Автор: Мамоян Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 278"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Городецкая роспись
Раздел: дошкольное образование
Городецкая роспись как средство эстетического воспитания
Городецкая
роспись
по
дереву
–
знаменитый
народный
промысел
Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине 19 века в
заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца.
Городецкая
роспись
поражает
детей
своей
яркостью,
ни
с
чем
несравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета,
пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание
самим научиться так расписывать.
Знакомство
детей
с
основами
декоративно-прикладного
искусства
осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных
учреждениях,
но
методических
рекомендаций,
которые
имеются
в
программах, не достаточно или их очень мало. У дошкольников зачастую нет
возможности
увидеть
непосредственный
технологический
процесс
изготовления
художественной
посуды,
предметов
быта
и
игрушек,
соприкоснуться с народной живописью, в этом помогает мультимедийное
оборудование. Поэтому задача педагога - подарить детям радость творчества,
познакомить с историей народного творчества, в том числе с Городцом,
показать
приемы
работы
с
кистью,
ознакомить
с
образной
стилизацией
растительного орнамента, дать возможность подержать в руках подлинные
изделия с городецкой росписью.
Особенности
Городецкой
росписи. Первоначально производится окраска
фона,
которая
является
и
грунтовкой.
По
цветному
фону
мастер
делает
«подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, затем более
тонкими
кистями
моделирует
штрихами
форму
–
это
так
называемая
«теневка».
Заканчивает
роспись
«оживками»
-
узоры
белилами,
объединяющие рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно дополняют
«украешками» (узорами по краю) и заключают в графическую рамочку или
обводку.
В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая
гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой
городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров.
В
организованной образовательной
деятельности
с
детьми
лучше
использовать
гуашевые
краски.
Начинать
следует
с
освоения
простых
элементов росписи – капелек, спиралек, дуг. Чтобы получить красивую дугу,
ее начинают рисовать кончиком кисти, усиливая нажим к середине дуги и
ослабляя к концу.
Следует обратить внимание детей на различие в изображении цветов: у
«розана» середина цветка располагается в центре цветового пятна, а лепестки
по краям; у «купавки» центр цветка смещен на край. При изображении
любого цветка сначала делается «подмалевок» - наносится пятно круглой
формы, затем тонкой кистью рисуется центр и лепестки цветка – «теневка».
После
этого
самой
тонкой
кисточкой
наносятся
мелкие
детали
(точки,
штрихи) – «разживка» (черная краска), «оживка» (белила).
Листья обычно рисуют группами по три, пять штук (центральный лист
крупнее боковых). Если листочков всего два, их делают одинаковыми по
размеру.
При изображении птицы начинают с крыла, потом рисуют грудь и
остальные части ее тела. Следует обратить внимание детей на характерные
тонкие ножки птиц.
Коня
рисуют
обычно
черной
краской:
сначала
грудь
и
шею
–
«подмалевок» похож на большую каплю, потом круп и заднюю ногу – это
перевернутая капля поменьше. Затем дорисовывают остальные части – ноги,
голову, туловище. В заключение рисуется грива и хвост, сбруя и седло.