Автор: Шишкина Ксения Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №45 "Ёлочка"
Населённый пункт: Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Дидактическая игра "Весёлый кубик"
Тема: Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Шишкина Ксения Петровна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 45»,
г.Нижнекамск
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ КУБИК»
Аннотация: в
статье
дано
описание
музыкальной
игры,
несколько
вариантов обыгрывания.
Ключевые слова: музыкальный слух, память, ритмическое восприятие.
Музыкальные
игры
в
детском
саду
для
детей
важный
аспект
в
их
воспитании. Издавна музыку признавали важным средством формирования
личностных
качеств
человека
и
его
духовного
мира.
Современные
исследования убеждают в том, что музыкальные игры для детей в детском
саду и воспитание имеет незаурядное значение в развитии дошкольника.
Музыка
и
игры
для
ребенка
«не
бывают
чем-то
изолированным
и
обособленным, она всегда являются частью ее жизни», полем оптимизации
позитивов лица. Музыкальные игры в детском саду доступны для всех детей,
а не только для дарований. И «раннее приобщение ребят в детском саду к
творческой, а не только «воспринимающего» деятельности очень полезно для
общего художественного
развития,
вполне
естественное
для
малышей
и
вполне соответствует ее потребностям и возможностям».
Доказано, что в основе любой деятельности лежит детская игра. Музыка
в
детском
саду является
чистой
и
самой
демонстрируемой
игровой
способностью. Игра
–
прекрасная
форма
деятельности,
способствующая
привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей.
Музыкальные
игры
усиливают
эмоциональную
окрашенность
переживаний
детей.
Дошкольники
с
большим
желанием
включаются
в
передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и
слушать
музыку,
осознанно
реагируя
на
особенности
её
формы,
жанра,
средств музыкальной выразительности.
Использованы следующие методы и приемы:
наглядный: показ игры на инструментах;
словесный: беседы;
слуховой: слушание музыки;
игровой: игра на музыкальных инструментах;
практический: разучивание мелодии, воспроизведение мелодий.
Ожидаемый
результат: приобщая детей к совместной деятельности,
формируется чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в
ансамбле,
преодолевается
неуверенность
и
робость,
расширяется
музыкальный кругозор, развивается творческая инициатива, музыкальный
слух, память, ритмическое восприятие.
Цель: обучение детей игре на народных и самодельных музыкальных
инструментах;
развитие
музыкального
слуха,
ритмического
восприятия,
памяти.
Игровой материал
Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с
изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки,
дудочка, трещотки и маракас).
Раздаточный: музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка,
трещотки и маракас.
1 вариант:
Развивать слуховое внимание слуховое внимание, чувство ритма. Помочь
детям дошкольного возраста в музыкально – дидактической игре войти в мир
музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить
её эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению
музыкальных знаний в игровой практике.
Задачи. Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах,
воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение
друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры. Повышать
интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и
первоначальные навыки музыцирования, индивидуальность, способность к
спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к
формированию творческого мышления, усиливать образное мышление,
развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка.
Программное содержание. Развивать у детей активность,
творческие способности, память, слуховое внимание, коммуникативные
навыки, уверенность в себе. Повторять и закреплять пройденный материал.
Ход игры:
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит несложная, веселая мелодия,
дети передают кубик другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик другу отправляем,
Кому кубик попадает,
Ты подумай, не спеши
Спой, сыграй или спляши!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол, говорит, кто
изображен на верхней грани кубика, затем по желанию проводит знакомую
игру с детьми, читает стихотворение или исполняет песенку и т. п. Если у
ребенка возникают трудности, педагог предлагает детям по желанию
выполнить условие игры.
2 вариант
Программное содержание. Учить различать тембр и название
музыкальных инструментов. Развивать у детей слуховое
внимание, навыки элементарного музицирования, чувство ритма,
интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать
коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Доставить детям радость от совместной игры.
Ход игры:
На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки,
дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на
гранях кубика.)
Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:
Всё играет и поет.
Кубик, скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани
инструмент, берет его со стола и играет несложный ритмический рисунок.
Если он затрудняется назвать инструмент, педагог предлагает детям ему
помочь.
Дети
повторяют
ритмический
рисунок
хлопками,
ногами.
Игра
повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе
играют в «оркестр».