Автор: Объедкова Людмила Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДТДМ
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Психологический тренинг и личностное развитие подростков
Раздел: дополнительное образование
«Психологический тренинг и личностное развитие подростков»
Объедкова Людмила Анатольевна педагог дополнительного образования
г.о.Тольятти
Основной
целью
психологической
службы
доп.образования
является
максимальное содействие личностному развитию подростков. Главной движущей силой
формирования
и
развития
личности,
по
утверждению
многих
авторов,
оказывается
потребность
в
общении
(потребность
в
социальных
контактах)(1).
Общение
со
сверстниками занимает огромное место р жизни подростков и представляет для них
самостоятельную ценность (2).
К сожалению, в настоящее время школа ориентирована на получение знаний, а
погоня
за
знаниями
заслоняет
собой
необходимость
работы
по
развитию
личности
учащихся. В результате школьник получает меньше всего о себе самом, как о человеке,
личности,
о
своих
психологических
особенностях;
склонностях,
способностях,
возможностях, чувствах, жизненных планах. Следовательно, им очень трудно понять и
другого
человека
и
построить
полноценное
общение
с
ним,
что
создает
барьеры
в
общении.
Отсутствие
умения
общаться
может
привести
выпадению
подростков
из
компании сверстников, и это затрудняет их социальное и личностное развитие(3)
Таким
образом,
подростку
нужно
дать
знания
о
самом
себе,
оказать
психологическую помощь, чтобы он сам мог влиять на процесс развития своей личности.
Для этого необходимо вести специальную работу по развитию способностей,
интересов,
формированию
определенных
личностных
качеств,
психокоррекцию,
психологический тренинг и пр.
Психологический
тренинг-
это
«специально
организованное
общение»(4),
которое способствует не только личностному развитию ребенка, но и позволяет педагогу
значительно глубже и всесторонне изучить личность подростка.
Тренинговые
занятия
создают
условия,
в
которых
становится
возможным
приобретение
психологических
знаний,
формирование
умений,
навыков,
развитие
установок, определяющих поведение в общении, перспективных способностей учащихся,
коррекци и развития системы отношений личности, приводящие, в конечном счете, к
росту самосознания и самоопределения.
Эффективность
психологического
тренинга
определяется
рядом
специфических
принципов;
1)
принцип
добровольного
участия
дает
возможность
иметь
естественную
внутреннюю заинтересованность в изменение своей личности в
ходе работы
группы;
2)
учет возрастных особенностей ориентирует на то, что значимо для подростка в
данный момент;
3)
принцип партнерского общения создает в группе атмосферу безопасности, доверия,
открытости,
которая
позволяет
участникам
экспериментировать
со
своим
поведением, не стесняясь ошибок.
- специфической ролью ведущего; он не просто транслирует знания, а организует
совместный
поиск.
Учитывая
необходимость
самоопределения
учащихся,
акцентирует внимание на верные способы поиска ответа.
- рядом методических приемов;
1) ролевая игра дает возможность испытать чувства\о, которое возникает у человека
в
различных
жизненных
ситуациях,
усваивать
и
отрабатывать
эффективные
способы поведения;
2)
упражнения
помогают
обнаружить,
осознать
свои
личные
ресурсы,
возможности, способности;
3) рефлексия используется как механизм усвоения ( что я делаю, в чем смысл того,
что я делаю). Ей отводится определенное место и значительное время в ходе
занятий.
Опираясь на личный опыт, можно сказать, что наиболее оптимальный возраст для
участия в работе тренинговых групп 13-16 лет.
Разработаны и апробированы тренинги, которые как подтверждают исследования,
дают положительную динамику в развитии личности подростков;
«Тренинг партнерского общения»,
«Тренинг уверенности»,
Тренинг толерантности»,
Тренинг личностного роста», а также спецкурс «Мы сами строим свою жизнь!»
Итак,
психологический
тренинг
–
один
из
видов
работы
педагога,
который
способствует
подростку
подготовиться
к
взрослой
жизни
и
адаптироваться
в
обществе.
Источники;
1)
Караковский В. А.» Общечеловеческие ценности»
2)
Франкл В.» Человек в поисках смысла»
3)
Шмидт Р. « Искусство общения»