Напоминание

"Здоровьесберегающий фитодизайн"


Автор: Бурнашева Мария Петровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Курбусахская СОШ"
Населённый пункт: Усть-Алданский улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Здоровьесберегающий фитодизайн"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа проектной деятельности

« Здоровьесберегающий фитодизайн»

Здоровьесберегающие технологии – система мер по

охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая

важнейшие характеристики

образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.

Н.К. Смирнова

Фитодизайн- это использование растений для

улучшения среды обитания в искусственных

системах.

А.М. Гродзинский

Пояснительная записка

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа

жизни очень актуальны сегодня.

При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из

полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников

неблагоприятных

для

здоровья

факторах,

о

выявленных

достижениях

педагогической

науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед

педагогами,

родителями

и

общественностью

стоит

задачавоспитания

здорового

поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период

обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты

подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение

здоровья.

Проблема

здоровья

учащихся

вышла

сегодня

из

разряда

педагогических

и

обрела социальное значение.

Цель: Активное вовлечение учащихся в создание здоровьесберегающей среды

учреждения

для

сохранения,

укрепления

и

восстановления

здоровья

участников

образовательного

процесса;

формирование

устойчивой

мотивации

и ответственного

отношения в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

Изучение фитонцидных свойств растений, агротехнических приемов

ухода за комнатными растениями.

Разработка

и

формирование

фитомодулей

для

учебных

кабинетов

и

других

помещений

учреждения,

с

использованием

фитонцидной

активности

специально

подобранных

растений

для

оздоровления

микросреды

и

через

это

положительное

влияние на психическое и соматическое здоровье участников образовательного процесса.

Знакомство с навыками работы по контролю за состоянием среды, размножение

растений для озеленения учреждения и последующей реализации.

Распространение

самостоятельно

выращиваемых

растений

среди

учащихся,

родителей и иных заинтересованных лиц с пояснительной информацией о полезных

свойствах растений, их агротехнических особенностях.

Распространение полученных знаний среди учащихся, родителей, жителей населенного

пункта

и

за

его

пределами

через

организацию

фотовыставок,

выставок

комнатных

растений

и

экскурсий;

разработку

и

внедрение

исследовательских

проектов;

представление собственных печатных и интерактивных материалов просветительского и

практико-ориентированного содержания.

А

КТУАЛЬНОСТЬ

:

Динамика процесса деловой активности человека меняет среду его обитания

далеко не в лучшую сторону, человек стал заложником собственной технократической

цивилизации. В этой проблеме экологические и валеологические аспекты вступают в,

неразрывную связь.

В связи с этим эколого - валеологическое образование обучающихся становится

особенно актуальным.

Комнатные

растения

благоприятно

влияют

на

микроэкологические

условия

и

здоровье человека. Знания, полученные в процессе освоение программы, практическая

деятельность

обучающихся,

направленная

на

их

реализацию,

ведут

к

решению

вышеуказанных проблем.

К

РАТКОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Проектная

деятельность

«Здоровьесберегающийфитодизайн»

разработана

на

основе программы Ксенофонтова Я.И. и рассчитан на учащихся 8 классов.

К функциональным возможностям спецкурса-практикума «Здоровьесберегающиего

фитодизайна» относятся:

Бактерицидное

и

антимикробное

действие

специально

подобранного

видового

состава растений на патогенную среду;

Положительное

влияние

на

воздушную

среду

(обогащение

органическими

и

минеральными веществами, повышение отрицательной ионизации воздуха);

Нормализация

сердечного

ритма,

улучшение

обменных

процессов,

увеличение

защитных

сил

организма,

сопротивляемости

заболеваниям,

особенно

в

период

эпидемий;

Оптимизация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий,

что особенно важно в период бурного развития ребенка, который приходится на

дошкольные и школьные годы;

Повышение

работоспособности

и

выносливости

к

физическим

и

умственным

нагрузкам,

снижение

утомляемости,

улучшение

функций

внимания

(переключение), что актуально для современных образовательных учреждений с их

стремлением к инновационному поиску;

Положительное

влияние

эстетического

аспекта

здоровьесберегающиего

фитодизайна, так как зеленые растения, особенно в период цветения, в условиях

замкнутого

пространства

учреждения

создают

психопрофилактический

эффект,

развивают

чувство

прекрасного,

эстетического

наслаждения,

способствуют

гармонизации личности, снятию напряжения, которое возникает в образовательной

деятельности.

Самостоятельное ухаживание за растениями вовлекает ребенка в деятельность, в

которой

он

всегда

имеет

возможность

пережить

успех,

увидеть

реальный

результат,

имеющий практическую общественную значимость, чего, в значительной степени, лишена

учебная деятельность.

О

ЖИДАЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Активное

участие

воспитанников

в

осознанном

сохранении

своего

здоровья

и

здоровья окружающих.

Оздоровление

воздушной

среды

помещений,

снижение

числа

патогенных

микроорганизмов. Снижение числа инфекционных заболеваний в учреждении.

Использование

навыков,

приобретенных

учащимися

в

процессе

обучения

для

озеленения своих жилищ. Распространение практики здоровьесберегающегофитодизайна

в окружающий социум.

Расширение

общественно

полезного

производительного

сектора

и

исследовательской деятельности в образовательном учреждении.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/

Тема

Содержание

Ча-

Теор

Практ.

Интеграция

п

сы

1

2

3

4

5

1

Видовое

разнообразие

комнатных растений

Классификация и систематизация

комнатных растений

1

2

2

Географическое

распространение

изучаемых видов

Цветы и комнатные растения по

своему происхождению очень

разнообразны. Родина одних -

влажные тропические леса, другие

обитают в жарких безводных

пустынях, третьи - уроженцы

субтропиков и т. д.

2

1

Биология+

география

3

Цветовая гамма

растений

Цветовая гамма комнатных

растений.

Цвет источник

электромагнитных излучений

различной частоты. Он самым

тесным образом связан со здоровьем

и благополучием.

Влияние разнообразия цвета и

цветовых сочетаний, на

стабилизацию общего тонуса

организма.

2

2

Биология+

физика

4

Растения,

обладающие

антибактериальным

и и анти

микробными

свойствами

Агапантус, алоэ древовидное,

амариллис, гибискус, гипеаструм,

драцена душистая, диффенбахия

пестрая, зиферантес, каланхоэ,

пеларгония, фикус карликовый,

хлорофитум хохлатый, цитрусовые и

др.

1

2

Биология+

медицина

5

Растения,

поглощающие

химическое

загрязнение и

загазованность

Драцена душистая, плющ

обыкновенный, сансивьера

полосатая, спатифиллюм, фикус

Бенжамена, фикус каучуконосный,

хлорофитум хохлатый, и др.

1

2

Биология+

химия

6

Растения,

Аспарагусы и др.

1

1

Биология+

поглощающие

тяжелые металлы

химия

7

Растения,

улучшающие

водно–газовый

обмен

Антуриум, гибискус

диффенбахия, китайская роза,

спатифиллюмУэллиса,

филодендроны, циперусы, и др.

1

1

8

Растения,

восстанавливающие

ионный состав

воздуха

Криптомерия, можжевельник,

сосна, циперусы, кодиеумы и др.

1

1

9

Растения

стимуляторы

нервной системы

Лимон, пеларгония и др..

1

1

10

Растения,

потенциально

опасные для

размещения в

общественных

местах и

образовательных

учреждениях

Растения, содержащие аллергены и

алкалоиды (примула, олеандр,

лавровишня, арум, диффенбахия, тис

ягодный, молочай).

1

1

11

Агротехнические

особенности

выращивания

комнатных растений

Цветы и комнатные растения по

своим экологическим особенностям

очень разнообразны. Даже цветы и

растения, происходящие из одной

географической зоны, могут

различаться по своим требованиям к

условиям внешней среды, что

связано с их разным положением в

растительных сообществах.

Для нормального роста и

развития цветов и растений

необходимы свет, тепло, почва и

вода. Успех выращивания комнатных

растений зависит от умения

регулировать количество и качество

этих факторов.

2

3

биология+

экология

12

Разработка

здоровьесберегающ

ихфитомодулей.

Подбор и сочетание комнатных

растений для различных по

функциональному назначению

помещений.

1

3

биология+

дизайн

13

Заключительное

занятие

1

Всего

36

И

СТОЧНИКИ

И

ЛИТЕРАТУРА

1.

Н.В.Косова//«Аэрофитомодуль»; МОУ СОШ №97 г. Москвы, ЗАО//

2.

К.Попова, руководитель О.И.Поповой//Реферат «Растения в школе – для уюта и

здоровья»; МОУ СОШ №11, г. Новокуйбышевск, Самарской области, 2005 г.//

3.

Программа «Исцели себя сам»; ЦСБС СО РАН г. Новосибирск



В раздел образования