Автор: Кольник Наталья Ивановна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла, первой квалификационной категории
Учебное заведение: ГОУ СПО "Аграрно-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Бендеры, с. Гиска
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ
Раздел: среднее профессиональное
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ИХ
РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ
Кольник Наталья Ивановна
Преподаватель дисциплин профессионального цикла, первая квалификационная категория
ГОУ СПО «Аграрно-экономический колледж», г. Бендеры
«Учитель должен обращаться не столько к
памяти учащихся, сколько к их разуму,
добиваться понимания, а не одного
запоминания.»
Федор Иванович Янкович де Мариево
Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в
первую
очередь,
умственного
развития.
В
настоящее
время
у
большинства
студентов
отмечается
нежелание
учиться,
низкий
уровень
познавательных
процессов, в связи с этим преподаватели пытаются использовать различные
формы
и
способы
обучения
которые
стимулировали
бы
познавательную
деятельность,
вовлекали
каждого
из
студентов
в
мыслительную
и
поведенческую активность.
Пробудить интерес к знаниям и повысить качество обучения - важная
задача каждого преподавателя независимо от того в каком учебном заведении он
осуществляет свою профессиональную деятельность. Это возможно только в
том случае, если студенты самостоятельно овладевают знаниями, умениями и
навыками, а не воспроизводят их после изложения преподавателем, в этом и
заключается суть активных методов. При выборе метода обучения следует,
прежде
всего,
проанализировать
содержание
учебного
материала
и
использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться
творческое мышление студентов, их познавательные способности жизненный
опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. [4, с. 104]
Для преподавателей осуществление активного обучения сложнее, чем
традиционный учебный процесс, так как преподаватель должен не только
сформировать учебную задачу, но и сориентировать студента, направлять
его познавательную деятельность, пробудить интерес к исследованию.
Технология активного обучения - это форма, при которой происходит
взаимодействие
преподавателя
и
студентов
друг
с
другом,
студенты
здесь
являются
активными
участниками,
а
не
пассивными
слушателями.
Преподаватель
в
данном
случае
не
просто
передает
знания
и
истины,
а
руководит и направляет студентов на продуктивное и творческое мышление, так
как
в
эпоху
Интернета
от
человека
требуется
ориентироваться
в
большом
количестве
информации,
самообучаться,
анализировать,
делать
выводы,
принимать активные решения, действовать в различных проблемных ситуациях.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности»
получали
распространение
сравнительно
недавно
в
связи
с
дискуссиями
о
проблемах и путях модернизации образования. [5, с. 3]
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается
не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются
условия происхождения данного знания». [2, с. 38]
Основным
для
компетентностного
подхода
является
новое
для
отечественной педагогики понятие «компетенция». Компетенция - готовность
человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной
деятельности в конкретной ситуации. Компетенция - это готовность действовать
в
неопределенной
ситуации.
Это
общеизвестные
в
настоящее
время
политические
и
социальные,
компетенции,
связанные
с
жизнью
в
многокультурном
обществе,
информационно-коммуникативные
компетенции,
способность учиться на протяжении всей жизни.
Компетентностный подход - это комплекс общих принципов, которые
необходимы
для
того
чтобы
определить
цели
образования,
организовать
образовательный процесс и оценить его результаты. Весь смысл образования
состоит в том, чтобы развить у студентов способности к самостоятельному
решению проблем в разных видах и сферах деятельности.
Компетентность
–
это
способ
существования
знаний,
умений,
образованности,
способствующий
личностной
самореализации,
нахождению
воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как
высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное,
обеспечивающее
максимальную
востребованность
личностного
потенциала,
признание
личности
окружающими
и
осознание
ею
самой
собственной
значимости. [1, с.9]
Компетентностный
подход,
как
и
другие
инновационные
подходы
в
обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно,
например, формировать такие элементарные компетенции, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний
по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего,
принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Буд у щ и й
п р о ф е с с и о н а л
д ол же н
о бл а д ат ь
с т р е мл е н и е м
к
самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и
понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные
решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере,
разрешать
проблемы
и
работать
в
команде,
быть
готовым
к
перегрузкам,
стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы студент
получил
как
можно
больше
знаний.
Но
в
современных
условиях
уровень
образованности, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный
подход в образовании требует от студентов умения решать проблемы разной
сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Данный подход ценит не сами
знания, а способность использовать их при решении вопросов проблемного
характера.
Труд преподавателя является сложным и многообразным. Он должен быть
сам
всесторонне подготовлен, знать теорию и практику, владеть методикой
обучения,
он
должен
знать
цели
и
задачи
читаемых
дисциплин,
междисциплинарные связи, передовой педагогический опыт и умение внедрить
его в свою работу.
Разработка понимания начинается с двух ключевых вопросов: «что?» и
«зачем
(почему)?».
[3,
с
29]
Проблемные
ситуации,
игра,
обучение
через
деятельность,
вопросы,
требующие
доказательств,
аргументации
-
все
это
позволяет сделать занятие динамичным. Если студент ошибся, не стоит его
сразу поправлять, пусть докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти
ошибку,
развить
навыки
самоконтроля.
Лишая
студентов
общения
и
отстаивания своей точки зрения они становятся неуверенными в собственных
силах, более зависимыми от преподавателя, не способными к высказыванию
собственного
мнения.
К
примеру,
по
дисциплине
ОП.
01.
«Экономика
организации»
студентам
необходимо
перечислить
отличительные
черты
основных и оборотных средств, то есть дать сравнительную характеристику, а
не
просто
раскрыть
определения
которые
они
заучили
наизусть.
По
дисциплине: ОП. 05. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
студентам предлагаются вопросы такого характера, как:
- Раскройте сущность и взаимосвязь гражданского права и гражданско-
процессуальное право.
- Раскройте признаки предпринимательской деятельности.
- Аргументируйте, какие из отраслей права непосредственно связаны с
предпринимательской деятельностью, а какие косвенно?
-
Аргументируйте,
сущность
и
необходимость
антимонопольного
регулирования?
-
Аргументируйте,
какие
социально-экономические
права
и
свободы,
закрепленные
в
Конституции
ПМР,
непосредственно
связаны
с
предпринимательской деятельностью, а какие косвенно?
Как
видно
из
постановки
вопросов
студенты
должны
высказать
собственное
мнение
и
доказать
его,
а
сделать
это
они
могут
опираясь
полученные знания и жизненный опыт.
На
практических
занятиях
по
дисциплине:
«Правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности»,
основываясь
на
нормативно
правовые
источники ПМР, студенты решают различные ситуационные задачи, требующие
аргументируемого ответа. К примеру:
1.
Директор завода передал в службу занятости список вакантных
рабочих
мест.
В
примечании
указал,
что
требуются
работники
с
высшим
образованием, знанием иностранного языка, возрастом до 45 лет. Правомерно
ли данное требование?
2.
Пятнадцатилетний школьник решил заработать денег на покупку
компьютера. С этой целью он обратился к владельцу сети магазинов, который
принял школьника на работу на должность грузчика, а чтобы он мог совмещать
учебу
с
работой,
предложил
ему
следующий
график:
ночь
работать
-
две
отдыхать, начало работы в 20 ч, окончание в 8ч. Какие действия владельца
сети магазинов являются правонарушением? Почему?
3.
Гражданин
Павлов
20
июля
2010
подписал
срочный
трудовой
договор
сроком
на
3
года.
15
августа
2013
года
работодатель
потребовал
освободить
Павловым
его
рабочее
место
в
связи
с
истечением
срока
его
трудового договора. Законны ли такие действия работодателя?
Компетентностная
модель
обучения
даёт
высокий
результат,
но
рассчитана на преподавателя творческого, не жалеющего сил и времени для её
реализации.
У
такого
преподавателя
студенты
нестандартно
мыслят,
с
удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что
при
таком
подходе
учебная
деятельность
приобретает
исследовательский
и
практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Как
отмечают
В.А.
Болотов,
В.В.
Сериков,
«компетентность,
выступая
результатом
обучения,
не
прямо
вытекает
из
него,
а
является
следствием
саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта» [1,
с. 12].
Обучение,
всегда
сочетающееся
с
напряжённой
мыслительной
деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого
студента и захватывает самого преподавателя. Преподавателям для реализации
компетентностного
подхода
необходимо
расширять
формы
и
методы
самостоятельной работы на уроке, стимулировать коллективные формы работы,
ставить
студентов
перед
необходимостью
доказывать,
аргументировать,
убеждать,
рассматривать
разные
точки
зрения,
развивать
навыки
самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий.
Библиографический список
1.
Болотов
В.А.,
Сериков
В.В.
Компетентностная
модель:
от
идеи
к
образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10
2. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования
В.В.Давыдова // Известия РАО. 2000. № 2.
3.
Щуркова
Н.Е.
Педагогическая
технология.
-
М.:
Педагогическое
общество России, 2002. - 224 с.
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в
средних
специальных
учебных
заведениях:
учебное
пособие
для
преп.
учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
5.
Лебедев
О.Е.
Компетентностный
подход
в
образовании.//Школьные
технологии.-2004.-№5, с 3-12