Автор: Гревцов Дмитрий Владимирович
Должность: старший преподаватель кафедры защиты информации
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: НАУКА В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
Раздел: высшее образование
Д.В.ГРЕВЦОВ
старший преподаватель кафедры защиты
информации Военно-инженерного института
радиоэлектроники и связи МО РК, города Алматы
НАУКА В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность
педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной
деятельности. Указаны требования к педагогической деятельности.
Ключевые
слова:
наука,
педагогика,
педагог,
учитель,
научная
деятельность.
Наука
—
область
человеческой
деятельности,
направленная
на
выработку
и
систематизацию
объективных
знаний
о
действительности.
Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление
и систематизация. Для чего учителю заниматься научной деятельностью?
Нужно ли ему это? Какая польза в этом для педагога?
Учитель
—
непосредственный
творец
образовательного
процесса,
создатель
учебных
и
воспитательных
ситуаций,
через
которые
проходит
ученик в школе. Педагог — ключевая фигура реформирования образования.
«В
деле
обучения
и
воспитания,
во
всем
школьном
деле
ничего
нельзя
улучшить, минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский).
В
ст ремительно
меняющемся
открытом
мире
гл а в н ы м
профессиональным
качеством,
которое
педагог
должен
постоянно
демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к
переменам,
мобильность,
способность
к
нестандартным
трудовым
действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все
эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере
относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без
расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен
быть
избавлен
от
мелочной
регламентации,
освобожден
от
тотального
контроля. [1. с. 1].
Разработка
и
реализация
программ
учебных
дисциплин
в
рамках
о с н о в н о й
о б ще о б р а зо ват е л ь н о й
п р о гр а ммы .
О с у щ е с т в л е н и е
профессиональной
деятельности
в
соответствии
с
требованиями
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
и
высшего
образования.
На основании этого закона педагогу необходимо:
–
участие
в
разработке
и
реализации
программы
развития
образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной
образовательной среды;
– планирование и проведение учебных занятий;
–
систематический
анализ
эффективности
учебных
занятий
и
подходов к обучению;
–
организация,
осуществление
контроля
и
оценки
учебных
достижений,
текущих
и
итоговых
результатов
освоения
основной
образовательной программы обучающимися – формирование универсальных
учебных действий;
–
формирование
навыков,
связанных
с
информационно-
коммуникационными технологиями (далее — ИКТ);
– формирование мотивации к обучению – объективная оценка знаний,
обучающихся
на
основе
тестирования
и
других
методов
контроля
в
соответствии с реальными учебными возможностями слушателей [2. c.3]
Непосредственно пробуждаемый педагогом учебно-воспитательный
процесс становится предметом исследования педагогической науки. В свою
очередь,
педагог-практик
опирается
на
плоды
усилий
многих
людей
—
авторов
учебных
материалов,
пособий,
рекомендаций
и
т.
д.
Педагог
мыслящий,
не
оставляет
без
внимания
обширную
область
теоретико-
педагогических познаний, пользуясь в собственном труде орудиями, которые
формируются и улучшаются наукой. По этой причине, вопрос об отношении
деятельности педагога к науке, неразделимо сопряжен с иным вопросом — о
ключах профессионального творчества педагога и сферы его реализации. [2.
c.112]
Одна из функций педагогики — помощь учителю, обоснованный и
разработанный
«сценарий»
его
работы:
рекомендации,
методические
разработки, различного рода пособия и т. п.
Сегодня
говорить,
о
том,
что
надо
заниматься
наукой,
уже
не
актуально. Этот вопрос снят. Наукой необходимо заниматься! Только наука
питает
учебный
процесс
и
делает
высоким
качество
подготовки
специалистов. Учителю жизненно важно открывать для себя новые грани
педагогики. В педагогических «сценариях» воплощены разум и опыт многих
педагогов — теоретиков и практиков. В них отображены итоги по сути
абсолютно всех сфер науки. Их наличие освобождает нынешнего педагога от
потребности
работать
над
заранее
обречённым
процессом
—
лично
воспроизводить весь опыт педагогической и познавательной деятельности
людей.
Но
в
итогах
педагогической
науки
представлен
только
общий,
усредненный
подход
к
цели.
Педагог
не
может
являться
только
лишь
«реализатором», исполнителем.
Дело педагога — по мере необходимости использовать эти результаты
в работе с учениками. Педагог должен, заниматься наукой не с целью, создать
новое научное знание, сделать открытие, а в силу внутренней или внешней
необходимости
совершенствования
собственной
профессиональной
деятельности
и
учебно-воспитательного
процесса.
Педагог
должен
быть
образованным,
знающим
свое
дело,
всегда
заинтересованным
в
совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства.
Многолетний
опыт
показывает:
как
бы
основательно
не
были
составлены материалы для учителя, как бы тщательно ни была разработана
предложенная
ему
методика
обучения
и
воспитания
—
всё
это
ещё
не
гарантия успеха. Весь этот «багаж» останется мертвым грузом в сознании
педагога и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает
цели образования как личностно — значимые, не способен проникнуть во
внутренний мир слушателя. Немыслимо успешно работать по самым лучшим
пособиям
и
руководствам
в
отсутствии
соответствующей
подготовки
согласно общей дидактике и методике, педагогической психологии.
Знание
теории
в
значительной
мере
помогает
педагогу
намечать
логику
и
очередность
педагогических
операций,
предугадать
их
итоги,
приводить их в систему. [3. c.94] Максимальную значимость предполагает
навык, полноценный по замыслу и эффективный в пользовании. Он вносит
вклад в развитие концепции педагогической деятельности, не только лишь
надлежащей
соответствующей
нынешнему
положению
дел
в
мире
и
образовании, но также и движущей науку практику к новым рубежам. Такой
навык осуществляет ряд функций. Одна из них состоит в конструктивном
содействии навыка с наукой. В нем имеют все шансы приобрести разрешение
фактические
проблемы,
которые
ещё
не
могут
быть
решены
средствами
науки. И все же наука должна опережать практическую деятельность! Так как
от
неё
необходимо
создание
новейшего,
того,
что
ещё
отсутствует
в
практической деятельности школы. В случае, если бы наука не осуществляла
этого, а только лишь исследовала и обобщала имеющийся опыт, вряд ли
наука представляла бы значительную социальную значимость. [4. c.59]
Во
взаимодействии
этих
двух
отраслей
деятельности
заложена
возможность взаимного опережения, которая проявляется если научная и
практическая
деятельность
соответствуют
определенным,
специфическим
для
каждой
из
них,
критериям
и
условиям.
В
этом
состоит
главная
предпосылка
научного
обоснования
и
введения
в
систему
образования
инноваций как целенаправленных изменений, вызывающих переход системы
из
одного
состояния
в
другое.
Педагогическая
и
научная
деятельность
неразрывно связаны между собой. Чтобы быть профессионалом своего дела,
нужно идти в ногу с педагогикой, то есть тщательно изучать науку. Таким
образом, только лишь через годы изучения этой науки и практики люди
становятся квалифицированными специалистами.
Литература:
1. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб.,
1992.
2. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Проблемы
педагогики / Ред. кол.: Э. Д. Днепров и др. — М., 2002.
4.
Гордиенко
Н.
В.,
Фатьянова
Е.
П.,
Вербицкая
В.
В.
Наука
в
профессии педагога // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 198-200.