Напоминание

"Работа над синонимами на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Лехина Лиана Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над синонимами на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Владение устной и письменной речью необходимо для изучения любого

предмета начальной школы. Одной из основных задач обучения детей младшего

школьного возраста является развитие школьника как личности, полноценно

владеющей

устной

и

письменной

речью.

Задача

учителя

сформировать

коммуникативные умения, базовую основу развития речи, необходимую для

успешного усвоения других школьных дисциплин.

В школьной методике преподавания русского языка обогащению

словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная

работа.

Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к

выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке

правописания

конкретной

языковой

единицы,

учителя

делают

акцент

на

орфографию,

пренебрегая

лексической

стороной.

Педагоги

избегают

употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью

словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать слова и

не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость

формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную

работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием

учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А

наиважнейший

элемент

развития

речи

-

обогащение

словарно-лексического

запаса.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального

общего

образования»

определены

следующие

планируемые

результаты

образования: выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять

значение

слова

по

тексту

или

уточнять

с

помощью

толкового

словаря;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы

для

точной

характеристики

предметов

при

их

сравнении;

различать

употребление

в

тексте

слов

в

прямом

и

переносном

значении;

оценивать

уместность

использования

слов

в

тексте;

выбирать

3

слова

из

ряда

предложенных

для

успешного

решения

коммуникативной

задачи.

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом

этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин

"синонимы" целесообразнее заменять термином "слова - братья" или "слова -

друзья". Знакомство с этим явлением языка можно организовать следующим

образом: "Сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по-разному

называют один и тот же предмет, признак или действие.

Во

втором

классе

считаю

целесообразным

познакомить

учащихся

с

понятиями: "синонимы", "синонимический ряд". Это лучше сделать с помощью

и л л ю с т р и р о в а н н о й

с к а з к и

" С л о в а

-

б р а т ь я " :

"Старые

люди

рассказывают,

что

в

древнем

государстве

Языкознании

встречались

бродячие

слова.

Они

появлялись

то

здесь,

то

там,

одинаково

смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке

разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно

тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе

пристанища. И что самое грустное - они никак не могли встретиться друг с

другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился

волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со

всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти

поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в

один

синонимический

ряд,

объединил

наших

знакомых

под

флагом

Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то,

что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом - синонимы.

Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только

л у ч ш е

с т а л ,

к а к

в с я к и й " с ч а с т л и в ы й " .

Говоря с учащимися о наличии в языке синонимов, расширяя у детей их

запас, надо включить в обсуждение вопрос о том, зачем люди придумали

столько близких по значению слов, а наш язык их вобрал в себя и хранит. Не

лишние ли они, не правильнее ли было бы частично вычеркнуть их из словаря?

Эту задачу можно решить на конкретных примерах ряда слов. Сопоставление

слов,

выяснение

того,

что

лишних

среди

них

нет,

так

как

каждое

слово

заключает в себе какой-то оттенок, помогает понять, что синонимы - это слова,

не только близкие по значению, но и немного отличные друг от друга. Потому

их язык и хранит, позволяя нам точно выражать свои мысли. Такое наблюдение

поможет детям учиться чувствовать слово, более осознанно подходить к его

выбору.

На

этом

этапе

учащиеся

подбирают

синонимы

к

словам,

объясняют

их

значения, выясняют оттенки значений, различия между словами-синонимами.

Обычно при подборе синонимов школьники располагают их по нарастающей

с т е п е н и

к а ч е с т в а :

б о л ь ш о й ,

о г р о м н ы й ,

г р о м а д н ы й .

В третьем классе важно акцентировать внимание детей на

использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на

исправлении

ошибок.

На

этом

этапе

целесообразно

вместе

с

учащимися

составить памятку обобщенного характера.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:

а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.

Цель:

формировать

знания

о

синонимических

связях

между

словами,

навыки использования синонимов в речи.

Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным

словам в тексте синонимы.

Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и

багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон

слышится легкий шорох.

Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.

Спасает, охраняет, выручает, освобождает;

Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;

Активный, веселый, энергичный, забота;

Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;

Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].

Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.

1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.

2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.

Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того

же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?

Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;

Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.

б) на образование синонимического ряда.

Цель:

сформировать

умение

составлять

ряды

синонимов

путем

моделирования,

используя

словарь

синонимов;

развивать

конструктивное

мышление.

Задание

5.

Подбери

синонимы

к

словам задира,

загораться,

застенчивый.

По

синонимическому

словарю

выясни,

все

ли

возможные

синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О –

О – О – О.

Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

в) на работу со словарями.

Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по

значению.

Изображение человека на картине – … (портрет);

Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);

Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды

синонимов

к

слову неуклюжий

человеке

– нескладный,

мешковатый,

неловкий). Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не

менее двух слов из этого ряда.

Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал,

по миру пошел. Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю

синонимов и антонимов М.Р. Львова.

Аналогичные

упражнения

встречаются

в

академическом

школьном

учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК

«Перспектива»).

г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.

Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в

скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна);

Задуть – погасить (свет, пламя, долг);

Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);

Знойный – горячий (лето, привет, суп);

Дремучий – густой (волос, туман, лес);

Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);

Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

д) на определение оттенков значений слов-синонимов.

Задание

11.

Найди

для

слова

точное

определение.

Установи

соответствие.

1. Бояться

2. Пугаться

3. Спасаться

а) думать о возможной угрозе

б) испытывать страх

в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба

2. Мольба

3. Требование

а) настойчивая просьба о чем-либо

б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

е) на замену слов в предложении синонимами.

Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по

значению:

Это

был

совсем крошечный

песик.

У

него

были огромные

глаза,

прохладный нос и оглушительный голос.

Задание

13.

Каким

из

слов-синонимов,

данных

в

скобках,

можно

заменить выделенное слово? Подчеркни.

Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.

У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.

Из

своей

берлоги

вышел

на

поляну неуклюжий

(неповоротливый,

огромный, добродушный) медведь.

Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.

Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи.

Зиму грачи

провели

на

юге

нашей большой

страны.

По дороге они не раз

попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в

пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по

дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).

ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.

Цель:

закреплять

умение

правильно

располагать

синонимы

по

возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности

лексики.

Задание

15.

Подбери

к

словам огромный,

крохотный

синонимы.

Расположи их по возрастанию и убыванию качества.

Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений.

Объясни различие значений выделенных слов.

1. Он едва сдерживал раздражение.

2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.

3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.

Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания

недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление

степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].

Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный,

васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности

цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый,

небесный, голубой, синий.

з) на распределение синонимов по смысловым группам.

Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.

1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;

2.

Активный,

бесконечный,

энергичный,

бескрайний,

безграничный,

необъятный, деятельный, необозримый;

3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.

и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.

Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения

слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.

Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой.

Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со

словом дружище?

Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.

к) на подбор синонимов к многозначным словам.

Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий,

большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.

Образец: добрая мысль – светлая мысль.

1. Богатый человек

2. Богатый зал

3. Богатый урожай

обильный

состоятельный

роскошный

Установи соответствие.

1. Мягкий диван

2. Мягкий свет

3. Мягкий песок

рыхлый

удобный

размеренный

Установи соответствие.

1. Крепкий человек

2. Крепкий организм

3. Крепкий лёд

твердый

сильный

здоровый

Установи соответствие.

1. Большой ребенок

2. Большой вопрос

3. Большой успех

важный

блистательный

взрослый



В раздел образования