Напоминание

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"


Автор: Кайтова Елизавета Сабазгериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат
Населённый пункт: г. Владикавказ Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Внеурочная работа
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. ВЛАДИКАВКАЗ»

«Рассмотрена» «Принята» «Утверждена»

на заседании МО учителей на заседании Приказ по школе № 5-/д

начальных классов педагогического совета от «31 августа 2018г»

Протокол № 1

Протокол№6 Директор школы

от «29 августа 2018г.» от «30» августа 2018 г. _________/ТечиеваН.Т./

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика» для 1,2 классов

(в соответствии с ФГОС)

на 2018-2019 учебный год

Автор: Кайтова Елизавета Сабазгериевна,

учитель начальных классов

ГБОУ школа-интернат г. Владикавказ

г. Владикавказ 2018г.

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей

к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда

позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае

на помощь приходит внеурочная деятельность в рамках кружка “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным

продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому

языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться

со

многими

интересными

вопросами

русского

языка,

выходящими

за

рамки

школьной

программы.

В

программе

предусмотрено

увеличение

активных

форм

обучения:

игры,

дидактический

и

раздаточный

материал,

пословицы

и

поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический

материал

в

большинстве

своем

дается

в

стихотворной

форме,

что

способствует

его

более

легкому

усвоению и запоминанию.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

II. Цель и задачи курса.

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать

учащимся, что грамматика увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III. Особенности программы «Занимательная грамматика»

1 кл. «Путешествия по Стране Слов»

2кл. «Секреты орфографии»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом

его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от

классных занятий, во внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.

4.2 Формы организации и виды деятельности

Программа предусматривает проведение традиционных занятий, комбинированных, обобщающих, занятий-зачётов,

занятий-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся

дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего

воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные

технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в

сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Основные виды деятельности учащихся:

решение орфографических заданий;

проектная деятельность;

самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях

развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающегося.

VI. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1, 2 классов.

VI. Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;

выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и

следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

VII. Содержание программы.

1-й класс

«Путешествия по Стране Слов»

Тематическое планирование (33 часа)

Тема занятия

Содержание занятий.

К-во часов

1

В мире звуков.

Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры

«Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

1

2

В страну слов.

Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание

загадок, прослушивание стихов и рассказов о

волшебных словах.

2

5

Выбор друзей в Стране Слов

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое»,

«Только хорошее». Парад Добрых слов.

1

6

К сокровищам Станы Слов.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа

о духовном богатстве и богатстве русского

языка. Знакомство с толковым словарём. Игры

«Назови по родству», «Кто больше?».

1

7

Чудесные превращения слов.

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры

1

«Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

8-9

В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое

путешествие от А до Я». Игра «Волшебный

колодец».

2

10

К тайнам звуков и букв.

Разгадывание загадок. Сказка «Лесной

карнавал». Инсценирование стихотворения В.

Суслова из книги «Трудные буквы».

1

11

Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна

госпожи Радуги. Картины И. Левитана

«Золотая осень». Игра «Исправь ошибку

художника».

1

12

В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о том, как наши предки

научились писать и считать. Головоломка

«Заколдованные слова»

1

13

В глубь веков на Машине

времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились

первые родственники алфавита. Разгадывание

1

ребусов.

14

В Королевстве ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и

рассказов и работа по исправлению ошибок.

Игра «Волшебная яблоня».

1

15

В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки».

Разгадывание головоломки. Игра с мячом

«Продолжи слово».

1

16

Неожиданная остановка в

пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди

другое слово», «Пройди через ворота», «Найди

пару». Рассказ учителя о речи.

1

17

В удивительном городе

Неслове.

Инсценирование рассказа «Незнакомое слово».

Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай

слово». Разгадывание загадок.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова.

Угадывание слов по их значению.

Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова –

2

синонимы.

20

К словам разнообразным,

одинаковым, но разным.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок,

шарад, ребусов. Инсценирование рассказов.

Головоломка.

1

21-22

На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова –

омофоны. Прослушивание стихов и работа по

их содержанию. Игры со словами –

двойниками.

2

23

В Театре близнецов.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со

словарём. Шутки – каламбуры. Сценка «Есть»,

«Конкурс загадок.

1

24

Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд

«Конкурс знающих». Головоломка «дай

толкование каждому слову». Игры с

омонимами, омофонами.

1

25

Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова

1

«Приключения Незнайки и его друзей».

Весёлый аттракцион «доскажи словечко».. Игра

«Найди друзей».

26

Необычный урок.

Головоломка «Все слова на А». Слова –

антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай -

ка!» со словами – антонимами.

1

27

Следопыты развлекают

гостей.

«Узелки на память» (повторение правил).

Загадки, игры, пословицы, стихотворения с

антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А». Подбор

синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

1

29-30

К словам – родственникам.

Почему их так назвали?

Рассказ учителя о родственных словах. Игра

«Замечательный сад». Тавтология. Игра

«Домино».

2

31

Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы

(рассказ учителя). В «музее» древних слов.

1

32

Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-

ка». Узелки на память. Головоломка

«Вгостилёт».

1

33

Итоговое занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со

словами синомами, антонимами, омонимам.

Инсценирование рассказов, рассказов.

1

Итого 33 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита.

Родственные слова.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги.

Объединять слова в группы.

Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в

корне слова и в конце.

Составлять текст по вопросам учителя.

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

2-й класс «Секреты орфографии»

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Содержание занятий.

К-во

часов

1

Как обходились без письма?

Рассказ учителя «А начинали всё

медведи». Слова в переносном смысле

«медвежий угол, медвежья услуга».

Заучивание песенок – «напоминалок».

1

2

Древние письмена.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай

символ». Сказка Р.Киплинга «Как было

написано первое письмо».

1

3

Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Финикийский алфавит.

Греческий алфавит. Кириллица или

глаголица? Творческое задание «Придумай

свой алфавит».

1

4-5

Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра

«Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера

«Кит и Кот». Н.Матвеева «Путаница».

2

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки».

Звонкие и глухие «двойняшки». Игра

2

«Строим дом».

9-10

«Ошибкоопасные» места

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому

нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана

де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Орфографическая зоркость. Тренировочные

упражнения.

1

11

Тайны фонемы

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы.

Заучивание песенки - «запоминалки».

1

12-13

Опасные согласные

Звуки – «волшебники» сонорные звуки.

Согласные в слабой и сильной позиции.

Сомнительный согласный. Игра «Опасные

соседи». Тренировочные упражнения «Кто

последний?» Звуки «живут» по закону

составление «Свода законов».

2

14

На сцене гласные

Добрый «волшебник» - ударение. Игра

«Поставь ударение». Гласные без хлопот!

1

15

«Фонемы повелевают буквами»

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь!

Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со

словами. Разгадывание ребусов.

1

16

Ваши старые знакомые

Игры со словами с сочетаниями жи-щи,

чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.

1

17-18

Правила о непроизносимых согласных

Песенки - «напоминайки». Тренировочные

упражнения. Нефонемное правило. Игра

«Вставь слова».

2

19-20

Волшебное средство –

«самоинструкция»

Знакомство с термином

«самоинструкция». Работа по

самоинструкции. Игра «Засели домик». Игра

«Найди подходящий транспорт».

2

21

Строительная работа морфем

Виды памяти. Зарядка для развития памяти.

Разучивание песенки «напоминалки». План

пересказа.

1

22-23

Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре?

Лингвистика – наука о языке. Работа со

словарями.

2

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

Игры с приставками. Работа со

стихотворением С. Есенина. Опасные

согласные в приставках. «Нарушители»

правил. Коварная приставка с-. Самые

трудные (пре- и при-). Песенка –

«напоминайка». Игры и упражнения с

приставками.

2

26-27

Слова – «родственники»

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты

родственных слов. Игра «Третий лишний».

Игра «Кто больше?».

2

28-30

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Командуют

гласные. Командуют согласные. Командует

ударение. Командует смысл.

3

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму

слова. Игра «Словесный мяч». Игра –

собирание слов.

2

33

«Пересаженные» корни

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые

слова. Работа с словарём. Тренировочные

упражнения.

1

34

Итоговое занятие

Олимпиада

1

Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки согласных и гласных звуков.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Составлять рассказы по картинке.

VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

наличие лингвистических словарей;

наличие карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2015 г.

2.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2016

3.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

4.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2016 г.

5.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. 2017 г.

6.

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2017 г

7.

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2017 г.

8.

Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2017 г.



В раздел образования