Автор: Клюева Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Воспитание дружеских взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Раздел: дошкольное образование
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01.
Дошкольное образование,
группа ДО – 4з (2)
КЛЮЕВА
Евгения Юрьевна
Воспитание дружеских взаимоотношений младших дошкольников
в сюжетно-ролевой игре
Выпускная квалификационная работа
Предзащита
Дата___________
Председатель ПЦК___________
Нормоконтроль
Дата_____________
Подпись________/_____________
Руководитель: Т.Ю. Журавлева,
преподаватель высшей категории
Консультант: О.А.Костенко,
методист
Рецензент: А. М. Крылова,
воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад № 82»
Дзержинск – 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование у младших дошкольников представлений о дружеских
взаимоотношениях
1.2. Сущность сюжетно-ролевой игры и особенности руководства
1.3. Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дружеских взаимоотноше-
ний младших дошкольников
Вывод по главе 1
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В
ВОСПИТАНИИ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ «Детский сад №82»
2.1. Исследование сформированности представлений о дружеских
взаимоотношениях у детей младшей группы МБДОУ «Детский сад № 82»
2.2. Система работы по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей
младшей группы
2.3. Анализ результатов проведенной работы и методические рекомендации
для воспитателей по воспитанию дружеских взаимоотношений в сюжетно-
ролевой игре
Вывод по главе 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Младший
дошкольный
возраст
характеризуется
возможностями
для
нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их дея-
тельности успешно формируются некоторые способы сознательного управле-
ния своим поведением, активность, самостоятельность, инициативность. В
обществе сверстников при нормальном развитии, между детьми устанавлива-
ются положительные взаимоотношения, уважение к окружающим, возникает
чувство товарищества и дружбы.
В младшем дошкольном возрасте ребенок выходит за пределы своего
привычного мира и устанавливает отношения с миром взрослых. Ребенок на-
чинает взаимодействовать с окружающими, его миром, становится мир соци-
альных
отношений,
существующих
в
отношениях
взрослых
людей.
Единственная
деятельность, которая позволяет смоделировать эти отноше-
ния, включиться в эти отношения, и действовать внутри этой модели — это
сюжетно-ролевая игра.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В
этом возрасте под руководством родителей и педагогов приобретает первона-
чальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам и
природе в целом.
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения
основной образовательной программы представлены в виде целевых ориен-
тиров, среди которых - умение ребенка владеть разными формами и видами
игр.
Требования к результатам освоения основной образовательной про-
граммы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров дошкольного об-
разования, как социально-нормативных возрастных характеристик возмож-
ных достижений ребенка на различных возрастных этапах. Целевые ориенти-
ры образования в младенческом и раннем возрасте:
3
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действу-
ет с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предмета-
ми, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих дей-
ствий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша
и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслу-
живания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом пове-
дении;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движе-
ниях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит дей-
ствия взрослого.
В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значи-
мые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверст-
ники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный
и драматичный сценарий взаимоотношений детей.
Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают
друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро
переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно
ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и
влияют на личность ребенка.
Нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную
тревогу. Все чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере обще-
ния, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы
детей. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Между
тем живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, дела-
ет ярче их ощущения.
Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми
объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а
4
ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необходимо
сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, пони-
мать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои су-
ждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от
того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы,
способствуют сплочению детей.
В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Со-
циально-коммуникативное развитие» [8, с. 49-50] и в Федеральном государ-
ственных образовательном стандарте дошкольного образования [1] задачи
формирования дружеских взаимоотношений представлены следующим об-
разом:
1) воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хороши-
ми поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
2) воспитывать уважительное отношение к окружающим;
3) учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
4) воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих,
с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
5) формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстни-
ков.
Проблема исследования: при соблюдении каких условий сюжетно-роле-
вая игра в младшей группе способствует воспитанию дружеских взаимоотно-
шений?
Объект исследования: процесс воспитания дружеских отношений у де-
тей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство воспитания
дружеских отношений у младших дошкольников.
5
Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое обоснова-
ние и практическая проверка эффективности сюжетно-ролевой игры при вос-
питании дружеских отношений у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: воспитание дружеских отношений младших
дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно при соблюдении следую-
щих условий:
- перед игрой воспитатель проводит с детьми серию этических бесед о
дружбе, уважении и т.д.
- воспитатель актуализирует нравственно-этические нормы при орга-
низации игр с куклой и совместных игр
- воспитатель вовлекает в воспитание дружеских взаимоотношений ро-
дителей воспитанников через консультации, родительские собрания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности, задачи формирования у младших дошкольни-
ков представлений о дружеских взаимоотношениях;
2. Определить сущность сюжетно-ролевой игры;
3. Выявить значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дружеских
взаимоотношений младших школьников;
4. Выявить уровень сформированности представлений о дружеских вза-
имоотношениях у детей младшей группы;
5. Разработать перспективный план по воспитанию дружеских взаимо-
отношений в сюжетно-ролевой игре у детей младшей группы;
6. Разработать методические рекомендации для воспитателей.
Методы
исследования:
анализ
литературы,
констатирующий
эксперимент,
наблюдение,
математическая
обработка
данных,
опытная
работа, изучение и обобщение педагогического опыта.
Планируемый результат:
1) перспективный план по воспитанию дружеских взаимоотношений в
сюжетно-ролевой игре;
2) методические рекомендации воспитателям;
3) серия консультаций, родительское собрание, наглядная агитация для
родителей.
6
Глава 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование у младших дошкольников представлений о дружеских
взаимоотношениях
Дошкольный возраст является периодом первоначального развития вза-
имоотношений с другими людьми. В это время в общении ребенка со сверст-
никами возникают довольно сложные взаимоотношения, влияющее на разви-
тие его личности. Дошкольники, которые умеют общаться с другими детьми,
способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагиче-
ские события.
С.А. Козлова рассматривает понятие «дружба» - как чувства, эмоцио-
нальную привязанность, феномен нравственных категорий, таких, как сочув-
ствие и сопереживание [11, с 98]. В психологическом словаре под дружбой
понимаются личностные отношения между людьми, обусловленные духов-
ной близостью, общностью интересов. Также дружбу можно определить как
один из видов межличностных отношений.
А.А. Аржанова отмечает особенности дружбы детей дошкольного воз-
раста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоцио-
нальность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой
характер. Она считает, что развитие дружеского чувства у ребенка идет от
коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной
дружбе с отдельными детьми.
А.В. Булатова считает, что с одной стороны, в дружбе проявляются
нравственные качества ребенка, с другой – она содействует развитию навыков
позитивного поведения, углублению нравственных чувств.
Дружат дети спокойные и раздражительные, непослушные и дисципли-
нированные, дети разного уровня интеллектуального развития. Их сближает,
как считает автор, потребность в общении, единство интересов и желание иг-
рать вместе. Дружеские взаимоотношения успешно развиваются в тех коллек-
7
тивах, где игры детей интересны, разнообразны по тематике, пользуются вни-
манием взрослых.
Психологи относят чувство дружбы, товарищества к чувствам высшего
порядка. Эти чувства представляют собой продукт развития человека как об-
щественного существа и, как писал А.Г. Ковалев, определены общественны-
ми отношениями, сложившимися нравственными традициями, определенной
моральной атмосферой жизни… формируются в процессе сознания и выпол-
нения моральных норм поведения в условиях учебной, общественной и тру-
довой деятельности.
Детская
дружба
–
уникальное
психологическое
явление,
играющее
чрезвычайно важную роль в формировании личности, никакие другие связи и
отношения не могут ее заменить. Однако она формируется и функционирует
не сама по себе, а в системе других личных отношений ребенка, его семьи и
социального мира.
В младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное от-
ношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает,
с большей охотой делится игрушками и т. д.
Бесспорно, что объект дружбы еще часто меняется, отсутствуют дли-
тельные
дружеские
объединения.
Однако
этот
период
«доосознаваемой»
детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в среднем до-
школьном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанно-
сти.
Уже
младшие
дошкольники
проявляют
избирательное
отношение
к
сверстникам. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных
дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так
как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осо-
знаваемые дружеские привязанности.
Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут моти-
вировать выбор друга («Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном
доме», «Он мне всегда игрушки дает»). Ребенок отмечает не личные привле-
кательные качества друга, а внешние проявления или мало значащие факты.
8
Однако это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои
отношения и чувства.
В
начале
старшего
дошкольного
возраста
происходит
значительная
перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою
дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда
люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно иг-
рать», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).
Педагогические и психологические исследования показывают, какую
большую роль на формирование дружеских взаимоотношений детей может
оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой по-
знания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей.
Никакая другая деятельность, даже самые совершенные и в методиче-
ском отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Иг-
рая поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое,
дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему
замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между
ними.
Однако подобная работа требует большого мастерства от педагога, глу-
бокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на
него ложится основная ответственность за построение наиболее благоприят-
ных условий для возникновения дружеских отношений. Необходимо помочь
детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.
Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочув-
ствовать, уважать мнение другого, быть внимательным.
Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя
как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве объекта взаимо-
действия.
Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в
группе сверстников. Это необходимо учитывать в своей работе. Нужно обес-
печить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся попу-
лярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их пози-
9
ций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстни-
ками.
Педагогический такт является одним из главных проявлений мастер-
ства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Тре-
бовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педа-
гог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном слу-
чае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
В ходе игр нужно стремиться подвести детей к ощущению чувства при-
надлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на при-
влечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, по-
ступкам
Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям –
сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать ин-
тересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку
стать немного увереннее.
Таким образом, дружба как наиболее близкая связь между детьми уско-
ряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Именно
дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства кол-
лективизма, дружбы.
Появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотноше-
ниях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознава-
емая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно планируется
дошкольниками, оборудуется» необходимым материалом.
Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений –
это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальней-
шем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому,
необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его
потребность в помощи, развивать эмоционально- положительную направлен-
ность на сверстника.
10
1.2. Сущность сюжетно-ролевой игры и особенности руководства
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней
развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, во-
ображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеоб-
разный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественно-
го опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка,
происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают
переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ве-
дущей деятельностью дошкольника.
Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ре-
зультате, а в самом процессе. Игра является эффективным средством фор-
мирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реа-
лизуется потребность воздействия на мир.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые со-
здаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них
дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и дея-
тельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом кол-
лектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товари-
щей и свои собственные.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой «деятельность, в которой
дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в
специально
создаваемых
игровых
условиях
воспроизводят
деятельность
взрослых и отношения между ними.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный
характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие
детского общества это наиболее благоприятное условие для развития сю-
жетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра увлекают детей возможностью
«прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно, по-взрослому. Игра
дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятель-
11
ствах, и дети учатся решать возникающие проблемы не только с помощью иг-
рушек, но и путем логических рассуждений. Специфика игровой деятельно-
сти такова, что в ней все понарошку и действия, и пространство, и роли.
Д. Б.
Эльконин описал структуру сюжетной игры как мнимую ситуацию общения.
Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры, Д. Б. Эльконин выде-
лял игровой сюжет и содержание игры. Сюжет - это та область действитель-
ности, которую ребенок воспроизводит в игре. В отличие от него, содержание
отражает то главное, что ребенок выделяет в человеческих отношениях.
Если рассуждать более детально, то сюжет игры - это моделируемая в
игре сфера действительности. Наиболее общая типология сюжетов детских
игр включает в себя т. н. бытовые сюжеты, т. н. производственные сюжеты и
т. н. общественно-политические сюжеты. Содержание игры - это конкретные
представления
ребенка-дошкольника
о
содержательном
наполнении
соци-
ально-профессиональной
деятельности
людей,
воспроизводящиеся
играю-
щим ребенком в ходе развертывания сюжета игры. Психологическое содержа-
ние игры составляет игровое моделирование детьми профессиональных, со-
циальных и межличностных отношений людей и возникающих в этой связи
жизненных событий и ситуаций. Таким образом, психологическое содержа-
ние игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального ха-
рактерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудо-
вой и общественной жизни.
Можно выделить структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: иг-
ровая роль; игровые действия; игровое употребление предметов (включая
предметы, замещающие что-либо); социальные отношения детей, развиваю-
щиеся в ходе сюжетно-ролевых игр.
Игровая роль - это воспроизведение ребенком определенной социаль-
ной или профессиональной позиции взрослого, которая выражается ребенком
в целой системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых пред-
метов и моделирующих социально-профессиональные отношения взрослых.
12
Игровые действия - это игровые поступки, которые изначально вос-
производят реальные предметные действия, но по мере развития ребенка при-
обретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении
логики и последовательности выполняемых в игре действий.
Игровое употребление предметов - это явление может быть представле-
но как в форме использования т. н. изобразительных игрушек, так и в форме
использования т. н. предметного замещения.
Социальные отношения детей - это опыт взаимодействия детей друг с
другом в ходе игры, имеющий определяющее значение в развитии коммуни-
кативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном разви-
тии. Параметры социальных отношений детей в процессе игры - планирова-
ние игрового сюжета, распределение среди участников игровых ролей и игро-
вых предметов, контроль и коррекция развития сюжета и выполнения ролей
участниками игры.
Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дошкольники в до-
статочной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью. Тем
самым, игра занимает особое положение в педагогическом процессе и имеет
большое преимущество перед другими видами детской деятельности. Стрем-
ление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении
своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрос-
лых людей.
Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы
взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской
деятельности, формируется совместная деятельность детей. Поскольку веду-
щим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая
игра становится главной в формировании социально-коммуникативных навы-
ков у ребенка. Благодаря игре малыши моделируют поведение и взаимоотно-
шения взрослых людей. При этом на первом плане у детей отношения между
людьми и смысл их труда.
13
Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся дей-
ствовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой
практики это лишение его главного источника развития. Игра это единствен-
ная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у
всех народов. В ней дети знакомятся с такими сторонами действительности,
как действия и взаимоотношения взрослых. Современное общество требует
инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жиз-
ни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социаль-
но адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовер-
шенствованию.
В
развитии
самостоятельных
игр
младших
дошкольников
большую
роль играет правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно–ро-
левых игр детям необходимы куклы, посуда, мебель. Хорошо иметь в группах
игрушечные утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу,
коляски для кукол. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних раз-
меров и др. Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах груп-
пы, чтобы дети имели возможность играть в разные игры и небольшими
группами.
Организуя среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал нужно
вносить постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, что-
бы игрушки помогли вспомнить те события, с которыми дети недавно позна-
комились.
После закрепления и уточнения знаний можно внести какую-то новую
игрушку или самодельные атрибуты, а иногда и настоящий предмет, напри-
мер, кухонную доску. Эти предметы должны быть безопасными для детей. В
оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям,
которые нужно вводить в совместной игре, т.к. требуется пример действия с
ними. Как правило, дети принимают предметы-заместители с большим удо-
14
вольствием, а в дальнейшем по собственной инициативе включают их в свои
игры.
В основе руководства сюжетно-ролевой игрой лежат следующие прин-
ципы:
- воспитатель должен играть вместе с детьми;
- на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом,
так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ
построения игры;
- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необ-
ходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и
на пояснение его смысла партнерам.
Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой,
который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и
обеспечении педагогических условий развития игры.
1.3. Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дружеских
взаимоотношений младших дошкольников
Центральными
вопросами
при
изучении
игровой
деятельности
до-
школьников отечественными педагогами является вопрос влияния игрового
взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективи-
стических и дружеских качеств личности ребенка.
А.П. Усова изучала проблему формирования детского общества и его
роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реаль-
ных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение
тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей осо-
бой группы качеств - «общественности». К ним относятся способность ре-
бенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими детьми.
На почве формирования «общественности» открывается возможность детей к
нормам и привычкам морального поведения.
15
В книге Р.И. Жуковской «Воспитание ребенка в игре», показано, как у
детей под влиянием ролевой игры развиваются общие интересы, пережива-
ния, содействие, сплоченность, взаимопонимание. Автор рассматривает отно-
шения между детьми в плане коллективных взаимоотношений, на развитие
которых влияет содержательная, длительная ролевая игра.
Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного
воспитания, обращает внимание на важный факт: совместная детская игра, в
которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умения дружно
играть с товарищами, еще не означает наличия истинно дружеских товарище-
ских чувств и отношений.
В.П. Залогина в своем исследовании указывает: дети лишь под влияни-
ем воспитания начинают замечать переживания другого ребенка и отзывают-
ся на них. Автор выдвинула важное положение о значении для дружеского
единения детей, общность их интересов и коллективных переживаний в игре.
В работе З.В. Лиштван, посвященной воспитанию дружеских взаимоот-
ношений в коллективных играх, подчеркивается роль ранее сложившихся в
процессе воспитания личностных качеств и влияния на отношения детей в
играх уровня овладения деятельностью, в которой сотрудничают.
И. Кононова считает, что освоение способов взаимодействия со сверст-
никами помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпа-
тия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что в
свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия.
Автор дает характеристику игровым действиям по возрастам: «Приоб-
ретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой
дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и со-
гласованность действий в игре на основе общего замысла, содействует разви-
тию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако, еще неред-
ки конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре.
Исследование значения сюжетно-ролевой игры в формировании у детей
дружеских чувств показывает: ни сам по себе сюжет, ни содержание игры не
16
определяют проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоцио-
нального содействия другим. Сюжет может разворачиваться нейтрально, не
затрагивая чувств детей. Игра выполняет функцию воспитания дружеских
чувств, если стимулирует или побуждает соответствующее актуальное пере-
живание.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых дружеские проявления
входят в ролевые предписания. Механизм влияния игры состоит не только в
прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции
как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например,
обучающие приемы.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно фор-
мировать
моральные
и
социальные
чувства
дошкольников.
Необходимое
условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются дру-
жеские чувства. Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми от-
ношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой
деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их дей-
ствий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщение отношений
проявлением дружеских чувств способствует воздействию на эмоциональную
сферу ребенка.
Отличие ролевых и реальных отношений в сюжетно-ролевой игре, за-
ключается в том, что ролевые отношения отражают уровень обобщенных
представлений дошкольников о сфере нравственных отношений между людь-
ми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной вос-
питанности детей. При определении путей воздействия на нравственное раз-
витие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с
выполнением нормы каждой из двух игровых планов.
На побуждение дружеских чувств в сюжетно-ролевой игре можно рас-
считывать, запрограммировав их проявление в игре. Их можно ввести в игру
как обязательный элемент, от которого будет напрямую зависеть ход всей
игры.
17
Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуман-
ным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелатель-
ности, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь
идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствую-
щее переживание. Проектируя воздействие игры на воспитание гуманного от-
ношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство
личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его вну-
треннего мира - мотивационно-потребностную сферу, самосознание.
Авторы считают, чтобы определить направление воспитательного влия-
ния игры на дружеские проявления детей, нужно учитывать следующие три
момента:
1) функции игры в воспитании дружеских чувств детей. Нужно опреде-
лить, входит ли внутренний мир ребенка, благодаря соответствующим содер-
жательным характеристикам или ролевым предписаниям в игру.
2) особенности дружеских проявлений детей в зависимости от их осве-
домленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.
3) особенности дружеских чувств детей в зависимости от содержания,
ролевой ситуации и сюжетных характеристик игры
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития дружеских
проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует
от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях
автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе
по формированию дружеских отношений к окружающим:
1)
развивать
у
детей
способность
понимать
состояние,
настроение
окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;
2) стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражаю-
щие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;
3) формировать способы эмоционального содействия, умение утешать,
оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
18
Вывод по главе 1
Дошкольный возраст является важным для формирования чувства кол-
лективизма, дружбы. На основе сформированных в дошкольном возрасте дру-
жеских взаимоотношений в дальнейшем дети будет строить отношения с
окружающими людьми.
Дружеские отношения - взаимодействие людей, основанное на общно-
сти интересов и взаимной привязанности. Дружба - это не только чувство,
эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких,
как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопо-
мощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая
составляющая в структуре дружбы. Взаимоотношения ребенка со сверстника-
ми во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в
семье и педагогической позиции родителей.
У младших дошкольников наблюдается потребность в доброжелатель-
ном внимании и игровом сотрудничестве. В начале ребенок вступает в обще-
ние со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают каче-
ства ровесника, необходимые для развития увлекательных действий.
Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятель-
ностью, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может
быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще
и дружеских чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней челове-
ческие взаимоотношения.
Значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования лич-
ности дошкольника неоценимо, поскольку личность ребёнка формируется
при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со
сверстниками. Сюжетно-ролевая игра способна развивать и поддерживать у
воспитанников такие социально ценные качества, как отзывчивость, внима-
ние, доброжелательность.
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
[Текст]
(Приказы
и
Письма
Министерства
образования и науки) – Москва: Сфера, 2016. – 82 с.
2. Веракса, Н. В. Программы, планы, поурочные разработки [Текст] / Н.
В. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 368 с.
3. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеев. – Москва:
Просвещение, 2008. – 150 с.
4. Бабаева, Т.И., Римашевская, Л.С. Как развить взаимоотношения и
сотрудничество дошкольников в детском саду. – Санкт-Петербург: Детство-
Пресс, 2012. – 145 с.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] /
Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - Москва: Просвещение, 1983. – 245
с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
[Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – С. 62-68.
7. Гаспарова, Е.М. Дошкольное воспитание [Текст] / Е. М. Гаспарова. –
Москва: Просвещение, 2008 . – 228 с.
8. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации [Текст] / Н. Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-
Синтез, 2008. – 279 с.
9.
Дирксен,
О.
В.
Значение
сюжетно-ролевых
игр
в
развитии
дошкольников [Текст] / О. В. Дирксен // Наука и образование сегодня. – 2018.
- № 3. – С. 116-117.
10. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской
игры [Текст] / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10. –
С. 15-19.
20
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире
[Текст] / C. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 9. - С. 98-101.
12.
Комарова,
Н.Ф.
Диагностика
игры
детей.
Методические
рекомендации [Текст] / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького,
1992. – 21 с.
13.
Кузнецова,
О.
Н.
Формирование
гуманных
чувств
у
детей
дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр [Текст] /
О. Н.
Кузнецова // Вестник пензенского государственного университета. – 2015. -
№ 2. – С. 32-35.
14.
Максакова,
А.И.
Учите,
играя
[Текст]
/
А.И.
Максакова,
Г.А.
Тумакова. – Москва, Просвещение, 2007. – 198 с.
15. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В.
Менджерицкая. – Москва: Просвещение, 2005. – 422 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду
[Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС,
2009. – 96 с.
17. Недопасова, В.А. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие
для
воспитателей
и
родителей
[Текст]
/
В.А.
Недоспасова.
–
Москва:
Просвещение, 2002. – 268 с.
18.
Пенькова,
Л.А.
Развитие
игровой
активности
дошкольников
[Текст] / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
19.
Скоролупова,
О.А.
ИГРАЕМ?..
ИГРАЕМ!!!
Педагогическое
руководство играми детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Скорлупова,
Л. В. Логинова. – Москва: Скрипторий, 2006. – 211 с.
20.
Смирнова,
Е.О.
Психологические
особенности
игровой
деятельности
современных
дошкольников
[Текст]
/
Е.О.
Смирнова,
И.А.
Рябкова // Вопросы психологии. – 2013. - № 2. – С. 15-23.
21. Смолина, Л. П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней
взрослых
[Текст]
/Л.
П.
Смолина
//
Дошкольник.
Методика
и
практика
воспитания и обучения. – 2014. - № 4. - С. 73-76.
21
22. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры [Текст] / О. В. Солнцева. –
Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 230 с.
23. Токарев, А. А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой
деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Токарев, Ж. Р.
Аленкина // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 520-523.
24. Чернявская В. С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у
дошкольников [Текст] / В. С. Чернявская // Концепт. – 2016. – № 1. – С. 5-11.
25.
Шалова,
С.Ю.
Сюжетно-ролевая
игра
как
средство
развития
у
дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками [Текст] // Детский
сад: теория и практика. – 2014. - № 5. – С. 74-85.
22