Напоминание

ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ


Автор: Кольник Наталья Ивановна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла, первой квалификационной категории
Учебное заведение: ГОУ СПО "Аграрно-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Бендеры, с. Гиска
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО

РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА И ИХ

РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ

Кольник Наталья Ивановна

Преподаватель дисциплин профессионального цикла, первая квалификационная категория

ГОУ СПО «Аграрно-экономический колледж», г. Бендеры

«Учитель должен обращаться не столько к

памяти учащихся, сколько к их разуму,

добиваться понимания, а не одного

запоминания.»

Федор Иванович Янкович де Мариево

Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в

первую

очередь,

умственного

развития.

В

настоящее

время

у

большинства

студентов

отмечается

нежелание

учиться,

низкий

уровень

познавательных

процессов, в связи с этим преподаватели пытаются использовать различные

формы

и

способы

обучения

которые

стимулировали

бы

познавательную

деятельность,

вовлекали

каждого

из

студентов

в

мыслительную

и

поведенческую активность.

Пробудить интерес к знаниям и повысить качество обучения - важная

задача каждого преподавателя независимо от того в каком учебном заведении он

осуществляет свою профессиональную деятельность. Это возможно только в

том случае, если студенты самостоятельно овладевают знаниями, умениями и

навыками, а не воспроизводят их после изложения преподавателем, в этом и

заключается суть активных методов. При выборе метода обучения следует,

прежде

всего,

проанализировать

содержание

учебного

материала

и

использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться

творческое мышление студентов, их познавательные способности жизненный

опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. [4, с. 104]

Для преподавателей осуществление активного обучения сложнее, чем

традиционный учебный процесс, так как преподаватель должен не только

сформировать учебную задачу, но и сориентировать студента, направлять

его познавательную деятельность, пробудить интерес к исследованию.

Технология активного обучения - это форма, при которой происходит

взаимодействие

преподавателя

и

студентов

друг

с

другом,

студенты

здесь

являются

активными

участниками,

а

не

пассивными

слушателями.

Преподаватель

в

данном

случае

не

просто

передает

знания

и

истины,

а

руководит и направляет студентов на продуктивное и творческое мышление, так

как

в

эпоху

Интернета

от

человека

требуется

ориентироваться

в

большом

количестве

информации,

самообучаться,

анализировать,

делать

выводы,

принимать активные решения, действовать в различных проблемных ситуациях.

Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности»

получали

распространение

сравнительно

недавно

в

связи

с

дискуссиями

о

проблемах и путях модернизации образования. [5, с. 3]

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается

не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются

условия происхождения данного знания». [2, с. 38]

Основным

для

компетентностного

подхода

является

новое

для

отечественной педагогики понятие «компетенция». Компетенция - готовность

человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной

деятельности в конкретной ситуации. Компетенция - это готовность действовать

в

неопределенной

ситуации.

Это

общеизвестные

в

настоящее

время

политические

и

социальные,

компетенции,

связанные

с

жизнью

в

многокультурном

обществе,

информационно-коммуникативные

компетенции,

способность учиться на протяжении всей жизни.

Компетентностный подход - это комплекс общих принципов, которые

необходимы

для

того

чтобы

определить

цели

образования,

организовать

образовательный процесс и оценить его результаты. Весь смысл образования

состоит в том, чтобы развить у студентов способности к самостоятельному

решению проблем в разных видах и сферах деятельности.

Компетентность

это

способ

существования

знаний,

умений,

образованности,

способствующий

личностной

самореализации,

нахождению

воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как

высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное,

обеспечивающее

максимальную

востребованность

личностного

потенциала,

признание

личности

окружающими

и

осознание

ею

самой

собственной

значимости. [1, с.9]

Компетентностный

подход,

как

и

другие

инновационные

подходы

в

обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно,

например, формировать такие элементарные компетенции, как:

- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний

по заданному вопросу или теме;

- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего,

принимая во внимание различные критерии;

- сотрудничество при выполнении общего задания;

- планирование действий и времени;

- оценка результатов своей деятельности и т.д.

Буд у щ и й

п р о ф е с с и о н а л

д ол же н

о бл а д ат ь

с т р е мл е н и е м

к

самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и

понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные

решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере,

разрешать

проблемы

и

работать

в

команде,

быть

готовым

к

перегрузкам,

стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы студент

получил

как

можно

больше

знаний.

Но

в

современных

условиях

уровень

образованности, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный

подход в образовании требует от студентов умения решать проблемы разной

сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Данный подход ценит не сами

знания, а способность использовать их при решении вопросов проблемного

характера.

Труд преподавателя является сложным и многообразным. Он должен быть

сам

всесторонне подготовлен, знать теорию и практику, владеть методикой

обучения,

он

должен

знать

цели

и

задачи

читаемых

дисциплин,

междисциплинарные связи, передовой педагогический опыт и умение внедрить

его в свою работу.

Разработка понимания начинается с двух ключевых вопросов: «что?» и

«зачем

(почему)?».

[3,

с

29]

Проблемные

ситуации,

игра,

обучение

через

деятельность,

вопросы,

требующие

доказательств,

аргументации

-

все

это

позволяет сделать занятие динамичным. Если студент ошибся, не стоит его

сразу поправлять, пусть докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти

ошибку,

развить

навыки

самоконтроля.

Лишая

студентов

общения

и

отстаивания своей точки зрения они становятся неуверенными в собственных

силах, более зависимыми от преподавателя, не способными к высказыванию

собственного

мнения.

К

примеру,

по

дисциплине

ОП.

01.

«Экономика

организации»

студентам

необходимо

перечислить

отличительные

черты

основных и оборотных средств, то есть дать сравнительную характеристику, а

не

просто

раскрыть

определения

которые

они

заучили

наизусть.

По

дисциплине: ОП. 05. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

студентам предлагаются вопросы такого характера, как:

- Раскройте сущность и взаимосвязь гражданского права и гражданско-

процессуальное право.

- Раскройте признаки предпринимательской деятельности.

- Аргументируйте, какие из отраслей права непосредственно связаны с

предпринимательской деятельностью, а какие косвенно?

-

Аргументируйте,

сущность

и

необходимость

антимонопольного

регулирования?

-

Аргументируйте,

какие

социально-экономические

права

и

свободы,

закрепленные

в

Конституции

ПМР,

непосредственно

связаны

с

предпринимательской деятельностью, а какие косвенно?

Как

видно

из

постановки

вопросов

студенты

должны

высказать

собственное

мнение

и

доказать

его,

а

сделать

это

они

могут

опираясь

полученные знания и жизненный опыт.

На

практических

занятиях

по

дисциплине:

«Правовое

обеспечение

профессиональной

деятельности»,

основываясь

на

нормативно

правовые

источники ПМР, студенты решают различные ситуационные задачи, требующие

аргументируемого ответа. К примеру:

1.

Директор завода передал в службу занятости список вакантных

рабочих

мест.

В

примечании

указал,

что

требуются

работники

с

высшим

образованием, знанием иностранного языка, возрастом до 45 лет. Правомерно

ли данное требование?

2.

Пятнадцатилетний школьник решил заработать денег на покупку

компьютера. С этой целью он обратился к владельцу сети магазинов, который

принял школьника на работу на должность грузчика, а чтобы он мог совмещать

учебу

с

работой,

предложил

ему

следующий

график:

ночь

работать

-

две

отдыхать, начало работы в 20 ч, окончание в 8ч. Какие действия владельца

сети магазинов являются правонарушением? Почему?

3.

Гражданин

Павлов

20

июля

2010

подписал

срочный

трудовой

договор

сроком

на

3

года.

15

августа

2013

года

работодатель

потребовал

освободить

Павловым

его

рабочее

место

в

связи

с

истечением

срока

его

трудового договора. Законны ли такие действия работодателя?

Компетентностная

модель

обучения

даёт

высокий

результат,

но

рассчитана на преподавателя творческого, не жалеющего сил и времени для её

реализации.

У

такого

преподавателя

студенты

нестандартно

мыслят,

с

удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что

при

таком

подходе

учебная

деятельность

приобретает

исследовательский

и

практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Как

отмечают

В.А.

Болотов,

В.В.

Сериков,

«компетентность,

выступая

результатом

обучения,

не

прямо

вытекает

из

него,

а

является

следствием

саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта» [1,

с. 12].

Обучение,

всегда

сочетающееся

с

напряжённой

мыслительной

деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого

студента и захватывает самого преподавателя. Преподавателям для реализации

компетентностного

подхода

необходимо

расширять

формы

и

методы

самостоятельной работы на уроке, стимулировать коллективные формы работы,

ставить

студентов

перед

необходимостью

доказывать,

аргументировать,

убеждать,

рассматривать

разные

точки

зрения,

развивать

навыки

самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий.

Библиографический список

1.

Болотов

В.А.,

Сериков

В.В.

Компетентностная

модель:

от

идеи

к

образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10

2. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования

В.В.Давыдова // Известия РАО. 2000. № 2.

3.

Щуркова

Н.Е.

Педагогическая

технология.

-

М.:

Педагогическое

общество России, 2002. - 224 с.

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в

средних

специальных

учебных

заведениях:

учебное

пособие

для

преп.

учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

5.

Лебедев

О.Е.

Компетентностный

подход

в

образовании.//Школьные

технологии.-2004.-№5, с 3-12



В раздел образования