Автор: Кайтова Елизавета Сабазгериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат
Населённый пункт: г. Владикавказ Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Внеурочная работа
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. ВЛАДИКАВКАЗ»
«Рассмотрена» «Принята» «Утверждена»
на заседании МО учителей на заседании Приказ по школе № 5-/д
начальных классов педагогического совета от «31 августа 2018г»
Протокол № 1
Протокол№6 Директор школы
от «29 августа 2018г.» от «30» августа 2018 г. _________/ТечиеваН.Т./
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика» для 1,2 классов
(в соответствии с ФГОС)
на 2018-2019 учебный год
Автор: Кайтова Елизавета Сабазгериевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа-интернат г. Владикавказ
г. Владикавказ 2018г.
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей
к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда
позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае
на помощь приходит внеурочная деятельность в рамках кружка “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным
продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому
языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться
со
многими
интересными
вопросами
русского
языка,
выходящими
за
рамки
школьной
программы.
В
программе
предусмотрено
увеличение
активных
форм
обучения:
игры,
дидактический
и
раздаточный
материал,
пословицы
и
поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Дидактический
материал
в
большинстве
своем
дается
в
стихотворной
форме,
что
способствует
его
более
легкому
усвоению и запоминанию.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
II. Цель и задачи курса.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать
учащимся, что грамматика увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом
его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от
классных занятий, во внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.
4.2 Формы организации и виды деятельности
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, комбинированных, обобщающих, занятий-зачётов,
занятий-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего
воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные
технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в
сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Основные виды деятельности учащихся:
решение орфографических заданий;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях
развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающегося.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1, 2 классов.
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;
выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и
следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
VII. Содержание программы.
1-й класс
«Путешествия по Стране Слов»
Тематическое планирование (33 часа)
№
Тема занятия
Содержание занятий.
К-во часов
1
В мире звуков.
Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры
«Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
1
2
В страну слов.
Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».
1
3-4
К тайнам волшебных слов.
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание
загадок, прослушивание стихов и рассказов о
волшебных словах.
2
5
Выбор друзей в Стране Слов
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое»,
«Только хорошее». Парад Добрых слов.
1
6
К сокровищам Станы Слов.
Головоломка «Сколько родственников». Беседа
о духовном богатстве и богатстве русского
языка. Знакомство с толковым словарём. Игры
«Назови по родству», «Кто больше?».
1
7
Чудесные превращения слов.
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры
1
«Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».
8-9
В гости к Алфавиту.
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое
путешествие от А до Я». Игра «Волшебный
колодец».
2
10
К тайнам звуков и букв.
Разгадывание загадок. Сказка «Лесной
карнавал». Инсценирование стихотворения В.
Суслова из книги «Трудные буквы».
1
11
Встреча с Радугой.
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна
госпожи Радуги. Картины И. Левитана
«Золотая осень». Игра «Исправь ошибку
художника».
1
12
В Страну Говорящих Скал.
Рассказ учителя о том, как наши предки
научились писать и считать. Головоломка
«Заколдованные слова»
1
13
В глубь веков на Машине
времени.
Рассказ учителя о том, как на свет появились
первые родственники алфавита. Разгадывание
1
ребусов.
14
В Королевстве ошибок.
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и
рассказов и работа по исправлению ошибок.
Игра «Волшебная яблоня».
1
15
В Страну Слогов.
Игра на внимание «Исправь ошибки».
Разгадывание головоломки. Игра с мячом
«Продолжи слово».
1
16
Неожиданная остановка в
пути.
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди
другое слово», «Пройди через ворота», «Найди
пару». Рассказ учителя о речи.
1
17
В удивительном городе
Неслове.
Инсценирование рассказа «Незнакомое слово».
Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай
слово». Разгадывание загадок.
1
18-19
Чудеса в Стране Слов.
Разгадывание ребусов. Многозначные слова.
Угадывание слов по их значению.
Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова –
2
синонимы.
20
К словам разнообразным,
одинаковым, но разным.
Слова – омонимы. Разгадывание загадок,
шарад, ребусов. Инсценирование рассказов.
Головоломка.
1
21-22
На карнавале слов.
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова –
омофоны. Прослушивание стихов и работа по
их содержанию. Игры со словами –
двойниками.
2
23
В Театре близнецов.
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со
словарём. Шутки – каламбуры. Сценка «Есть»,
«Конкурс загадок.
1
24
Конкурс знающих.
Правила «Узелки на память». Кроссворд
«Конкурс знающих». Головоломка «дай
толкование каждому слову». Игры с
омонимами, омофонами.
1
25
Новое представление.
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова
1
«Приключения Незнайки и его друзей».
Весёлый аттракцион «доскажи словечко».. Игра
«Найди друзей».
26
Необычный урок.
Головоломка «Все слова на А». Слова –
антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай -
ка!» со словами – антонимами.
1
27
Следопыты развлекают
гостей.
«Узелки на память» (повторение правил).
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с
антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
1
28
В Клубе весёлых человечков.
Головоломка «Начинай на А». Подбор
синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
1
29-30
К словам – родственникам.
Почему их так назвали?
Рассказ учителя о родственных словах. Игра
«Замечательный сад». Тавтология. Игра
«Домино».
2
31
Экскурсия в прошлое.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы
(рассказ учителя). В «музее» древних слов.
1
32
Полёт в будущее.
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-
ка». Узелки на память. Головоломка
«Вгостилёт».
1
33
Итоговое занятие.
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со
словами синомами, антонимами, омонимам.
Инсценирование рассказов, рассказов.
1
Итого 33 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в
корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2-й класс «Секреты орфографии»
Тематическое планирование (34 часа)
№
Тема занятия
Содержание занятий.
К-во
часов
1
Как обходились без письма?
Рассказ учителя «А начинали всё
медведи». Слова в переносном смысле
«медвежий угол, медвежья услуга».
Заучивание песенок – «напоминалок».
1
2
Древние письмена.
Рисуночное письмо. Игра «Угадай
символ». Сказка Р.Киплинга «Как было
написано первое письмо».
1
3
Как возникла наша письменность?
Застывшие звуки. Финикийский алфавит.
Греческий алфавит. Кириллица или
глаголица? Творческое задание «Придумай
свой алфавит».
1
4-5
Меня зовут Фонема.
Звуки-смыслоразличители. Игра
«Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера
«Кит и Кот». Н.Матвеева «Путаница».
2
6-8
Для всех ли фонем есть буквы?
Рассказ учителя «Как рождаются звуки».
Звонкие и глухие «двойняшки». Игра
2
«Строим дом».
9-10
«Ошибкоопасные» места
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому
нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана
де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Орфографическая зоркость. Тренировочные
упражнения.
1
11
Тайны фонемы
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы.
Заучивание песенки - «запоминалки».
1
12-13
Опасные согласные
Звуки – «волшебники» сонорные звуки.
Согласные в слабой и сильной позиции.
Сомнительный согласный. Игра «Опасные
соседи». Тренировочные упражнения «Кто
последний?» Звуки «живут» по закону
составление «Свода законов».
2
14
На сцене гласные
Добрый «волшебник» - ударение. Игра
«Поставь ударение». Гласные без хлопот!
1
15
«Фонемы повелевают буквами»
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь!
Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со
словами. Разгадывание ребусов.
1
16
Ваши старые знакомые
Игры со словами с сочетаниями жи-щи,
чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.
1
17-18
Правила о непроизносимых согласных
Песенки - «напоминайки». Тренировочные
упражнения. Нефонемное правило. Игра
«Вставь слова».
2
19-20
Волшебное средство –
«самоинструкция»
Знакомство с термином
«самоинструкция». Работа по
самоинструкции. Игра «Засели домик». Игра
«Найди подходящий транспорт».
2
21
Строительная работа морфем
Виды памяти. Зарядка для развития памяти.
Разучивание песенки «напоминалки». План
пересказа.
1
22-23
Где же хранятся слова?
Копилки слов. Как найти слово в словаре?
Лингвистика – наука о языке. Работа со
словарями.
2
24-25
Поговорим о всех приставках сразу
Игры с приставками. Работа со
стихотворением С. Есенина. Опасные
согласные в приставках. «Нарушители»
правил. Коварная приставка с-. Самые
трудные (пре- и при-). Песенка –
«напоминайка». Игры и упражнения с
приставками.
2
26-27
Слова – «родственники»
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты
родственных слов. Игра «Третий лишний».
Игра «Кто больше?».
2
28-30
Кто командует корнями?
Чередование гласных в корне. Командуют
гласные. Командуют согласные. Командует
ударение. Командует смысл.
3
31-32
«Не лезьте за словом в карман!»
Корень и главное правило. Изменяем форму
слова. Игра «Словесный мяч». Игра –
собирание слов.
2
33
«Пересаженные» корни
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые
слова. Работа с словарём. Тренировочные
упражнения.
1
34
Итоговое занятие
Олимпиада
1
Итого 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2015 г.
2.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2016
3.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
4.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2016 г.
5.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. 2017 г.
6.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2017 г
7.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2017 г.
8.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2017 г.