Напоминание

Развитие технической культуры курсантов военного ВУЗа


Автор: Канатов Нурлан Зымгалеевич
Должность: преподаватель - начальник учебной заставы учебного дивизиона
Учебное заведение: Академии ПС РК
Населённый пункт: города Талдыкорган
Наименование материала: статья:
Тема: Развитие технической культуры курсантов военного ВУЗа
Раздел: высшее образование





Назад




Н.З.КАНАТОВ

преподаватель – начальник учебной заставы учебного

дивизиона Академии ПС РК, города Талдыкорган

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА

В условиях модернизации Вооруженных Сил, интеграции военного

образования в систему высшего профессионального образования значительно

возрастает

необходимость

формирования

социально

значимых

и

профессионально важных качеств личности специалиста.

Особая роль в системе высшего военного образования принадлежит

воинскому воспитанию - процессу систематического и целенаправленного

воздействия

на

психологию,

поведение

воина

с

целью

формирования

и

развития

таких

военно-профессиональных

черт

характера,

которые

необходимы

ему

для

выполнения

служебных

обязанностей

в

мирное

и

военное время.

Успешность в достижении целей воинского воспитания в немалой

степени

зависит

от

готовности

офицеров-воспитателей,

преподавателей

военного вуза к организации воспитательной работы, к проектированию ее

содержания, к овладению современными педагогическими технологиями. ри

этом

следует

учитывать,

что

воинское

воспитание

имеет

интегративный,

целостный характер, включая в себя все другие направления воспитания

(политическое, правовое, экономическое и др.). Такой подход актуализирует

необходимость глубокого осмысления сущности педагогических традиций

русской школы воинского воспитания, опыта использования этих традиций в

дореволюционной русской армии.

Анализ

современной

образовательной

практики,

о п ы т а

проектирования, организации процесса воинского воспитания, управления

этим процессом позволяет выявить ряд противоречий и несоответствий:

между требованиями, предъявляемыми к уровню сформированности у

будущих

офицеров

морально-психологических

качеств,

и

степенью

соответствия выпускников военного вуза с этими требованиям;

-

между

имеющимися

научно-практическими

разработками

по

повышению качества воспитательного процесса и востребованностью этих

разработок организаторами педагогического процесса;

- между педагогическим опытом русской школы воинского воспитания

и

готовностью

субъектов

воспитательной

работы

к

эффективному

использованию этого опыта;

-

между

целями,

задачами

обновления

психолого-педагогического

обеспечения образовательного процесса и уровнем готовности преподавателя

к овладению инновациями.

В

этой

связи

актуализируется

проблема

совершенствования

организации

процесса

воинского

воспитания

с

целью

его

оптимизации.

Необходимость

решения

этой

проблемы

обусловила

выбор

темы

исследования:

«Организация

воинского

воспитания

курсантов

в

военном

вузе».

Эффективным

средством

повышения

эффективности

воспитания

в

военном

вузе

является

опора

на

традиции

русской

школы

воинского

воспитания, исходным положением которой является воззрение на человека

как на решающую силу войны и основной фактор победы. Положение это

сохраняет всю свою силу вне зависимости от уровня развития техники

Наряду с воспитанием физических качеств и боевых навыков, русская

школа

всегда

с

величайшей

внимательностью

относилась

к

духовному

воспитанию солдата Она стремилась развить в нём высокий патриотизм,

готовность

к

любым

жертвам

для

блага

Родины,

чувство

национальной

гордости и воинской чести.

Духовные

основы

воинского

воспитания

неразрывно

связаны

с

культурой

и

выражаются,

прежде

всего,

в

идеях.

Исторический

опыт

свидетельствует, что духовность армии и флота не может существовать вне

социально-значимых

идей,

верований,

убеждений,

ценностей,

которые

должны

всячески

оберегаться

и

культивироваться

как

общественными

институтами, так и самой армией.

Воинское

воспитание

-

это

совокупность

взаимосвязанных

и

взаимообусловленных

компонентов,

образующих

единый

целостный,

непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских

коллективов,

их

морально-боевых

и

профессиональных

каче ств,

необходимых

будущему

офицеру

для

успешного

выполнения

служебных

обязанностей в мирных и боевых условиях.

Воинское воспитание курсантов строится на основе ряда исходных

положений,

которые

в

концентрированном

виде

отражают

главные

требования

к

организации

работы

по

воинскому

воспитанию,

ее

совершенствованию, методике и управлению основными звеньями. Такие

специфические требования выражены в принципах, представляющих собой

установленные

органами

военного

управления,

а

также

выработанные

педагогическим опытом, войсковой практикой наиболее общие руководящие

положения и правила, на основе которых осуществляется процесс воинского

воспитания.

Современные

научные

подходы

к

проектированию,

организации

и

управлению процессом воинского воспитания предполагают:

интеграцию военного образования с системой высшего образования;

многообразие

форм

и

методов,

вариативность

образовательных

программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения военнослужащих;

систематическое

обновление

всех

аспектов

образовательного

процесса,

отражающего

изменения

в

военной

области,

в

педагогике

и

психологии;

согласование

программ

военного

образования

с

системой

профориентации, социальной адаптации и трудоустройства военнослужащих;

возможность привлечения негосударственных инвестиций в систему

образования военнослужащих;

опора на лучшие.

Однако

система

воинского

воспитания

курсантов,

сложившаяся

в

военно-учебных

заведениях,

недостаточно

соответствует

современным

требованиям к подготовке будущих офицеров. Причинами этого являются:

недостаточная разработанность в рамках воспитательного процесса научно

обоснованных

задач

воинского

воспитания;

наличие

требования

по

обязательной

подготовки

курсантов

военно-учебных

заведений

по

двум

специальностям

-

военной

и

близкой

по

профилю

гражданской;

несогласованность форм и методов профессиональной подготовки курсантов

с задачами их воинского воспитания; недостаточное количество учебного

времени, отводимого на изучение военных дисциплин; отсутствие единых

критериев (показателей) оценки уровня воспитанности обучаемых; слабое

научно-методиче ское,

правовое,

социологиче ское,

м о р а л ь н о -

психологическое,

информационное,

материально-техническое,

кадровое

и

культурно-досуговое обеспечение воинского воспитания курсантов.

Учитывая

данные

причины,

необходимо

ясно

осознавать

уровень

сложности требований к организации и содержанию воинского воспитания

курсантов военно-учебных заведений Успешность формирования у будущих

офицеров высоких военно-профессиональных и морально-боевых качеств

предопределяется совершенствованием всей системы воинского воспитания в

военных вузах, учетом особенностей этой системы.

Особенности

эти

обусловлены

требованиями

воинской

службы

и

современного

боя.

На

воинское

воспитание

возлагаются

задачи

особого

порядка: обеспечить быстрое и динамичное воинское становление молодого

человека,

призванного

в

Вооруженные

Силы:

сформировать

правильное

понимание им требований воинской присяги, уставов, приказов, воинского

долга: добиться освоения им военной профессии и овладения оружием и

боевой техникой.

Воинское воспитание, в отличие от других направлений воспитания,

призвано

формировать

и

развивать

у

будущих

офицеров

качества,

определяющие

эффективность

взаимодействия

с

подчиненными

в

любых

условиях,

прежде

всего,

в

условиях

ведения

боевых

действий

Будущий

офицер должен не только иметь специальные теоретические знания, но и

быть

умелым

руководителем,

вдумчивым

психологом

и

педагогом,

способным

в

экстремальных

условиях

применять

приобретенные

знания,

глубоко

осмысливать

социальные

процессы,

протекающие

в

воинских

коллективах,

самостоятельно

делать

правильные

выводы

и

применять

взвешенные

решения,

активно

влиять

на

морально-психологическое

состояние своих подчиненных.

Отличительной особенностью воинского воспитания является и то,

что оно ведется непрерывно - в процессе учебы, всей воинской жизни, как в

условиях мирного времени, так и в условиях войны на занятиях по тактике,

при

изучении

уставов,

оружия

или

боевой

техники

в

ходе

специальных

тренировок и учений курсанты постоянно вырабатываю в себе определенные

качества, необходимые в бою. На строевых занятиях, например, формируется

умение

повиноваться,

вырабатываются

выносливость

сноровка,

смелость,

самообладание,

упорство

и

настойчивость

приобретаются

в

процессе

физической и огневой подготовки и т д.

Сложность

решения

задач

воинского

воспитания

курсантов

заключается в том. что в практике его организации постоянно существует

расхождение

между

желаемым

(необходимым)

результатом

и

конечным

продуктом воспитательного процесса. Оно возникает вследствие постоянно

возрастающих

требований

к

воинскому

воспитанию,

а

также

наличия

недостатков и упущений в деятельности субъектов воспитания

Важным элементом системы воинского воспитания курсантов в вузе

является его информационное, психологически. правовое социологическое,

педагогическое, методическое, техническое, кадровое, культурно-досуговое

о

б

е

с

п

е

ч

е

н

а

.

В

качестве

главных

мер,

обеспечивающих

успешность

организации

воспитательной работы, выделяются:

- установление гуманных взаимоотношений командиров (начальников)

и подчиненных на основе глубокого знания их личных качеств, нужд и

запросов,

постоянной

работы

с

родителями

(близкими

родственниками)

военнослужащих,

воспитания

у

личного

состава

чувства

собственного

достоинства,

укрепления

дружбы

между

военнослужащими

различных

национальностей,

решительного

пресечения

казарменного

хулиганства,

насильственных действий, нарушений уставных правил взаимоотношений

между военнослужащими;

-

воспитание

чувства

гордости

и

ответственности

за

службу

в

гвардейских

воинских

частях

и

соединениях,

в

воинских

частях

и

соединениях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами,

памятными знаменами, грамотами и знаками воинской доблести;

- внедрение соревнований, наставничества, обязательной совместной

отработки

нормативов,

применение

методов

морально-психологической

адаптации.

Таким образом, в основе реализации модели процесса воинского воспитания

курсантов

лежит

стратегическая

идея,

сущность

которой

заключается

в

понимании, что руководить воинским коллективом подразделением - это не

только

командовать

подчиненными,

показывать

им,

но

и

осуществлять

систематическое

индивидуальное,

воинское

и

нравственное

воспитание

личного

состава.

Для

этого

необходимо

всесторонне

изучать

личные

качества,

интересы,

нужды

каждого,

доверять

людям,

уважать

их

достоинство.

Организационно-педагогические

меры

включают

обучение

курсантов

проведению воспитательной работы (обучение методике работы с дневником

офицера, методике работы с картой профессионального отбора, методике

оценки

командиром

взаимоотношений

между

военнослужащими

в

курсантском

подразделении,

методике

оценки

морально-психологического

состояния).

Комплекс

психолого-педагогических

мер

включает

мониторинг

социально-психологического состояния личного состава, качество психолого-

педагогической подготовки; систему мер по мотивации курсантов к учебной

деятельности; систему мер по адаптации курсантов к условиям военного

вуза.

Психологическая подготовка курсантов - это комплекс мероприятий

по формированию у них психологической устойчивости эмоциональных и

волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи, позволяющих

бороться

со

страхом,

повысить

переносимость

к

физическим

и

психологическим

нагрузок,

приобрести

умение

действовать

активно,

и

н

и

ц

и

а

т

и

в

н

о

.

Изучение

современных

научных

подходов

к

определению

сущности,

содержания

воинского

воспитания

позволяет

выделить

широкое

и

узкое

толкование этого термина. В широком смысле воинское воспитание - это

образование, воспитание, подготовка военного человека. В узком смысле под

воинским

воспитанием

понимается

процесс

формирования

и

развития

у

военнослужащих

тех

качеств,

которые

необходимы

им

для

выполнения

служебных обязанностей как в мирное, так и в военное время.

Таким

образом,

воинское

воспитание,

в

отличие

от

других

направлений

воспитания,

призвано

формировать

и

развивать

у

будущих

офицеров качества военного руководителя, способность и умение управлять

подчиненными

в

любых

условиях

и,

прежде

всего,

в

условиях

ведения

боевых действий.

Важнейшим

средством

обновления

содержания,

форм

и

методов

воинского воспитания является опора на лучшие педагогические традиции

русской школы воинского воспитания, сформированные в дореволюционной

армии. Освоение этих традиций обеспечивает преемственность в работе по

формированию у будущих офицеров высоких морально-боевых качеств, а

также

способствует

повышению

педагогического

мастерства

у

преподавателей

и

офицеров-воспитателей

военных

вузов.

Традиции

эти

должны

быть

использованы

как

в

учебное

(особенно

при

изучении

гуманитарных и социально-экономических дисциплин), так и во внеучебное

время (в процессе информирования, культурно-досуговых мероприятий, в

повседневной жизни курсантов).

Особенность

организации

воинского

воспитания

в

военном

вузе

заключается

в

необходимости

организация

личного

и

служебного

труда

курсанта,

организации

и

планировании

его

деятельности

с

учетом

возможностей

и

способностей,

интересов,

его

внешних

и

внутренних

потребностей.

Литература:

1. А ты хотел бы стать военным? // Армейский сборник. 2001. - №2.

-С.64.

2.

Азаров

В.М.

Оценка

морально-психологического

состояния

военнослужащих // Военная мысль. 2001. - №3. - С. 32 - 41.

3.

Акатова

В.В.

Воспитательная

роль

социально-образовательного

пространства // Специалист. 2001. - №8. - С. 24.

4.

Андух

О.Н.,

Бугаков

И.А.

,

Долгин

Ю.Н.

,

Царьков

А.Н.

Непрерывное

профессиональное

образование

на

базе

региональных

образовательных холдингов // Сб. трудов-Ч.З.

5. Аржаев В.И., Дугин Е.М., Подгорных Ю.Д. Еще раз о проблемах

высшей военной школы // Военная мысль. 2000. - №6. - С. 44 - 52.

6.

Афонин

А.И.

Патриотическое

воспитание

как

доминанта

формирования и развития личности обучаемого // Инновации в образовании.

2003. -№1.-С. 52 - 56.

7.

Барабанщиков

А.В.,

Муцинов

С.С.

Педагогическая

культура

офицера. -Рига: РВВПКУ. 1982. - 232 с.

8. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной

психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. - 271 с.

9. Базанов А.Г. Педагогика. М.: Воениздат, 1964. - 244 с.

10.

Ю.Безрукова

B.C.

Педагогика:

проективная

педагогика.

Екатеринбург:

11. Деловая книга, 1996. 334 с.

12. Бердяев Н.А. Судьба России // Русская идея. Судьба России. М.,

1997. -С. 303 -307.

13.

Белевцев

В.В.

Военно-патриотическое

воспитание

студентов

университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре:

Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. - 21 с.



В раздел образования