Автор: Абрамова Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ" СОШ №1 им. Н.А. Некрасова, дошкольное отделение "Солнышко".
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Литературный клуб в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование
Литературный клуб в детском саду.
Уже несколько лет в нашем детском саду существует детско-родительский литературный клуб «Золотой ключик».
Предлагаю вашему вниманию план работы клуба на учебный год
Актуальность:
Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и
младших в семье, как семейное чтение.
Чем же так страшно нечтение детей?
• Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
• Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями.
• Не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению
представителей различных поколений в семье.
Поэтому с дошкольного детства должна проводиться работа по воспитанию чуткого читателя, любящего книгу, которая
помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать
восприятие художественного слова. Книга открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих
чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные
образцы русского литературного языка.
Целью работы клуба является повышение интереса детей к книге, к литературному чтению и дополнительное развитие
их познавательных и речевых способностей на материале любимых произведений детских писателей, поэтов,
произведений устного народного творчества; возрождение традиций семейного чтения.
Задачи:
-воспитывать у дошкольников позицию активного читателя, интерес и уважение к книге, как к источнику культуры и
информации;
-расширять кругозор детей через знакомство с произведениями художественной литературы, с именами известных
писателей и поэтов; воспитывать желание у родителей включать их произведения в круг домашнего чтения;
-развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, творческие способности;
-расширять словарный запас, развивать связную речь дошкольников, воспитывать у детей стремление сделать свою речь
яркой и выразительной;
- установить сотрудничество детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей.
Деятельность клуба организуется в соответствии с годовым планом ДОУ в тесном сотрудничестве с детской районной
библиотекой.
В состав клуба входят дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги и другие лица, заинтересованные в
совершенствовании деятельности и развитии ДОУ.
Участие в работе клуба осуществляется на добровольной основе.
Встречи участников клуба проводятся один раз в квартал или по мере необходимости.
Формы проведения: литературная гостиная, досуг, беседы, викторины, конкурсы и др.
Перед каждой встречей клуба проводится обширная предварительная работа с детьми и родителями по плану клуба.
Место проведения заседаний клуба: музыкальный зал ДОУ, читальный зал детской районной библиотеки.
Ожидаемый результат.
Развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Сформированные навыки культуры чтения, бережного отношения к книге. Проявление активного читательского
интереса.
Сформированные умения высказывать свои мысли, составлять связные рассказы, используя разнообразные формы
повествования.
Желание и умение участвовать в викторинах, конкурсах, дискуссиях, театральных постановках, публичных
выступлениях.
Умение добывать информацию, прибегая к книге.
Возрождение традиции семейного чтения.
План работы литературного клуба «Золотой ключик» МАДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»
на 20___-20___ уч. год.
Тема
Сроки
Задачи
Мероприятия
В мудром царстве,
книжкином государстве…»
К. И. Чуковский.
Октябрь
Ноябрь
Воспитание у детей дошкольного возраста
позиции активного читателя, интереса и
уважения к книге как источнику культуры и
информации
Активизация речевого и мыслительного
творчества детей.
Привлекать внимание дошкольников к
библиотеке - хранилищу богатого
литературного наследия нашей Родины,
расширять кругозор.
Узнать интересы, традиции каждой семьи.
Убедить родителей в важности семейного
литературного образования и воспитания у
детей интереса к чтению и любви к книге.
Повышение компетентности членов семьи в
вопросах воспитания грамотного читателя,
возрождение домашнего чтения.
Привлекать родителей к совместной
деятельности (посещение библиотеки,
изготовление пособий, и др.).
-Ознакомительная экскурсия в детскую
библиотеку (совместно с родителями),
беседа о книгах и библиотеке.
Кукольный мини-спектакль «Кот учёный
приглашает».
-Оборудование мини-библиотеки в группах.
-Акция «Вылечи книжку» (совместно с
родителями).
-Мини-музей «Моя любимая книжка»
(выставка книг, рисунков, рассказов,
поделок и т. п.).
-Создание памятки «Правила обращения с
книгой» (самостоятельные высказывания,
оформление детей).
-Консультация для родителей «Книга в
жизни ребёнка».
- Анкетирование родителей.
Литературная гостиная «Мир сказок Корнея
Чуковского».
Видеопрезентация о жизни и творчестве
поэта.
Зимушка-зима в стихах
русских поэтов.
Январь-
февраль
- Воспитывать интерес детей к творчеству
К.И. Чуковского, закрепить знания детей о
прочитанных сказках.
- Совершенствовать речевые навыки
дошкольников. Отрабатывать
интонационную выразительность речи.
- Воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу, чувство
сопереживания, желание помочь другим.
-Способствовать возрождению традиций
домашнего чтения и семейного
сочинительства, эмоциональному
объединению семьи вокруг книги.
-Развивать художественное и литературное
творчество детей и их родителей.
Прививать интерес к поэзии, музыке,
живописи. Познакомить с творчеством
известных русских поэтов, поэтов нашего
края, художников и композиторов.
Воспитывать любовь к родной природе,
Закрепить и расширить знания и
представления детей о зиме.
Развивать исполнительские способности
детей, расширять словарный запас.
Оформление стенда для родителей: «Мир
сказок Корнея Чуковского», Подбор
литературных произведений К. Чуковского
для детского чтения и создание
библиотечки стихов и сказок писателя.
Совместные с родителями мини-
инсценировки произведений К. Чуковского.
Театрализация «Муха-Цокотуха»
Совместное с родителями изготовление
костюмов сказочных героев и атрибутов к
сказке «Муха-Цокотуха».
Выставка рисунков.
Литературная гостиная:
чтение наизусть детьми и родителями
стихотворений русских поэтов о зиме;
слайдовая видеопрезентация «Зима в
картинах известных русских художников»;
прослушивание произведения Ф. Шопена
«Вальс №7 «Зима»;
подвижная игра «Зимушка-зима»,
исполнение детских песен о зиме;
знакомство с творчеством поэтов нашего
края;
Предварительное чтение, анализ и
заучивание стихов русских поэтов о зиме,
рассматривание иллюстраций,
прослушивание муз. произведений
(воспитатели, родители).
Рисование на тему «Зима», выставка
рисунков.
«Что за прелесть эти
сказки». Творчество А.С.
Пушкина
Апрель-май
Познакомить детей с биографией и
творческой деятельностью А. С. Пушкина;
Вызвать интерес к личности поэта;
Воспитывать любовь к творчеству Пушкина
и поэзии в целом.
Закрепить знания дошкольников о сказках
А.С.Пушкина.
Продолжать совершенствовать
художественно- речевые исполнительские
навыки детей в драматизациях.
( эмоциональность исполнения и
естественность поведения, умение жестом,
мимикой передать свое отношение к
содержанию литературной фразы.)
Выставка книг детских писателей о зиме,
русских и зарубежных сказок.
Консультация «Как заучивать с ребёнком
стихотворения».
"Литературная гостиная" с участием детей,
педагогов, родителей.
Видеопрезентация о жизни и творчестве
поэта.
Предварительное чтение и обсуждение
сказок А.С. Пушкина;
рассматривание иллюстраций к сказкам
А.С.Пушкина;
рисование по мотивам сказокА.С.Пушкина;
лепка героев из сказок А.С.Пушкина;
викторина по произведениям
А.С.Пушкина.
Выставка рисунков, поделок.
Оформление книжных уголков, уголков для
родителей, подбор произведений и
иллюстраций к ним.
Совместные с родителями инсценировки
сказок А. С. Пушкина, изготовление
костюмов сказочных героев и атрибутов к
сказкам.
Участие в подготовке выставки книг.
Воспитывать любовь и уважение к
великим людям России.