Напоминание

Городецкая роспись


Автор: Мамоян Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 278"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Городецкая роспись
Раздел: дошкольное образование





Назад




Городецкая роспись как средство эстетического воспитания

Городецкая

роспись

по

дереву

знаменитый

народный

промысел

Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине 19 века в

заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца.

Городецкая

роспись

поражает

детей

своей

яркостью,

ни

с

чем

несравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета,

пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание

самим научиться так расписывать.

Знакомство

детей

с

основами

декоративно-прикладного

искусства

осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных

учреждениях,

но

методических

рекомендаций,

которые

имеются

в

программах, не достаточно или их очень мало. У дошкольников зачастую нет

возможности

увидеть

непосредственный

технологический

процесс

изготовления

художественной

посуды,

предметов

быта

и

игрушек,

соприкоснуться с народной живописью, в этом помогает мультимедийное

оборудование. Поэтому задача педагога - подарить детям радость творчества,

познакомить с историей народного творчества, в том числе с Городцом,

показать

приемы

работы

с

кистью,

ознакомить

с

образной

стилизацией

растительного орнамента, дать возможность подержать в руках подлинные

изделия с городецкой росписью.

Особенности

Городецкой

росписи. Первоначально производится окраска

фона,

которая

является

и

грунтовкой.

По

цветному

фону

мастер

делает

«подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, затем более

тонкими

кистями

моделирует

штрихами

форму

это

так

называемая

«теневка».

Заканчивает

роспись

«оживками»

-

узоры

белилами,

объединяющие рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно дополняют

«украешками» (узорами по краю) и заключают в графическую рамочку или

обводку.

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая

гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой

городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров.

В

организованной образовательной

деятельности

с

детьми

лучше

использовать

гуашевые

краски.

Начинать

следует

с

освоения

простых

элементов росписи – капелек, спиралек, дуг. Чтобы получить красивую дугу,

ее начинают рисовать кончиком кисти, усиливая нажим к середине дуги и

ослабляя к концу.

Следует обратить внимание детей на различие в изображении цветов: у

«розана» середина цветка располагается в центре цветового пятна, а лепестки

по краям; у «купавки» центр цветка смещен на край. При изображении

любого цветка сначала делается «подмалевок» - наносится пятно круглой

формы, затем тонкой кистью рисуется центр и лепестки цветка – «теневка».

После

этого

самой

тонкой

кисточкой

наносятся

мелкие

детали

(точки,

штрихи) – «разживка» (черная краска), «оживка» (белила).

Листья обычно рисуют группами по три, пять штук (центральный лист

крупнее боковых). Если листочков всего два, их делают одинаковыми по

размеру.

При изображении птицы начинают с крыла, потом рисуют грудь и

остальные части ее тела. Следует обратить внимание детей на характерные

тонкие ножки птиц.

Коня

рисуют

обычно

черной

краской:

сначала

грудь

и

шею

«подмалевок» похож на большую каплю, потом круп и заднюю ногу – это

перевернутая капля поменьше. Затем дорисовывают остальные части – ноги,

голову, туловище. В заключение рисуется грива и хвост, сбруя и седло.



В раздел образования