Автор: Зинченко Лариса Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано дмш
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ п.Горняцкий
Населённый пункт: п.Горняцкий Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка по предмету фортепиано
Тема: "Работа над полифонией в младший классах"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа
п.Горняцкий
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Работа над полифонией в начальных классах»
Преподаватель:
Зинченко Л.М.
2019 год
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..3
Глава Основная часть
1.1.. Общее понятие о певческих способностях учащихся….............4
1.2. Упражнения для развития вокально-интонационных навыков
в младших классах……………………………… …………………….....6
Глава 2.
2.1. Методы и формы работы над развитием гармонического слуха...15
2.2. Игра на фортепиано………………………………………………….16
2.3. Слуховой анализ……………………………………………………...17
2.4. Работа над многоголосием………………………………...............19
2.5. Интонационные упражнения………………………………………...21
2.6. Многоголосное пение………………………………………………...22
Глава 3. Открытый урок: Интонирование интервалов и аккордов
в ладу и от звука…………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………… …….29
Наглядные пособия……………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………….32
3
Введение
В музыкальном образовании одной из дисциплин способствующих воспитанию
музыканта, формированию его музыкального вкуса является сольфеджио.
Основная задача сольфеджио – это организация музыкального слуха учащегося и его
развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой,
исполнительской практике.
Сольфеджио в прямом смысле означает упражнение для голоса в пении по нотам
без слов, но называя ноты (по итальянски от названия нот соль и фа).
Нельзя считать единственной целью сольфеджио только обучение чтению нот с листа
и чистому интонированию. Так определять цель данного курса было бы неверно.
Умение читать ноты и чисто интонировать является лишь необходимой базой для
обучения, условием для достижения более глубоких, и важных задач
.
Основная задача сольфеджио – это организация музыкального слуха
учащегося
и
его
развитие,
а
также
обучение
активному
использованию
слуха
в
творческой, исполнительской практике.
Формы деятельности над развитием гармонического слуха на уроке сольфеджио
следующие:
вокально-интонационные
упражнения,
сольфеджирование,
диктант,
слуховой
анализ,
творческие
упражнения.
Формы
работы
над
развитием
гармонического слуха в ДМШ имеют своей целью накопление у учащихся звуковых
впечатлений,
закрепление
их
в
активном
действии
-
игре
на
фортепиано
интервальных,
аккордовых
цепочек,
в
многоголосном
пении,
анализе
на
слух,
импровизации и сочинении.
4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общее понятие о певческих способностях учащихся
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-
интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций,
различных мелодических оборотов и т. д.). Они помогают развитию музыкального
слуха (ладового, гармонического, мелодического), а также воспитанию практических
навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух. Вокально-интонационные
упражнения закрепляют практически те теоретические сведения, которые учащиеся
получают на уроках сольфеджио. Работа над чистотой интонирования всегда
считалась одной из «важнейших и самых трудных задач в курсе сольфеджио».
В работе над интонационными упражнениями нужно достигать качества пения:
чистоты интонации, строя, правильного дыхания, умения петь распевно.
Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные
попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки
ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов.
Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию
навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме
того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением
полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе
голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют
запоминанию.
Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе
формирования и развития музыкального слуха очень велика.
В исследуемый образовательный период (первый год обучения) основной задачей
преподавателя сольфеджио является умение научить учащихся первоначальным
певческим навыкам: правильному дыханию, связному, распевному пению, чистоте
интонации. Преподаватель при подборе интонационных упражнений должен
учитывать примарную зону голосового аппарата ребенка от ми
1
- до ля
1
октавы, при
классическом диапазоне исследуемой возрастной категории (6-8 лет) от ре
1
– до ре
2
.
Поэтому первоначальный учебный материал должен изучаться в примарной зоне и
только при бережном отношении к голосовому аппарату расширять свои границы.
5
Умелое использование дыхания – один из верных путей раздвижения границ
певческого диапазона у ребенка, так как именно культура певческой атаки определяет
характер работы голосовых связок. Как правило, у детей сила звука ограничена, что
приводит к мягкой звуковой атаке и, следовательно, к воспроизведению спокойного,
мягкого звука средней силы.
Преподаватель сольфеджио должен помнить, что важным критерием проверки
правильного дыхания служит качество звука. Прерывистый, вялый звук – показатель
плохого дыхания. Мышечный тонус плечевой зоны (поднимание ребенком плеч при
вдохе) – также плохой показатель, поскольку включает не нужные для пения мышцы
гортани, что в свою очередь ведет к крикливому, напряженному пению, и,
соответственно к потере интонационной чистоты.
При работе над дыханием и интонационными упражнениями преподавателю
сольфеджио следует также помнить, что ребенку
в исследуемый возрастной период сложно долго петь протяжно, поэтому при выборе
музыкального материала на начальном этапе обучения нужно постараться обойтись
без кантилены. Яркие, подвижные образно-эмоциональные музыкальные примеры
или примеры «усредненные» по темповым характеристикам сыграют в этом возрасте
непременно положительную образовательную роль. При этом выбор
исполнительского темпа не должен «зашкаливать», ребенок всегда должен успеть
себя услышать.
«Глисандирование» - один из наиболее удобных способов интонирования в
данном детском возрасте, особенно на гласных звуках и закрытым ртом простое,
но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий тонус».
Глисандирование производится в максимально широком диапазоне
с различной скоростью и относительно протяжной остановкой на низком или
высоком звуке. Для образности подобное упражнение можно дать детям в
игровом варианте, назвав его «Вопрос - ответ» или «самолетик». На звук «У»
ребята то «взлетают» на верхнюю нотку, показывая при этом подъем рукой, то
опускаются вниз на «посадку». Или произносят гласную «А» с вопросительной
интонацией, а потом ответ «А», но уже повествовательная интонация.
6
Второй этап закрепление вокально интонационной координации.
Сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным.
Следует обращать внимание на точность интонирования, значимость каждого
звука. Нужно приучать ученика к правилу: прежде чем что либо спеть, нужно
сначала точно представить, услышать « внутренним» слухом «слуховой образ». В
дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов
при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для
восприятия навыка чтения с листа.
1.2. Упражнения для развития вокально-интонационных навыков в младших
классах
Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не
основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Хотя пение природный
фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и
хуже. Для любой музыкальной деятельности обязательно хорошее восприятие.
Особенно усилено этим нужно заниматься в младших классах.
Урок должен проходить так, чтобы большую часть времени дети пели и лишь в
промежутках между пением, чтобы дать слегка отдохнуть ребёнку от пения, можно
вводить несложный, лучше в виде рассказов и сказок, теоретический материал.
Урок должен быть построен так, чтобы меняя разную форму работы, дети не
уставали, а активно трудились на протяжении всего урока.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при
распевании, или перед сольфеджированием. При решении этой проблемы следует
помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки
и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных. В первой
четверти учебного года лучше урок начинать с песенки. И совсем не обязательно
чтобы она была лёгкая (мелодически). Самое главное, чтобы она была красивая и
интересная. Тогда дети, очарованные её красотой очень стараются. Цель песенки не в
чистом пении, а в том чтобы «разогреть» голосовые связки и раскрепостить их.
Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон.
Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы
следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые
7
песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.
Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду» или
«Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у».
Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»:
Помогает укрепить интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны
поются на «у» или закрытым ртом вверх и вниз от примарного тона, сначала с
поддержкой фортепиано, потом без нее.
Для того чтобы дети слышали себя, преподавателю необходимо следить за тем,
чтобы дети пели тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь
«тихо и чисто, а не громко и грязно»).
Развитие навыка чистого пения у учащихся 1-го класса следует начинать с
небольших попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах. Например,
Л. Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации (как
показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз). Я полагаю, что
логичнее начинать с интонирования унисона и пения на одном звуке, хотя в
некоторых случаях это и может быть сложнее, чем интонирование нисходящей
8
терции.
Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются ступени,
расширяется диапазон попевок. Для каждого мелодического оборота педагогом
подбираются удобные для пения мелодии, которые поются со словами, ступенями,
нотами от разных звуков. Для закрепления отдельных интонаций полезны различные
игровые формы, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а
творчески.
Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание
Трихорды, тетрахорды, пентахорды – восходящие, нисходящие, с возвращением,
опевания, трезвучия – вот чем мы будем заниматься на протяжении всего первого
класса, но не в одной какой- либо тональности, а сразу во всех (сначала в мажорных).
При пении песен очень полезным упражнением является пропевание их без
текста на звуки «ю», «е» и других гласных звуков, или закрытым ртом.
Упражнение полезно выполнять «не форсированным» звуком без
гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую
линию. При разборе и разучивании песен можно использовать и другие наглядные
формы работы:
- Изображение мелодии графически.
- Работа по столбице, лесенке т.д.
На первом году обучения задача педагога раскрепостить ребенка, привить
основные певческие навыки (правильно брать дыхание, петь естественно, без
напряжения, активно артикулировать). Только после этого можно приступать
непосредственно к работе над интонацией.
Упажнения, разучиваемые на уроках, делятся на две группы. Одни – короткие и
простые - служат материалом для слухового анализа, пения ритмослогами,
транспонирования и т.д. Другие – длинные, более сложные – нужны для развития
образно-художественного мышления.
Например: Предлагается детям прослушать песенку с гармоническим
сопровождением и проследить за текстом, подписанным нотами. Попутно
определяется лад, а также определяется устойчивость последнего звука.
9
Второй раз песня исполняется всем классом, причем, во время пения дети
внимательно следят за текстом по учебнику указательным пальцем.
Обращается внимание, что каждому слогу в песне соответствует определенная
нота, т. е. звук короткий или быстрый.
В третий раз можно повторить песню хлопками, обращая внимание на остановки,
связанные с долгими звуками. Затем уточняем что долгие звуки это звуки
половинные, которые вдвое длиннее четвертных.
Четвертый раз мелодию пропевают с названием нот, при этом указательный палец
передвигается вслед за каждой нотой ( обязательно звучит сопровождение).
Пятое исполнение переносится на клавиатуру, которая нарисована на планшете у
доски. Теперь учитель одновременно с пением показывает звуки на этой большой
клавиатуре ( указательным или средним пальцем на non legato), ученики выполняют
то же самое на своих настольных клавиатурах.
На шестом проигрывании то, что показал учитель, предлагается проделать
ученикам. Кто- то приглашается к большой клавиатуре, трое к фортепиано (один в
центре, двое – с обеих сторон),педагог осуществляет ритмическую пульсацию.
Повторяя песню еще несколько раз, привлекая к работе у доски и за инструментом
разных учащихся и добываясь овладения навыков игры одновременно с пением. При
этом учитель играет сопровождение в ансамбле с учеником.
Дискретно-высотное интонирование голосом и рукой взаимосвязаны. Недаром
многие музыканты, во время игры на инструменте себе подпевают. Это взаимосвязь
является одним из важнейших слагаемых системы профессионального обучения. Это
гарантирует сохранность информации в любых условиях. Одна из составляющих
звуковысотного интонирования мышечная память на дискретного- автономное
действия всех пальцев.
Первые, конечно, трихорды – это маленькие звукорядики из трёх ступенек, но даже
и это некоторым «не под силу». Главное на уроках сольфеджио - терпеливо и
многократно повторять попевки. Можно просто петь трихорды от любого звука,
можно петь и играть, обязательно давать гармоническую поддержку ребятам, так же
можно использовать попевки на трихорд. Например:
10
Одновременно знакомятся с длительностями – восьмые и четвертные (наши
самые первые длительности), чуть позже половинные, затем шестнадцатые .
Просим ребят постараться – каждую нотку посадить на её личную ступеньку.
Для этого надо очень прилежно делать голосом выше и выше или наоборот ниже и
ещё ниже. Очень хорошо на высоких нотах, когда у многих совсем ничего не
получается, попросить их петь не своим голосом, а «писклявым», как у маленького
ребёнка. (I, II, III) и нисходящего (III, II, I) (когда более или менее усвоили), даём
трихорд с возвращением (I,II,III,II,I). Так же даем попевки на пение I - III, III - I
ступени.
Следующий этап пение тетрахордов и пентахордов. Что такое тетрахорд и
пентахорд, надо рассказать с помощью рассказа из методики В.Кирюшина. И сначала
мы поем эти звукоряды от разных нот, а также определяем их на слух. А потом
подключаются попевки.
Также движение мелодии I - V, V - I и движение по звукам трезвучия.
Работая в тональности, говорим об опевании устойчивых ступеней, записываем в
нотные тетради этот мелодический оборот, а потом поем. Для закрепления
теоретических знаний и применения их в практике, используются попевки,
содержащие этот оборот, что способствует лучшему усвоению материала и
определению на слух данного оборота в мелодическом рисунке.
.
11
Также на этой попевке можно объяснить и вспомогательный оборот.
Педагог должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического
приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов,
на которые нацеливает работа. Первоначально отрабатываем отдельно мелодические
рисунки, но затем из наших «фрагментов» составляем разные упражнения.
Упражнение №1: Пентахорд ↑ Опевание V ст. Пентахорд ↓ Опевание I ст.
(I-II-III-IV-V) (IV- VI-V) (V-IV-III-II-I) (VII-II-I)
Так можно написать на доске или сделать наглядное пособие. А затем только
«подставлять» разные тоники.
Упражнение №2: Т53 ↑ Пентахорд ↓ Опевание
(I – I – V) (V – IV – III – II – I) (VII – II – I)
(не забываем делать гармоническую поддержку).
Таких упражнений можно составить множество, часто их менять. При этом
постепенно вырабатывается навык сольфеджирования и ощущения Тоники.
Большую работу проводим для ощущения V ст.( Доминанты). Очень полезное
упражнение «для поисков V ст.» - это когда после Тоники, данной педагогом – дети
поют Т53 (I – III – V) «про себя», а затем (V – I) громко, ( вначале, после Тоники,
данной педагогом, дети поют «молча – про себя» - Т53 (I – III – V)). Все эти
упражнения в классе пропеваются , а дома проговариваются от разных тоник.
Много времени посвящаем интонированию устойчивых звуков, и по горизонтали,
и по вертикали . Не забываем, что устойчивые ступени – это наш стержень на котором
всё держится . Рядом с I cт. – VII и II ; рядом с III cт. – II и IV; рядом c V ст. – IV и VI.
Распевке устойчивых ступеней выделяем время на каждом уроке. Очень
12
большая работа отводится тяготению к Тонике. Тоника, как самая устойчивая ступень
притягивает к себе все неустойчивые и даже устойчивые III и V ст.
Упражнение на тяготения:
Над этим упражнением работаем до тех пор, пока не достигнем чистоты пения и
ощущения ступеней (понятно, что вместо I ступени – подставляем разные Тоники). В
последующих классах продолжается работа над развитием интонационных
навыков , но основой является работа в первом классе.
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-
интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций,
различных мелодических оборотов). Они помогают развитию музыкального слуха
(ладового, гармонического, внутреннего), а так же воспитанию практических навыков
пения с листа, записи мелодий и анализа на слух. Вокально-интонационные
упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения,
которые учащиеся получают на уроках сольфеджио. При работе над
интонационными упражнениями преподаватель должен внимательно следить за
качеством пения (чистота интонации, свободное дыхание).
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения
хором или группами и лишь потом переходить к индивидуальному исполнению.
Интонационные упражнения сначала выполняются в умеренном темпе, в свободном
ритме, в дальнейшем их следует оформить ритмически. Вокально-интонационные
упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто
встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара: цепочки ступеней,
13
интервалов, мелодических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу
для перехода к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть,
сочинению и импровизации. Вокально-интонационные упражнения чаще всего
исполняются в начале урока, при распевании или перед сольфеджио. В 1-2 классах
дети должны приобрести первоначальные навыки правильно брать дыхание, петь
естественным звуком, не форсируя. Педагогу следует научить учащихся при пении
сохранять правильное положение корпуса, головы. Правильное дыхание развивается
на коротких распеваниях от разных звуков, в виде восходящих или нисходящих
секвенций, тренирующих плавный звуковой выдох на протяжном звучании в
замедленном темпе. Например, в 1 классе распевание следует начинать с упражнений
на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Самая удобная для пения гласная –
«у» - «Ду-ду-ду-дудочка» - по полутонам. Затем мелодические обороты постепенно
усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Неточная
интонация не всегда является следствием слабо развитого слуха. Иногда она зависит
от различных физиологических причин, связанных с дефектом голосового аппарата
или неумением владеть своим дыханием, от чего затрудняется процесс
голосообразования. Часто неверная интонация бывает связана со слабой 1 памятью
или является результатом недостаточного внимания. Если мелодия интересна и
воспринимается эмоционально, она запоминается детьми быстрей, ярче других
закрепляется в памяти и легче узнается при прослушивании. Чистая интонация
вырабатывается у детей в результате подражания исполнению педагога при
неоднократном повторении. Она во многом зависит от качества показа. Следует
уделять особое внимание детям, не владеющих своим голосом («гудошникам»). Им
даются отдельные легкие упражнения в удобной для них тесситуре. В процессе
развития слуховых навыков особое внимание уделяется воспитанию внутреннего
слуха. Навык внутреннего слышания, представления знакомой музыки по памяти
(«про себя») необходимо воспитывать с самого начала обучения. Внутренний слух –
сохранение в памяти ранее знакомых мелодий, попевок, ступеней – помогает их
правильному воспроизведению голосом при пении вслух, а также активизирует
творческую фантазию при импровизации мелодии. Данные психологии и педагогики
говорят о том, что всякое понятие может быть усвоено только лишь при активной
деятельности самого учащегося. Иначе говоря: для того, чтобы овладеть каким-либо
14
элементом музыкального языка, недостаточно знать его теоретически, узнавать на
слух – необходимо уметь его спеть. Только активное, самостоятельное
воспроизведение звучания может укрепить в слуховом сознании ученика звуковой
образ и способствовать созданию внутренних слуховых представлений. Поэтому
процесс развития слуха не может обойтись без работы над интонационными
упражнениями.
Каждый год вводится много новых сведений и элементов музыкального языка. Для
их усвоения особенно нужна эта форма работы на уроках сольфеджио и в домашних
заданиях. Многие упражнения полезно повторять от урока к уроку с тем, чтобы
добиться достаточно высокого качества выполнения. То пение гамм, ступеней,
тонического трезвучия с обращениями, пройденных интервалов, секвенций.
Например, тональные секвенции полезны для закрепления строя тональности, для
выработки свободы в названии звуков и ступеней, а также для развития вокальных
данных.
Как правило, они исполняются хором после настройки. Иногда можно поддержать
некоторые звенья соответствующей гармонией. Для развития внутреннего слуха
следует петь их «цепочкой» или чередуя пение вслух с пением «про себя». Но прежде
всего они должны быть проработаны и усвоены в обычном порядке. Для развития
ансамблевого чувства и гармонического слуха следует как можно раньше вводить
пение несложных двухголосных примеров.
Начинать работу над двухголосным пением следует с разучивания несложных
песен или примеров подголосного склада с преобладанием унисонов. Далее можно
использовать 2 параллельное движение голосов: работа над интонационным
двухголосием начинается с пения канонов. На уроках сольфеджио петь надо много,
следует применять разнообразные формы и задания. Но основная задача педагога –
повышать требовательность к качеству пения, не допускать небрежности в
интонации, добиваться красивого, выразительного звучания. И при этом все время
привлекать самих учащихся к оценке пения, воспитывать у них внимание и вкус. Есть
дети с плохими вокальными данными, но и у них следует воспитывать оценочные
навыки, умение слышать и понимать, в чем недостатки данного исполнения. Такая
15
работа будет способствовать развитию мелодического слуха и музыкальности.
Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые
теоретически элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для
создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием
навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без
регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное
освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение
двухголосия.
Глава 2
2.1. Работа над развитием гармонического слуха
В зависимости от этапа обучения — объяснения новой темы; закрепление темы;
итоговая проверка, - надо использовать две группы методов:
1) Теоретические формы работы: сообщения, беседа.
2)
Практические
формы
работы:
сочинения,
подбор
аккомпанемента,
импровизация с заданным условием.
Наряду с изложением теоретического материала мы пользуемся:
А)
Грамзаписями
хоровых
и
инструментальных
произведений
с
целью
выявления
важности
одного
из
ведущих
средств
музыкальной
выразительности-
гармонии.
Б) Наглядными пособиями, таблицами.
На уроке сольфеджио используют следующие формы работы: интонационные
упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ, теоретические сведения, диктант,
творческие
упражнения.
Поэтому
на
втором
этапе
(закрепления
материала)
присутствуют разные формы работы. Среди них:
1) Пение в интонационных упражнениях ступеней, интервалов, аккордов в
тональности и от звука. При этом требовать от учеников чёткости и соблюдения
единого темпа в исполнении.
2) Гармонический анализ небольшого фрагмента произведения.
16
В контрольный урок входят:
1) Письменная работа по музыкальной грамоте (построение гамм, интервалов,
аккордов, выполнения творческих заданий).
2) Письменная работа по сольфеджио: диктант одноголосный или простой по
фактуре двухголосный, запись интервальной и аккордовой последовательности в виде
цифровки в ритме.
3) Устный опрос: сольфеджирование одноголосных и двухголосных номеров,
чтение с листа, в котором надо сделать анализ строения номера, тональный план,
гармоническая основа.
2.2. Игра на фортепиано
Для
развития
гармонического
слуха
очень
важно
играть
интервальные
и
аккордовые
гармонические
последовательности
на
фортепиано,
так
как
это
даёт
возможность вслушиваться в комплексное звучание аккорда и аккордовых цепочек.
Основной смысл таки упражнений - развитие воображения и фантазии учеников. Тем,
кто
не
может
сразу
выполнить
упражнения,
полезно
сначала
прочитать
его
по
вертикали, аккорд за аккордом или интервал за интервалом, затем пропеть верхний
или нижний голос, и, только потом
сыграть последовательность на фортепиано,
добиваясь необходимого характера. Полезно также пропевать один из голосов, играя
остальные голоса на фортепиано. Играть аккордовые цепочки надо вначале одной
рукой, в тесном расположении, затем бас играть левой рукой, а остальные звуки
правой.
Это
небольшие
кадансовые
обороты
надо
играть
в
любой
мажорной
и
минорной
тональности
двумя
руками.
Этот
метод
очень
развивает
слух
и
музыкальность
учащихся,
делает
теоретические
задания
ближе
к
живой
содержательной музыке.
Интервальные цепочки желательно играть с гармоническим сопровождением
2.3. Слуховой анализ
В программе ДМШ слуховой анализ проводится в двух планах: целостный
анализ произведения, его формы, ладотональности, жанровых особенностей, темпа,
17
основных выразительных средств, характерных для данного произведения; и
анализ элементов музыкального языка, то есть интервалов, аккордов, ладов и так
далее.
Гармонический слуховой анализ лучше проводить в классе всеми детьми. Выбор
материала для такого анализа зависит от уровня группы, от инициативы педагога.
Полезно отобрать разнообразные примеры, по возможности, включающие в себя темы
и элементы, пройденные в классе. Можно использовать фрагменты в виде периода из
сонат и симфоний Моцарта, Бетховена, Шуберта, Глинки, Чайковского.
Кроме того, для слухового анализа важно включать фрагменты из произведений
по специальности. Этот анализ позволяет ощутить связь между специальностью и
теоретическими дисциплинами. Выявление этой связи помогает повысить интерес
детей к сольфеджио и музлитературе, существенно влияет на качество музыкального
воспитания в целом.
Помимо устного анализа, встречающихся в примере гармонических средств,
можно рекомендовать и другие формы работы.
1) Запись цифровки примера.
2) Интонирование и игра этой цифровки на фортепиано.
3)
Нахождение
аналогичного
гармонического
оборота
в
произведениях
по
специальности.
4)
Творчески
одарённым
ученикам
можно
предложить
сочинить
небольшую
музыкальную тему с использованием данного аккордового последования.
В
старших
классах
надо
заниматься
гармоническим
анализом
без
помощи
фортепиано:
ученики
смотрят
в
нотный
текст
и
записывают
гармоническое
последование цифровкой. В шестом классе ДШИ среди аккордов используют Д7 с
обращениями и разрешениями, вводные септаккорды, в седьмом классе в аккордовых
цепочках
встречается
модуляция
в
параллельную
и
доминантовую
тональность,
отклонения, модуляция в тональности первой
степени родства. В старших классах
ученики
должны
найти
модулирующий
аккорд,
отметить
переход
в
новую
тональность.
18
Если постоянно приучать учащихся обращать внимание на детали, из которых
складывается
музыкальный
образ,
то
это,
прежде
всего
будет
способствовать
развитию навыка быстро ориентироваться в музыкальном материале. Кроме того
используя образцы музыкальной литературы, мы содействуем усвоению учащимися
отдельных интонаций, показывая их в определенных ладовых взаимоотношениях и
отмечая их значения для художественной выразительности данного примера.
В
такой
форме
занятия
протекают
живее,
а
учащиеся
проявляют
большую
активность
и
заинтересованность.
Анализом
надо
заниматься
на
каждом
уроке,
разнообразя
его
в
зависимости
от
задания.
Так,
на
одном
уроке
анализируется
приведенный педагогом пример; на следующем уроке дается диктант на эту тему.
Далее
задается
работа
на
дом
–
проанализировать
музыкальный
пример
в
соответствии с изучаемым материалом.
Кроме
анализа
элементов
музыкального
языка
необходимо
заниматься
целостным
слуховым
анализом
музыкального
фрагмента.
Для
этого
надо
брать
нетрудные
фортепианные
пьесы,
романсы,
хоры.
Например,
«Детский
альбом»
Чайковского,
«Детские
сцены»
Шумана,
песни
и
романсы
Варламова,
Алябьева,
Гурилёва, песни Бетховена. При целостном слуховом анализе надо идти от общего к
частному. Перед учениками педагог намечает примерный круг вопросов, на которые
они должны ответить. Например:
1)
Каково
содержание
пьесы?
К
какой
культуре
и
национальной
эпохе
принадлежит композитор? Темп, размер, динамика?
2)Какая форма пьесы? Ритмические особенности.
3) Особенности мелодического рисунка, количество фраз, место нахождения
кульминации.
4) Характер фактуры.
5) Тонально - гармонический план пьесы. Типы кадансов.
Для такого анализа надо подбирать яркие по содержанию и ясные по форме
произведения.
Например:
прелюдия
Ля
мажор
Шопена,
«Утренняя
молитва»
Чайковского.
19
При слуховом анализе ученики также угадывают интервалы аккорды вне лада1)
Каково содержание пьесы? К какой культуре и национальной эпохе принадлежит
композитор? Темп, размер, динамика?
2)Какая форма пьесы? Ритмические особенности.
3) Особенности мелодического рисунка, количество фраз, место нахождения
кульминации.
4) Характер фактуры.
5) Тонально - гармонический план пьесы. Типы кадансов.
Для такого анализа надо подбирать яркие по содержанию и ясные по форме
произведения. Например: прелюдия Ля мажор Шопена, «Утренняя молитва»
Чайковского.
2.4. Работа над многоголосием
В последующих классах в состав интонационных упражнений входят не только
пение гамм разными способами и мелодических секвенций, но и многообразные
формы работы с интервалами, аккордами, интервальными и аккордовыми
последовательностями. Разрешение ступеней проводится в виде мелодического
оборота, оформленного ритмически и метрически, настраивающего слух на заданную
тональность без гармонизации.
Дети убеждаются, что I, IV, V ступени являются главными, благодаря своей
способности настраивать слух на нужную тональность. Разрешение интервалов
проходит по тому же принципу: данный интервал разрешается через гармонический
оборот (двухголосная интервальная последовательность) в тонику таким образом,
чтобы создавалось ясная слуховая настройка в нужную тональность.
Разрешение аккордов строится в виде гармонического оборота, настраивающего
слух на нужную тональность. Желательно, чтобы каждое разрешение интервала и
аккорда относилось к определенному типу гармонических оборотов - автентическому,
плагальному полному, и тоника и появлялось один раз - в конце
20
последовательности. Для развития чистоты интонации и гармонического слуха
важную роль играют упражнения на разрешение диссонирующих интервалов,
исключительно на
ладовой
основе. После небольшой тональной настройки ученики
поют данный диссонирующий интервал
с разрешением в мажоре и миноре. Также
ученики поют интервальные цепочки, в которых встречаются диатонические
интервалы, тритоны, характерные интервалы.
Сначала полезно спеть всем классом верхний голос цепочки в нужном ритме и
размере, затем нижний голос. После этого ученики поют эту интервальную цепочку
на два голоса по вертикали: одни поют основание интервала, а другие вершины. Такая
форма работы приучает учеников взаимно слушать друг друга и подготавливает их к
многоголосному пению. Полезно в интервальных цепочках обозначать гармонические
функции.
Наряду с интервальными цепочками следует вводить в интонационные
упражнения однотональные гармонические последовательности, а также
последовательности включающие альтерацию, отклонение и модуляцию. Вначале
даются аккордовые последовательности, состоящие из главных трезвучий лада (Т53
S53 D53, а потом вводят Д7 с обращениями и разрешениями). После этого можно
приступать к пению небольших плагальных и автентических кадансовых оборотов
которые могут включать Д7, МVII7, УМVII7, II7.
Петь эти аккордовые цепочки надо по вертикали с дирижированием и ансамблем
из трёх или четырех учеников. Многоголосное пение очень развивает гармонический
слух, закрепляет внутренние слуховые представления, является солидной базой
усвоения закономерностей гармонического язык развития. Чистое пение само по себе
имеет безусловный приоритет разве что у учащихся, занимающихся вокалом или
хоровым пением.
Для всех остальных оно – способ ассоциированного «переноса» механизма
вокального интонирования на разные виды музыкальной деятельности, как
исполнительские, так и «слушательские». Именно поэтому в работе широко
используются «интегрированные» упражнения ( пение с одновременной игрой на
21
инструменте, пение и показ рукой слушание начала мелодии, заканчивая вслух и т.д.).
2.5. Интонационные упражнения
В состав интонационных упражнений входят не только пение гамм разными
способами
и
мелодических
секвенций,
но
и
многообразные
формы
работы
с
интервалами,
аккордами,
интервальными
и
аккордовыми
последовательностями.
Разрешение
ступеней
проводится
в
виде
мелодического
оборота,
оформленного
ритмически
и
метрически,
настраивающего
слух
на
заданную
тональность
без
гармонизации.
Разрешение
интервалов
проходит
по
тому
же
принципу:
данный
интервал
разрешается
через
гармонический
оборот
(двухголосная
интервальная
последовательность)
в
тонику
таким
образом,
чтобы
создавалось
ясная
слуховая
настройка в нужную тональность.
Разрешение аккордов строится в виде гармонического оборота, настраивающего
слух на нужную тональность. Желательно, чтобы каждое разрешение интервала и
аккорда относилось к определенному
типу гармонических оборотов - автентическому,
плагальному полному, и тоника и появлялось один раз - в конце последовательности.
Для развития чистоты интонации и гармонического слуха важную роль играют
упражнения на разрешение диссонирующих интервалов,
исключительно на ладовой
основе.
После
небольшой
тональной
настройки
ученики
поют
данный
диссонирующий интервал с разрешением в мажоре и миноре. Также ученики поют
интервальные цепочки, в которых встречаются диатонические интервалы, тритоны,
характерные интервалы. Сначала полезно спеть всем классом верхний голос цепочки
з нужном ритме и размере, затем нижний голос. После этого ученики поют эту
интервальную цепочку на два голоса по вертикали: одни поют основание интервала, а
другие вершины. Такая форма работы приучает учеников взаимно слушать друг друга
и подготавливает их к многоголосному пению. Полезно в интервальных цепочках
обозначать гармонические функции (см. прил.№1).
22
Наряду
с
интервальными
цепочками
следует
вводить
в
интонационные
упражнения
однотональные
гармонические
последовательности,
а
также
последовательности
включающие
альтерацию,
отклонение
и
модуляцию.
Вначале
даются аккордовые последовательности, состоящие из главных трезвучий лада (Т53
S53 D53, а потом вводят Д7 с обращениями и разрешениями). После этого можно
приступать к пению небольших плагальных и автентических кадансовых оборотов
которые могут включать Д7, МVII7, УМVII7, II7.
Петь эти аккордовые цепочки надо по вертикали с дирижированием и ансамблем
из трёх или четырех учеников (прил. №2).
2.6. Многоголосное пение
В развитии гармонического слуха важная роль отводится пению двухголосных и
трёхголосных
номеров
дуэтом
и
трио.
Более
лёгкие
номера
с
привычными
интонациями
подголосочного
склада
можно
спеть
с
листа
хором
или
группами.
Учащийся, поющие партию одного из голосов музыкального произведения помимо
выполнения
всех
условий
одноголосного
пения,
должен
соблюдать
правила
многоголосия.
Главными из них является строй (точная высотность, чистое интонирование
гармонических созвучий и аккордов, возникающих от сочетания мелодических линий
хоровых партий) и ансамбль
(единство темпа, ритма, динамики). В качестве
домашней работы полезно один голос играть за фортепиано, а другой голос петь и
дирижировать. Полезно пропевание примеров не только сольфеджируя, но и без
названия нот - на слоги, на гласные. И лишь потом приступать к пению многоголосия
с текстом.
Фундаментом,
на
котором
строится
многоголосное
пение,
является
унисон.
При пении учениками в унисон следует добиваться слитности голосов и единой
исполнительской манеры выразительного пения. Вначале обучения двухголосному
пению
некоторые
ученики
переключаются
на
пении
партии
другого
участника
ансамбля.
Предварительно
пение
обеих
партий
позволяет
заметить
особенности
мелодического
рисунка
каждого
голоса
и
тем
самым
способствует
тому,
чтобы
каждый участник ансамбля сознательно пел свою партию, не сбиваясь на другую.
24
Параллельно
развитию
навыка
многоголосного
пения,
в
разделах
интонационные упражнения и слуховой анализ активно закрепляются
гармонические
интервалы между голосами, аккорды, кадансовые обороты. В качестве музыкального
материала
для
этого
используются
сборники
двухголосного
пения
Калмыкова
и
Фридкина, Ладухина, Драгомирова ( прилож.№3).
Многоголосное пение очень развивает гармонический слух, закрепляет внутренние
слуховые представления, является солидной базой усвоения закономерностей
гармонического языка.
Глава 3
3.1. Открытый урок: «Интонирование интервалов и аккордов в ладу и от звука»
Цель: Показать уровень теоретических знаний и практических навыков в работе с
интервалами и аккордами в 4 классе народного отделения.
Задачи:
1. Обучающие: научить правильно сольфеджировать; научить детей писать
диктанты; определять на слух аккорды и интервалы; научить анализировать
произведения.
2.Развивающие: - способствовать формированию логического мышления,
использование знаний на практике,развивать у детей умение слышать гармоническую
основу,
3. Воспитательные: - воспитать интерес к предмету сольфеджио через игровые
формы ,воспитать у детей навык анализа музыкальных примеров. Записи их на
слух ( диктант), точное интонирование, знание теоретического материала.
Ход урока:
1. Музыкальное приветствие( распевка).
Сейчас музыкальный начнется урок.
Об этом сказал нам волшебный звонок.
Мы будем стараться, чтоб все получилось,
Чтоб казусов с нами сейчас не случилось.
25
2. Урок проводился с учениками 4 класса народного отделения
- Технические средства: интерактивная доска
- Теоретическая и практическая часть урока:
- Организационный момент.
Группа учащихся 4 класс делится на две команды. Для каждой группы дается свое
задание. За каждое правильное построение дается один балл. Побеждает та команда,
которая наберет наибольшее количество баллов. И соответственно все участники
команды за урок получают оценку «отлично».
3 Озвучивание учащимся темы и цели урока. Перед проведением каждого конкурса
дать объяснение задания. В конце каждого конкурса подводится итог.
4. Первое задание: Капитаны команд (выбираются заранее) тянут жребий, в котором
указан вариант построения первого задания. Одна команда работает у доски, а вторая
команда отвечает на теоретический материал, пройденный за прошедший год. Затем
команды меняются. Теоретические вопросы, которые задает педагог каждой команде.
Команды должны ответить на 7 вопросов.
Вопросы:
- что такое тональность
- что такое простые интервалы
- назвать три вида мажора и минора.
- как располагаются тональности
- что такое трезвучие
- назвать 4 вида трезвучий
- интервальный состав каждого трезвучия
- что такое тритоны, назвать их
- что такое характерные интервалы
- назвать характерные интервалы
- назвать главные ступени
- где строится D7 интервальный состав
- назвать обращения D7 аккорда
- интервальный состав обращения, их построение
5. Первое задание, работа на интерактивной доске: Работа в ладу.
26
Построение и определение интервалов и аккордов в тональности. Каждая
команда вытягивает свой вариант, в котором указано задание.
1 вариант: E dur : построить - ув5, Ум5/3,D4/3; определить, построенные в
задании преподавателем данные интервалы и аккорды.
2 вариант: e moll: построить - ум7, Ув5/3, D2; определить, построенные в
задании преподавателем данные интервалы и аккорды.
После построение команды проверяют друг друга, а затем проигрывают на
фортепиано данные примеры и пропевают.
6. Второе задание: Работа в ладу. Каждая команда получает свое задание.
Учащиеся команд по очереди определяют аккорды в гармонической
последовательности (тональность указана). За каждый правильный ответ команды
получают один балл. После определения аккордов все участники в командах по
очереди пропевают трезвучия. Учитывается точное интонирование каждого
трезвучия.
7. Третье задание: Слуховой анализ – определение на слух- главные гармонические
функции. По очереди каждой команде преподаватель играет по 2 отрывка из
произведений. Учащиеся определяют на слух звучание в произведении, где звучит
Тоника, Субдоминанта и Доминанта (музыкальные примеры подбираются на
усмотрение преподавателя). За каждый правильный ответ дается 1 балл.
8.Четвертое задание: Работа от звука. Учащимся предлагается задание, в котором
надо построить интервалы и аккорды от разных звуков. Капитаны вытягивают
свой вариант задания. От каждой команды, по очереди участники проводят
построение.
1 вариант: м6 – звук «ре», Б6/4 - звук «до», ув4 – звук «фа», D4/3 – звук «ми», ч5 –
звук «си».
2 вариант: М6 – звук «ре», ум5 – «си», D6/5 – звук «ля», б7 – звук «до»,
ч4 – звук «фа»
В конце конкурса команды проверяют друг друга. Учитывается скорость и
правильность построения интервалов и аккордов.
После конкурса подводится итог, подсчитываются баллы.
27
Письмо Незнайки
«Здравствуйте дорогие ребята. У меня осталась последняя надежда на вас.
Всё дело в том, что Знайка собирает команду для полета на луну.
Все желающие пробуют свои силы, команда почти набрана. Вакантно только
одно место музыканта. На моё счастье, Знайке взбрело в голову, что и на луне не
обойтись без музыки.
Но самое ужасное, что в этом виде исскуства, как впрочем и в других, я не чего
не кумекаю.
Ребята, может вы мне поможете? И я наконец полечу в космические дали.
Задания написаны на отдельных открытках со словами из единственной песни
которую я знаю: «Помоги мне!»
Заранее благодарю вас и обещаю, что если мне удастся побывать на луне, я
привезу вам оттуда лунные сувениры.
Жду ответа – как соловей лета.
Жду послания – как влюбленный свидания.
Жду отгадак, фу как я гадок!
Ваш Незнайка.
Ну что, ребята, поможем Незнайке разобраться в иероглифах? (работа по карточкам)
Я думаю, что мы помогли Незнайке, но скорее всего обман откроется и Незнайка
полетит на Луну – не в качестве музыканта.
Музыкальный кроссворд: «И это вы знаете?»
1
т
р
е
з
в
у
ч
и
е
2
с
е
п
т
и
м
а
3
о
б
р
а
щ е
н
и
е
4
к
в
и
н
т
а
5
ч
а
с
т
о
6
г
а
р
м
о
н
и
ч
е
с
к
и
й
7
т
е
р
ц
и
я
1.
Аккорд состоящий из трёх звуков расположенных по терциям
2.
Какой интервал образуется между крайними звуками доминантового септ
аккорда
3.
Перенос нижнего звука на ч8 вверх и вниз?
4.
Какой интервал образуют крайние звуки трезвучия?
5.
Как часто можно встретить септаккорды в тональности?
6.
Вид moll в котором Д5 3 мажорная?
7.
Интервал,
который
является
«строительным»
материалом
трезвучия
и
септаккорда?
Заключение
-
Подведение
итогов.
Подсчет
баллов
всего
конкурса.
Выставление
оценок
за
урок.
Победившей
команде
выставляется
оценка
«отлично».
Команда
учеников, занявших второе место - оценка «хорошо».
Домашнее задание
1.
Определение на слух
2.
петь в тональности F –dur петь интервальную цепочку
4 правила
3.
№ 385- наизусть 5. № 384-Фридкин петь по нотам, сделать
вокальную
группировку 6 Фридкин № 391- сделать транспонирование на б2 вверх.
29
Заключение
Бесспорно,
важнейшим
принципом
проведения
уроков
сольфеджио
для
учащихся является их увлекательность, в основе которой лежит связь музыки с
жизнью. Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической
подаче программного материала. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной
теплоты, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к
творчеству в процессе «погружения» в сферу музыки. Ученики должны на уроке
жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все
перипетии урока. Преодоление «затеоретизированности» на уроке должно стать для
преподавателя правилом.
Все перечисленные выше формы работы по развитию гармонического слуха,
развитию
вокальных
навыков,
анализу
музыкальных
произведений,
.написанию
диктантов
применяются
на
уроках
сольфеджио.
В
зависимости
от
уровня
успеваемости групп материал данной работы варьируется.
Развитие гармонического слуха способствует развитию творческих навыков, что
немаловажно. После окончания школы теоретические понятия забываются, а вот
навыки пения и подбора по слуху остаются на всю жизнь.
Обучение
неразрывно
связано
с
воспитанием,
а
эффективность
обучения
учащихся определяется не тем, что преподаватель пытается дать ученикам, а тем, что
они усвоили во время учебного процесса. Каждый преподаватель вправе не только
выборочно использовать необходимые упражнения, но и вводить свои собственные, в
зависимости от конкретных педагогических задач. Главное – помнить о том, что
вокально-интонационные упражнения, несмотря на их неоспоримую ценность, не
являются самоцелью, а лишь основным методом общемузыкального развития.
Нельзя считать единственной целью сольфеджио только обучение чтению нот с
листа
и
чистому
интонированию.
Так
определять
цель
данного
курса
было
бы
неверно. Умение читать ноты и чисто интонировать является лишь необходимой базой
для
обучения,
условием
для
достижения
более
глубоких,
и
важных
задач.
Таким образом, можно сделать выводы, что развитие вокально – интонационных
навыков - важнейшая форма работы на уроке сольфеджио.
30
Наглядные пособия
Мы
используем
нарисованную
клавиатуру
в
различных
упражнениях
по
музыкальной
грамоте
(интервалы,
аккорды,
хроматическая
гамма),
а
также
для
развития внутреннего слуха, чувства лада, навыков диктанта и сольфеджирования.
Иногда используем таблицы интервалов и аккордов, и ритмические карточки.
Наряду с этим используются небольшие наглядные пособия, схемы для того,
чтобы ученик, забывший правила, мог быстро его вспомнить. Вот, например, краткая
таблица тритонов, где подчёркивается доминантовая и субдоминантовая функция.
Наглядные пособия на уроке сольфеджио помогают ученикам лучше освоить
различные элементы музыкального языка: ступени лада, интервалы, аккорды, ладовые
функции, типы движения голосов в двухголосии и так далее. Это различные таблицы,
карточки.
Приложения
Приложение № 1
31
Приложение № 2
Приложение № 3
32
Список использованных источников
1.
Лукомская, В. Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио, 4-7 класс
ДМШ / В. Лукомская. - М.: Музыка, 1983.
2.
Калужская, Т. Учебно-методическое пособие, сольфеджио в 6 классе ДМШ / Т.
Калужская. - М.: Музыка,1988. - С. 18-22.
3.
Синяева, Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио / Л. С. Синяева. - М.:
Классика, 2002.
4.
Середа В.П. Музыкальная грамота, сольфеджио, 6 класс. Методические
рекомендации для педагогов / В.П. Середа. - М.: Классика, 2003. - С. 18-31.
5.
Фридкин Г. Музыкальные диктанты / Г. Фридкин. - М.: Музыка, 1973.
6.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ / Ж.
Металлиди, А. Перцовская. -Л., 1980.
7.
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио / Г. Фридкин. - М., 2003.
8.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть II / Б. Калмыков, Г. Фридкин. -
М.: Музыка, 1979.
9.
Середа, В.П. Каноны / В.П. Середа. - М., 1997.
10. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках
сольфеджио / М. Калугина, П. Халабузарь. - М., 1987.
11. Биркенгоф А. Интонирование упражнений на занятиях сольфеджио-М1979г.
12. Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. -
М., 1979г.
13. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М.,
1966г.
14. Металлиди Ж. Сольфеджио .Методическое пособие- С-П2011г.
15. Орлова Н. «О певческом рабочем диапазоне школьников»/ Музыкальное
воспитание в школе вып.7. - М.,1971г.
16. Рейниш М.И. Мелодии для пения. – М.: Музыка 2004
17. Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио-М 1962г.
18. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Лад. - Омск, 1992г.
19. Шайхутдинова Д.И. методика обучения элементарной теории музыки. Ростов-
на-Дону.Феникс,