Автор: Яптунай Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, ЯНАО, Надымский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологический вечер "Тундра! Сбережем, то, что любим…"
Раздел: среднее образование
Экологический вечер «Тундра! Сбережем, то, что любим…»
Цель:
познакомить воспитанников с основными экологическими проблемами нашего
края.
Задачи:
-показать воспитанникам необходимость охраны природы;
-познакомить с содержанием Красной книги;
-составить экологические правила поведения воспитанников в тундре;
- отметить значимость бережного отношения к компонентам природы;
-вырабатывать у воспитанников наблюдательность, внимание;
Оборудование: слайды с изображением редких и исчезающих видов животных
и
растений
,
плакаты,
Красная
книга,
таблица
«Скорость
естественной
утилизации природой отходов антропогенного происхождения».
Форма проведения: экологический вечер
Время проведения: 16.00
План проведения мероприятия:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово воспитателя
3. Выступления воспитанников
4. Изучение вопросов скорости естественной утилизации природных отходов
антропогенного происхождения
5.
Знакомство
с
видами
природоохранных
мероприятий,
существующих
на
территории нашего края
6. Заключение
Ход мероприятия
Воспитатель.
Тундра, она скромная, скупая, и в тоже время яркая, многоцветная, щедрая,
разная в различные времена года. То «кажется, что она белой шкурой оленя
покрыта», то «голубоватая от снегов, то окрашена «лунной охрой», то от ягод
багрова, то в осеннем золоте, то разноцветна, как радуга или северное сияние…
Л.В.Лапцуй не отделим от родной земли, с которой он единое целое:
Песнь моя звенит как древний бубен.
Спросите, где мой дом, мое жилище.
Отвечу вам звенящей песней ветра,
Что чум мой – это тундра вся.
Тундра наша – это родительский очаг, отчий дом. Это знакомая до боли родная
природа, суровому нраву которой противостоят тепло человеческих сердец. Это
древняя уникальная культура дедов и прадедов.
Сурова, но гостеприимна наша тундра, потому что живут на ней люди добрые с
горячими сердцами.
Воспитанник.
Тундра. Л. В. Лапцуй
Скажите мне,
А разве плохо,
Когда вся тундра в феврале,
Себя украсив лунной охрой,
Не уступает места мгле.
Кому-то друг,
Кого то столку
Сбивает, выбелив пути,
Чтоб невозможно было волку
К добыче близко подползти…
На Севере России, где то
Под круглолицею луной
Она как снежная планета,
Блестит безмолвной белизной.
Воспитатель.
Мы должны сберечь нашу тундру с ее красотой, с ее многообразием животного
и растительного мира для своих детей, внуков, правнуков.
Экологические правила.
В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.
- Как мы можем помочь? Давайте составим правила «Помощь природе».
Воспитанники получают заранее приготовленные памятки – правила «Помощь
природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.
Памятка – правила «Помощь природе»
1. Не разоряй муравейников.
2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай
маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.
3. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них
могут поселиться споры грибов – трутовиков, разрушающие деревья.
4.
Зеленые
насаждения
во
дворе
расчищай
от
сушняка:
он
убежище
для
различных вредителей.
5. Не засоряй мусором водоемы.
6. Участвуй в посадке комнатных растений и проявляй заботу и уход за ними.
7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни! Грибы нужны не только нам,
но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.
8. Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все
они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки.
9. После отдыха в тундре на природе не оставляй не потушенным костер. Не
оставляй после себя мусор.
Воспитатель.
Одной из основных причин гибели леса являются пожары, которые часто
полыхают летом. Это нерадивые отдыхающие разжигают, а потом не гасят или
плохо гасят костры. Причиной пожара служит и не затушенная сигарета или
спичка. При пожарах огонь не только жестоко уничтожает деревья, но и
наземную подушку из хвои, травы и опавших листьев, которая защищает почву
от иссушения. Гибнут молодые деревца. Конечно, есть проблемы и
экономического характера. У государства нет средств на содержание
заповедников, лесников, на тушение пожаров, на финансирование молодых
посадок. Поэтому мы с вами должны помогать нашей природе. Все вы, ребята
бываете на природе в тундре и видите следы «отдыха». Ваше внимание
привлекают то сломанная ветка, то обгоревшие стволы деревьев, то просто
бытовой мусор, который отдыхающие оставляют после себя. Это и бумага, и
пластиковые бутылки, и металлические банки, разбитые бутылки. А знаете ли
вы, сколько лет понадобится природе, чтобы переработать этот хлам?
Таблица
естественной
утилизации
природой
остатков
антропогенного
происхождения.
Бумага
1 месяц
Банановая кожура
6 месяцев
Носок шерстяной
1 год
Бумажный стакан
5 лет
Окрашенная рейка
13 лет
Консервная банка
100 лет
Алюминиевая банка, пластиковая бутылка
500 лет
Стекло
Никогда
Воспитанник.
Человек с природой шел в сраженье!
Потоптавший тысячу невзгод.
Он шагал, веками, как саженью,
Времени, отмеривая ход!
Одолел морозы он и вьюги,
Тундру покорил и приручил-
Словно шкуру жесткую зверюги,
Выделав, искусно умягчил.
Победил и выси он и дали-
И, родную землю одаряя,
Ей на грудь, как синие медали,
Понавесил синие моря!
Славьте, славьте, славьте Человека-
Только с ним приходит в мир Добро!
Так писало кажется от века
Не одно достойное перо.
Но сегодня сто противоречий
Населяет голову мою:
Надо ль, чтобы разум человечий
Был всегда с природою в бою?
Неужели стоило рождаться
Под его высокою звездой
Только для того, чтобы сражаться
С небом, и с землею, и с водой?
Разве, друг, тебе грозят пугая,
Небеса, земля или вода? Нет!
Нависла над тобой другая
от тебя идущая беда.
Страшная открылась перспектива
Перед нашей маленькой землей:
В пламени неслыханного взрыва
Стать однажды пеплом и золой.
Рухнут скалы, испарятся воды,
Даже время остановит бег,
Выведавший тайну у Природы,
Что на это скажешь, человек?
Где бы ни жил ты на этом свете,-
Но другой планеты не найти.
Защити леса и река эти,
И себя, и землю защити!
(Р.П.Ругин)
Воспитанник.
Установлено, что на земле погибло уже более половины животных, пропали
сотни видов высших растений. И все они жертвами деятельности человека.
Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и
растений, который называется «Красная книга».
-Почему выбран красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)
-А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира
по планете приобрело глобальные масштабы.
Воспитанник.
В
60-е
годы
началось
освоение
Ямала.
Для
сооружения
и
обустройства
нефтяных и газовых месторождений появилась необходимость строительства
трубопроводов, железных и автомобильных дорог, что приводит к нарушению
экологического режима тундры. Стали появляться заболоченные от весенних
талых вод места, поскольку нормальному протеканию этих вод препятствуют
сооруженные дороги и трубопроводы.
Воспитанник.
Около
поселков
нефтяников
и
газовиков
почва
вытаптывается,
нарушается
транспортом,
сбрасываются
сточные
воды
В
районе
Ямбурга
вездеходы
повреждают
травяно-моховое
покрытие
тундры.
При
многократных
летних
походах
и
на
разворотах
вездеходы
уничтожают
70-95%
растительного
и
почвенного покрова, лишь в течение 2-5 лет восстанавливается растительный
покров
тундры.
В
основном,
за
счет
пушицы
и
осоки.
Особую
опасность
представляют карьеры, где добывается песок. При такой технологии добычи в
реке попадает огромное количество твердых материалов. В радиусе 150 т от
границы карьера тундровая растительность на 10-15 см засыпана песком.
Воспитанник.
На Ямбургских месторождениях в последние годы идет уничтожение мест
обитания
леммингов,
которые
являются
основной
пищей
песца
и
других
хищных животных.
Главному обитателю тундры – оленю все труднее добывать себе пищу. Из-за
выбросов в атмосферу промышленных отходов, а именно азотной кислоты. Ее
пагубному влиянию подвержены от 100 до 350 тысяч гектаров угодий. Через
талые воды и туманы кислота попадает на почву и растения, в воду, которые
«заболевают» и не могут служить здоровой пищей для оленей.
На
территории
Бованенковского
месторождения
обитают
12
видов
зверей,
гнездятся более 50 птиц, в том числе 3 вида, занесенные в Красную книгу
Ямала: малый лебедь, сокол-сапсан, краснозобая казарка. Из-за утраты мест
линьки и гнездования сократилась численность малого лебедя. В этом районе
гнездится
всего
16
пар
соколов-сапсанов.
Нарушены
места
обитания
чернозобой гагары, мохноногого канюка, белой и болотной сов, сибирской гагы,
черной казарки.
Воспитанник.
Попадание нефтяных отходов вводу способствует заражению и возникновению
различных
заболеваний
слизистой
оболочки
глаз
водоплавающих
птиц.
Жирный налет образовывается на оперенье, жировая пленка нарушает дыхание
кожи птиц.
Воспитанник.
Боль вторая. Юрий Вэлла
В полдень олененок малый
Над ручьем склонился
Он просил:
-Мне жарко, мама,
Я хочу напиться.
-Погоди, сынок,
Потерпи немножко.
Пахнет нефтью ручеек,
Отравиться можно.
Вот пойдем подальше в тундру,
Там вода живая,
Там смеются птицы,
Утром песни напевая.
Там пушистый белый ягель
Украшает кочки.
Там румяных спелых ягод
Столько,
Сколько хочешь.
Там другие оленята
Весело играют,
А в бору грибы – маслята
Силы набирают…
Но куда б они не шли,
Всюду буровые,
На озерах черной смолью
Пятна нефтяные.
Фары целят в ночь
Двустволкой,
Ягель пахнет гарью.
А по тундре псы гуляют
Без хозяев, словно волки…
Заключение.
Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь
станет
для
вас
богаче
и
интереснее.
Вы
не
будете
равнодушными
и
бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок,
не погубит птицу.
Воспитанник.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защитится.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Список литературы:
1. Арушанова А.Г.и др. Истоки диалога.– М.: Мозаика – синтез, 2003. – 216с. 2.
Антология философской мысли.106 философов. М., 1996
2. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие
для воспитателей. – М.: Мозаика - синтез, 4004. –40 с.
3. Белобрыкина О.А.Речь и общение. Ярославль: Академия развития, 1998. –
204 с.
4. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
5. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.
6. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры»,Тюмень 1995г.
7. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Изда-
тельство уральского университета 2006г.