Напоминание

"Использование многофункционального пособия "Мандалы" в организации коррекционной работы с дошкольниками"


Авторы: Соловьева Наталья Сергеевна, Вилесова Марина Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №221
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Использование многофункционального пособия "Мандалы" в организации коррекционной работы с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования администрации города Кемерово

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 221

«Детский сад комбинированного вида»

Использование многофункционального

пособия «Мандалы»

в организации коррекционной работы с

дошкольниками

Методические рекомендации

1

Авторы: коллектив педагогов МАДОУ № 221 «Детский сад комбинированного

вида»

Т.Ю. Бардиер, воспитатель, высшая квалификационная категория.

О.С. Барсукова, учитель-логопед, высшая квалификационная категория.

М.А. Вилесова, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Н.В. Мельник, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Т.Ю. Павлова, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория.

Е.В. Пушкарева, старший воспитатель, высшая квалификационная категория.

Н.С. Соловьева, воспитатель, высшая квалификационная категория.

М.М. Чубаева, заместитель заведующего по ВМР.

Методические

рекомендации

содержат

материалы

по

использованию

многофункционального пособия «Мандалы» в организации коррекционной работы с

дошкольниками,

имеющими

нарушения

зрения

и

речи. В основу рекомендаций

положен опыт работы воспитателей коррекционных групп МАДОУ № 221 «Детский

сад комбинированного вида». Адресовано педагогическим работникам дошкольных

образовательных организаций и родителям дошкольников.

Бардиер,

Т.Ю.

Использование

многофункционального

пособия

«Мандалы»

в

организации

коррекционной

работы

с

дошкольниками:

методиче ские

рекомендации /Т.Ю. Бардиер

[и др.] – Кемерово: изд-во МАДОУ № 221, 2018. –

27с.

©

МАДОУ № 221

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………… ……. 4

Раздел 1. Методические рекомендации по использованию многофункционального

пособия «Мандалы» в коррекционной работе с дошкольниками …………..

………………………………………………………………………………… 6

1.1.

Методические рекомендации по использованию многофункционального

пособия «Мандалы» в коррекционной работе с детьми с нарушением

зрения………………………………………………………………………. …….. 6

1.2.

Методические рекомендации по использованию многофункционального

пособия «Мандалы» в коррекционной работе с детьми с нарушением

речи ......................................................................................................................... 10

1.3.

Методические рекомендации по использованию многофункционального

пособия «Мандалы» в коррекционной работе с детьми с нарушением речи…13

Раздел 2. Дидактические игры с мандалами …………………………………………. 17

Список рекомендуемой литературы …………………………………….….………… 27

3

Пояснительная записка

Статистика России свидетельствует об увеличении детей с ОВЗ, включая

детей со зрительной и речевой патологией.

У детей с нарушением зрения, как правило, слабо развита мелкая и общая

моторика, имеются проблемы физического и интеллектуального развития. И, как

следствие,

проявляются

трудности

психологического

характера:

сложности

в

коммуникации, неуверенность или агрессивность и т.д.

В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности

предупреждения зрительной депривации в дошкольном возрасте. Это обусловлено

дефицитом

коррекционных

методик,

аппаратуры,

специалистов

и

центров

реабилитации.

Поиск эффективных средств организации коррекционной работы с детьми,

имеющими нарушения зрения и речи, привел педагогический коллектив МАДОУ №

221 «Детский сад комбинированного вида» к идее использования в педагогической

практике методики «Мандала».

Формально мандала –

это символическое круглое изображение, которое

представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и

невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям

«мандала» - это рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и

используется как инструмент для медитаций.

Секрет метода мандал заключается в том, что при раскрашивании или

создании

мандал

человек

физически

расслабляется,

дыхание

становится

более

ровным и глубоким, раскрашивание замысловатых геометрических фигур имеет

медитативный

эффект. Вглядываясь в подобные рисунки, невольно поддаешься их

магии,

где повторяемая фрагментарность и симметрия частей рождает ощущение

гармонии, целостности и завершенности.

Нас

интересует

не

только

арт-терапевтический

аспект

мандал, а еще и

неисчерпаемый материал для решения педагогических задач.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством).

На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального

состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию

творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

В современной

педагогической

практике

активно

применяется

метод

«мандала» для организации работы по эмоциональной стабилизации и творческих

способностей детей дошкольного возраста.

Опыт практического применения метода «мандала» показал, что он так же

имеет ценность и в рамках коррекционной и развивающей работы, поскольку дает

возможность параллельно стабилизировать эмоциональное состояние дошкольника

и решать проблемы, связанные со зрительными и речевыми дефектами.

Метод «мандала» представляет собой практически неограниченный спектр

использования готовых мандал и создания новых для организации коррекционной

работы с дошкольниками.

Совокупность

мандал,

отличающихся

материалами

и

способами

изготовления,

направленных

на

решение коррекционных

задач

(включая

4

психологические и развивающие задачи) представляет собой многофункциональное

пособие «Мандалы». Под многофункциональностью подразумевается многоцелевая

установка

в

организации

педагогической

деятельности:

развитие

речи,

мелкой

моторики, коррекция зрительных нарушений и эмоционального состояния, развитие

творческого потенциала. Данное пособие изготовлено педагогами МАДОУ № 221 и

является эксклюзивным.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в инновационном

использовании метода мандала для коррекции зрительных и речевых нарушений

дошкольников.

Цель данных методических рекомендаций – оказание методической помощи

воспитателям

и

специалистам

дошкольных

образовательных

учреждений

в

организации коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения и речи

через использование многофункционального пособия «Мандалы».

Ожидаемый результат – повышение эффективности коррекционной работы с

детьми с нарушениями зрения и речи. В том числе, ожидается улучшение зрения,

развитие связной речи, развитие мелкой моторики и высших психических функций,

развитие

коммуникативных

навыков,

коррекция

эмоционального

состояния,

развитие творческих способностей дошкольников.

Данные

методические

рекомендации,

по

нашему

мнению,

будут

полезны

учителям-дефектологам,

учителям-логопедам,

воспитателям

дошкольных

образовательных организаций и родителям воспитанников.

5

Раздел 1

1.1.

Методические рекомендации по использованию многофункционального

пособия «Мандалы» в коррекционной работе с дошкольниками

Многофункциональное пособие «Мандалы» представляет собой совокупность

готовых мандал различных по способам изготовления и материалам.

Технологические особенности пособия: описание пособия

Мандалы представляют собой геометрический символ сложной структуры. В

рамках многофункционального пособия мандалы могут состоять не только из одного

круга, а также из нескольких соединенных кругов.

Мандалы могут быть двумерными, изображенными на плоскости, а могут

быть и объемными, рельефными. В пособие входит большой арсенал материалов для

самостоятельного

изготовления

мандал:

от

трафаретов

до

кинетического

песка.

Хранятся готовые мандалы и материалы для их создания в прозрачных контейнерах

и находятся в свободном доступе для детей.

Технологические особенности пособия: материалы для изготовления мандал

нитки для вязания

фетр (в том числе – салфетки)

пайетки

бусины

стеклярус

кристаллы из прозрачного цветного пластика

декоративные камешки

пуговицы

ленты

крупы

песок (в том числе радужный)

макаронные изделия

бумага

карандаши

фломастеры

краски

фольга

пенопласт

детали мозаики

детали конструктора

бросовый материал (фантики, стружка, кусочки ткани и т.д.)

природный материал (шишки, камешки, ягоды, веточки, ракушки и т.д.)

6

Для создания мандал в технике «калейдоскоп»

применяется специально

изготовленное приспособление, состоящее из трех зеркал, соединенных под углом

90 градусов, и закрепленных на основе из фанеры.

Для работы по выкладыванию мандал из мелких деталей изготавливаются

основы, состоящие из круглой пенопластовой платформы, обтянутой по окружности

тканевым чехлом для обеспечения безопасности и предотвращения осыпания края.

При создании песочных мандал используется специальный безопасный

песок

(радужный,

кварцевый,

кинетический,

чистый

речной)

и

специально

оборудованный

песочный

стол

с

подсветкой

или

прозрачный

контейнер

с

бортиками высотой 5-10 см.

Технологические особенности пособия: размещение мандал

Многофункциональное пособие «Мандалы» может использоваться как на

горизонтальных плоскостях (стол, ковровое напольное покрытие, потолок), так и на

вертикальных поверхностях (рабочая доска, ковролиновая стена, корпусная мебель

со специальными крепежами в виде крючков, липучек, мольберты (в том числе

стеклянный прозрачный), стены групповой комнаты.

С какого возраста можно использовать мандалы?

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем

вместе

безопасными

пальчиковыми

красками

(три

основных

цвета:

красный,

желтый, синий).

3-5

лет

раскрашивание

готовых

мандал

на

выбор

ребенка

и

рисование

собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель,

уголь, работа с цветным песком.

6-7

лет

раскрашивание

готовых

мандал

на

выбор

ребенка

и

рисование

или

изготовление собственных.

Основные правила при работе с мандалой

ребенок должен самостоятельно выбирать цвета или темы для рисунка, без

давления взрослого;

в день желательно работать только с одной мандалой;

необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе создания, ведь эта

работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости;

не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия.

избегайте

комментариев

по

поводу

результата,

ребенок

будет

напряжен

и

зависим от вашей оценки;

для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться

от

агрессивных

цветовых

и

звуковых

раздражителей,

создать

хорошее

освещение в помещении. Важно, чтобы на эту работу было

достаточно

времени и художественных материалов.

практикуется использование музыкального сопровождения.

7

по

окончании

работы

попросите

малыша придумать

название

своего

волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения.

по желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение.

«А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им.

Найди ему место в комнате».

необходимо

спросить

у

ребенка

о

его

чувствах

и

переживаниях

во

время

работы, нравится ли ему рисунок.

если получившийся результат не нравится, круг можно изменить, разрезать или

порвать.

в конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу.

если

есть

желание,

можно

написать

рассказ

или

сочинить

сказку

к

получившейся картинке.

Для

детей

дошкольного

возраста

метод

мандал

используется

в

двух

направлениях:

работа с готовыми мандалами;

создание собственных мандал из различных материалов.

Этапы работы с мандалой

1 этап: Рассматривание мандал.

2 этап: Раскрашивание готовых мандал.

3 этап: Игры с мандалами.

4 этап: Создание собственных мандал.

5 этап: Организация совместной деятельности с родителями воспитанников

(проекты, выставки, консультации).

Формы организации коррекционной работы с мандалами

Мандалы можно использовать во время занятий, на коррекционном часе, в

режимных моментах, в свободной деятельности.

Коррекционную работу с мандалами организуют:

- индивидуально

- в микрогруппах

- в группах

Техники создания мандал

Создание мандалы в зеркальной плоскости

Работа в этой технике расширит творческие возможности и обогатит новыми

впечатлениями начинающих создателей мандал. Возникающие в процессе работы

эффекты

будут

подобны

эффекту

калейдоскопа.

Для

этого

понадобится

конструкция из зеркал. При желании ее можно изготовить самостоятельно.

Для работы также понадобятся различные небольшие предметы, вызывающие

эмоциональный

отклик

у

ребенка

и

выбранные

им

самим.

Это

могут

быть

8

декоративные

цветные

стеклышки,

ракушки,

кристаллы,

веточки,

пуговицы,

камешки, различный бросовый материал и мелкий природный материал. Ребенок

или

взрослый

могут

собрать

его

самостоятельно,

следуя

индивидуальному

эстетическому

восприятию.

Рассматривая

свои

творения,

можно

обсудить

ассоциации и впечатления, которые вызывают мандалы у своих создателей, что

способствует развитию речи.

Создание мандалы с помощью трафаретов

Данная техника подходит для работы с детьми дошкольного возраста,

детьми,

имеющими

особенности

психофизического

развития,

или

с

детьми,

желающими просто развить фантазию и воображение.

Работа

с

трафаретами

обеспечит

создающим

мандалу

определенный

контроль

над

художественными

материалами

и

приспособлениями,

что

благотворно

скажется

на

эмоциональном

состоянии

людей

тревожных,

расторможенных, импульсивных и позволит развить у них саморегуляцию.

Получившиеся

рисунки

посредством

трафаретов

можно

разрисовать,

выбирая предпочитаемые цвета, структурируя их, тем самым приводя в порядок

собственные мысли и чувства на символическом уровне. Кроме этого активно

развивается мелкая моторика, ориентация на плоскости, цветовосприятие.

Создание мандалы с использованием природного и бросового материала

Действия напоминают игры с мозаикой.

Понадобятся круги разных размеров из плотного упаковочного картона, клей

ПВА

и

различный

бросовый

материал:

камешки,

ракушки,

бусины,

монеты,

пуговицы, косточки, семена, бисер и др. Детям очень нравится подобная работа.

Клей ПВА следует наносить густым слоем на поверхность картона, затем

выкладывать

узор

из

мелких

предметов.

При

высыхании

клей

становится

прозрачным,

поэтому

эстетика

работы

не

нарушается.

Это

следует

объяснить

тревожным детям, так как неэстетический вид работы может расстроить их и

лишить желания продолжить дальше. Следует отметить, что данная работа под

силу детям с особенностями психофизического развития.

Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок,

соль,

камешки,

кристаллы,

кусочки

фетра,

геометрические

фигуры)

развивает

творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с

цветным

песком

используется

набор

из

нескольких

цветов,

или

же

песочница.

Можно

использовать

1

кг

цветного

песка

и

разровнять

его

по

поверхности

песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После

окончания

работы

можно

предложить

детям

дать

название

своим

«волшебным

кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами

оказывает

не

только

коррекционное

воздействие

на

личность

ребенка,

а

еще

способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

9

1.2.

Методические

рекомендации

по

использованию

многофункционального

пособия «Мандалы» в коррекционной работе с детьми, имеющими

нарушения зрения

Изображение мандалы, обладая круглым ритмом, концентрирует в себе

энергию, которая не имеет ни начала, ни конца, она бесконечна.

Рассматривание мандалы управляет нашим восприятием – нервная система

успокаивается и мы чувствуем себя расслабленно.

Возникает

чувство

внутренней

целостности,

которая

положительно

отражается на зрении.

Коррекционные цели:

1. Развитие глазодвигательных функций:

-

прослеживание;

-

фиксация взора;

-

тренировка различных мышц;

-

глазодвигательного аппарата;

-

снятие внутреннего утомления;

-

повышение остроты зрения.

2. Развитие глазомера.

3. Развитие зрительного восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления.

4. Развитие целостного восприятия окружающего мира.

5. Развитие сенсомоторных способностей.

6. Формирование пространственных представлений.

7. Развитие зрительной ориентировки на микроплоскости.

8. Развитие мелкой моторики.

9. Развитие творческого мышления, произвольности поведения, снятие

внутрененнего напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности.

10.Обогащение словаря, развитие связной речи.

В

МАДОУ

221

«Детский

сад

комбинированного

вида»

с

детьми

с

нарушением зрения работают учителя-дефектологи, врач-офтальмолог, медсестра-

ортоптистка, воспитатели СКО.

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем и

тифлопедагогом

по

рекомендации

врача-офтальмолога

в

соответствии

с

особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Для того, чтобы

избежать утомления детей на занятиях и повысить их работоспособность, педагогам

и родителям воспитанников необходимо предусмотреть чередование зрительной и

тактильной

работы

со

слуховым

восприятием

и

двигательной

активностью.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения

зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение

дня, по 3-5 минут.

Важно

сочетать

физкультурную

паузу

со

зрительной

и

пальчиковой

гимнастикой.

При

использовании

разных

видов

гимнастики

(зрительной,

пальчиковой,

двигательной)

организм

включает

в

работу

дополнительные

«динамические

резервы» для преодоления усталости и переутомления.

10

Упражнения

разных

видов

гимнастики

стимулируют

способность

к

восприятию

и

переработки

информации,

улучшают

функциональное

состояние

организма, повышают работоспособность.

Гимнастика

для

глаз

имеет

многоцелевое

назначение:

обеспечивает

улучшение кровоснабжение тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных

мышц и глазодвигательных нервов, укрепляют мышцы век, снимают переутомление

зрительного аппарата, развивают способность концентрации взгляда на ближних

объектах,

повышает

способность

зрительного

восприятия

и

оценки

объектов

окружающего пространства, корректируют функциональные дефекты зрения.

Методические рекомендации по использованию многофункционального пособия

«Мандалы» для проведения глазных гимнастик

Движения глаз, которые мы делаем при рассматривании мандалы, ускоряют

передачу информации к нервным клеткам и поставляют ее в оптический

центр

мозга. При рассматривании мандалы мы выполняем движения глаз совершенно

бессознательно,

не

задумываясь

о

необходимости

выполнять

какое-либо

упражнение.

Сначала ребенок самостоятельно рассматривает изображение мандалы без

каких-либо

инструкций

педагога,

в

произвольном

направлении.

Цели:

развитие

прослеживающей

и

глазодвигательной

функции

глаза,

развитие

навыков

пространственной ориентировки, активизация фиксации взора.

Затем

педагог

дает

разные

задания

для

упражнения

для

зрительной

гимнастики с учетом возраста и зрительной нагрузки ребенка, которую назначает

врач-офтальмолог.

Например: возьмите картинку с изображением мандалы и держите ее на

вытянутой руке. Скользите глазами по рисунку медленно по или против часовой

стрелке по наружному краю спирали. Продолжайте скользящее движение глазами по

следующему

кругу

спирали,

постепенно

продолжаем

скользить

по

спиралям

мандалы, приближаясь к центру рисунка. Закройте глаза и представьте мандалу,

которая запечатлелась в памяти.

Это упражнение можно выполнять, начиная движение глаз от центра – к

наружному краю мандалы.

Для усложнения упражнения можно использовать несколько мандал.

Дети с нарушением зрения, имеют низкий уровень развития осязательной

чувствительности, моторики пальцев и кистей рук, общей моторики. На занятиях

наблюдается

низкая

концентрация

внимания,

быстрая

утомляемость,

скорость

переключения внимания. Вследствие малой двигательной активности мышц детей с

нарушением

зрения

движения

у

них

оказываются

вялыми

или

слишком

напряженными.

Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности, моторики рук и

общей

моторики,

отрицательно

сказывается

на

формировании

предметно-

практической деятельности детей, на их интеллектуальном и физическом развитии.

11

Следует учитывaть, чтo в связи с нaрушением зрения ребенoк пoлучaет мнoгo

физических и психoлoгических трaвм в прoцессе приспoсoбления к oкружaющему

миру, пoэтoму дети нередкo oтличaются пoвышеннoй рaнимoстью и пoвышенным

урoвнем

тревoжнoсти.

Некoтoрые

дети

oтличaются

эмoциoнaльнoй

неурaвнoвешеннoстью.

Рисунок мандалы легко и играючи пробуждает подвижность глаз, в то время

как душа успокаивается и собирает все свои силы. Круглые, гармоничные картины

пробуждают

активность правой половины мозга и побуждают глаза производить

круговые движения. Мы выполняем эти движения глаз совершенно бессознательно,

не задумываемся о необходимости выполнять какое-либо упражнение. Движения

глаз,

которые

мы

делаем

при

рассматривании

мандалы,

ускоряют

передачу

информации к нервным клеткам и поставляют ее в оптический центр мозга.

Данный

вид

деятельности

в

нашем

дошкольном

учреждении

сначала

использовался

с детьми, имеющими нарушения зрения и речи, как средство для

проведения

элементов

коррекционной

работы.

Затем

педагогами

был

отмечен

интерес детей к особым картинкам. И было

решено использовать

мандалы для

более широкого спектра организации коррекционной деятельности.

Если представить структуру графической манадалы в виде составляющих ее

элементов, то получится ряд геометрических фигур (круг большой и малый, квадрат,

треугольники).

С точки зрения современных положений нейрофизиологии и психологии,

воздействие

геометрических

фигур

объясняется

специфическими

сигналами,

которые они вызывают в глазодвигательных мышцах и зрительном анализаторе.

Глаз чисто рефлекторно прослеживает контуры изображения. На местах

излома

линий

глазодвигательные

мышцы

резко

сокращаются,

что

связано

с

генерированием соответствующих, резко меняющихся нервных сигналов.

Напротив,

при

созерцании

плавных

линий

глазодвигательные

мышцы

испытывают нарастающие сокращения. Таким образом, тренируется зрительный

аппарат.

Графическое изображение мандалы геометрически сбалансировано и имеет

центр симметрии. Оно представляет собой приятное в эстетическом отношении

изображение и вызывает спонтанную (непроизвольную) зрительную концентрацию.

12

1.3.

Методические

рекомендации

по

использованию

многофункционального

пособия «Мандалы» в коррекционной работе с детьми с нарушением речи

Влияние мандал на речевое развитие детей дошкольного возраста

Дошкольное детство

-

очень

важный

период

в

жизни детей.

Именно

в

этом возрасте каждый

ребенок

представляет

собой

маленького

исследователя,

с

радостью

и

удивлением

открывающего

для

себя

незнакомый

и

удивительный

окружающий мир. Известно, что уже с младшего дошкольного возраста, ребенок

проявляет большой интерес к языковой деятельности. Он знакомится со словами,

создает

новые

слова.

Однако

немногие

дети

достигают

достаточного

высокого

уровня. Поэтому необходимо развивать их речевое общение в дошкольном возрасте.

А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности

и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и

полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией

человека. Речевое общение

способствует

социальному

контакту

между

людьми,

благодаря

которому развиваются высшие

формы

деятельности.

Чем

богаче

и

правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт

действительность,

полноценнее

строит

взаимоотношения

с

детьми

и

взрослыми. Развитие речи

это

основной

показатель развития

детей и

главное

условие

успешности

организации

разнообразной

детской

деятельности.

В дошкольном

возрасте ребёнок

овладевает

речью

как

средством общения:

с

помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится

строить

с

людьми

адекватные

отношения.

Родителей

и

педагогов

всегда

волновал вопрос:

как

обеспечить

полноценное развитие

речи

ребёнка?

Один

из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и

улучшение

координации

движений.

Ведь

известно,

что

уровень развития речи

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений

пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть

непосредственная деятельность мысли»).

Все этапы работы с мандалами сопровождаются речью: показ, объяснение,

называние

материала,

используемого

для

создания

мандал

и

т.д.

Первая

часть

включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша, в ней определено

место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая

часть

практическая,

где

ребёнку

предлагают

материал,

с

которым

предстоит

работать,

указываются

его

особенности,

а

также

с

чего

начать,

как

потом

д е й с т в о в а т ь .

У детей ф о р м и р у ю т с я

н а в ы к и

и

у м е н и я

использования нетрадиционных

техник

создания

мандал.

Р асш и ряет ся

представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие

окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.

В

процессе

продуктивной

деятельности

предусмотрены

условия

для

осуществления тесной связи слова с действием.

13

Следует

отметить,

что

действия детей,

сопровождаемые

речью,

в

процессе выкладывания,

раскрашивания становятся

более

совершенными,

осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и

процесс усвоения навыков. И происходит это естественно, поскольку все действия в

процессе ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь

в

целом,

повышается

процент

ее

точности

и

выразительности.

Дошкольники

старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной

выразительности в собственном словесном творчестве.

За

счёт

использования

различных

изобразительных

материалов,

новых технических

приёмов,

т р е бу ю щ и х

точ н о с т и

д в и же н и й ,

н о

н е

ограничивающих

пальцы

ребёнка

фиксированным

положением

(как

правильном

держании

карандаша

или

кисти),

создаются

условия

для

преодоления

общей

моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных

кисти

и

карандаша

ребёнок

использует

для

создания

изображения

собственные ладошки, различные печатки, трафареты, бросовый материал.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда педагог с

детьми,

используют

слова,

обозначающие

свойства,

качества

того

или

иного

материала, способов действия с ним и т. д. Создавая ситуацию успеха для каждого

ребёнка,

мы

корректируем

его

эмоционально-волевую

сферу,

что

положительно

оказывается на динамике речевого развития.

В тоже время использование мандал имеет ещё ряд преимуществ:

- непринуждённо развивает творческие способности;

- формирует и активизирует словарь;

- формирует речевые навыки;

- развивает внимание детей к речи.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с

движениями,

в

первую

очередь,

пальцев

рук. Развитие движений

пальцев

рук

подготавливает

почву

для развития

речи.

Если

специально

тренировать

мелкие

движения

кисти, развитие р е ч и

м о ж н о

с у щ е с т в е н н о

у с ко р и т ь ,

т а к

как речевые области

в

коре

больших

полушарий

головного

мозга

формируются

под влиянием импульсов от пальцев рук.

В

МАДОУ

221

«Детский

сад

комбинированного

вида»

имеются

логопедические группы, в которых дети имеют тяжелые нарушения речи. Также в

последнее время увеличилось и количество детей, имеющих речевые патологии в

общеразвивающих группах. Как правило, у них обнаруживается сложное сочетание

нарушения

речи

и

эмоциональной

сферы.

Выражается

это

в

дефиците

эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и

соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются

трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или, наоборот,

зажаты.

Дети

с

логопедическими

проблемами

нуждаются

в

постоянной

эмоциональной

поддержке

со

стороны

взрослых,

которая

необходима

им

для

преодоления эмоциональных барьеров общения.

14

В работе с ними очень важно использовать гибкие формы коррекционно-

развивающей работы. Это лишний раз подтвердило правильность выбора метода

мандал в коррекционной работе учителя-логопеда.

В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и

обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одним из таких методов

является мандало-терапия.

Первооткрывателем

мандало-терапии

стал

Карл

Густав

Юнг.

Мандало-

терапия

-

это

безопасный

и

естественный

способ

изменения

эмоционального

состояния,

снятия

напряжения,

выражения

чувств

и

позволяет

развивать

саморегуляцию.

Чем же могут помочь мандалы в организации коррекционной работы с детьми

с нарушением речи?

Во-первых, конечно, развивается мелкая моторика. Как при закрашивании

мандал, так и при их строительстве. А развитие мелкой моторики напрямую связано

с развитием речи.

Во вторых, при описании мандалы обогащается словарь.

В третьих, нарабатываются лексико-грамматические категории

и, как

следствие, развивается связная речь.

Мандалы

помогают

полностью

расслабиться

и

установить

контакт

с

функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид

работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие

играет ведущую роль. Маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с

правым

полушарием

мозга.

Рисование

мандал

способствует

развитию

образной

памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков,

моторных функций, логики, а в итоге – развитию речи.

Мандала

помогает

тренировать

навыки

наблюдения

и

развивает

ф о т о г р а ф и ч е с к у ю

п а м я т ь

п р а в о г о

п о л у ш а р и я

м о з г а .

Мандала тренирует визуальные способности правого полушария мозга, потому что

идея состоит в том, чтобы сделать «снимок» рисунка и вспомнить, представляя

образ мандалы в голове.

Если нам, взрослым, показать изображение на 2 секунды, то большинство из

нас стараются запомнить части изображения в определенной последовательности.

Однако если изображение становиться более сложным, запомнить его за такой

короткий

промежуток

времени

подобным

способом,

становится

просто

невозможным. Но стоит заметить, что если такие изображения показать ребенку, он

быстро привыкает и учится запоминать вещи мгновенно, тем самым развивая так

называемую фотографическую память.

В возрасте до 5-6 лет ребенок сможет легко развить способность запоминать

образы, и это имеет огромное влияние на его дальнейшие способности обучаться.

Вместе с развитием способностей визуализации, регулярная практика игр с

мандалами создают основу для освоения навыка скорочтения.

Важный этап

- это художественное описание мандалы. Дети-дошкольники

рассказывают о том, что они изобразили. Можно им предложить сочинить некую

историю,

сказку,

рассказ

о

своей

мандале.

Вербализация

(словесное

описание)

15

поможет

научиться

точно

передавать

свои

мысли,

переводить

зрительные

и

чувственные

образы

в

словесные,

описательные,

а

это,

в

свою

очередь,

будет

способствовать развитию связи правым и левым полушариями. Слушая историю,

придуманную

ребенком,

учителю-логопеду

важно

корректно

помогать

ребенку

составлять его рассказ.

16

Раздел 2

Дидактические игры с мандалами

Игры с мандалами решают следующие задачи:

- развитие глазодвигательной функции глаз, остроты зрения, фиксации взора.

-

развитие

различных

способностей

зрения,

цветоразличения,

движения

глаз,

фиксации взгляда, локализации, конвергенции и аккомодации.

- развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина).

- развитие мелкой моторики и двигательной активности.

-

формирование

навыков

использования

осязания

в

процессе

предметно-

практической деятельности.

- развитие пространственной ориентировки.

- развитие целостности восприятия.

- развитие психических функций (память, внимание, мышление, логика).

- закрепление и расширение представления об окружающем.

- обогащение словаря по лексическим темам.

- развитие лексико-грамматических категорий.

- развитие связной речи в процессе рассказывания.

Игры и упражнения

Игра «Калейдоскоп»

Цель: развитие

зрительного

восприятия,

активизация

фиксации

взора,

развитие

глазомера, концентрации внимания и памяти, развитие мелкой моторики.

Игровое

действие:

ребенку

предлагаются

разрезные

картинки,

пазлы,

с

изображением

мандалы.

По

готовым

образцам

ребенок

собирает

рисунок.

Для

усложнения задания, детям предлагается собрать пазлы без наглядного образца.

Упражнение «Куски пирога»

Цель:

развитие

зрительного

восприятия,

цветоразличения,

прослеживающей

функции,

развитие

пространственного

расположения

предметов,

развитие

невербальных

навыков

общения,

групповой

сплоченности;

развитие

фантазии,

воображения.

17

Игровые действия: Каждому участнику процесса создания групповой мандалы

выдается один сектор круга для дальнейшего создания на нем рисунка. Каждый

рисует то, что хочет, не договариваясь с другими об общей теме. Из разрисованных

секторов, если они были разрезаны, выкладывается круг и демонстрируется группе.

Участники могут высказаться по поводу своих чувств и впечатлений, возникших в

процессе работы.

Игра «Посмотри и запомни»

Цель: закрепление у детей умение анализировать основные признаки предметов:

цвет, форму, величину и пространственное положение, развитие на мгновенную

память, концентрацию внимания, развитие мелкой моторики, связной речи.

Игровые действия:

№ 1. Подходит для самых маленьких. Показываем на несколько секунд одну из

мандал. После чего демонстрируем эту и какую-нибудь другую мандалу и просим

выбрать ту, которую он только что видел.

№ 2. Показываем ребёнку одну мандалу, убираем, и просим раскрасить аналогичный

чёрно-белый вариант по памяти.

№ 3. Показываем мандалу, просим запомнить. Просим нарисовать её на листе

бумаги и раскрасить (без опоры на чёрно-белый вариант).

4.

Распечатываем

мандалы

в

двух

экземплярах

(один

отдаём

ребёнку).

Раскладываем

несколько

мандал

в

ряд,

просим

запомнить,

и

переворачиваем

рубашкой

вверх.

Задача

ребёнка

разложить

свои

мандалы

в

той

последовательности,

которую

он

только

что

видел.

Для

проверки

совпадений

переворачиваем первый ряд карточек в исходное положение.

5.

Просим

ребёнка

заклеить

элементы

цветных

вариантов

(самых

простых)

пластилином соответствующих цветов. Усложнённый вариант – то же самое, только

по памяти на чёрно-белом варианте. Самые маленькие так могут раскладывать

пуговицы по цветам

Игра: «Собери мандалу»

Цель: развитие зрительного восприятия, умение зрительно сравнивать величину

предметов путем наложения, приложения, соотносить цвет и рисунок, развитие

творческих способностей.

Игровое действие: детям предлагаются готовые трафареты разной формы, цвета,

размера. Путем наложения дети самостоятельно создают свой рисунок.

18

Игра «Мандала на песке»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие умения зрительно замечать и называть

величину,

цвет,

форму,

пространственное

положение,

развитие

осязательного

обследования, развитие

способности

к

сосредоточению;

сенсорная

стимуляция;

накопление кинестетического опыта; эмоциональная гармонизация и релаксация.

Игровое действие: Ребенку предлагается поднос с песком; различные формочки,

лопаточки, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами

мандал; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с

водой; предметы для украшения мандалы (камешки, ракушки, бусины, монеты,

пуговицы,

косточки,

семена

и

др.),

из

которых

ребенок

создает

собственную

мандалу.

Игровое

действие:

Ребенку

предлагается

на

песочном

столе

с

подсветкой

нарисовать пальцами рисунок мандалы и назвать, из каких элементов она состоит.

Игровое действие: Готовую мандалу ребенок засыпает песком на песочном столе.

Запоминает ее месторасположение, затем одним пальчиком находит предполагаемый

центр мандалы и начинает «расчищать» мандалу от песка до ее полного появления.

Игра «Пицца из песка»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие умения зрительно замечать и называть

величину,

цвет,

форму,

пространственное

положение,

развитие

осязательного

обследования, развитие

способности

к

сосредоточению;

сенсорная

стимуляция;

накопление кинестетического опыта; эмоциональная гармонизация и релаксация.

Игровое действие: Ребенок формирует круг из кинетического песка. При помощи

набора для работы с песком создает «пиццу», использует в качестве «ингредиентов»

для «пиццы» фигурки, вырезанные формочками из цветного песка.

19

Игра «Мандала из песка»

Цель:

формирование

навыков

использования

осязания

в

процессе

предметно-

практической деятельности, развитие мелкой моторики, развитие способности к

сосредоточению;

сенсорная

стимуляция;

накопление

кинестетического

опыта;

эмоциональная гармонизация и релаксация.

Игровое действие: ребенку предлагается набор

разноцветного песка и образец

готовой мандалы. Ребенок выбирает цвет рисунка и поэтапно (секторами) засыпает

весь рисунок мандалы.

Игра «Мандала на стекле»

Цель: развитие глазодвигательной и прослеживающей функции глаз, формирование

пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики, активизация фиксации

взора.

Игровое действие: Ребенок сидит пред стеклянным прозрачным мольбертом. За

стеклом мольберта прикрепляем изображение мандалы (возможен черно-белый или

цветной вариант). Просим ребенка по стеклу цветными маркерами обвести мандалу

по

контуру,

начиная

от

центра

или

от

края.

Допускаются

варианты

заданий:

20

«раскрась мандалу», «найди нужный элемент мандалы и обведи определенным

цветом», «нарисуй рядом такую же мандалу», «нарисуй свою мандалу».

Игра: «Волшебное зеркало»

Цель:

развитие

пространственной

ориентировки

с

привлечением

зрения

и

сохранных анализаторов, развитие зрительного восприятия, развитие способности

видеть мир проекции.

Игровое

действие:

ребенку

предлагается

различные

небольшие

предметы,

Это

могут

быть

декоративные

цветные

стеклышки,

ракушки,

кристаллы,

веточки,

пуговицы, камешки, различный бросовый материал и мелкий природный материал.

Ребенок может собрать его самостоятельно, следуя индивидуальному эстетическому

восприятию.

Созданный

рисунок

проецируется

в

зеркальном

изображении.

Рассматривая

свои

творения,

ребенок

проговаривает

свои

ассоциации

и

впечатления, которые вызывают мандала.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие связной речи, знакомство с понятиями «свойства и признаки

предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам, развитие

тактильных

ощущений,

развитие

лексико-грамматических

категорий.

Игровое

действие:

детям

предлагается

разнообразный

бросовый

и

природный

материал

для

создания

мандалы.

Ребенок

описывает

предмет,

участники

игры

задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра «Кто наблюдательнее»

Цели: развитие зрительного восприятия, внимания, глазодвигательной функции,

закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в рисунке, развитие внимания и

наблюдательности.

Игровое действие: педагог предлагает детям мандалы, где дети находят выбранную

букву и дают ей характеристику соответствующего звука.

Игра: «Цветные мандалы»

Цель:

выделение

сенсорных

эталонов

(закрепление

цвета,

оттенков),

развитие

мелкой

моторики,

умение

различать

с

помощью

осязания

и

зрения

форму

и

величину предметов, развитие творческих способностей.

21

Игровое действие: ребенок выбирает салфетку определенного цвета и выкладывает

на нее узор из предметов такого же цвета.

Игра «Разноцветные узоры»

Цель: развивать умение зрительно соотносить и называть цвет, форму и величину

предметов, развитие

способности

к

сосредоточению;

сенсорная

стимуляция;

накопление кинестетического опыта, развитие мелкой моторики.

Игровое действие: ребенку предлагаются различные по цвету, рисунку и размеру

салфетки и декоративные предметы (бусины, пайетки, кусочки ткани, стеклярус).

Ребенок создает свой рисунок, выкладывая его на салфетке круглой формы,

подбирая предметы такого же цвета, как и салфетка.

Игра: «Черепашка»

Цель:

развитие

мелкой

моторики,

соотношение

величины

и

цвета,

развитие

логического мышления, развитие прослеживающей функции глаз.

Игровое действие: ребенок, поочередно отстегивая пуговицы от «панциря» вязаной

черепахи,

самостоятельно

рассматривает

разные

рисунки

мандалы,

выбирает

мандалу, которая ему понравилась и пристегивает ее на «панцирь» по размеру и

цвету.

22

Игра: «Когда это бывает»

Цель:

развитие

временно-пространственных

представлений,

развитие

мелко

моторики, мышления, памяти, обогащение словаря, развитие связной речи.

Игровое

действие:

ребенку

предлагается

мандала

с

секторами,

на

которых

изображены рисунки по временам года. Ребенок отгадывает время года (весна,

лето,

зима,

осень)

по

описанию

признаков

определенного

времени

года

и

раскрашивает его нужной цветовой гамме. В ходе игры повторяются временные

категории, ребенок выделяет существенные признаки данного времени года.

Игра: «Орнамент»

Цель: развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина), пространственных

представлений, мелкой моторики, творческих способностей

.

Игровое

действие:

ребенок

с

помощью

готовых

цветных

фигур,

выкладывает

орнамент мандалы по образцу, либо по собственному замыслу.

Игра «Собери мандалу»

Цель:

формирование

зрительных

способов

обследования

предметов,

умение

соотносить предметы по цвету, форме, величине,

развитие мгновенной памяти,

зрительного восприятия, мышления, концентрации внимания, логики.

Игровое действие: Для этой игры можно разрезать мандалу не только пополам, но и

вырезать от каждой четвертую или третью части. И даже, взяв одинаковые мандалы,

отрезать разные части круга, тогда надо будет подбирать картинку не только по

узору, но и по размеру.

Игра «Собери половинки»

Цель: закрепление у детей умение анализировать основные признаки предметов

(форму,

цвет,

величину),

развитие

зрительного

восприятия,

мышления,

концентрации внимания, логики.

Игровое действие: Игроки делят половинки карточек поровну и выкладывают перед

собой стопкой картинками вниз. Затем по очереди раскрывают свои карточки по

одной. Кто первым заметит пару карточек, составляющих одну мандалу, берет тотем

(любую игрушку, которую ребенок согласится выделить из своих запасов для этой

игры). Если пара показана правильно, то игрок забирает ее себе, если нет – раздает

одну из уже собранных пар разным игрокам, которые вкладывают полученные

карточки в свои стопочки. Если у игрока еще нет собранных пар, то отдавать ничего

23

не придется. Игра заканчивается, когда все карты перевернуты. А можно оставшиеся

у каждого игрока карты перемешать, выложить снова картинками вниз и начать

второй круг. Игрок, у которого карт нет, их переворачивать, естественно, не может,

но может наблюдать за другими и так же искать нужные парочки.

Игра: «Домино»

Цель:

закрепление

сенсорных

эталонов

(цвет,

форма),

развитие

зрительного

восприятия

и

пространственной

ориентировки,

мгновенной

памяти,

мышления,

концентрации внимания, логики.

Игровое действие: Игроки делят карточки поровну и выкладывают перед собой

стопкой картинками вниз. Первый игрок выкладывает первую карточку из стопки в

центр стола, второй игрок переворачивает свою верхнюю карточку и пытается найти

такую же, как лежит в центре по признакам (форма, сочетание цветов, количество

цветов, для маленьких допустимо и одно совпадение цвета). Нашел – выкладывает

карточку справа или слева от первой, далее ход делает второй игрок, он может

приложить свою карточку, как справа, так и слева к любой из двух карточек,

находящихся на концах ряда. Если игрок совпадений не видит, то кладет карточку

вниз своей стопки и передает ход другому игроку. Игра завершается, когда у кого-то

из игроков закончились карточки (при этом круг игроков от первого до последнего

надо завершить – победителей может быть несколько).

Игру можно усложнить: выкладывать карточки не в ряд, а сверху на предыдущую,

а

можно

и

упростить,

разрешая

малышам

присоединять

карточки

к

любой

выложенной на столе карточке, при условии, что хоть одна сторона этой карточки

свободна. В последнем варианте выигрывают, как правило, все. А что еще надо в

игре с ребенком!?

Игра «Ассоциации»

Цель: развитие глазомера, зрительного и слухового внимания, развитие мгновенной

памяти,

зрительного

восприятия,

мышления,

концентрации

внимания,

логики,

связной речи.

Игровые действия: Мандалы выкладываются на стол. Один из игроков - ведущий -

придумывает к одной из мандал название, и размещает под нее монетку, в это время

другие игроки отворачиваются от стола. Когда все повернутся на место, ведущий

говорит название, а игроки думают, какая из мандал соответствует этому названию,

24

и

через

30

секунд

все

одновременно

выставляют

свои

фишки

на

выбранные

карточки. Кто выбрал правильную карточку, получает призовой балл. Если никто не

угадал, то игроки могут потребовать у ведущего объяснений, почему он выбрал

именно такое название, и если вразумительного ответа не последует, то ведущий

получает штрафное очко. Игра проводится столько раз, чтобы все игроки побывали

ведущими равное число раз.

Игра: «Кляксы»

Цель: развивать умение зрительно соотносить цвет, форму и размер предметов,

обозначать

их

пространственное

расположение,

развитие

мгновенной

памяти,

зрительного восприятия, мышления, концентрации внимания, логики.

Игровые действия: Для следующей игры кроме раскрашенных мандал нужны еще и

карточки с кляксами таких же цветов, что и на мандалах. Карточки с мандалами

раскладываем живописно на столе, а карточки с кляксами – на середину стола

картинками вниз. Ведущий переворачивает верхнюю карту из стопки и начинает

считать,

скажем,

до

10.

За

это

время

все

игроки

пытаются

найти

мандалы,

окрашенные теми же цветами, что и кляксы на карточке. Их может быть несколько.

Все, кто нашел нужные карточки получают призовые монетки, если же игрок взял

ошибочную карту, то должен вернуть одну свою монетку ведущему.

Игра «Красивые тарелочки»

Цель: развивать умение зрительно соотносить цвет, форму и размер предметов,

обозначать

их

пространственное

расположение,

развитие

мгновенной

памяти,

зрительного восприятия, мышления, концентрации внимания, логики.

Игровые

действия:

Возьмите

круг

из

картона

или

картонную

(пластиковую)

тарелочку. Но не слишком маленькую, а то играть будет не интересно. Возьмите

несколько разных повторяющихся элементов. Пусть это будут одинаковые пуговицы,

счетные

палочки,

палочки

Кюизинера

или

любую

другую

игру,

где

есть

повторяющиеся элементы, из которых можно делать орнамент.

Положите в центр тарелочки некий центральный элемент. И задайте «ритм» –

покажите,

какие

элементы

должны

окружать

центр

тарелочки,

выложив

2-3

элемента. Каждый участник создает мандалу с заданными элементами.

Варианты игр с мандалами для самых маленьких детей.

«Найди такую же». Подходит для самых маленьких. Показываем на несколько

секунд одну из мандал. После чего демонстрируем эту и какую-нибудь другую

мандалу и просим выбрать ту, которую он только что видел.

«Раскрась такую же». Показываем ребёнку одну мандалу, убираем, и просим

раскрасить аналогичный чёрно-белый вариант по памяти.

«Повтори мандалу». Показываем мандалу, просим запомнить. Просим нарисовать её

на листе бумаги и раскрасить (без опоры на чёрно-белый вариант).

25

«Выложи

мандалы

в

ряд». Распечатываем мандалы в двух экземплярах (один

отдаём

ребёнку).

Раскладываем

несколько

мандал

в

ряд,

просим

запомнить,

и

переворачиваем рубашкой вверх. Задача ребёнка – разложить свои мандалы в той

последовательности,

которую

он

только

что

видел.

Для

проверки

совпадений

переворачиваем первый ряд карточек в исходное положение.

«Выложи узор». Просим ребёнка заклеить элементы цветных вариантов (самых

простых) пластилином соответствующих цветов. Усложнённый вариант – то же

самое, только по памяти на чёрно-белом варианте. Самые маленькие так могут

раскладывать пуговицы по цветам.

«Аппликация». Вырезаем из цветной бумаги фигуры, такие же, как изображены на

мандале. Приклеиваем на чёрно-белый вариант, соотнося с оригиналом (или по

памяти).

«Найди половинку». Подходит для симметричных мандал. Разрезаем мандалы на

две части и просим отыскать для каждой половинку. Для этой игры идеально

подойдут мандалы, найденные на англоязычном сайте.

Мандала для тренировки мгновенной памяти

Вариант 1: Для этой игры нужны мандалы, которые немного отличаются друг от

друга. На доли секунды показываем ребенку одну из картинок, а затем показываем

обе и спрашиваем, какую он уже видел.

Если с такой игрой проблем нет, можно ее немного усложнить. На несколько

секунд покажите ребенку одну картинку. Затем уберите и выложите перед ним ту

же

картинку

и

еще

несколько

похожих.

Усложняйте

задание,

увеличивая

количество карточек.

Вариант 2: Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала

может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть

очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры.

Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но

уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.

26

Список литературы

1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под

редакцией А.Г. Литвак. - СПб: Невское время, 2011.- 122 с.

2. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных

занятий с детьми с

ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной

школе / Л. П. Григорьева, М. Э.

Бернадская, И. В. Блинникова. – М.: Школа-

Пресс, 2004.

– 96 с.

3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Чевычелова Е.А. - Волгоград:

Учитель, 2013. - 123 с.

4. Коновалова, Н.Л. Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к

групповой

работе

при

помощи

арт-терапии

/научная

дискуссия:

вопросы

педагогики и психологии. - Часть 3 - М.: Международный центр науки и

образования, 2012.

5. Осипук, Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике

(индивидуальный и групповой варианты / Э. Осипук // Школьный психолог. -

2007. - № 4. - С. 20-28.

6. Понятовская-Замышляева,

Д.

Медитативные

игры

с

мандалой//

Школьный

психолог. – 2007. - № 4. – С. 29-31.

7. Цимме, В. 100% зрение. Очки, прощайте!/ В. Цимме. пер. с нем. – М.: Мой мир

ГмбХ&Ко КГ, 2006. – 128 с.

8. Цайри, А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Равенсбург,

2004.

9. Юнг,К.Г. О символизме мандалы / К.Г.Юнг. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – 95-

182. с.

27



В раздел образования