Автор: Бурнашева Мария Петровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Курбусахская СОШ"
Населённый пункт: Усть-Алданский улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Здоровьесберегающий фитодизайн"
Раздел: среднее образование
Программа проектной деятельности
« Здоровьесберегающий фитодизайн»
Здоровьесберегающие технологии – система мер по
охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая
важнейшие характеристики
образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Н.К. Смирнова
Фитодизайн- это использование растений для
улучшения среды обитания в искусственных
системах.
А.М. Гродзинский
Пояснительная записка
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа
жизни очень актуальны сегодня.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из
полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников
неблагоприятных
для
здоровья
факторах,
о
выявленных
достижениях
педагогической
науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед
педагогами,
родителями
и
общественностью
стоит
задачавоспитания
здорового
поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период
обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты
подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение
здоровья.
Проблема
здоровья
учащихся
вышла
сегодня
из
разряда
педагогических
и
обрела социальное значение.
Цель: Активное вовлечение учащихся в создание здоровьесберегающей среды
учреждения
для
сохранения,
укрепления
и
восстановления
здоровья
участников
образовательного
процесса;
формирование
устойчивой
мотивации
и ответственного
отношения в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
Изучение фитонцидных свойств растений, агротехнических приемов
ухода за комнатными растениями.
Разработка
и
формирование
фитомодулей
для
учебных
кабинетов
и
других
помещений
учреждения,
с
использованием
фитонцидной
активности
специально
подобранных
растений
для
оздоровления
микросреды
и
через
это
–
положительное
влияние на психическое и соматическое здоровье участников образовательного процесса.
Знакомство с навыками работы по контролю за состоянием среды, размножение
растений для озеленения учреждения и последующей реализации.
Распространение
самостоятельно
выращиваемых
растений
среди
учащихся,
родителей и иных заинтересованных лиц с пояснительной информацией о полезных
свойствах растений, их агротехнических особенностях.
Распространение полученных знаний среди учащихся, родителей, жителей населенного
пункта
и
за
его
пределами
через
организацию
фотовыставок,
выставок
комнатных
растений
и
экскурсий;
разработку
и
внедрение
исследовательских
проектов;
представление собственных печатных и интерактивных материалов просветительского и
практико-ориентированного содержания.
А
КТУАЛЬНОСТЬ
:
Динамика процесса деловой активности человека меняет среду его обитания
далеко не в лучшую сторону, человек стал заложником собственной технократической
цивилизации. В этой проблеме экологические и валеологические аспекты вступают в,
неразрывную связь.
В связи с этим эколого - валеологическое образование обучающихся становится
особенно актуальным.
Комнатные
растения
благоприятно
влияют
на
микроэкологические
условия
и
здоровье человека. Знания, полученные в процессе освоение программы, практическая
деятельность
обучающихся,
направленная
на
их
реализацию,
ведут
к
решению
вышеуказанных проблем.
К
РАТКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Проектная
деятельность
«Здоровьесберегающийфитодизайн»
разработана
на
основе программы Ксенофонтова Я.И. и рассчитан на учащихся 8 классов.
К функциональным возможностям спецкурса-практикума «Здоровьесберегающиего
фитодизайна» относятся:
Бактерицидное
и
антимикробное
действие
специально
подобранного
видового
состава растений на патогенную среду;
Положительное
влияние
на
воздушную
среду
(обогащение
органическими
и
минеральными веществами, повышение отрицательной ионизации воздуха);
Нормализация
сердечного
ритма,
улучшение
обменных
процессов,
увеличение
защитных
сил
организма,
сопротивляемости
заболеваниям,
особенно
в
период
эпидемий;
Оптимизация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий,
что особенно важно в период бурного развития ребенка, который приходится на
дошкольные и школьные годы;
Повышение
работоспособности
и
выносливости
к
физическим
и
умственным
нагрузкам,
снижение
утомляемости,
улучшение
функций
внимания
(переключение), что актуально для современных образовательных учреждений с их
стремлением к инновационному поиску;
Положительное
влияние
эстетического
аспекта
здоровьесберегающиего
фитодизайна, так как зеленые растения, особенно в период цветения, в условиях
замкнутого
пространства
учреждения
создают
психопрофилактический
эффект,
развивают
чувство
прекрасного,
эстетического
наслаждения,
способствуют
гармонизации личности, снятию напряжения, которое возникает в образовательной
деятельности.
Самостоятельное ухаживание за растениями вовлекает ребенка в деятельность, в
которой
он
всегда
имеет
возможность
пережить
успех,
увидеть
реальный
результат,
имеющий практическую общественную значимость, чего, в значительной степени, лишена
учебная деятельность.
О
ЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Активное
участие
воспитанников
в
осознанном
сохранении
своего
здоровья
и
здоровья окружающих.
Оздоровление
воздушной
среды
помещений,
снижение
числа
патогенных
микроорганизмов. Снижение числа инфекционных заболеваний в учреждении.
Использование
навыков,
приобретенных
учащимися
в
процессе
обучения
для
озеленения своих жилищ. Распространение практики здоровьесберегающегофитодизайна
в окружающий социум.
Расширение
общественно
полезного
производительного
сектора
и
исследовательской деятельности в образовательном учреждении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№
п/
Тема
Содержание
Ча-
Теор
Практ.
Интеграция
п
сы
1
2
3
4
5
1
Видовое
разнообразие
комнатных растений
Классификация и систематизация
комнатных растений
1
2
2
Географическое
распространение
изучаемых видов
Цветы и комнатные растения по
своему происхождению очень
разнообразны. Родина одних -
влажные тропические леса, другие
обитают в жарких безводных
пустынях, третьи - уроженцы
субтропиков и т. д.
2
1
Биология+
география
3
Цветовая гамма
растений
Цветовая гамма комнатных
растений.
Цвет источник
электромагнитных излучений
различной частоты. Он самым
тесным образом связан со здоровьем
и благополучием.
Влияние разнообразия цвета и
цветовых сочетаний, на
стабилизацию общего тонуса
организма.
2
2
Биология+
физика
4
Растения,
обладающие
антибактериальным
и и анти
микробными
свойствами
Агапантус, алоэ древовидное,
амариллис, гибискус, гипеаструм,
драцена душистая, диффенбахия
пестрая, зиферантес, каланхоэ,
пеларгония, фикус карликовый,
хлорофитум хохлатый, цитрусовые и
др.
1
2
Биология+
медицина
5
Растения,
поглощающие
химическое
загрязнение и
загазованность
Драцена душистая, плющ
обыкновенный, сансивьера
полосатая, спатифиллюм, фикус
Бенжамена, фикус каучуконосный,
хлорофитум хохлатый, и др.
1
2
Биология+
химия
6
Растения,
Аспарагусы и др.
1
1
Биология+
поглощающие
тяжелые металлы
химия
7
Растения,
улучшающие
водно–газовый
обмен
Антуриум, гибискус
диффенбахия, китайская роза,
спатифиллюмУэллиса,
филодендроны, циперусы, и др.
1
1
8
Растения,
восстанавливающие
ионный состав
воздуха
Криптомерия, можжевельник,
сосна, циперусы, кодиеумы и др.
1
1
9
Растения
стимуляторы
нервной системы
Лимон, пеларгония и др..
1
1
10
Растения,
потенциально
опасные для
размещения в
общественных
местах и
образовательных
учреждениях
Растения, содержащие аллергены и
алкалоиды (примула, олеандр,
лавровишня, арум, диффенбахия, тис
ягодный, молочай).
1
1
11
Агротехнические
особенности
выращивания
комнатных растений
Цветы и комнатные растения по
своим экологическим особенностям
очень разнообразны. Даже цветы и
растения, происходящие из одной
географической зоны, могут
различаться по своим требованиям к
условиям внешней среды, что
связано с их разным положением в
растительных сообществах.
Для нормального роста и
развития цветов и растений
необходимы свет, тепло, почва и
вода. Успех выращивания комнатных
растений зависит от умения
регулировать количество и качество
этих факторов.
2
3
биология+
экология
12
Разработка
здоровьесберегающ
ихфитомодулей.
Подбор и сочетание комнатных
растений для различных по
функциональному назначению
помещений.
1
3
биология+
дизайн
13
Заключительное
занятие
1
Всего
36
И
СТОЧНИКИ
И
ЛИТЕРАТУРА
1.
Н.В.Косова//«Аэрофитомодуль»; МОУ СОШ №97 г. Москвы, ЗАО//
2.
К.Попова, руководитель О.И.Поповой//Реферат «Растения в школе – для уюта и
здоровья»; МОУ СОШ №11, г. Новокуйбышевск, Самарской области, 2005 г.//
3.
Программа «Исцели себя сам»; ЦСБС СО РАН г. Новосибирск