Напоминание

НАУКА В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА


Автор: Гревцов Дмитрий Владимирович
Должность: старший преподаватель кафедры защиты информации
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: НАУКА В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
Раздел: высшее образование





Назад




Д.В.ГРЕВЦОВ

старший преподаватель кафедры защиты

информации Военно-инженерного института

радиоэлектроники и связи МО РК, города Алматы

НАУКА В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность

педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной

деятельности. Указаны требования к педагогической деятельности.

Ключевые

слова:

наука,

педагогика,

педагог,

учитель,

научная

деятельность.

Наука

область

человеческой

деятельности,

направленная

на

выработку

и

систематизацию

объективных

знаний

о

действительности.

Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление

и систематизация. Для чего учителю заниматься научной деятельностью?

Нужно ли ему это? Какая польза в этом для педагога?

Учитель

непосредственный

творец

образовательного

процесса,

создатель

учебных

и

воспитательных

ситуаций,

через

которые

проходит

ученик в школе. Педагог — ключевая фигура реформирования образования.

«В

деле

обучения

и

воспитания,

во

всем

школьном

деле

ничего

нельзя

улучшить, минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский).

В

ст ремительно

меняющемся

открытом

мире

гл а в н ы м

профессиональным

качеством,

которое

педагог

должен

постоянно

демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к

переменам,

мобильность,

способность

к

нестандартным

трудовым

действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все

эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере

относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без

расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен

быть

избавлен

от

мелочной

регламентации,

освобожден

от

тотального

контроля. [1. с. 1].

Разработка

и

реализация

программ

учебных

дисциплин

в

рамках

о с н о в н о й

о б ще о б р а зо ват е л ь н о й

п р о гр а ммы .

О с у щ е с т в л е н и е

профессиональной

деятельности

в

соответствии

с

требованиями

государственных

образовательных

стандартов

дошкольного,

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования

и

высшего

образования.

На основании этого закона педагогу необходимо:

участие

в

разработке

и

реализации

программы

развития

образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной

образовательной среды;

– планирование и проведение учебных занятий;

систематический

анализ

эффективности

учебных

занятий

и

подходов к обучению;

организация,

осуществление

контроля

и

оценки

учебных

достижений,

текущих

и

итоговых

результатов

освоения

основной

образовательной программы обучающимися – формирование универсальных

учебных действий;

формирование

навыков,

связанных

с

информационно-

коммуникационными технологиями (далее — ИКТ);

– формирование мотивации к обучению – объективная оценка знаний,

обучающихся

на

основе

тестирования

и

других

методов

контроля

в

соответствии с реальными учебными возможностями слушателей [2. c.3]

Непосредственно пробуждаемый педагогом учебно-воспитательный

процесс становится предметом исследования педагогической науки. В свою

очередь,

педагог-практик

опирается

на

плоды

усилий

многих

людей

авторов

учебных

материалов,

пособий,

рекомендаций

и

т.

д.

Педагог

мыслящий,

не

оставляет

без

внимания

обширную

область

теоретико-

педагогических познаний, пользуясь в собственном труде орудиями, которые

формируются и улучшаются наукой. По этой причине, вопрос об отношении

деятельности педагога к науке, неразделимо сопряжен с иным вопросом — о

ключах профессионального творчества педагога и сферы его реализации. [2.

c.112]

Одна из функций педагогики — помощь учителю, обоснованный и

разработанный

«сценарий»

его

работы:

рекомендации,

методические

разработки, различного рода пособия и т. п.

Сегодня

говорить,

о

том,

что

надо

заниматься

наукой,

уже

не

актуально. Этот вопрос снят. Наукой необходимо заниматься! Только наука

питает

учебный

процесс

и

делает

высоким

качество

подготовки

специалистов. Учителю жизненно важно открывать для себя новые грани

педагогики. В педагогических «сценариях» воплощены разум и опыт многих

педагогов — теоретиков и практиков. В них отображены итоги по сути

абсолютно всех сфер науки. Их наличие освобождает нынешнего педагога от

потребности

работать

над

заранее

обречённым

процессом

лично

воспроизводить весь опыт педагогической и познавательной деятельности

людей.

Но

в

итогах

педагогической

науки

представлен

только

общий,

усредненный

подход

к

цели.

Педагог

не

может

являться

только

лишь

«реализатором», исполнителем.

Дело педагога — по мере необходимости использовать эти результаты

в работе с учениками. Педагог должен, заниматься наукой не с целью, создать

новое научное знание, сделать открытие, а в силу внутренней или внешней

необходимости

совершенствования

собственной

профессиональной

деятельности

и

учебно-воспитательного

процесса.

Педагог

должен

быть

образованным,

знающим

свое

дело,

всегда

заинтересованным

в

совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства.

Многолетний

опыт

показывает:

как

бы

основательно

не

были

составлены материалы для учителя, как бы тщательно ни была разработана

предложенная

ему

методика

обучения

и

воспитания

всё

это

ещё

не

гарантия успеха. Весь этот «багаж» останется мертвым грузом в сознании

педагога и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает

цели образования как личностно — значимые, не способен проникнуть во

внутренний мир слушателя. Немыслимо успешно работать по самым лучшим

пособиям

и

руководствам

в

отсутствии

соответствующей

подготовки

согласно общей дидактике и методике, педагогической психологии.

Знание

теории

в

значительной

мере

помогает

педагогу

намечать

логику

и

очередность

педагогических

операций,

предугадать

их

итоги,

приводить их в систему. [3. c.94] Максимальную значимость предполагает

навык, полноценный по замыслу и эффективный в пользовании. Он вносит

вклад в развитие концепции педагогической деятельности, не только лишь

надлежащей

соответствующей

нынешнему

положению

дел

в

мире

и

образовании, но также и движущей науку практику к новым рубежам. Такой

навык осуществляет ряд функций. Одна из них состоит в конструктивном

содействии навыка с наукой. В нем имеют все шансы приобрести разрешение

фактические

проблемы,

которые

ещё

не

могут

быть

решены

средствами

науки. И все же наука должна опережать практическую деятельность! Так как

от

неё

необходимо

создание

новейшего,

того,

что

ещё

отсутствует

в

практической деятельности школы. В случае, если бы наука не осуществляла

этого, а только лишь исследовала и обобщала имеющийся опыт, вряд ли

наука представляла бы значительную социальную значимость. [4. c.59]

Во

взаимодействии

этих

двух

отраслей

деятельности

заложена

возможность взаимного опережения, которая проявляется если научная и

практическая

деятельность

соответствуют

определенным,

специфическим

для

каждой

из

них,

критериям

и

условиям.

В

этом

состоит

главная

предпосылка

научного

обоснования

и

введения

в

систему

образования

инноваций как целенаправленных изменений, вызывающих переход системы

из

одного

состояния

в

другое.

Педагогическая

и

научная

деятельность

неразрывно связаны между собой. Чтобы быть профессионалом своего дела,

нужно идти в ногу с педагогикой, то есть тщательно изучать науку. Таким

образом, только лишь через годы изучения этой науки и практики люди

становятся квалифицированными специалистами.

Литература:

1. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб.,

1992.

2. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.

3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Проблемы

педагогики / Ред. кол.: Э. Д. Днепров и др. — М., 2002.

4.

Гордиенко

Н.

В.,

Фатьянова

Е.

П.,

Вербицкая

В.

В.

Наука

в

профессии педагога // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 198-200.



В раздел образования