Напоминание

"Особенности организации групповой работы на уроке "


Автор: Корякова Ольга Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: город Гурьевск Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации групповой работы на уроке "
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности организации групповой работы на уроке

Результативность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые

выбирает

учитель.

Формы

обучения

соответствуют

конкретным

требованиям

общества в определенный момент, они должны соответствовать реальным целям и

задачам учебно-воспитательного процесса.В настоящее время в методике можно

выделить три формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая

из них имеет свои достоинства и недостатки.

На данный момент форма организации обучения приобретает все большую

значимость

в

поиске

путей

повышения

эффективности

работы

учащихся.

Для

развития

требуемых

сегодня

навыков

и

умений

учащихся

многие

методисты

обращают

большее

внимание

на

групповую

форму

работы.

Она

гармонично

вписывается

в

классно-урочную

систему

и

дополняет

ее,

приспосабливая

к

современным требованиям, исправляя ее некоторые недостатки.

Педагогический

словарь

дает

следующее

определение

групповой

форме

работы: «Групповая работа на уроке - форма организации учебно-познавательной

деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп,

работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога».

Групповая деятельность школьников является одним из эффективных путей

реализацииразвивающего обучения, поскольку учебная деятельность коллективна по

свой

природе

и

представляет

собой

систему

социально

организуемых

взаимодействий,

отношений,

общения.

Поэтому

она

наиболее

приближена

к

условиям

реального

общения.Учащийся

становится

субъектом

деятельности,

он

является активным инициатором, а не просто пассивным исполнителем, он вовлечен

в реальную, близкую к жизненной ситуацию и дискуссию.

Помимо этого, психологи доказали, что совместная деятельность в коллективе

является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное

взаимодействие со сверстниками обусловливает овладение ими такими действиями,

как

целеполагание,

планирование,

контроль

и

оценка,

без

которых

невозможно

учение.

Групповая форма работы также способствует расширению кругозора учеников,

поскольку для полноценной работы в группах необходима интеграция различных

видов действия, сфер знания.

Эффективность обучения касается не только академических успехов учеников,

их интеллектуального развития, но и нравственного. На высокой ступени развития

групповых умений наблюдается такое явление, как внутригрупповая идентификация,

которая является особым характером мотивации поступков, когда ученик относится к

другим

членам

группы

как

к

самому

себе.

Нормой

таких

взаимоотношений

становятся гуманность и взаимовыручка.

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса

можно назвать групповой формой организации работы. Если у учащихся нет опыта

групповой

работы,

учитель

должен

чётко

сформулировать

задания

для

каждой

группы,

план

и

этапы

работы.

Со

временем

учащиеся

научатся

делать

это

самостоятельно.

Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или

предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с

опорой на умения и знания, которые есть у учащихся.

К

материалу

для

групповой

работы

предъявляют

следующие

общие

требования:

- задания должны быть проблемными, способствовать

возникновению

различных мнений и являться основой для обсуждения;

- задания должны иметь относительно высокую степень трудности;

- материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было

разделить на относительно самостоятельные единицы,

над которыми могут

работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы.

При этом формы работы и виды заданий могут быть самыми разнообразными.

Групповое

обучение

на

уроках

английского

языка

можно

применять

при

формировании лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при

изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, при

обучении диалогической и монологической речи.

Задания

можно

предъявлять

одному

посыльному

от

группы

(устно

или

письменно), всем группам коллективно или каждой группе индивидуально.

Продукт групповой работы – обязательный этап групповой технологии:

- презентация;

- плакат;

- выступление

- созданный текст.

Групповая

работа учит обучающихся не только взаимодействовать друг с

другом, она способствует наиболее качественному усвоению материала, развитию

познавательной активности, создает возможность наиболее успешной социализации.

Плюсы групповой работы:

- повышается учебная и познавательная мотивация;

- снижается уровень тревожности учащихся;

- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;

- улучшается психологический климат в классе.

При организации групповой работы можно выделить следующие этапы:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если

вырабатывается самими учащимися);

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания, выводы.

3. Заключительная часть:

-

презентация

группового

решения

поставленной

задачи

в

рамках,

определенных педагогом;

- анализ познавательной задачи; рефлексия;

- общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;

- дополнительная информация учителя на группу.

В

ходе

проведения

групповой

работы

меняются

функции

учителя.

Он

не

передает

знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока,

соучастником

коллективной

деятельности.

Функции

учителя

сводятся

к

следующему:

- объяснение цели предстоящей работы;

- комплектование групп;

- комментарий к заданиям для групп;

- осуществление контроля за ходом работы;

- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения

как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает

внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю

следует исправлять ошибки безадресно, групповая работа не должна занимать весь

урок.

Организацию

группового

общения

необходимо

начинать

с

формирования

речевых групп. Группы классифицируются по нескольким критериям:

- с точки зрения количества членов выделяют малые и большие группы;

- с точки зрения продолжительности работы группы – постоянные, временные

и сформированные для выполнения одного учебного задания;

- с точки зрения устойчивости состава – постоянные и подвижные;

- с точки зрения уровня учебных способностей учащихся выделяют группы,

состоящие

из

учащихся

с

высокими

учебными

способностями,

из

учащихся

со

средними

учебными

способностями,

из

учащихся

с

низкими

учебными

способностями и смешанные группы;

- с точки зрения места в структуре урока – группы, сформированные для

повторения изученного материала, для выполнения учебных заданий, для проверки

качества усвоения знаний и др.;

- с точки зрения цели организации группы делятся на группы, сформированные

для получения знаний, формирования умений и формирования навыков.

Выделяют шесть основных способов формирования групп на уроке:

1. по выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы),

2. по желанию учащихся,

3. по набору лидеров (лидеры выбирают состав своих групп),

4. по определенному признаку,

5.

по

стилю

интеллектуальной

деятельности

(эрудит,

критик,

скептик,

генератор идей, аутсайдер),

3. случайным образом (жеребьевка).

Пассов Е.С. пишет, что для успешной работы речевой группы прежде всего

нужно подобрать ее состав по следующим критериям: уровень обученности, учебные

интересы,

внеучебные

интересы,

внеучебные

занятия

(общность

контекста

деятельности),

личный

опыт,

коммуникабельность,

число

выборов

(количество

учащихся

желающих

общаться

с

данным

учеником),

умение

выполнять

соответствующее задание, работоспособность, эмоциональность.

По

этим

критериям

создаются

однородные

и

разнородные

группы,

в

зависимости от задания и целей работы. Состав группы может быть непостоянным, и

меняться даже на одном уроке для выполнения разных заданий.

Если

учитель

ставит

цель

помочь

слабым

учащимся,

то

он

образует

разнородные группы, где обеспечит им возможность лучше подготовить задание.

Состав

групп

должен

быть

разнородным,

чтобы

в

каждой

группе

были

свои

консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать

посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы.

Очевидно, что удачной окажется группа, где ее члены будут дополнять друг

друга: один обладает личным опытом по данной проблеме, хорошо успевает, но не

обладает работоспособностью; другой – работоспособен, но не эмоционален, третий

– мало знает, хотя и интересуется этим вопросом; четвертый – обладает личным

опытом, но слабо успевает. Это объясняется тем, что положение человека в группе

связано, прежде всего, с его вкладом в общее дело.

Возможно

создание

групп

на

длительное

время

при

условии

их

удачной

работы, создание групп из слабо подготовленных учащихся, чтобы они занимались

по своему плану, постепенно выходили на класс с результатами своей работы и таким

образом утверждали себя в классе и в собственных глазах.

Если учитель планирует организовать одну проблему для обсуждения для всех

групп, цель задания можно сообщить после организации групп. Если планируется

обсуждать разные проблемы, задания необходимо объявлять до организации групп.

Тогда

те

учащиеся,

которых

интересует

одна

тема,

будут

иметь

возможность

объединиться.

Выставление

оценок

при групповой работе

это особый этап. Будет ли

оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким

показателям будет производиться оценка, это оговаривается учителем

в начале

урока. Учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как

участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую

проблему.

Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также

необходимо

оговорить,

что

процесс

выполнения

задания

в

группе

должен

осуществляться на основе обмена мнениями, оценками.

Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности

выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И

здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных

задач,

с

которыми

не

справились

другие,

а

оказывали

лишь

частичную

консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические,

сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие,

вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не

давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Поощрять

учеников

можно

по-разному:

это

и

грамоты,

и

сертификаты,

отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной

форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет

уместными в той или иной ситуации

В конце занятия, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем

классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением

итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о

результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не

только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не

должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных

групп или учеников.

Групповая работа может одновременно решать три основных задачи:

1. конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной

ситуацией;

2.

коммуникативно-развивающую,

в

процессе

которой

вырабатываются

основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

3.

социально-ориентационную,

воспитывающую

гражданские

качества,

необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех

этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний,

итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету. Групповые формы

работы

успешно применимы при

проведении

нетрадиционных уроков:

урок-

конференция,

урок-путешествие,

интегрированный

урок,

урок-ярмарка,

географический футбол, географический марафон.



В раздел образования