Автор: Садыкова Радмила Эрнестовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 36"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование сказкотерапии, как нетрадиционного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
Использование сказкотерапии, как нетрадиционного метода в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям.
Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Сказка является наиболее
доступным
материалом
для
развития
психической
деятельности
ребенка.
Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в птиц и животных,
дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем,
будучи просто Мишей, Таней.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи,
и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс,
который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития
речи,
а
также
интеграции
личности,
творческих
способностей,
расширения
сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Моя задача как логопеда — окружить ребенка игрой, чтобы он и не заметил,
что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Сказка выполняет важные речевые и коммуникативные функции: активизация и
развитие
внутренней
слухоречевой
памяти;
становление
речевой
культуры,
а
также развитие основных языковых средств. Поэтому на занятиях использую
сказкотерапию, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
В ходе
логопедических занятий с использованием сказкотерапии ставятся цели:
1.Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания
ребенка.
2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
3.
Совершенствование
звуковой
стороны
речи
в
сфере
произношения,
восприятия и выразительности.
4. Развитие диалогической и монологической речи.
5. Эффективность игровой мотивации детской речи.
6. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
7.
Создание
на
занятии
благоприятной
атмосферы,
обогащение
эмоциональной сферы ребенка.
Активно
включая
сказки
в
свои
занятия,
я
считаю,
что
они
развивают
фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат детей сопереживанию. Дети
не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе.
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения и желания;
-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат.
Именно
эти
качества
делают
сказку
наиболее
привлекательной
для
коррекционной
и
развивающей
работы.
Ибо
в
сказочную
форму
можно
«упаковать» многие приемы коррекции и развития речи.
Сказкотерапия раскрывает в детях с нарушениями речи:
1
. Активность
—
от
потребности
в
эмоциональной
разрядке
к
самовыражению в речевом действии.
2 . Самостоятельность
—
от
ориентации
в
средствах
выразительности,
проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в
речи и движении.
3. Творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к
совместному составлению словесных описаний.
4 . Эмоциональность
—
от
восприятия
образов
сказки
к
адекватному
воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове.
5. Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных
героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений
и эмоциональных поступков.
6 . Связную
речь
—
от
продолжения
фраз
взрослого
к
рассуждениям
о
сказочных образах.
Курс сказкотерапии включает в себя множество «сказочных» приемов и форм
работы
со
сказкой.
Сказки
можно
анализировать,
сочинять,
переписывать,
рассказывать, рисовать, драматизировать и инсценировать с помощью кукол.
Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат
голову".
С
помощью
игры
с
куклой
ребенок
расстается
с
агрессивностью,
тревожностью,
страхами,
застенчивостью,
ревностью,
расторможенностью,
проблемами в общении.
По
каждой
сказке
проводятся
три
занятия:
слушаем,
рассказываем
и
проживаем сказку.
Постановка (разыгрывание) сказки — всегда праздник для ее участников.
Она способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его
силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное
занятие. В такую деятельность вовлекаются даже недостаточно активные дети.
При постановке кукольных спектаклей активно использую пальчиковый
театр. "Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие
немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок становится волшебником,
заставляя неподвижную куклу двигаться.
Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Постоянно
используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций
дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства
общения: пластику, мимику и речь. Фантастический сказочный мир, наполненный
чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью
погружается
в
воображаемый
нереальный
мир,
активно
действует
в
нем,
творчески
преобразует
его.
Но,
главное,
в
сказке
можно
жить,
творить
и
переносить в реальную жизнь все хорошее и важное, что запечатлелось в личном
опыте в процессе соприкосновения с тайной и волшебством.
На основании вышесказанного, вытекают следующие выводы о значении
сказкотерапии в логопедической работе: у ребенка ликвидируются болезненные
переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье,
что способствует улучшению социальной адаптации; использование комплексной
системы
коррекционно-воспитательной
работы
приводит
к
стойкой
положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;
улучшается
фонематическое
восприятие,
артикуляционная
моторика,
звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический
строй, словарный запас, лексико-грамматические отношения, связная речь.
Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное пространство их
безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия
в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». (А.
Менегетти).
Использование метода сказкотерапии в обучении детей с ОНР
Тематический план
№
Тема
Содержание
1.
Знакомство
с персонажами сказки
«Репка».
Обратить внимание детей на внешний облик
персонажей сказки, величину, окраску (цвет),
форму, звукоподражание, форму передвижения.
2.
Закрепление.
Характеристики героев (величина, основные части,
форма, цвет). Конструирование из объемных и
плоскостных фигур, палочек.
3.
Рассказ сказки.
Цель: 1. Установление эмоционального контакта с
ребенком, обращение внимания на эмоции
логопеда.
2. Обратить внимание на персонажей сказки, и
последовательность появления каждого.
4.
Анализ сказки.
Вопросы по содержанию сказки, выяснение
отношения к каждому персонажу сказки.
5.
Пересказ сказки.
Стимулирование детских «подсказок»
Совместное рассказывание сказки: логопед и дети.
6.
Проведение игры –
импровизации с
детьми.
Игра «Угадай, о ком я рассказала».
Цель: узнавать персонажей сказки по словесному
описанию.
7.
Закрепление
содержания сказки.
Игра «Веселый – грустный»
Цель: Учить понимать эмоциональное состояние
сказочных персонажей.
8.
Разыгрывание сказки
«Репка»
Кукольный театр. Персонажи сказки «Репка»
Цель: формировать навыки речевого общения.