Автор: Игнатова Гузель Равгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная деятельность как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
"Театрализованная
деятельность
как
средство
сохранения
и
укрепления психологического здоровья дошкольников"
Проблема
ухудшения
здоровья
подрастающего
поколения
в
последние
годы
приобретает все большую актуальность. От здоровья, жизнерадостности детей
зависят
их
духовная
жизнь,
мировоззрение,
умственное
развитие,
прочность
знаний, вера в свои силы.
Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная
депривация (то есть лишение, ограничение или недостаточность тех или иных
условий,
материальных
и
духовных
ресурсов,
необходимых
для
выживания,
полноценного развития и социализации детей), приводящая к ухудшению здоровья
детей: физического, психического, социального. Поэтому можно утверждать, что
сегодня проблема сохранения и укрепления психологического здоровья детей —
одна из основных в деятельности образовательных учреждений. Можно выделить
три основных этапа, влияющих на психологическое здоровье ребенка: адаптация к
ДОУ,
эмоциональноличностное
развитие,
подготовка
к
школе
и
профилактика
дезадаптации.
Таким образом, проблему психологического здоровья дошкольников мы можем
решить, опираясь на ФГОС ДО, который обеспечивает развитие личности детей в
различных
видах
общения
и
деятельности
с
учетом
их
возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлен
на
создание
социальной
ситуации
развития
для
участников
образовательных
отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану
и укрепление физического и психического здоровья детей, а также обеспечивает их
эмоциональное благополучие. Поэтому целью работы педагогов создание таких
условий, которые способствовали бы укреплению здоровья детей, как физического,
так и психологического. Мы стремимся, чтобы каждый ребенок в нашем саду был
веселым
и
активным,
самостоятельным
и
доброжелательным,
помогающим
и
любознательным,
инициативным
и
уверенным
в
себе,
открытым
и
сопереживающим, т. е. прежде всего психологически здоровым. Для этого мы
решили использовать театрализованную деятельность как средство сохранения и
укрепления психологического здоровья воспитанников. Для апробации мы выбрали
старший
дошкольный
возраст.
Вначале
мы
определили
этапы
подготовки
дошкольников к театрализованной деятельности.
В процессе 1-го этапа были решены следующие задачи.
1. Создание развивающей среды по театрализованной деятельности в группах.
2.
Поддерживание
интереса
у
детей
к
театрализованной
деятельности
через
просмотр театральных представлений.
3. Последовательное знакомство с различными видами театра.
4.
Формирование
умения
передавать
мимикой,
позой,
жестами,
движением
основные эмоции.
2-й этап направлен на реализацию следующих задач.
1. Знакомство детей с приемами кукловождения
2. Согласование движений кукол и речи детей.
3. Обогащение и активизация словаря дошкольников.
4.
Снятие
у
воспитанников
состояния
скованности,
зажатости,
робости
через
принятие театрализованной роли на себя.
5.
Ознакомление
детей
с
драматизацией,
используя
короткие
литературные
произведения (стихи, потешки, басни).
3-й этап, заключительный, направлен на закрепление полученных знаний и умений
в старшей группе. Данный этап проходит в подготовительной к школе группе и
решает следующие задачи.
1.
Совершенствование
всестороннего
развития
творческих
способностей
детей
средствами театрализованного искусства.
2.
Расширение
и
уточнение
представлений
воспитанников
о
видах
кукольных
театров, формирование умений их различать и называть (настольный, верховые
куклы, теневой).
3. Совершенствование диалогической и монологической форм речи.
4. Обогащение и активизация словаря дошкольников.
5. Совершенствование моторики, координации, пластичности.
6. Продолжение обучения детей создавать образ персонажа, используя движение,
позу, мимику, жест, речевую интонацию.
7. Формирование коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.
8.
Проявление
желания
у
воспитанников
активно
участвовать
в
праздниках,
развлечениях и театрализованных представлениях.
В соответствии с выделенными этапами работы над сохранением и укреплением
психологического
здоровья
воспитанников
посредством
театрализованной
деятельности
разрабатывается
перспективный
план
работы
для
старшей
и
подготовительной
к
школе
групп,
где
прослеживается
взаимосвязь
работы
воспитателя, учителя логопеда, музыкального руководителя и родителей.