Напоминание

Использование сказкотерапии, как нетрадиционного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.


Автор: Садыкова Радмила Эрнестовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 36"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование сказкотерапии, как нетрадиционного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование сказкотерапии, как нетрадиционного метода в

коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям.

Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Сказка является наиболее

доступным

материалом

для

развития

психической

деятельности

ребенка.

Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в птиц и животных,

дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем,

будучи просто Мишей, Таней.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи,

и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс,

который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития

речи,

а

также

интеграции

личности,

творческих

способностей,

расширения

сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Моя задача как логопеда — окружить ребенка игрой, чтобы он и не заметил,

что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Сказка выполняет важные речевые и коммуникативные функции: активизация и

развитие

внутренней

слухоречевой

памяти;

становление

речевой

культуры,

а

также развитие основных языковых средств. Поэтому на занятиях использую

сказкотерапию, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

В ходе

логопедических занятий с использованием сказкотерапии ставятся цели:

1.Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания

ребенка.

2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

3.

Совершенствование

звуковой

стороны

речи

в

сфере

произношения,

восприятия и выразительности.

4. Развитие диалогической и монологической речи.

5. Эффективность игровой мотивации детской речи.

6. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

7.

Создание

на

занятии

благоприятной

атмосферы,

обогащение

эмоциональной сферы ребенка.

Активно

включая

сказки

в

свои

занятия,

я

считаю,

что

они

развивают

фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат детей сопереживанию. Дети

не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения и желания;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат.

Именно

эти

качества

делают

сказку

наиболее

привлекательной

для

коррекционной

и

развивающей

работы.

Ибо

в

сказочную

форму

можно

«упаковать» многие приемы коррекции и развития речи.

Сказкотерапия раскрывает в детях с нарушениями речи:

1

. Активность

от

потребности

в

эмоциональной

разрядке

к

самовыражению в речевом действии.

2 . Самостоятельность

от

ориентации

в

средствах

выразительности,

проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в

речи и движении.

3. Творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к

совместному составлению словесных описаний.

4 . Эмоциональность

от

восприятия

образов

сказки

к

адекватному

воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове.

5. Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных

героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений

и эмоциональных поступков.

6 . Связную

речь

от

продолжения

фраз

взрослого

к

рассуждениям

о

сказочных образах.

Курс сказкотерапии включает в себя множество «сказочных» приемов и форм

работы

со

сказкой.

Сказки

можно

анализировать,

сочинять,

переписывать,

рассказывать, рисовать, драматизировать и инсценировать с помощью кукол.

Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат

голову".

С

помощью

игры

с

куклой

ребенок

расстается

с

агрессивностью,

тревожностью,

страхами,

застенчивостью,

ревностью,

расторможенностью,

проблемами в общении.

По

каждой

сказке

проводятся

три

занятия:

слушаем,

рассказываем

и

проживаем сказку.

Постановка (разыгрывание) сказки — всегда праздник для ее участников.

Она способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его

силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное

занятие. В такую деятельность вовлекаются даже недостаточно активные дети.

При постановке кукольных спектаклей активно использую пальчиковый

театр. "Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие

немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок становится волшебником,

заставляя неподвижную куклу двигаться.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Постоянно

используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций

дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства

общения: пластику, мимику и речь. Фантастический сказочный мир, наполненный

чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью

погружается

в

воображаемый

нереальный

мир,

активно

действует

в

нем,

творчески

преобразует

его.

Но,

главное,

в

сказке

можно

жить,

творить

и

переносить в реальную жизнь все хорошее и важное, что запечатлелось в личном

опыте в процессе соприкосновения с тайной и волшебством.

На основании вышесказанного, вытекают следующие выводы о значении

сказкотерапии в логопедической работе: у ребенка ликвидируются болезненные

переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье,

что способствует улучшению социальной адаптации; использование комплексной

системы

коррекционно-воспитательной

работы

приводит

к

стойкой

положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;

улучшается

фонематическое

восприятие,

артикуляционная

моторика,

звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический

строй, словарный запас, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное пространство их

безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия

в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». (А.

Менегетти).

Использование метода сказкотерапии в обучении детей с ОНР

Тематический план

Тема

Содержание

1.

Знакомство

с персонажами сказки

«Репка».

Обратить внимание детей на внешний облик

персонажей сказки, величину, окраску (цвет),

форму, звукоподражание, форму передвижения.

2.

Закрепление.

Характеристики героев (величина, основные части,

форма, цвет). Конструирование из объемных и

плоскостных фигур, палочек.

3.

Рассказ сказки.

Цель: 1. Установление эмоционального контакта с

ребенком, обращение внимания на эмоции

логопеда.

2. Обратить внимание на персонажей сказки, и

последовательность появления каждого.

4.

Анализ сказки.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение

отношения к каждому персонажу сказки.

5.

Пересказ сказки.

Стимулирование детских «подсказок»

Совместное рассказывание сказки: логопед и дети.

6.

Проведение игры –

импровизации с

детьми.

Игра «Угадай, о ком я рассказала».

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному

описанию.

7.

Закрепление

содержания сказки.

Игра «Веселый – грустный»

Цель: Учить понимать эмоциональное состояние

сказочных персонажей.

8.

Разыгрывание сказки

«Репка»

Кукольный театр. Персонажи сказки «Репка»

Цель: формировать навыки речевого общения.



В раздел образования