Напоминание

Современный урок литературы: методические формы и приемы


Автор: Городилова Ирина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Аспинская СОШ"
Населённый пункт: с. Аспа
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Современный урок литературы: методические формы и приемы
Раздел: среднее образование





Назад




Современный урок литературы: методические формы и приемы.

Городилова И.П.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Аспинская СОШ»

Урок

это

зеркало

общей

и

педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального

богатства, показатель его кругозора, эрудиции

В.А.Сухомлинский.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие

личности

ученика.

Современное

образование

отказывается

от

традиционного

представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки

ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная

задача

требует

перехода

к

новой

системно-деятельностной

образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными

изменениями

деятельности

учителя,

реализующего

ФГОС.

Также

изменяются

и

технологии

обучения,

внедрение

информационно-коммуникационных

технологий

открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому

предмету.

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся

урок.

Каким должен быть современный урок литературы?

Многие учителя ответят:

«Современный

урок

литературы

это

урок

с

применением

ИКТ».

Бесспорно,

использование ИКТ экономит время на уроке, но у учителя русского языка и литература

задачи во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Главная

цель – это развитие творческой личности.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и

учесть

при

этом

новые

требования

ФГОС? Современный

урок

русского

языка

и

литературы, требует импровизации.

Можно использовать некоторые интересные методы и приёмы при разработке

уроков:

«Осмысление эпиграфа» (выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который

наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ);

«Инсерт»

(заключается

в

маркировке

текста

(или

его

отрывка)

специальными

символами, имеющими следующее функциональное назначение: «+» - «узнал новое»

«~» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы» Как вы воспринимаете

монолог Онегина? Текст можно промаркировать с позиции: + Я согласен с героем. Это

соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен

оценить «души доверчивой признанья». - Я не согласен с героем. Это противоречит

моим убеждениям. У меня было другое решение. Онегин ошибается, когда говорит:

«Но я не создан для блаженства;// Ему чужда душа моя…» Он обрекает себя на

одиночество, отказываясь от любви? Мне трудно определиться в этом вопросе. Онегин

вызывает

у

меня

двойственные

чувства.

Мне

нравится

его

откровенность,

благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви,

учит Татьяну «властвовать собою»);

«Синквейн» (от

англ.

«путь

мысли»)

имеет

определённую

схему,

по

которой

мы

раскрываем образ героя следующим образом:

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

Кейс-метод - техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций.

Технология метода:

Знакомство с материалом

Выделение нужной информации

Обсуждение в группах возможных альтернативных решений

Принятие решения

Презентация решений группами

Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов

«

Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по

объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки

для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов

групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем

их условно рабочими) − 5 человек.

«Чтение с остановками». Открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что

вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?

«Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева

тема,

ветви

предположения,

которые

ведутся

по

двум

основным

направлениям

«возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья»

обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Метод шести шляп (Шесть думающих шляп). В основе метода Эдварда де Боно

находится концепция параллельного мышления.

Лови ошибку (

Учитель допускает намеренную ошибку в тексте, а учащиеся ищут

ошибку группой, спорят, совещаются. Группы могут получать примеров со смысловыми

ошибками, тексты с ошибками, рисунки с ошибками….

Пример:

1) Тексты с ошибками могут быть приготовлены учениками старших классов;

2) Учитель доказывает заведомо ложную гипотезу, ученики находят контраргументы;

3) Ученик может поработать “учителем” - найти ошибки в соответствующем его развитию

тексте (индивидуальный подход).

Началом урока могут послужить и факты биографии писателя, стать строки из

письма автора произведения. Эффективно действует на эмоции учащихся такой прием,

как погружение в эпоху. В таком случае материал, представляющий завязку, содержит

детали, создающие колорит данной эпохи, представление о быте и мировосприятии людей

того времени.

Фантастическая добавка (

Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой.

Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение

любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное

значение; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть

изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами древнего грека или

глазами инопланетянина. Например, Представьте себе, что вы можете встретиться с

Онегиным или Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать

их реакцию на ваши аргументы).

Приемы работы, определяющие внимание школьников, формируют мотив,

потребность действия. Именно такой подход является эффективным и современным.



В раздел образования