Напоминание

Экологический вечер "Тундра! Сбережем, то, что любим…"


Автор: Яптунай Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, ЯНАО, Надымский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологический вечер "Тундра! Сбережем, то, что любим…"
Раздел: среднее образование





Назад




Экологический вечер «Тундра! Сбережем, то, что любим…»

Цель:

познакомить воспитанников с основными экологическими проблемами нашего

края.

Задачи:

-показать воспитанникам необходимость охраны природы;

-познакомить с содержанием Красной книги;

-составить экологические правила поведения воспитанников в тундре;

- отметить значимость бережного отношения к компонентам природы;

-вырабатывать у воспитанников наблюдательность, внимание;

Оборудование: слайды с изображением редких и исчезающих видов животных

и

растений

,

плакаты,

Красная

книга,

таблица

«Скорость

естественной

утилизации природой отходов антропогенного происхождения».

Форма проведения: экологический вечер

Время проведения: 16.00

План проведения мероприятия:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово воспитателя

3. Выступления воспитанников

4. Изучение вопросов скорости естественной утилизации природных отходов

антропогенного происхождения

5.

Знакомство

с

видами

природоохранных

мероприятий,

существующих

на

территории нашего края

6. Заключение

Ход мероприятия

Воспитатель.

Тундра, она скромная, скупая, и в тоже время яркая, многоцветная, щедрая,

разная в различные времена года. То «кажется, что она белой шкурой оленя

покрыта», то «голубоватая от снегов, то окрашена «лунной охрой», то от ягод

багрова, то в осеннем золоте, то разноцветна, как радуга или северное сияние…

Л.В.Лапцуй не отделим от родной земли, с которой он единое целое:

Песнь моя звенит как древний бубен.

Спросите, где мой дом, мое жилище.

Отвечу вам звенящей песней ветра,

Что чум мой – это тундра вся.

Тундра наша – это родительский очаг, отчий дом. Это знакомая до боли родная

природа, суровому нраву которой противостоят тепло человеческих сердец. Это

древняя уникальная культура дедов и прадедов.

Сурова, но гостеприимна наша тундра, потому что живут на ней люди добрые с

горячими сердцами.

Воспитанник.

Тундра. Л. В. Лапцуй

Скажите мне,

А разве плохо,

Когда вся тундра в феврале,

Себя украсив лунной охрой,

Не уступает места мгле.

Кому-то друг,

Кого то столку

Сбивает, выбелив пути,

Чтоб невозможно было волку

К добыче близко подползти…

На Севере России, где то

Под круглолицею луной

Она как снежная планета,

Блестит безмолвной белизной.

Воспитатель.

Мы должны сберечь нашу тундру с ее красотой, с ее многообразием животного

и растительного мира для своих детей, внуков, правнуков.

Экологические правила.

В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.

- Как мы можем помочь? Давайте составим правила «Помощь природе».

Воспитанники получают заранее приготовленные памятки – правила «Помощь

природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.

Памятка – правила «Помощь природе»

1. Не разоряй муравейников.

2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай

маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

3. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них

могут поселиться споры грибов – трутовиков, разрушающие деревья.

4.

Зеленые

насаждения

во

дворе

расчищай

от

сушняка:

он

убежище

для

различных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоемы.

6. Участвуй в посадке комнатных растений и проявляй заботу и уход за ними.

7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни! Грибы нужны не только нам,

но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все

они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки.

9. После отдыха в тундре на природе не оставляй не потушенным костер. Не

оставляй после себя мусор.

Воспитатель.

Одной из основных причин гибели леса являются пожары, которые часто

полыхают летом. Это нерадивые отдыхающие разжигают, а потом не гасят или

плохо гасят костры. Причиной пожара служит и не затушенная сигарета или

спичка. При пожарах огонь не только жестоко уничтожает деревья, но и

наземную подушку из хвои, травы и опавших листьев, которая защищает почву

от иссушения. Гибнут молодые деревца. Конечно, есть проблемы и

экономического характера. У государства нет средств на содержание

заповедников, лесников, на тушение пожаров, на финансирование молодых

посадок. Поэтому мы с вами должны помогать нашей природе. Все вы, ребята

бываете на природе в тундре и видите следы «отдыха». Ваше внимание

привлекают то сломанная ветка, то обгоревшие стволы деревьев, то просто

бытовой мусор, который отдыхающие оставляют после себя. Это и бумага, и

пластиковые бутылки, и металлические банки, разбитые бутылки. А знаете ли

вы, сколько лет понадобится природе, чтобы переработать этот хлам?

Таблица

естественной

утилизации

природой

остатков

антропогенного

происхождения.

Бумага

1 месяц

Банановая кожура

6 месяцев

Носок шерстяной

1 год

Бумажный стакан

5 лет

Окрашенная рейка

13 лет

Консервная банка

100 лет

Алюминиевая банка, пластиковая бутылка

500 лет

Стекло

Никогда

Воспитанник.

Человек с природой шел в сраженье!

Потоптавший тысячу невзгод.

Он шагал, веками, как саженью,

Времени, отмеривая ход!

Одолел морозы он и вьюги,

Тундру покорил и приручил-

Словно шкуру жесткую зверюги,

Выделав, искусно умягчил.

Победил и выси он и дали-

И, родную землю одаряя,

Ей на грудь, как синие медали,

Понавесил синие моря!

Славьте, славьте, славьте Человека-

Только с ним приходит в мир Добро!

Так писало кажется от века

Не одно достойное перо.

Но сегодня сто противоречий

Населяет голову мою:

Надо ль, чтобы разум человечий

Был всегда с природою в бою?

Неужели стоило рождаться

Под его высокою звездой

Только для того, чтобы сражаться

С небом, и с землею, и с водой?

Разве, друг, тебе грозят пугая,

Небеса, земля или вода? Нет!

Нависла над тобой другая

от тебя идущая беда.

Страшная открылась перспектива

Перед нашей маленькой землей:

В пламени неслыханного взрыва

Стать однажды пеплом и золой.

Рухнут скалы, испарятся воды,

Даже время остановит бег,

Выведавший тайну у Природы,

Что на это скажешь, человек?

Где бы ни жил ты на этом свете,-

Но другой планеты не найти.

Защити леса и река эти,

И себя, и землю защити!

(Р.П.Ругин)

Воспитанник.

Установлено, что на земле погибло уже более половины животных, пропали

сотни видов высших растений. И все они жертвами деятельности человека.

Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и

растений, который называется «Красная книга».

-Почему выбран красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)

-А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира

по планете приобрело глобальные масштабы.

Воспитанник.

В

60-е

годы

началось

освоение

Ямала.

Для

сооружения

и

обустройства

нефтяных и газовых месторождений появилась необходимость строительства

трубопроводов, железных и автомобильных дорог, что приводит к нарушению

экологического режима тундры. Стали появляться заболоченные от весенних

талых вод места, поскольку нормальному протеканию этих вод препятствуют

сооруженные дороги и трубопроводы.

Воспитанник.

Около

поселков

нефтяников

и

газовиков

почва

вытаптывается,

нарушается

транспортом,

сбрасываются

сточные

воды

В

районе

Ямбурга

вездеходы

повреждают

травяно-моховое

покрытие

тундры.

При

многократных

летних

походах

и

на

разворотах

вездеходы

уничтожают

70-95%

растительного

и

почвенного покрова, лишь в течение 2-5 лет восстанавливается растительный

покров

тундры.

В

основном,

за

счет

пушицы

и

осоки.

Особую

опасность

представляют карьеры, где добывается песок. При такой технологии добычи в

реке попадает огромное количество твердых материалов. В радиусе 150 т от

границы карьера тундровая растительность на 10-15 см засыпана песком.

Воспитанник.

На Ямбургских месторождениях в последние годы идет уничтожение мест

обитания

леммингов,

которые

являются

основной

пищей

песца

и

других

хищных животных.

Главному обитателю тундры – оленю все труднее добывать себе пищу. Из-за

выбросов в атмосферу промышленных отходов, а именно азотной кислоты. Ее

пагубному влиянию подвержены от 100 до 350 тысяч гектаров угодий. Через

талые воды и туманы кислота попадает на почву и растения, в воду, которые

«заболевают» и не могут служить здоровой пищей для оленей.

На

территории

Бованенковского

месторождения

обитают

12

видов

зверей,

гнездятся более 50 птиц, в том числе 3 вида, занесенные в Красную книгу

Ямала: малый лебедь, сокол-сапсан, краснозобая казарка. Из-за утраты мест

линьки и гнездования сократилась численность малого лебедя. В этом районе

гнездится

всего

16

пар

соколов-сапсанов.

Нарушены

места

обитания

чернозобой гагары, мохноногого канюка, белой и болотной сов, сибирской гагы,

черной казарки.

Воспитанник.

Попадание нефтяных отходов вводу способствует заражению и возникновению

различных

заболеваний

слизистой

оболочки

глаз

водоплавающих

птиц.

Жирный налет образовывается на оперенье, жировая пленка нарушает дыхание

кожи птиц.

Воспитанник.

Боль вторая. Юрий Вэлла

В полдень олененок малый

Над ручьем склонился

Он просил:

-Мне жарко, мама,

Я хочу напиться.

-Погоди, сынок,

Потерпи немножко.

Пахнет нефтью ручеек,

Отравиться можно.

Вот пойдем подальше в тундру,

Там вода живая,

Там смеются птицы,

Утром песни напевая.

Там пушистый белый ягель

Украшает кочки.

Там румяных спелых ягод

Столько,

Сколько хочешь.

Там другие оленята

Весело играют,

А в бору грибы – маслята

Силы набирают…

Но куда б они не шли,

Всюду буровые,

На озерах черной смолью

Пятна нефтяные.

Фары целят в ночь

Двустволкой,

Ягель пахнет гарью.

А по тундре псы гуляют

Без хозяев, словно волки…

Заключение.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь

станет

для

вас

богаче

и

интереснее.

Вы

не

будете

равнодушными

и

бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок,

не погубит птицу.

Воспитанник.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г.и др. Истоки диалога.– М.: Мозаика – синтез, 2003. – 216с. 2.

Антология философской мысли.106 философов. М., 1996

2. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие

для воспитателей. – М.: Мозаика - синтез, 4004. –40 с.

3. Белобрыкина О.А.Речь и общение. Ярославль: Академия развития, 1998. –

204 с.

4. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

5. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.

6. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры»,Тюмень 1995г.

7. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Изда-

тельство уральского университета 2006г.



В раздел образования