Напоминание

Воспитание дружеских взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре


Автор: Клюева Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Воспитание дружеских взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 4 курса,

специальность 44.02.01.

Дошкольное образование,

группа ДО – 4з (2)

КЛЮЕВА

Евгения Юрьевна

Воспитание дружеских взаимоотношений младших дошкольников

в сюжетно-ролевой игре

Выпускная квалификационная работа

Предзащита

Дата___________

Председатель ПЦК___________

Нормоконтроль

Дата_____________

Подпись________/_____________

Руководитель: Т.Ю. Журавлева,

преподаватель высшей категории

Консультант: О.А.Костенко,

методист

Рецензент: А. М. Крылова,

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад № 82»

Дзержинск – 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Формирование у младших дошкольников представлений о дружеских

взаимоотношениях

1.2. Сущность сюжетно-ролевой игры и особенности руководства

1.3. Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дружеских взаимоотноше-

ний младших дошкольников

Вывод по главе 1

Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В

ВОСПИТАНИИ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ «Детский сад №82»

2.1. Исследование сформированности представлений о дружеских

взаимоотношениях у детей младшей группы МБДОУ «Детский сад № 82»

2.2. Система работы по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей

младшей группы

2.3. Анализ результатов проведенной работы и методические рекомендации

для воспитателей по воспитанию дружеских взаимоотношений в сюжетно-

ролевой игре

Вывод по главе 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Младший

дошкольный

возраст

характеризуется

возможностями

для

нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их дея-

тельности успешно формируются некоторые способы сознательного управле-

ния своим поведением, активность, самостоятельность, инициативность. В

обществе сверстников при нормальном развитии, между детьми устанавлива-

ются положительные взаимоотношения, уважение к окружающим, возникает

чувство товарищества и дружбы.

В младшем дошкольном возрасте ребенок выходит за пределы своего

привычного мира и устанавливает отношения с миром взрослых. Ребенок на-

чинает взаимодействовать с окружающими, его миром, становится мир соци-

альных

отношений,

существующих

в

отношениях

взрослых

людей.

Единственная

деятельность, которая позволяет смоделировать эти отноше-

ния, включиться в эти отношения, и действовать внутри этой модели — это

сюжетно-ролевая игра.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В

этом возрасте под руководством родителей и педагогов приобретает первона-

чальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам и

природе в целом.

Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения

основной образовательной программы представлены в виде целевых ориен-

тиров, среди которых - умение ребенка владеть разными формами и видами

игр.

Требования к результатам освоения основной образовательной про-

граммы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров дошкольного об-

разования, как социально-нормативных возрастных характеристик возмож-

ных достижений ребенка на различных возрастных этапах. Целевые ориенти-

ры образования в младенческом и раннем возрасте:

3

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действу-

ет с ними;

- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предмета-

ми, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих дей-

ствий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные

действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша

и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслу-

живания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом пове-

дении;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движе-

ниях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит дей-

ствия взрослого.

В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значи-

мые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверст-

ники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный

и драматичный сценарий взаимоотношений детей.

Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают

друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро

переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно

ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и

влияют на личность ребенка.

Нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную

тревогу. Все чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере обще-

ния, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы

детей. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Между

тем живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, дела-

ет ярче их ощущения.

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми

объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а

4

ее значение для формирования личности очень велико. Взрослым необходимо

сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, пони-

мать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои су-

ждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от

того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы,

способствуют сплочению детей.

В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Со-

циально-коммуникативное развитие» [8, с. 49-50] и в Федеральном государ-

ственных образовательном стандарте дошкольного образования [1] задачи

формирования дружеских взаимоотношений представлены следующим об-

разом:

1) воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку

сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хороши-

ми поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;

2) воспитывать уважительное отношение к окружающим;

3) учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;

4) воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих,

с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

5) формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстни-

ков.

Проблема исследования: при соблюдении каких условий сюжетно-роле-

вая игра в младшей группе способствует воспитанию дружеских взаимоотно-

шений?

Объект исследования: процесс воспитания дружеских отношений у де-

тей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство воспитания

дружеских отношений у младших дошкольников.

5

Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое обоснова-

ние и практическая проверка эффективности сюжетно-ролевой игры при вос-

питании дружеских отношений у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание дружеских отношений младших

дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно при соблюдении следую-

щих условий:

- перед игрой воспитатель проводит с детьми серию этических бесед о

дружбе, уважении и т.д.

- воспитатель актуализирует нравственно-этические нормы при орга-

низации игр с куклой и совместных игр

- воспитатель вовлекает в воспитание дружеских взаимоотношений ро-

дителей воспитанников через консультации, родительские собрания.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности, задачи формирования у младших дошкольни-

ков представлений о дружеских взаимоотношениях;

2. Определить сущность сюжетно-ролевой игры;

3. Выявить значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дружеских

взаимоотношений младших школьников;

4. Выявить уровень сформированности представлений о дружеских вза-

имоотношениях у детей младшей группы;

5. Разработать перспективный план по воспитанию дружеских взаимо-

отношений в сюжетно-ролевой игре у детей младшей группы;

6. Разработать методические рекомендации для воспитателей.

Методы

исследования:

анализ

литературы,

констатирующий

эксперимент,

наблюдение,

математическая

обработка

данных,

опытная

работа, изучение и обобщение педагогического опыта.

Планируемый результат:

1) перспективный план по воспитанию дружеских взаимоотношений в

сюжетно-ролевой игре;

2) методические рекомендации воспитателям;

3) серия консультаций, родительское собрание, наглядная агитация для

родителей.

6

Глава 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Формирование у младших дошкольников представлений о дружеских

взаимоотношениях

Дошкольный возраст является периодом первоначального развития вза-

имоотношений с другими людьми. В это время в общении ребенка со сверст-

никами возникают довольно сложные взаимоотношения, влияющее на разви-

тие его личности. Дошкольники, которые умеют общаться с другими детьми,

способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагиче-

ские события.

С.А. Козлова рассматривает понятие «дружба» - как чувства, эмоцио-

нальную привязанность, феномен нравственных категорий, таких, как сочув-

ствие и сопереживание [11, с 98]. В психологическом словаре под дружбой

понимаются личностные отношения между людьми, обусловленные духов-

ной близостью, общностью интересов. Также дружбу можно определить как

один из видов межличностных отношений.

А.А. Аржанова отмечает особенности дружбы детей дошкольного воз-

раста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоцио-

нальность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой

характер. Она считает, что развитие дружеского чувства у ребенка идет от

коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной

дружбе с отдельными детьми.

А.В. Булатова считает, что с одной стороны, в дружбе проявляются

нравственные качества ребенка, с другой – она содействует развитию навыков

позитивного поведения, углублению нравственных чувств.

Дружат дети спокойные и раздражительные, непослушные и дисципли-

нированные, дети разного уровня интеллектуального развития. Их сближает,

как считает автор, потребность в общении, единство интересов и желание иг-

рать вместе. Дружеские взаимоотношения успешно развиваются в тех коллек-

7

тивах, где игры детей интересны, разнообразны по тематике, пользуются вни-

манием взрослых.

Психологи относят чувство дружбы, товарищества к чувствам высшего

порядка. Эти чувства представляют собой продукт развития человека как об-

щественного существа и, как писал А.Г. Ковалев, определены общественны-

ми отношениями, сложившимися нравственными традициями, определенной

моральной атмосферой жизни… формируются в процессе сознания и выпол-

нения моральных норм поведения в условиях учебной, общественной и тру-

довой деятельности.

Детская

дружба

уникальное

психологическое

явление,

играющее

чрезвычайно важную роль в формировании личности, никакие другие связи и

отношения не могут ее заменить. Однако она формируется и функционирует

не сама по себе, а в системе других личных отношений ребенка, его семьи и

социального мира.

В младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное от-

ношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает,

с большей охотой делится игрушками и т. д.

Бесспорно, что объект дружбы еще часто меняется, отсутствуют дли-

тельные

дружеские

объединения.

Однако

этот

период

«доосознаваемой»

детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в среднем до-

школьном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанно-

сти.

Уже

младшие

дошкольники

проявляют

избирательное

отношение

к

сверстникам. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных

дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так

как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осо-

знаваемые дружеские привязанности.

Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут моти-

вировать выбор друга («Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном

доме», «Он мне всегда игрушки дает»). Ребенок отмечает не личные привле-

кательные качества друга, а внешние проявления или мало значащие факты.

8

Однако это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои

отношения и чувства.

В

начале

старшего

дошкольного

возраста

происходит

значительная

перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою

дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда

люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно иг-

рать», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).

Педагогические и психологические исследования показывают, какую

большую роль на формирование дружеских взаимоотношений детей может

оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой по-

знания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей.

Никакая другая деятельность, даже самые совершенные и в методиче-

ском отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Иг-

рая поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое,

дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему

замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между

ними.

Однако подобная работа требует большого мастерства от педагога, глу-

бокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на

него ложится основная ответственность за построение наиболее благоприят-

ных условий для возникновения дружеских отношений. Необходимо помочь

детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.

Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочув-

ствовать, уважать мнение другого, быть внимательным.

Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя

как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве объекта взаимо-

действия.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в

группе сверстников. Это необходимо учитывать в своей работе. Нужно обес-

печить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся попу-

лярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их пози-

9

ций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстни-

ками.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастер-

ства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Тре-

бовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педа-

гог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном слу-

чае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

В ходе игр нужно стремиться подвести детей к ощущению чувства при-

надлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на при-

влечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, по-

ступкам

Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям –

сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать ин-

тересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку

стать немного увереннее.

Таким образом, дружба как наиболее близкая связь между детьми уско-

ряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Именно

дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства кол-

лективизма, дружбы.

Появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотноше-

ниях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознава-

емая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно планируется

дошкольниками, оборудуется» необходимым материалом.

Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений –

это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальней-

шем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому,

необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его

потребность в помощи, развивать эмоционально- положительную направлен-

ность на сверстника.

10

1.2. Сущность сюжетно-ролевой игры и особенности руководства

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней

развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, во-

ображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеоб-

разный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественно-

го опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка,

происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают

переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ве-

дущей деятельностью дошкольника.

Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ре-

зультате, а в самом процессе. Игра является эффективным средством фор-

мирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реа-

лизуется потребность воздействия на мир.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые со-

здаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них

дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и дея-

тельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом кол-

лектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товари-

щей и свои собственные.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой «деятельность, в которой

дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в

специально

создаваемых

игровых

условиях

воспроизводят

деятельность

взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный

характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие

детского общества это наиболее благоприятное условие для развития сю-

жетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра увлекают детей возможностью

«прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно, по-взрослому. Игра

дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятель-

11

ствах, и дети учатся решать возникающие проблемы не только с помощью иг-

рушек, но и путем логических рассуждений. Специфика игровой деятельно-

сти такова, что в ней все понарошку и действия, и пространство, и роли.

Д. Б.

Эльконин описал структуру сюжетной игры как мнимую ситуацию общения.

Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры, Д. Б. Эльконин выде-

лял игровой сюжет и содержание игры. Сюжет - это та область действитель-

ности, которую ребенок воспроизводит в игре. В отличие от него, содержание

отражает то главное, что ребенок выделяет в человеческих отношениях.

Если рассуждать более детально, то сюжет игры - это моделируемая в

игре сфера действительности. Наиболее общая типология сюжетов детских

игр включает в себя т. н. бытовые сюжеты, т. н. производственные сюжеты и

т. н. общественно-политические сюжеты. Содержание игры - это конкретные

представления

ребенка-дошкольника

о

содержательном

наполнении

соци-

ально-профессиональной

деятельности

людей,

воспроизводящиеся

играю-

щим ребенком в ходе развертывания сюжета игры. Психологическое содержа-

ние игры составляет игровое моделирование детьми профессиональных, со-

циальных и межличностных отношений людей и возникающих в этой связи

жизненных событий и ситуаций. Таким образом, психологическое содержа-

ние игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального ха-

рактерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудо-

вой и общественной жизни.

Можно выделить структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: иг-

ровая роль; игровые действия; игровое употребление предметов (включая

предметы, замещающие что-либо); социальные отношения детей, развиваю-

щиеся в ходе сюжетно-ролевых игр.

Игровая роль - это воспроизведение ребенком определенной социаль-

ной или профессиональной позиции взрослого, которая выражается ребенком

в целой системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых пред-

метов и моделирующих социально-профессиональные отношения взрослых.

12

Игровые действия - это игровые поступки, которые изначально вос-

производят реальные предметные действия, но по мере развития ребенка при-

обретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении

логики и последовательности выполняемых в игре действий.

Игровое употребление предметов - это явление может быть представле-

но как в форме использования т. н. изобразительных игрушек, так и в форме

использования т. н. предметного замещения.

Социальные отношения детей - это опыт взаимодействия детей друг с

другом в ходе игры, имеющий определяющее значение в развитии коммуни-

кативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном разви-

тии. Параметры социальных отношений детей в процессе игры - планирова-

ние игрового сюжета, распределение среди участников игровых ролей и игро-

вых предметов, контроль и коррекция развития сюжета и выполнения ролей

участниками игры.

Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дошкольники в до-

статочной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью. Тем

самым, игра занимает особое положение в педагогическом процессе и имеет

большое преимущество перед другими видами детской деятельности. Стрем-

ление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении

своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрос-

лых людей.

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы

взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской

деятельности, формируется совместная деятельность детей. Поскольку веду-

щим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая

игра становится главной в формировании социально-коммуникативных навы-

ков у ребенка. Благодаря игре малыши моделируют поведение и взаимоотно-

шения взрослых людей. При этом на первом плане у детей отношения между

людьми и смысл их труда.

13

Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся дей-

ствовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой

практики это лишение его главного источника развития. Игра это единствен-

ная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у

всех народов. В ней дети знакомятся с такими сторонами действительности,

как действия и взаимоотношения взрослых. Современное общество требует

инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жиз-

ни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социаль-

но адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовер-

шенствованию.

В

развитии

самостоятельных

игр

младших

дошкольников

большую

роль играет правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно–ро-

левых игр детям необходимы куклы, посуда, мебель. Хорошо иметь в группах

игрушечные утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу,

коляски для кукол. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних раз-

меров и др. Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах груп-

пы, чтобы дети имели возможность играть в разные игры и небольшими

группами.

Организуя среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал нужно

вносить постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, что-

бы игрушки помогли вспомнить те события, с которыми дети недавно позна-

комились.

После закрепления и уточнения знаний можно внести какую-то новую

игрушку или самодельные атрибуты, а иногда и настоящий предмет, напри-

мер, кухонную доску. Эти предметы должны быть безопасными для детей. В

оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям,

которые нужно вводить в совместной игре, т.к. требуется пример действия с

ними. Как правило, дети принимают предметы-заместители с большим удо-

14

вольствием, а в дальнейшем по собственной инициативе включают их в свои

игры.

В основе руководства сюжетно-ролевой игрой лежат следующие прин-

ципы:

- воспитатель должен играть вместе с детьми;

- на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом,

так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ

построения игры;

- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необ-

ходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и

на пояснение его смысла партнерам.

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой,

который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и

обеспечении педагогических условий развития игры.

1.3. Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании дружеских

взаимоотношений младших дошкольников

Центральными

вопросами

при

изучении

игровой

деятельности

до-

школьников отечественными педагогами является вопрос влияния игрового

взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективи-

стических и дружеских качеств личности ребенка.

А.П. Усова изучала проблему формирования детского общества и его

роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реаль-

ных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение

тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей осо-

бой группы качеств - «общественности». К ним относятся способность ре-

бенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими детьми.

На почве формирования «общественности» открывается возможность детей к

нормам и привычкам морального поведения.

15

В книге Р.И. Жуковской «Воспитание ребенка в игре», показано, как у

детей под влиянием ролевой игры развиваются общие интересы, пережива-

ния, содействие, сплоченность, взаимопонимание. Автор рассматривает отно-

шения между детьми в плане коллективных взаимоотношений, на развитие

которых влияет содержательная, длительная ролевая игра.

Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного

воспитания, обращает внимание на важный факт: совместная детская игра, в

которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умения дружно

играть с товарищами, еще не означает наличия истинно дружеских товарище-

ских чувств и отношений.

В.П. Залогина в своем исследовании указывает: дети лишь под влияни-

ем воспитания начинают замечать переживания другого ребенка и отзывают-

ся на них. Автор выдвинула важное положение о значении для дружеского

единения детей, общность их интересов и коллективных переживаний в игре.

В работе З.В. Лиштван, посвященной воспитанию дружеских взаимоот-

ношений в коллективных играх, подчеркивается роль ранее сложившихся в

процессе воспитания личностных качеств и влияния на отношения детей в

играх уровня овладения деятельностью, в которой сотрудничают.

И. Кононова считает, что освоение способов взаимодействия со сверст-

никами помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпа-

тия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что в

свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия.

Автор дает характеристику игровым действиям по возрастам: «Приоб-

ретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой

дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и со-

гласованность действий в игре на основе общего замысла, содействует разви-

тию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако, еще неред-

ки конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре.

Исследование значения сюжетно-ролевой игры в формировании у детей

дружеских чувств показывает: ни сам по себе сюжет, ни содержание игры не

16

определяют проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоцио-

нального содействия другим. Сюжет может разворачиваться нейтрально, не

затрагивая чувств детей. Игра выполняет функцию воспитания дружеских

чувств, если стимулирует или побуждает соответствующее актуальное пере-

живание.

Наиболее благоприятны такие игры, в которых дружеские проявления

входят в ролевые предписания. Механизм влияния игры состоит не только в

прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции

как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например,

обучающие приемы.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно фор-

мировать

моральные

и

социальные

чувства

дошкольников.

Необходимое

условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются дру-

жеские чувства. Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми от-

ношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой

деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их дей-

ствий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщение отношений

проявлением дружеских чувств способствует воздействию на эмоциональную

сферу ребенка.

Отличие ролевых и реальных отношений в сюжетно-ролевой игре, за-

ключается в том, что ролевые отношения отражают уровень обобщенных

представлений дошкольников о сфере нравственных отношений между людь-

ми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной вос-

питанности детей. При определении путей воздействия на нравственное раз-

витие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с

выполнением нормы каждой из двух игровых планов.

На побуждение дружеских чувств в сюжетно-ролевой игре можно рас-

считывать, запрограммировав их проявление в игре. Их можно ввести в игру

как обязательный элемент, от которого будет напрямую зависеть ход всей

игры.

17

Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуман-

ным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелатель-

ности, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь

идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствую-

щее переживание. Проектируя воздействие игры на воспитание гуманного от-

ношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство

личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его вну-

треннего мира - мотивационно-потребностную сферу, самосознание.

Авторы считают, чтобы определить направление воспитательного влия-

ния игры на дружеские проявления детей, нужно учитывать следующие три

момента:

1) функции игры в воспитании дружеских чувств детей. Нужно опреде-

лить, входит ли внутренний мир ребенка, благодаря соответствующим содер-

жательным характеристикам или ролевым предписаниям в игру.

2) особенности дружеских проявлений детей в зависимости от их осве-

домленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.

3) особенности дружеских чувств детей в зависимости от содержания,

ролевой ситуации и сюжетных характеристик игры

И. Кононова считает, что процесс формирования и развития дружеских

проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует

от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях

автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе

по формированию дружеских отношений к окружающим:

1)

развивать

у

детей

способность

понимать

состояние,

настроение

окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;

2) стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражаю-

щие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;

3) формировать способы эмоционального содействия, умение утешать,

оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

18

Вывод по главе 1

Дошкольный возраст является важным для формирования чувства кол-

лективизма, дружбы. На основе сформированных в дошкольном возрасте дру-

жеских взаимоотношений в дальнейшем дети будет строить отношения с

окружающими людьми.

Дружеские отношения - взаимодействие людей, основанное на общно-

сти интересов и взаимной привязанности. Дружба - это не только чувство,

эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких,

как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопо-

мощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая

составляющая в структуре дружбы. Взаимоотношения ребенка со сверстника-

ми во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в

семье и педагогической позиции родителей.

У младших дошкольников наблюдается потребность в доброжелатель-

ном внимании и игровом сотрудничестве. В начале ребенок вступает в обще-

ние со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают каче-

ства ровесника, необходимые для развития увлекательных действий.

Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятель-

ностью, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может

быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще

и дружеских чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней челове-

ческие взаимоотношения.

Значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования лич-

ности дошкольника неоценимо, поскольку личность ребёнка формируется

при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со

сверстниками. Сюжетно-ролевая игра способна развивать и поддерживать у

воспитанников такие социально ценные качества, как отзывчивость, внима-

ние, доброжелательность.

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

[Текст]

(Приказы

и

Письма

Министерства

образования и науки) – Москва: Сфера, 2016. – 82 с.

2. Веракса, Н. В. Программы, планы, поурочные разработки [Текст] / Н.

В. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 368 с.

3. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеев. – Москва:

Просвещение, 2008. – 150 с.

4. Бабаева, Т.И., Римашевская, Л.С. Как развить взаимоотношения и

сотрудничество дошкольников в детском саду. – Санкт-Петербург: Детство-

Пресс, 2012. – 145 с.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] /

Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - Москва: Просвещение, 1983. – 245

с.

6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

[Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – С. 62-68.

7. Гаспарова, Е.М. Дошкольное воспитание [Текст] / Е. М. Гаспарова. –

Москва: Просвещение, 2008 . – 228 с.

8. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и

методические рекомендации [Текст] / Н. Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-

Синтез, 2008. – 279 с.

9.

Дирксен,

О.

В.

Значение

сюжетно-ролевых

игр

в

развитии

дошкольников [Текст] / О. В. Дирксен // Наука и образование сегодня. – 2018.

- № 3. – С. 116-117.

10. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской

игры [Текст] / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10. –

С. 15-19.

20

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире

[Текст] / C. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 9. - С. 98-101.

12.

Комарова,

Н.Ф.

Диагностика

игры

детей.

Методические

рекомендации [Текст] / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького,

1992. – 21 с.

13.

Кузнецова,

О.

Н.

Формирование

гуманных

чувств

у

детей

дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр [Текст] /

О. Н.

Кузнецова // Вестник пензенского государственного университета. – 2015. -

№ 2. – С. 32-35.

14.

Максакова,

А.И.

Учите,

играя

[Текст]

/

А.И.

Максакова,

Г.А.

Тумакова. – Москва, Просвещение, 2007. – 198 с.

15. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В.

Менджерицкая. – Москва: Просвещение, 2005. – 422 с.

16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду

[Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС,

2009. – 96 с.

17. Недопасова, В.А. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие

для

воспитателей

и

родителей

[Текст]

/

В.А.

Недоспасова.

Москва:

Просвещение, 2002. – 268 с.

18.

Пенькова,

Л.А.

Развитие

игровой

активности

дошкольников

[Текст] / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

19.

Скоролупова,

О.А.

ИГРАЕМ?..

ИГРАЕМ!!!

Педагогическое

руководство играми детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Скорлупова,

Л. В. Логинова. – Москва: Скрипторий, 2006. – 211 с.

20.

Смирнова,

Е.О.

Психологические

особенности

игровой

деятельности

современных

дошкольников

[Текст]

/

Е.О.

Смирнова,

И.А.

Рябкова // Вопросы психологии. – 2013. - № 2. – С. 15-23.

21. Смолина, Л. П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней

взрослых

[Текст]

/Л.

П.

Смолина

//

Дошкольник.

Методика

и

практика

воспитания и обучения. – 2014. - № 4. - С. 73-76.

21

22. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры [Текст] / О. В. Солнцева. –

Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 230 с.

23. Токарев, А. А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой

деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Токарев, Ж. Р.

Аленкина // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 520-523.

24. Чернявская В. С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у

дошкольников [Текст] / В. С. Чернявская // Концепт. – 2016. – № 1. – С. 5-11.

25.

Шалова,

С.Ю.

Сюжетно-ролевая

игра

как

средство

развития

у

дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками [Текст] // Детский

сад: теория и практика. – 2014. - № 5. – С. 74-85.

22



В раздел образования