: семья, нравственность. На мой взгляд, семья
– это хранилище нравственности. Так что же такое семья? Любой ответит –
это папа, мама, я. И действительно, семья - это родители и дети. А ещё семья
– это взаимопонимание, взаимоподдержка и любовь. Счастлива та семья, в
которой царит гармония. На мой взгляд, наша семья именно такая. Родители с
самого раннего детства воспитывали во мне уважение к старшим, любовь к
труду, честность, целеустремлённость, ответственность и другие качества,
которые необходимы для жизни в обществе. Я уверена, что эти качества
помогут
мне
добиться
поставленной
цели,
реализовать
свой
творческий
потенциал.
Семья Иноземцевых из села Карла Маркса Кизлярского района… Какая
же ты большая! Глава семейства – Иноземцев Константин Александрович,
супруга – Василиса Леонтьевна, старшая дочь Анна, сын Владимир, дочь
Любовь,
дочь
Екатерина,
дочь
Людмила..
Четыре
дочери
и
сын.
Какое
богатство и радость для родителей!
1946 год. Зима в этот год выдалась очень холодной. Злые метели замели
все
дороги,
овраги,
степи.
Деревья,
покрытые
корочкой
льда,
ждали
ласкового прикосновения человеческих рук. Но так уж устроен мир, в нем
четыре времени года, и каждое идет своим чередом.
В субботу во дворе соседей Ивановых было шумно - все готовились к
свадьбе.
Это
подруга
Василисы
Варька
выходила
замуж
за
местного
колхозного тракториста Василия. Пекли пироги, жарили котлеты, чистили
6
картошку,
нарезали
мелкими
кусочками
сало,
а
невеста
готовила
свой
свадебный наряд…
Воскресное утро началось с яркого зимнего солнца. Едва оно взошло,
как куры и петухи выбежали из катуха и стали клевать зерно, рассыпанное
хозяйкой по кормушкам.
Да и хитрые воробьи не отставали. Они летали очень низко над землей и
на лету подхватывали зерно, а потом, довольные, улетали. А в новом доме
уже
вовсю
ставили
столы,
накрывали
их
белыми
скатертями,
а
мать
складывала дочке приданое: одеяла, подушки, покрывала, постельное белье и
прочие принадлежности. Время летит быстро…
Уже
утомленные
приготовлением,
хозяева
и
наряженная
невеста
с
подружками ждали жениха. Вдруг громкая мелодия гармошки огласила все
село.
Это
Василий
на
украшенной
бричке
ехал
за
невестой.
Лошади
обвешаны разноцветными лентами, бубенцы на их шее громко звенели. А вот
и жених! Красивый, молодой, в новой черной фуфайке, с ярким восковым
цветком в нагрудном кармане улыбается своему счастью. Свадьба началась…
Все гости собрались в доме. «А где же Василиска?- встревожилась
невеста..- Ведь она моя подруга! Видать, корову еще не подоила. Придет!» И
действительно, минут через 15 в дом зашла Василиса. Розовощекая с мороза,
она выглядела еще прекраснее. Ее посадили за стол. А вот и гармонист
заиграл
веселую
мелодию.
Ноги
сами
в
пляс
идут!
Василиса
увидела
молодого гармониста. Он сидел на припечке и играл, а пот так и тек с его
лица. Ведь натопили-то как! Жарко! А он, бедный, играет, веселит народ. Не
выдержала Василиса, подошла к нему и вытерла платочком пот с его лица.
Так зародилась любовь в сердце Константина и Василисы…
7
И вот уже молодая семья Иноземцевых поселилась в городе Кизляр на
улице Достоевского 102. Сам Константин недавно пришел с фронта, работал
учителем в школе, преподавал немецкий язык, музыку, физическую культуру.
А время текло неумолимо, как вода в буйном Тереке…
Сейчас
старшая
дочь
Константина
Александровича
Анна
со
своей
семьей живет в городе Георгиевск Ставропольского края, имеет двоих детей и
пятерых внуков. Сын Владимир с семьей тоже проживает в Георгиевске,
имеет троих детей и троих внуков. Дочь Любовь живет в городе Георгиевск,
имеет двоих детей. Дочь Екатерина имеет двоих детей и четверых внуков,
живет в городе Кизляр. Дочь Людмила живет в городе Георгиевск со своей
семьей, имеет двоих детей.
8
2.2.Из воспоминаний Иноземцева Константина Александровича.
Великая
Отечественная
война
–
одно
из
самых ужасных испытаний, выпавших на долю
нашего
народа.
Ее
тяжести
и
кровопролитие
оставили огромный отпечаток в сознании людей
и имели тяжелые последствия для жизни целого
п о ко л е н и я .
П о
с т а т и с т и к е
В е л и к а я
Отечественная
война
унесла
около
27
млн.
жизней
граждан
Советского
Союза.
Из
них
около 10 млн. – солдаты, остальные – старики,
женщины, дети. Но статистика молчит о том,
сколько
же
на
самом
деле
погибло
в
годы
Великой Отечественной войны. Что такое «27
миллионов»? Если по каждому погибшему из 27
миллионов в стране объявить минуту молчания,
страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что
погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это
страшные для нас и вообще для любого нормального человека цифры. Но
самое страшное – гибли не только взрослые, гибли дети. Дети и война – на
первый взгляд два несовместимых понятия. Но несмотря ни на то, что дети
жили и работали наравне со взрослыми, своим посильным трудом старались
приблизить победу.
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли
в
военкоматы,
прибавляли
себе
год-два
и
уходили
защищать
Родину.
Казалось,
что
настоящая
победа
куется
там,
на
фронте,
а
в
тылу
тихо,
спокойно и безопасно. Конечно, это было не так. Как бы воевали солдаты без
продовольствия, обмундирования, оружия, без моральной поддержки жен?
Война искалечила тысячи людских судеб, отняла самое дорогое – жизнь.
Я много слышала от своего отца о его безрадостном детстве, о суровых и
жестоких днях войны. Вот что он рассказал мне.
-День Победы, конечно же, самый любимый праздник мой. Я в этот
день, как обычно, прихожу в парк, сажусь на скамейку, расположенную
рядом с детской площадкой, и с удовлетворением наблюдаю за малышами, за
их забавными играми. Почему-то именно глядя на них, я более всего ощущаю
величие подвига моих сверстников и неизмеримую гордость за них и за себя.
Потому что мы подарили стране будущее, и детский смех – самая большая
награда нам. Детский смех еще мне дорог, наверное, потому, что самому мне
выпало прожить нелегкое детство, не вышло вдоволь мне посмеяться.
Я родился в 1917 году, в год революции. Знаменательное событие лично
для меня, не правда ли? Но если мне повезло с датой рождения, то с родным
батюшкой – наоборот. Отец был грубым и черствым человеком. Работать не
любил. Жил, как говорят, сам для себя. Не имея поддержки от мужа, мать
9
зарабатывала на хлеб, как могла: белье стирала людям, избы мазала глиной,
дрова колола, в поле работала. Не ела несколько суток, не пила. И вот настал
тот страшный день для меня – не стало матери. Мне было тогда пять лет. Я
перестал слышать ласковые слова. В доме теперь веяло холодом. Помню
лишь хмурый взгляд и глухой голос отца, когда в зимнюю стужу он повелел:
«Одевайся, за дровами поедем». Приехали мы на какое-то поле. Падал снег.
Отец высадил меня и, не сказав ни слова, уехал обратно. Я долго не мог
понять, почему
он меня оставил в поле. И когда потерял его из виду, я
заплакал,
потому
что
мне
было
холодно.
По-видимому,
я
уснул
в
поле,
поэтому не помню, как очутился в незнакомой мне избе, у незнакомой мне
женщины, которую спросонья поначалу принял за мать. Я рассказал им, кто
я, откуда, что зовут Костей и что отец бросил меня в поле. По выражению их
лиц и по тем словам, которыми мои спасители отзывались об отце, я понял,
что
был
обречен
на
гибель.
И
позже,
воюя
с
немцами,
мне
фашисты
представлялись в обличии моего отца. Я просто защищал Родину, я мстил за
свое невеселое детство, я завоевывал счастливое – для своих детей. Весной
нашелся мой дед, и он забрал меня к себе. Но ненадолго. Скончался он скоро,
и
я
попал
в
детский
Дом.
В
нем
жилось
несладко.
Здесь
были
свои
«атаманы»,
которым
мы
обязаны
были
приносить
папиросы,
продукты
разные. А где их взять? Не принесешь, значит, будешь битым. Вот и ходили
мы, сироты, побираться по базарам. Помню, в воскресное утро мы шли на
базар, глаз не можем отвести от прилавка. И груши здесь, и пряники, и
калачи. А одна молодая полная женщина торгует яблоками. Красные такие,
сочные яблоки так и нагоняют аппетит. Пока я торговался с хозяйкой о цене,
двое
моих
товарищей
совали
яблоки
в
карманы.
Раскрыв
нашу
затею,
женщина больно схватила меня за ухо. От испуга я рванулся, что было сил, и
побежал прочь. А вслед еще неслись крики: – Держите вора! Держите вора!
Ох, нелегко мне вспоминать своё детство, душа слезами обливается. Легче
рассказать о войне. Как вражескую колонну автомашин уничтожил, воевал в
тылу у немцев, был ранен, лежал в госпитале, создавал партизанские отряды,
за что меня, кстати, наградили орденом Славы. Далеко позади остались
неимоверно трудные дороги войны. Но знаете, не тяжела ноша прожитых лет.
Я с радостным сердцем наблюдаю, как играют малыши, и понимаю, как
никто другой, какое это счастье, что мы победили в той страшной войне.
10
2.3. Архивные материалы.
Мой отец, Иноземцев Константин Александрович, во время войны был
командиром боевых орудий сорокопяток. 45-мм пушки образца 1937 года
полагались
по
штату
противотанковым
взводам
стрелковых
батальонов
Красной Армии (2 орудия), противотанковым батареям стрелковых полков (6
орудий) и противотанковым дивизионам стрелковых дивизий (12 или 18
орудий).
Они
же
были
на
вооружении
отдельных
истребительно-
противотанковых артиллерийских частей (полков, бригад и единственной за
всю
историю
ВОВ
1-й
истребительно-противотанковой
дивизии,
чьё
формирование происходило в конце мая 1942 года в Москве на основании
Постановления
ГКО
№ 1607
от
16.04.1942,
Директивы
Зам.
НКО
№
орг/2/784837 от 25.05.1942 в составе 1-й, 2-й, 4-й истребительных бригад по
штату 04/277), с полками, в составе которых было 4—5 4-орудийных батарей.
ИПТАБры состояли из 3 ИПТАП, но могли иметь и другие типы орудий.По
состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621
штук 45-мм орудий.
Пушка
предназначалась
для
борьбы
с
танками,
самоходками
и
бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость
была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню.
Этого
было
достаточно
для
борьбы
с
бронетехникой,
защищённой
противопульной
бронёй.
Длина
ствола
орудия
составляла
46
клб.
Последующие, модернизированные, орудия калибра 45 мм имели большую
длину.
Короткоствольные
образцы
(46
клб)
солдаты
ласково
называли
"мордобойками". В руках опытных и тактически умелых командиров это
орудие
представляло
серьёзную
угрозу
для
вражеской
бронетехники.
П ол ожи т е л ьн ы ми
е го
кач е с т ва ми
б ы л и
в ы с о ка я мобильность и
лёгкость маскировки.
Благодаря
этому
45-мм
пушки
образца
1937
года
использовались даже партизанскими отрядами.
Сколько уничтожено этими орудиями немецких танков! А как начищали
пушки перед наступлением, знали: враг должен быть уничтожен! Мой отец
11
хорошо
знал
немецкий
язык,
поэтому
его
часто
отправляли
в
разведку.
Возвращались бойцы с добытыми ценными сведениями, нередко приводили с
собой и
«языка» - немецкого офицера, у которого находились ценные
военные сведения. За боевые заслуги он награжден Орденами и медалями.
Из «Истории города Кизляр» я узнала, что с воинами – фронтовиками
постоянно
были
связаны
пионеры
и
школьники.
В
своей
работе
они
старались
походить
на
взрослых,
прекрасно
понимали
стоящие
задачи,
понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить
немецко
–
фашистских
захватчиков,
которые
прервали
мирную
жизнь,
лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья. Они сознавали:
для того, чтобы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а
для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается.
И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи
армии.
Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для
воинов
–
фронтовиков,
ребята
нашего
города
приняли
самое
активное
участие. Нетрудно представить, какую радость подарки доставляли воинам –
фронтовикам.
Как
правило,
каждая
посылка
с
подарками
фронтовикам
сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца
или командира.
В интернете я нашла военную карту - путь, пройденный моим отцом.
Он воевал в Польше в городе Пшемысль. Но архивных документов моего
отца очень мало.
В средней школе №7, в школе поселка Южного Кизлярского района, в
школе №5 им. А.С.Макаренко проходили мероприятия, посвященные памяти
участников Великой Отечественной войны. И мой отец не исключение. Его
фотографии, стенды о его военных дорогах хранятся в школе – находятся в
«Уголках памяти». На митингах в честь Великого праздника Дня Победы
звучит и фамилия моего отца – Иноземцева Константина Александровича.
Его фамилия находится на мемориальной доске Памяти у нас в городе.
12
3.Моя семья.
Я ,
К о л е с н и к о в а
Е к а т е р и н а
Константиновна,
родилась
в
г.
Кизляре
Республики
Дагестан
7
августа 1958 года в семье рабочих. В
1965 году пошла в 1 класс средней
школы № 5 им. А.С. Макаренко. По
окончании средней школы поступала
в
ДГУ
на
факультет
иностранных
языков (английское отделение), но не
поступила
-
не
хватило
0,5
балла.
Пошла
работать
на
т е л е г р а ф ,
получила
профессию
«телеграфист-
радист 2 класса».
В
1976
году
вышла
замуж,
поменяла
фамилию
Иноземцева
на
Колесникову
и
пошла
работать
на
завод «КЭМЗ», в цех №55, освоила
профессию
электромонтажника.
На
протяжении
многих
лет
бы л а
с е к р е т а р ё м
к о м с о м о л ь с к о й
организации.
Имею
памятны й
комсомольский
билет.
Неоднократно
являлась
победителем
в
конкурсах
«Лучший по профессии», была награждена ценными подарками, денежными
премиями, Почётными грамотами.
В
1987
году
поступила
в
ДГУ
в
г.
Махачкала
на
филологический
факультет
заочного
отделения.
В
1992
году
закончила
ДГУ
и
получила
диплом.
С 1990 года работаю в сфере образования учителем русского языка и
литературы. Работала в гимназии №6 имени А.С.Пушкина. В настоящее
время
работаю
в
гимназии-интернате
«Культура
мира»
социальным
педагогом и учителем русского языка и литературы.
Имею статус учителя высшей категории, звание «Отличник Республики
Дагестан», «Почётный работник РФ», являюсь ветераном труда.
Всегда принимала и принимаю активное участие в Республиканских и
Российских конкурсах с моими учениками «Шаг в будущее», «Памяти Расула
Гамзатова»,
представляла
на
Республиканский
конкурс
стихи
учащихся
интерната, за что были награждены Дипломами и Грамотами.
Много лет занимаюсь поэзией – пишу стихи и рассказы. Мои стихи
публикуются в местной газете «Кизлярская правда», в Книгах города. А в
2017 году я выпустила свой сборник стихов «Радуга моей души».
13
За отличную работу награждена различными грамотами почёта.
Просто жить - не стоит. Жить стоит только тогда, когда жизнь есть
счастье. А счастье – это мои дети и внуки – моя семья. Она у меня большая:
глава семейства – мой супруг, Колесников Иван Петрович, казак, награжден
Орденом генерала А.П.Ермолова.
Я,
его
супруга,
Колесникова
Екатерина
Константиновна,
мой
сын
Анатолий, дочь Елена. (Сын с семьей и дочь с семьей живут в городе
Выборге Ленинградской области.)
14
Старший внук Владислав в настоящее время служит в рядах Отечества в
Саратовской области. Внучка Мария учится в 6 классе, внук Иван учится в 7
классе,
он
спортсмен,
занимается
боксом,
имеет
ряд
наград,
дипломов,
грамот,
медали.
Внук
Максим
пошел
по
стопам
старшего
брата
Ивана,
занимается боксом, в 2019 году пойдет в 1 класс.
15
Память…
Она вечна. Ее не вычеркнешь из жизни, не вырубишь и
топором. Она оживляет даже камни прошлого. Память – это медная доска,
покрытая
буквами,
которые
время
незаметно
сглаживает,
если
порой
не
возобновлять их резцом. Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
16
4.Заключение.
Память о предыдущих поколениях – это нить, соединяющая прошлое и
будущее.
Забыв
своих
предков,
мы
потеряем
корни,
и
прервется
связь
поколений и связь времен. Пока не прервалась связь с прошлым, мы должны
научить
молодое
поколение
пониманию,
чувству
долга,
христианскому
терпению и всепрощающей любви.
Память – наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый
человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему
вторым
рождением,
переломом
во
всей
дальнейшей
судьбе.
С
этими
воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях.
Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда
не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Память – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет мои
внуки с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде Иноземцеве
Константине
Александровиче,
который
был
фронтовиком.
Великая
Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не
случилось
более
страшного,
но
и
чтобы
люди
помнили,
что
человек
способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
Все,
что
вынес
мой
отец,–
это
подвиг,
самопожертвование
во
имя
Победы. Он ковал победу для своих детей и внуков. Он ковал победу для
людей всей Земли. Ему уже не снится то страшное время – он умер, умер со
славой, умер с памятью в сердце о своей семье.
Великую жизнь прожил мой отец. Каким удивительным человеком он
был!
Он
был
очень
ответственным,
трудолюбивым,
целеустремленным.
Константин
Александрович
любил
свою
малую
родину,
был
настоящим
патриотом своей страны. Я очень горжусь своим отцом, память о нем всегда
будет служить примером силы мужества, отваги, любви к Родине.
Неуважение
к
предкам
–
есть
первый
признак
безнравственности.
Особое почитание могил, семейного очага, национальных традиций- все это
ветви одного дерева, имя которому – патриотизм.
В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное
небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам
необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу
историю, наш народ, нашу страну.
Жизнь
общества
сегодня
ставит
серьезнейшие
задачи
в
области
воспитания
и
обучения
нового
поколения.
Государству
нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные,
дисциплинированные,
грамотные
люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае
необходимости,
встать
на
его
защиту.
В
работе
нашей
школы
одной
из
главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая
составляющая
процесса
воспитания
–
формирование
и
развитие
патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о
воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Эхо войны… Как долго раздается оно в душах людей, кому выпала
17
тяжкая доля испытать все ужасы войны. Болят у солдат старые раны,
навсегда юными остались в их памяти погибшие друзья – однополчане.
Сколько
бы
лет
не
прошло,
в
памяти
человека,
прошедшего
войну,
продолжает жить это страшное время.
За послевоенные годы родились и выросли уже несколько поколений
россиян. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов
и учебников. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их
становится
с
каждым
днём
всё
меньше.
Существует
угроза
утраты
исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.
В феврале 2019 года в городе Каспийск РД состоялся Республиканский
конкурс исследовательских работ и проектов «Науки юношей питают», на
котором я представила свою работу «Эхо войны в моей семье». Эту работу я
посвятила
памяти
моего
отца,
Иноземцева
Константина
Александровича.
Была
дана
высокая
оценка
–
я
заняла
3
место
в
направлении
«Профессиональное мастерство
п е д а г о г а » ,
п о л у ч и в
о т
П р е з и д е н т а
А с с о ц и а ц и и
п е д а го го в
РД
А .
Б .
Байрамбековой
Диплом
3
степени и Нику.
Развитие
страны
зависит
от
того,
н а с к о л ь к о
с и л ь н о
п р и в и т о
подрастающему
поколению
чувство
любви к своим родным, к своему народу, к
Родине,
чувство
ответственности
перед
будущим.
Моя
семья
уверенно
смотрит
в
будущее, и все делает для того, чтобы это
будущее было светлым. Мы трудимся и
отдыхаем, радуемся и печалимся, а самое
главное – что все это мы делаем вместе. А,
как
известно,
по
жизни
семьи,
по
крепости
семейных
уз
можно
судить
о
жизнедеятельности
целого
народа.
Все,
что накоплено в семье веками, передается из поколения в
18
поколение. Нравственные ценности, которые мои родители передали мне, я,
несомненно, передаю будущему поколению – моим детям и внукам, чтобы
они
умели
ценить
основу
основ
–
семью.
Только
в
этом
случае
не
нарушится цепь времен и связь поколений.
Нас держит связь различных поколений,
Всегда творцы судьбы – семь «я»,
В одном порыве общей служим цели-
Всегда одно единое – «семья».
19
Список литературы
Семейный альбом.
Военный архив.
Сайт интернета военного архива.
Сборник Колесниковой Е.К. «Радуга моей души», издательство «Лотос»
г.Махачкала, 2017 г.
Великая Отечественная война. 1941 -1945:иллюстрированная энцикл. М.,
2005. С. 548.
Они сражались за светлое будущее. Очерки и воспоминания. Сборник. 1980г
Колыванов, Г. Внеплановый Сталинград / Г. Колыванов // Независимое воен.
обозрение. 2006. № 3.
Словарь – справочник. Великая Отечественная война.
20
Мои рассказы:
«СМЕЙСЯ, МАЛЫШ!»
День Победы, конечно же, самый любимый праздник мой. Я в этот день,
как обычно, прихожу в парк, сажусь на скамейку, расположенную рядом с
детской площадкой, и с удовлетворением наблюдаю за малышами, за их
забавными игра- ми. Почему-то именно глядя на них, я более всего ощущаю
величие подвига моих сверстников и неизмеримую гордость за них и за себя.
Потому что мы подарили стране будущее, и детский смех – самая большая
награда нам. Детский смех еще мне дорог, наверное, потому, что самому мне
вы- пало прожить нелегкое детство, не вышло вдоволь мне посмеяться. Я
родился в 1917 году, в год 74 революции. Знаменательное событие лично для
меня, не правда ли? Но если мне повезло с датой рождения, то с родным
батюшкой – наоборот. Отец был грубым и черствым человеком. Работать не
любил. Жил, как говорят, сам для себя. Не имея поддержки от мужа, мать
зарабатывала на хлеб, как могла: белье стирала людям, избы мазала глиной,
дрова колола, в поле работала. Не ела несколько суток, не пила. И вот настал
тот страшный день для меня – не стало матери. Мне было тогда пять лет. Я
перестал слышать ласковые слова. В доме теперь веяло холодом. Помню
лишь хмурый взгляд и глухой голос отца, когда в зимнюю стужу он повелел:
«Одевайся, за дровами поедем». Приехали мы на какое-то поле. Па- дал снег.
Отец высадил меня и, не сказав ни слова, уехал обратно. Я долго не мог
понять, почему 75 он меня оставил в поле. И когда потерял его из виду, я
заплакал,
потому
что
мне
было
холодно.
По-видимому,
я
уснул
в
поле,
поэтому не помню, как очутился в незнакомой мне избе, у незнакомой мне
женщины, которую спросонья поначалу принял за мать. Я рассказал им, кто
я, откуда, что зовут Костей и что отец бросил меня в поле. По выражению их
лиц и по тем словам, которыми мои спасители отзывались об отце, я понял,
что
был
обречен
на
гибель.
И
позже,
воюя
с
немцами,
мне
фашисты
представлялись в обличии моего отца. Я просто защищал Родину, я мстил за
свое невеселое детство, я завоевал счастливое – для своих детей. Весной
нашелся мой дед, и он забрал меня к себе. Но ненадолго. Скончался он скоро,
и
я
попал
в
детский
Дом.
В
нем
жилось
несладко.
Здесь
были
свои
«атаманы»,
которым
мы
обязаны
были
приносить
папиросы,
продукты
разные. А где их взять? Не принесешь, значит, будешь битым. Вот и ходили
мы, сироты, побираться по базарам. Помню, в воскресное утро мы шли на
базар, глаз не можем отвести от прилавка. И груши здесь, и пряники, и
калачи. А одна молодая полная женщина торгует яблоками. Красные такие,
сочные яблоки так и нагоняют аппетит. Пока я торговался с хозяйкой о цене,
двое
моих
товарищей
совали
яблоки
в
карманы.
Раскрыв
нашу
затею,
женщина больно 76 схватила меня за ухо. От испуга я рванулся, что было сил,
и побежал прочь. А в след еще неслись крики: – Держите вора! Держите
21
вора! Ох, нелегко мне вспоминать своё детство, душа слезами обливается.
Легче
рассказать
о
войне.
Как
вражескую
колонну
автомашин
уничтожил, воевал в тылу у немцев, создавал партизанские отряды, за что
меня, кстати, наградили орденом Славы. Далеко позади остались неимоверно
трудные
дороги
войны.
Но
знаете,
не
тяжела
ноша
пробитых
лет.
Я
с
радостным сердцем наблюдаю, как играют малыши, и понимаю, как никто
другой, какое это счастье, что мы победили в той страшной войне. – Играй
малыш! Ах, как ты горько плачешь! Ты уронил мяч? Но мяч не бомба, твоему
горю можно помочь... Держи свой мяч, держи его крепко, малыш – это твой
земной шар.
22
«Встреча»
В маленьком украинском городке на площади стояла большая светлая
школа, где учились Алёша Скворцов и Мария Маланич. Подружились они в
первом классе. А началась их дружба так…
Тёплым осенним утром Марийка, размахивая новеньким портфелем,
вприпрыжку бежала по дорожке парка в школу. Красные банты в белый
горошек задорно трепыхались в её тонких косичках, напоминая двух жучков,
собирающихся взлететь. Она и не заметила, как внезапно, словно из-под
земли, перед ней появился вихрастый парнишка и с силой вырвал портфель.
От толчка девочка упала и расплакалась. От пережитого страха и обиды
слёзы текли по её испуганному личику. Неожиданно она увидела перед собой
протянутую руку с родинкой на среднем пальце, похожей на чернильное
пятно.
-Не реви, вставай, вот твой портфель,- обратился к ней светловолосый
мальчик, помогая подняться с земли.
Марийка смущённо шмыгнула носом и поинтересовалась, благодарно
глядя на своего защитника:
-А ты кто?
Оказалось, Алёша Скворцов, ученик их первого класса недавно
приехал с родителями из другого города и на несколько дней опоздал к
началу занятий. Так завязалась их дружба.
Быстро летят школьные годы. Шаловливое детство сменяет порывистая
юность. Десятиклассники Марийка и Алёша сдавали выпускные экзамены,
готовились вместе поступать в медицинский институт. Но скольким планам
не суждено было сбыться!
Летним июньским днём всех людей ошеломила страшная весть: война!
Не сговариваясь, ребята прибежали в школу. Тут же после недолгих споров
решили идти на фронт.
На сборном пункте, во дворе медицинского училища, группами
толпились люди, ожидая команды. Вот старый дед играет на гармошке, а
рядом приплясывает молодой паренёк. Вот седая мать тревожно вглядывается
в лицо сына, словно пытается разгадать его судьбу. Но вот раздаётся короткая
команда: по машинам! А с нею закончилась для хлопцев, мужчин мирная
жизнь, отняла их от дома, жён, матерей, детей… И понесла навстречу войне.
Какая она, эта война?
Лето было в полном разгаре. Солнце палило нещадно. На фронт мчался
эшелон с солдатским пополнением. Под мерный стук колёс в вагонах велись
мужские
неторопливые
разговоры.
Алёша
прислонился
к
дощатой
перегородке,
пытаясь
задремать.
Но
не
давали
заснуть,
тревожили
воспоминания, а вместе с ними возникал тревожный назойливый вопрос: что
там,
впереди?
Доведётся
ли
увидеть
вновь
близких
друзей?
Где
сейчас
Марийка?
До
боли
в
сердце
ясно
представил
её
на
школьном
вечере
в
голубом платье, с сияющими радостью глазами. Мысли неожиданно прервал
23
тяжёлый гул самолётов. Где-то поблизости разорвался снаряд. Невиданная,
чудовищная сила тряхнула вагон. Поезд сошёл с рельсов. Впереди загорелись
вагоны. Мощной волной Алёшу отбросило куда-то в сторону. Он потерял
сознание…
Через несколько суток, очнувшись от беспамятства, он увидел перед
собой лицо незнакомой женщины, которая перевязывала ему голову и тихо,
ласково шептала:
-Потерпи, сынок. Потерпи, солдатик.
В тот день погибло много солдат из эшелона, в котором ехал и Алёша.
Его нашла женщина из соседнего села. Вместе с сыном-подростком привезла
его домой. Спрятав под полом, долго и терпеливо выхаживала неизвестного
раненого солдата, а когда тот поправился, отвела в лес к партизанам.
Небольшим партизанским отрядом, куда попал Алёша, командовал Захар
Морозко. Бойцы побаивались его за строгий, крутой характер, но уважали.
Несколько месяцев провёл Алёша в отряде. Сразу же попросился в разведку.
Но командир молчал, словно обдумывая своё решение, приглядывался.
Однажды Алёшу срочно вызвали к командиру отряда Захару Ивановичу.
За аккуратно сколоченным столом кроме командира уже сидели трое ребят-
бойцов. Отряд готовился к манёвру, результатом которого должно было стать
соединение с двумя другими партизанскими отрядами. Командир коротко
объяснил задачу: разведать и доложить обстановку в близлежащем крупном
селе Горохове, занятом фашистами.
Наконец разведка добралась до Горохова. Уже смеркалось. Над зданием
бывшей сельской школы развевался немецкий флаг, у крыльца стояли два
мотоцикла. Улица была безлюдна. Когда стемнело, к зданию школы стали
подъезжать
автомашины
с
автоматчиками
и
боеприпасами.
Следующей
ночью партизанский отряд провёл удачную операцию, захватив оружие и
ценные сведения.
Война катилась на восток. Грозным смерчем ворвалась она в жизнь
мирных
людей.
Сожжённые
дотла
деревни
и
сёла,
разрушенные
города,
замученные
до
смерти
старики,
женщины
и
дети
–
всё
напоминало
кромешный ад.
Редко выдавались тихие, спокойные вечера, свободные от дежурства в
госпитале. Вот тогда-то и думала Марийка об Алёше. Жив ли? С того дня.
Как ушёл он на фронт, она не получила ни одного письма. Как только
поступала новая партия раненых, она обходила их, жадно вглядываясь в лица:
нет ли среди них её Алексея. Сегодня был день её рождения. В чистой
крохотной каморке, сидя у стола, освещённого тусклым фитильком лампы,
Марийка
почувствовала
какую-то
пустоту
и
страшную
усталость.
В
последнее время она старалась избегать таких вечеров, боялась оставаться на
дежурстве одна. Как только отходили дневные заботы, работа, отнимавшая
все силы, перед глазами вставало всё пережитое: серые похоронки на отца и
двух братьев, лицо матери, убитое горем… Тяжёлые мысли прервал
24
настойчивый стук в дверь. Голос санитарки тёти Клавы:
-Машенька! Машенька! Привезли на станцию раненых! Собирайся!
На
первом
этаже
госпиталя
суетились
медсёстры,
санитарки,
врачи,
обрабатывали раны, осматривали прибывших. У койки раненого солдата с
перебинтованной головой стоял военный главврач.
-Безнадёжен…-услышала
Марийка
отрывок
фразы.
С
жалостью
посмотрела на раненого солдата. Что-то так колонуло сердце! Когда суматоха
кончилась, раненых разместили на койках. Тихо подошла она к солдату,
обречённому на смерть. Поправила одеяло.
-Бедняга, сколько ему осталось мучиться? А его ждут…
Раздался
еле
слышный
стон.
Поднося
к
запёкшимся
от
жара
губам
раненого ложечку с водой, она едва сдержалась от крика: на правой руке она
увидела тёмно-лиловую, похожую на чернильное пятно родинку на среднем
пальце. Алёшка!
Всю ночь Марийка провела у его постели. К утру начался бред, жар.
Не приходя в сознание, солдат скончался. До победы оставалось полгода…
25
Мы помним тебя, Тишка!
В одном далёком хуторе жил мальчик. Звали его Тишка. Жил он в
заброшенной хате. Окна хаты были заколочены досками, в нём никто не жил.
Вот и забрался Тишка в этот дом однажды ночью, да так и остался жить в
нём. Хорошо, что в хате была железная кровать, деревянный маленький стол
да одна табуретка.
Тишка
–
семилетний
мальчик
маленького
роста.
Он
был
похож
на
Филиппка из рассказа. Рыжие волосы его и веснушки блестели на солнце,
словно маленькие подсолнухи. Откуда он появился на хуторе, никто не знает.
Живёт себе и живёт в хате. А чья это хата? Да ничья. Брошенная она! Когда-
то здесь жила одна семья. Старик со старухой померли, а два их сына ушли
на фронт. А где они сейчас, никто не знает.
Тишка… Имя-то какое интересное, ласковое. Тишка от слова «тихоня».
Да не тихоней был мой герой, а проворным мальчуганом.
Проснулся Тишка рано утром оттого, что кто-то облизывал его лицо. «Да
кто же это? Никого у меня нет»,- думал он. Открыв глаза, Тихон увидел
маленького чёрного щенка, который жался к нему от холода. Щенок так
дрожал, что всё его тело тряслось, он жалобно скулил.
-Эй, Жук, ты откуда?-сразу придумав имя щенку, спросил Тишка. –
Ладно, давай жить вместе, вдвоём веселее будет.
И снова он погрузился в сладкий глубокий сон.
Наступило утро. Солнечные лучи уже успели проникнуть сквозь забитые
окна в хату. Вот яркий лучик попал на Тишкино лицо. Оно было чумазым, и
лучик
подумал:
«Разбужу
я
его,
пусть
быстрее
умоется!»
и
стал
лучик
щекотать Тишкины глазки. «Ну, чего, чего… Дай поспать ещё… Рано же,
ну!» - сквозь сон шептал мальчик, а кому-наверное, новому гостю.
Последнее
тёплое
осеннее
солнышко
словно
чувствовало,
что
в
последний раз греет землю своими тёплыми лучами. Ведь на дворе уже конец
октября!
Тишка вышел во двор, сладко потянулся и, вспомнив о госте, ласково
позвал его: «Иди ко мне, мой хороший, иди!» Щенок спросонья заскулил и
короткими шажками побежал уже к своему хозяину. Тишка поделился с ним
куском хлеба и водой. Потом они пошли на заброшенное поле и отыскали там
пять картофелин, а потом долго, почти весь день, бродили они по хутору, по
полю, по густому лесочку.
Наступила
осень
1941
года.
Жук
подрастал,
он
уже
превратился
в
настоящего
пса,
всегда
и
во
всём
слушался
своего
хозяина.
На
хуторе
проживало мало жителей: Тишка со своим Жуком, две старушки и дед-
инвалид – у него не было одной ноги. Вместо неё – деревяшка, подвязанная
кожаным ремнём. Бабка Агафья иногда приносила приблудному Тишке щей
да варёных картошек. Война ещё не коснулась их хутора, поэтому о ней
Тишка ничего не знал.
26
Однажды вечером, возвращаясь из леса в хутор, Тишка услышал глухие
залпы. «Что это? Никак пушки палят. Да откуда в этой глухомани пушки?» -
успокаивал
он
себя.
Возвратился
домой
поздно
вечером.
Усталый,
сразу
заснул. А снился Тишке сладкий сон: он видел свою маму. Вот она бежит ему
навстречу, раскинув широко руки, словно крылья, вот уже сейчас она его
обнимет, прильнёт к своей груди… Вдруг кто-то больно схватил его за руку.
Тишка
открыл
глаза
и
увидел
перед
собой
чужое
лицо.
«А,
патизан!»-
ломаным
русским
языком
сказал
чужак.
Стащив
его
с
кровати,
фриц
направил дуло автомата в грудь мальчика. «Какой я партизан? Я Тишка!»-
сказал он, улыбаясь. Сильным рывком немец стащил Тишку на пол. «Где
патизан?»-повторил
фриц.
«Н-не
знаю»,-
растерянно
проговорил
Тишка.
Когда немец вышел на улицу, Тихон осторожно последовал за ним. Две
немецкие машины с солдатами стояли на дороге недалеко от хаты. Немцы,
вооружённые до зубов, рыскали по лесу. Видно было, что они кого-то искали.
Тишка никогда не видел немцев, а слышал только из рассказов взрослых. А
тут – на тебе! – настоящие фрицы! Их лица были злыми. Мальчик незаметно
выбежал за калитку и помчался в лес. Он бежал без оглядки, боялся, что за
ним побегут и немцы. От усталости он буквально свалился под деревом. В
лесу было холодно, листва на деревьях и кустарниках уже успела пожелтеть.
«Воды бы попить», - подумал Тишка. Закрыв глаза, он замер от усталости.
Глаза его были полузакрыты, губы высохли, а пот, который согревал тело,
становился холодным.
Вдруг он услышал стон. Показалось? Тишка оглянулся, но никого не
увидел. «А где же Жук?»- спросил он самого себя. Собаки рядом не было, и
Тишка стал переживать за своего верного друга. Он поднялся с сырой земли
и, не пройдя пяти шагов, увидел под большим деревом человека в солдатской
форме. Тот лежал неподвижный, а на левой стороне тёплой гимнастёрки
алело красное пятно. Кровь. Кто он, этот человек? Мальчик догадался: это же
раненый солдат! Он подполз к нему и тихим голосом обратился: «Дяденька,
что с вами? Очнитесь. Здесь немцы рядом, Вам нужно уходить». Раненый
открыл глаза и тихо застонал. Он расспросил мальчугана, откуда тот и как
оказался в лесу. Тишка рассказал ему всё.
Иван Тимофеевич ( так звали раненого солдата ) рассказал Тишке о
железном мосте, через который немцы везут подкрепление. Этот мост нужно
срочно взорвать. Для этого и послали Ивана Тимофеевича на боевое задание,
но его ранили, а потом немцы его преследовали. И вдруг Тишка представил
себе страшную картину: вот немцы выводят из хат и бабку Агафью, и
Мироновну, и деда-инвалида Харитона, допрашивают их о партизанах, а они,
бедные, ничего о них-то и не знают. А потом… Мальчик услышал глухие
раскаты пушек. Медлить было нельзя. Хотя он и не знал ни о каком железном
мосте, но всё же спросил солдата, где находится мост.
«Я взорву его, но
только чем? Где взять взрывчатку?» Иван Тимофеевич знал, что перед ним
ребёнок и что только он теперь сможет выполнить боевое задание. «Ну что,
хлопец, надо быстрее взорвать мост, а то много беды принесут
27
фашисты народу нашему. Вон скольких уже убили. Звери они, а не люди!»
Несколько минут солдат думал и думал о чём-то, да и Тихон думал о своём.
Наконец они вместе словно очнулись от чего-то. «Ладно, Тиша, слушай меня
внимательно»,-
по-взрослому
обратился
партизан
к
мальчику.
И
Иван
Тимофеевич рассказал, как осуществить боевое задание.
Жук нашёл Тишку в лесу, и под утро они возвратились на хутор, а там
сразу к бабке Агафье. Он увидел её заплаканную и догадался, что немцы
убили
деда
Харитона.
Сколько
злости
накопилось
у
него
на
фашистов!
Старушка дала Тишке варёных картошек и краюху чёрного хлеба, и он опять
пошёл в лес.
Было раннее осеннее утро. Всё небо было серым от набежавших туч.
Моросил мелкий дождик. Тишка поёжился от мокрой телогрейки. Поправляя
под ней взрывчатку, он направлялся к железному мосту. Вдруг он увидел двух
немецких солдат. Они шли быстро, разговаривая на не понятном Тишке
языке.
Гнев,
ненависть
и
боль
вновь
нахлынули
на
мальчика.
Немцы
обсмотрели весь мост, даже заглянули под него и пошли прямо в лес. А ведь
там
Иван
Тимофеевич!
И
совсем
недалеко!
Нужно
работать
быстро,
необходимо
прочно
привязать
взрывчатку
к
железным
перилам
моста
и
тогда!..
Тишка работал быстро. Своими, ещё не мужскими руками, он крепко
привязал взрывчатку к железным перилам и быстро побежал в лес, вслед за
немцами.
Когда
мальчик
подбежал
к
большому
дереву,
чтобы
немного
отдохнуть, автоматная очередь заставила его спрятаться тут же в кустах.
Ивана
Тимофеевича
расстреляли
немцы.
Теперь
он
не
просто
Тишка,
а
Тишка-партизан. Ведь ему доверили серьёзное боевое задание.
Один, совсем один остался герой моего небольшого рассказа. А через
два
часа
боевое
задание
было
выполнено-железный
мост
взорван!
Не
пройдут
теперь
враги
на
Тишкин
хутор.
С
радостным
чувством
он
возвращался домой. Жук встретил его весёлым лаем. Вдруг свинцовая боль
пронзила Тишку. Он упал, глядя своими растерянными детскими глазами на
Жука. А тот, скуля, тоже свалился рядом. Их расстреляли фашисты. Впадая в
беспамятство, Тишка думал не о том, что никто не узнает о его подвиге, он
думал о том, что выполнил своё первое боевое задание с честью.
Красные струйки дождя разливались из-под Тишки. Он лежал вместе с
Жуком, своим верным другом, закрыв глаза и ничего не чувствуя…
Тишка, мой родной Тишка! Мы любим тебя и никогда не забудем твой
подвиг! Мы помним тебя, Тишка!
28