Автор: Мирончук Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Чергинская СОШ"
Населённый пункт: Республика Алтай, Шебалинский р-н, с Черга
Наименование материала: статья
Тема: модели психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС
Раздел: полное образование
Модели психолого-педагогического сопровождения в условиях введения
ФГОС ООО.
В условиях реализации ФГОС ОО организация деятельности педагога-психолога
(психолого-педагогической службы) может осуществляться на основе разных моделей,
которые выбирает образовательная организация (ОО) совместно с муниципальными
органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным
специалистом ОО и модель сетевого взаимодействия.
Система психолого-педагогического обеспечения образования может являться
частью Службы комплексного психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения области. Она представлена: психологическими службами и психолого-
медико-социальными службами (далее – ПМСС) в образовательных организациях,
педагогами-психологами образовательных организаций всех типов и видов,
муниципальными методическими службами, ПМСС- центрами и другими учреждениями,
оказывающими психологическую помощь участникам образовательного процесса.
В условиях перехода образовательных организаций на новую систему
финансирования психологическое сопровождение обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС может быть обеспечено как в рамках штатного расписания
образовательных организаций (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях
аутсорсинга со стороны ПМСС- центров (часть 4 ст.42 Закон об образовании), педагогов-
психологов ресурсных центров (цифровых школ), иных учреждений.
Документы указывают на изменение роли ПП: он должен работать со всеми
учащихся, плечом к плечу с учителями решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития
у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся
в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы.
Основой системы психологического сопровождения является единство требований,
предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности
педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития
учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых
психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным
звеном.
Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному
развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации
ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения:
- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах
организации психологического сопровождения в условиях введения и реализации ФГОС;
- качественная реализация программ психологического сопровождения личности в
образовании, соответствующих требованиям ФГОС;
- обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-
психолога в рамках системно-деятельностного подхода;
- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и
формирования УУД учащихся;
- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся,
в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.
При любой организационной модели педагог-психолог включён в разработку и
реализацию основной образовательной программы!!!
Педагог-психолог является полноправным участником образовательного процесса.
Он тесно сотрудничает с другими специалистами службы комплексного сопровождения:
социальными педагогами, учителями-логопедами,тьюторами. Участвует в решении
проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с
педагогами, прежде всего, с классными руководителями.
Собственная Система психолого-педагогического сопровождения должна строится с
учетом специфики ОУ, а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития
детей в рамках данного ОУ
Основным предметом деятельности психолога становится психолого-педагогическое
сопровождение основной образовательной программы.
Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:
общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной
образовательной программы;
содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным
учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов
обучающихся, воспитанников;
планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной
программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
1. программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся
на ступени начального общего образования;
2. программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и
метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);
3. программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
4. программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
5. программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования;
6. программы коррекционной работы.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД у обучающихся на ступени начального общего
образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания
образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов; характеристику личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности
программы формирования универсальных учебных действий при переходе от
дошкольного к начальному общему образованию.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной
школе.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации Программы
формирования универсальных учебных действий предполагает решение следующих
основных задач:
1. Выявление возрастных особенностей форм УУД применительно к начальному
образованию.
2. Выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и
составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.
3. Проведение групповой работы по формированию и развитию УУД.
4. Мониторинг формирования УУД на различных этапах начального образования.
Программа развития универсальных учебных действий реализуется в рамках учебной
деятельности. Однако по решению школы и психолога отдельные виды работ могут
дополнительно осуществляться через внеурочные программы психологических занятий. В
этим направлении забота психолога может быть главным образом связана с реализацией
следующих мер:
- Повышение психологической компетентности педагогов по проблемам теории личности,
технологий содействия личностному развитию, развитию ценностно-смысловой сферы
личности (в рамках программ психологического просвещения через разнообразные
внутришкольные формы),
- Повышение психологической компетентности педагогов по проблемам теории
социализации личности, содействия социализации в различные возрастные периоды (в
рамках программ психологического просвещения через разнообразные внутришкольные
формы),
- Повышение психологической компетентности педагогов по проблемам, развитию
рефлексивных, коммуникативных навыков, развитию проблемного мышления (в рамках
программ психологического просвещения через разнообразные внутришкольные формы).
- Содействие профилактике профессионального выгорания педагогов (через
разнообразные практикориентированные семинары и тренинги, организацию работы
комнаты психологической разгрузки).
- Участие в методических объединениях и проблемных группах педагогов по разработке
программы формирования универсальных учебных действий, уроков в системно-
деятельностном подходе, направленных на формирование УУД на предметном материале,
методик развития УУД на уроки, мониторинга оценки сформированности УУД средствами
анализа учебных ситуаций (с помощью методов экспертных оценок, карт наблюдения),
тестовых заданий и другими современными пе
дагогическими методами.