Напоминание

"Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств"


Автор: Комлева Ольга Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17 "Ромашка" с. Варламово"
Населённый пункт: Чебаркульского р-она Челябинской обл.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ Детский сад № 17 «Ромашка» с. Варламово

Чебаркульский район Челябинская область

Доклад

«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества –

основа воспитания гражданско-патриотических чувств»

Подготовила:

воспитатель МДОУ

Детский сад № 17

Комлева Ольга Егоровна

Доклад

«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества –

основа воспитания гражданско-патриотических чувств»

Современно звучат слова А.С. Макаренко

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира.

Они будут творить историю».

Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является развитие у детей

высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма, уважение к своей

истории, к людям, защищавшим отчий край в лихолетье, воспитание готовности к

подвигу.

Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие

личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной

успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Почему же сегодня так остро стоит вопрос о патриотизме россиян?

Настоящее время – время духовно-нравственного кризиса. Кризис духовный еще

более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является

интеллект, вышедший из-под контроля нравственности.

В последние годы утрачивается понимание долга перед обществом и Родиной,

размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и

ориентиры, нарушается связь между поколениями, и это все ставит под угрозу

государственность.

Мы призваны сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для

воспитания детей, донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до

маленького человека, привить ему любовь к Родине.

В связи с этим, на протяжении последних лет в нашем детском саду одним из

приоритетных направлений является «Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников».

Мы определили содержание работы по патриотическому воспитанию, разбили ее

на блоки.

Выделив блок - «Воинская слава России», мы познакомились с

нормативными документами:

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

- Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных

датах России» (Принят Государственной думой 10 февраля 1995 года).

Настоящий Федеральный закон устанавливает Дни русского оружия – Дни

воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск,

которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории

Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни

государства и общества.

Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма,

насыщена интересными, драматическими событиями, представлена

удивительными, уникальными личностями.

Все это дало нам богатейший материал для проведения организованной

образовательной деятельности, праздничных досугов, которые ассоциируются у

детей с идеями благородства и мужественности нашего народа.

Мы подобрали материал об истории Древней Руси и Государства Российского, о

подвигах Защитников Отечества, о героях нашей малой родины, стараясь

выбирать яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды, которые

привлекли бы внимание детей.

Используя разнообразные формы работы, педагоги знакомят детей с

былинными, сказочными героями, такие как - Илья Муромец и Добрыня Никитич,

воины безмерной силы, стойкости и отваги.

С великими русскими князьями: Олегом и Ярославом Мудрым, которые сыграли

большую роль в становлении Российского государства.

С основателем Москвы Юрием Долгоруким.

С великими русскими полководцами - Суворовым, Кутузовым и многими

другими.

По всем историческим событиям мы подобрали наиболее характерный

литературный и иллюстративный материал.

К праздникам оформляем тематические выставки в книжных уголках.

Организуем просмотры мультфильмов: «Древняя Русь – Русь Былинная»,

«Лебеди Непрядвы» (мультфильм памяти о Куликовской битве).

В течение недели, посвящённой Дню народного единства, проводятся беседы об

истории праздника, о российской символике.

Большое место в работе по патриотическому воспитанию отводится знакомству

детей с современной армией.

В группах проходят тематические недели «Наши солдаты – молодцы, наши

солдаты – удальцы», «Гордится Армией страна», где воспитатели рассказывают о

военных профессиях, о разных родах войск. Дети рассматривают фотографии,

плакаты об армии и военной технике, военную форму - современную и военных

времен, головные уборы разных родов войск, погоны, ордена и медали.

К празднику 23 февраля оформляются стенгазеты и фотоальбомы «Мой папа в

армии служил!». Дети готовят для пап и дедушек поделки и сувениры.

Особенно большой и яркий след в душе ребенка оставляют праздники, которые у

нас по давней традиции проходят с участием пап, что создает определенный

эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения,

развивает чувство гордости за своих родителей.

Хорошей традицией стало проводить с детьми старшего возраста военно –

патриотическую игру «Зарница», где организуются богатырские игры-

соревнования, такие как «Взятие крепости» и «Лихой наездник», проводятся

военно - спортивные состязания команд («Меткий стрелок», «Разминируй поле»,

«Переправа», «Донесение» и др.), где после нахождения флага, детей угощают

солдатской кашей и горячим чаем.

Мы стараемся донести до детей необходимость защиты родных, родной страны от

врагов, важность службы в армии.

Особое внимание уделяем знакомству детей с Великой Отечественной войной.

Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения

социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости

всенародного праздника Дня Победы. В доступных для детского возраста

границах подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война - это

всегда трагедия и горе для людей.

В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа,

защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими

событиями истории, ощущать радость Великой Победы.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,

берегли и защищали ее наши предки.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить

детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «ненависть к врагу»,

«трудовой подвиг» и т.д.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу

способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных

семейных связей.

Поэтому мы вовлекаем родителей во все мероприятия по воспитанию у детей

патриотических чувств:

- Предлагаем побывать с детьми у памятника Солдату – победителю.

- Даем рекомендации, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить

внимание, о чем рассказать,

- Оформляем стенды «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне, о Дне

Победы».

К 70 – летию Победы педагогами была проделана огромная работа по сбору

материала и в итоге сформирована книга памяти «Мы помним! Мы гордимся!»,

которая состоит из 7 тематических альбомов.

1. «Боевая техника и стрелковое оружие ВОВ»

2. «Герои ВОВ»

3. «Ордена и медали»

4. «Города – герои»

5. «Блокада Ленинграда»

6. «Песни ВОВ»

7. «Посвящается жителям с. Варламово - ветеранам Великой Отечественной

войны»

В ходе реализации проекта «Никто не забыт, и ничто не забыто» беседуем с

детьми о главных сражениях войны («Разгром фашистских войск под Москвой»,

«Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге»), о роли

женщин в войне, о бесстрашных детях – героях, о том, какой ценой досталась

нашему народу Победа.

Разучиваем стихи, песни и танцы, читаем книги, просматриваем фильмы на

военную тематику.

Свои впечатления дети выражают в рисунках по теме «Они сражались за

Родину». Был организован Вернисаж детского творчества «Салют в честь

праздника Победы», «Мы голосуем за мир!»

Традиционно проводится конкурс чтецов «Хотят ли русские войны» и

Музыкально-литературный Салон «Песни, с которыми мы победили».

Организуются встречи воспитанников с участниками Великой Отечественной

войны, с ветеранами тыла и труда: «Не забудем их подвиг великий!»

Знакомим детей с участником войны - Героем Советского Союза Кочетковым

Михаилом Ивановичем, родившемся в нашем селе.

Детский сад принял активное участие в сельской Акции «Плед для ветерана». Мы

передали в сельскую библиотеку около сотни ярких шерстяных лоскутков,

связанных нашими родителями. И в итоге получился тёплый красивый плед для

ветерана – блокадника, хранивший признательность наших сердец и тепло

детских рук.

Ежегодно поводятся литературно-музыкальные мероприятия, посвященные

празднику 9 Мая «Поклонимся великим тем годам».

С 2015 года наш детский сад вместе со всей страной участвует во всероссийской

акции «Бессмертный полк». Выстраиваясь от детского сада стройной колонной,

дети, родители и педагоги, держа в руках портреты своих близких, воевавших на

самой страшной войне, шествуют по улицам родного села до памятника Солдату –

победителю, где проходит митинг в честь Славной Победы.

22 июня мы участвуем в сельском мероприятии, посвященном «Дню памяти и

скорби», где вместе с детьми зажигаем свечи, возлагаем цветы к памятнику

погибшим воинам, чтим память героев минутой молчания.

Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе

первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям.

Так уж сложилась история страны – нам все время приходилось отстаивать свою

независимость, защищать свое Отечество, родную землю.

Поэтому беспримерная стойкость и мужество - в крови у русских воинов.

Будем же помнить их славные победы! Будем же достойными их славы!

Стоит, сжимая автомат,

Солдат среди села,

Чтоб на земле века подряд

Лишь мирной жизнь была:

Росли хлеба, сады цвели,

Звенел ручей лесной…

Чтоб все народы всей земли

Дружили меж собой!



В раздел образования