Автор: Канатов Нурлан Зымгалеевич
Должность: преподаватель - начальник учебной заставы учебного дивизиона
Учебное заведение: Академии ПС РК
Населённый пункт: города Талдыкорган
Наименование материала: статья:
Тема: Развитие технической культуры курсантов военного ВУЗа
Раздел: высшее образование
Н.З.КАНАТОВ
преподаватель – начальник учебной заставы учебного
дивизиона Академии ПС РК, города Талдыкорган
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА
В условиях модернизации Вооруженных Сил, интеграции военного
образования в систему высшего профессионального образования значительно
возрастает
необходимость
формирования
социально
значимых
и
профессионально важных качеств личности специалиста.
Особая роль в системе высшего военного образования принадлежит
воинскому воспитанию - процессу систематического и целенаправленного
воздействия
на
психологию,
поведение
воина
с
целью
формирования
и
развития
таких
военно-профессиональных
черт
характера,
которые
необходимы
ему
для
выполнения
служебных
обязанностей
в
мирное
и
военное время.
Успешность в достижении целей воинского воспитания в немалой
степени
зависит
от
готовности
офицеров-воспитателей,
преподавателей
военного вуза к организации воспитательной работы, к проектированию ее
содержания, к овладению современными педагогическими технологиями. ри
этом
следует
учитывать,
что
воинское
воспитание
имеет
интегративный,
целостный характер, включая в себя все другие направления воспитания
(политическое, правовое, экономическое и др.). Такой подход актуализирует
необходимость глубокого осмысления сущности педагогических традиций
русской школы воинского воспитания, опыта использования этих традиций в
дореволюционной русской армии.
Анализ
современной
образовательной
практики,
о п ы т а
проектирования, организации процесса воинского воспитания, управления
этим процессом позволяет выявить ряд противоречий и несоответствий:
между требованиями, предъявляемыми к уровню сформированности у
будущих
офицеров
морально-психологических
качеств,
и
степенью
соответствия выпускников военного вуза с этими требованиям;
-
между
имеющимися
научно-практическими
разработками
по
повышению качества воспитательного процесса и востребованностью этих
разработок организаторами педагогического процесса;
- между педагогическим опытом русской школы воинского воспитания
и
готовностью
субъектов
воспитательной
работы
к
эффективному
использованию этого опыта;
-
между
целями,
задачами
обновления
психолого-педагогического
обеспечения образовательного процесса и уровнем готовности преподавателя
к овладению инновациями.
В
этой
связи
актуализируется
проблема
совершенствования
организации
процесса
воинского
воспитания
с
целью
его
оптимизации.
Необходимость
решения
этой
проблемы
обусловила
выбор
темы
исследования:
«Организация
воинского
воспитания
курсантов
в
военном
вузе».
Эффективным
средством
повышения
эффективности
воспитания
в
военном
вузе
является
опора
на
традиции
русской
школы
воинского
воспитания, исходным положением которой является воззрение на человека
как на решающую силу войны и основной фактор победы. Положение это
сохраняет всю свою силу вне зависимости от уровня развития техники
Наряду с воспитанием физических качеств и боевых навыков, русская
школа
всегда
с
величайшей
внимательностью
относилась
к
духовному
воспитанию солдата Она стремилась развить в нём высокий патриотизм,
готовность
к
любым
жертвам
для
блага
Родины,
чувство
национальной
гордости и воинской чести.
Духовные
основы
воинского
воспитания
неразрывно
связаны
с
культурой
и
выражаются,
прежде
всего,
в
идеях.
Исторический
опыт
свидетельствует, что духовность армии и флота не может существовать вне
социально-значимых
идей,
верований,
убеждений,
ценностей,
которые
должны
всячески
оберегаться
и
культивироваться
как
общественными
институтами, так и самой армией.
Воинское
воспитание
-
это
совокупность
взаимосвязанных
и
взаимообусловленных
компонентов,
образующих
единый
целостный,
непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских
коллективов,
их
морально-боевых
и
профессиональных
каче ств,
необходимых
будущему
офицеру
для
успешного
выполнения
служебных
обязанностей в мирных и боевых условиях.
Воинское воспитание курсантов строится на основе ряда исходных
положений,
которые
в
концентрированном
виде
отражают
главные
требования
к
организации
работы
по
воинскому
воспитанию,
ее
совершенствованию, методике и управлению основными звеньями. Такие
специфические требования выражены в принципах, представляющих собой
установленные
органами
военного
управления,
а
также
выработанные
педагогическим опытом, войсковой практикой наиболее общие руководящие
положения и правила, на основе которых осуществляется процесс воинского
воспитания.
Современные
научные
подходы
к
проектированию,
организации
и
управлению процессом воинского воспитания предполагают:
интеграцию военного образования с системой высшего образования;
многообразие
форм
и
методов,
вариативность
образовательных
программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения военнослужащих;
систематическое
обновление
всех
аспектов
образовательного
процесса,
отражающего
изменения
в
военной
области,
в
педагогике
и
психологии;
согласование
программ
военного
образования
с
системой
профориентации, социальной адаптации и трудоустройства военнослужащих;
возможность привлечения негосударственных инвестиций в систему
образования военнослужащих;
опора на лучшие.
Однако
система
воинского
воспитания
курсантов,
сложившаяся
в
военно-учебных
заведениях,
недостаточно
соответствует
современным
требованиям к подготовке будущих офицеров. Причинами этого являются:
недостаточная разработанность в рамках воспитательного процесса научно
обоснованных
задач
воинского
воспитания;
наличие
требования
по
обязательной
подготовки
курсантов
военно-учебных
заведений
по
двум
специальностям
-
военной
и
близкой
по
профилю
гражданской;
несогласованность форм и методов профессиональной подготовки курсантов
с задачами их воинского воспитания; недостаточное количество учебного
времени, отводимого на изучение военных дисциплин; отсутствие единых
критериев (показателей) оценки уровня воспитанности обучаемых; слабое
научно-методиче ское,
правовое,
социологиче ское,
м о р а л ь н о -
психологическое,
информационное,
материально-техническое,
кадровое
и
культурно-досуговое обеспечение воинского воспитания курсантов.
Учитывая
данные
причины,
необходимо
ясно
осознавать
уровень
сложности требований к организации и содержанию воинского воспитания
курсантов военно-учебных заведений Успешность формирования у будущих
офицеров высоких военно-профессиональных и морально-боевых качеств
предопределяется совершенствованием всей системы воинского воспитания в
военных вузах, учетом особенностей этой системы.
Особенности
эти
обусловлены
требованиями
воинской
службы
и
современного
боя.
На
воинское
воспитание
возлагаются
задачи
особого
порядка: обеспечить быстрое и динамичное воинское становление молодого
человека,
призванного
в
Вооруженные
Силы:
сформировать
правильное
понимание им требований воинской присяги, уставов, приказов, воинского
долга: добиться освоения им военной профессии и овладения оружием и
боевой техникой.
Воинское воспитание, в отличие от других направлений воспитания,
призвано
формировать
и
развивать
у
будущих
офицеров
качества,
определяющие
эффективность
взаимодействия
с
подчиненными
в
любых
условиях,
прежде
всего,
в
условиях
ведения
боевых
действий
Будущий
офицер должен не только иметь специальные теоретические знания, но и
быть
умелым
руководителем,
вдумчивым
психологом
и
педагогом,
способным
в
экстремальных
условиях
применять
приобретенные
знания,
глубоко
осмысливать
социальные
процессы,
протекающие
в
воинских
коллективах,
самостоятельно
делать
правильные
выводы
и
применять
взвешенные
решения,
активно
влиять
на
морально-психологическое
состояние своих подчиненных.
Отличительной особенностью воинского воспитания является и то,
что оно ведется непрерывно - в процессе учебы, всей воинской жизни, как в
условиях мирного времени, так и в условиях войны на занятиях по тактике,
при
изучении
уставов,
оружия
или
боевой
техники
в
ходе
специальных
тренировок и учений курсанты постоянно вырабатываю в себе определенные
качества, необходимые в бою. На строевых занятиях, например, формируется
умение
повиноваться,
вырабатываются
выносливость
сноровка,
смелость,
самообладание,
упорство
и
настойчивость
приобретаются
в
процессе
физической и огневой подготовки и т д.
Сложность
решения
задач
воинского
воспитания
курсантов
заключается в том. что в практике его организации постоянно существует
расхождение
между
желаемым
(необходимым)
результатом
и
конечным
продуктом воспитательного процесса. Оно возникает вследствие постоянно
возрастающих
требований
к
воинскому
воспитанию,
а
также
наличия
недостатков и упущений в деятельности субъектов воспитания
Важным элементом системы воинского воспитания курсантов в вузе
является его информационное, психологически. правовое социологическое,
педагогическое, методическое, техническое, кадровое, культурно-досуговое
о
б
е
с
п
е
ч
е
н
а
.
В
качестве
главных
мер,
обеспечивающих
успешность
организации
воспитательной работы, выделяются:
- установление гуманных взаимоотношений командиров (начальников)
и подчиненных на основе глубокого знания их личных качеств, нужд и
запросов,
постоянной
работы
с
родителями
(близкими
родственниками)
военнослужащих,
воспитания
у
личного
состава
чувства
собственного
достоинства,
укрепления
дружбы
между
военнослужащими
различных
национальностей,
решительного
пресечения
казарменного
хулиганства,
насильственных действий, нарушений уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими;
-
воспитание
чувства
гордости
и
ответственности
за
службу
в
гвардейских
воинских
частях
и
соединениях,
в
воинских
частях
и
соединениях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами,
памятными знаменами, грамотами и знаками воинской доблести;
- внедрение соревнований, наставничества, обязательной совместной
отработки
нормативов,
применение
методов
морально-психологической
адаптации.
Таким образом, в основе реализации модели процесса воинского воспитания
курсантов
лежит
стратегическая
идея,
сущность
которой
заключается
в
понимании, что руководить воинским коллективом подразделением - это не
только
командовать
подчиненными,
показывать
им,
но
и
осуществлять
систематическое
индивидуальное,
воинское
и
нравственное
воспитание
личного
состава.
Для
этого
необходимо
всесторонне
изучать
личные
качества,
интересы,
нужды
каждого,
доверять
людям,
уважать
их
достоинство.
Организационно-педагогические
меры
включают
обучение
курсантов
проведению воспитательной работы (обучение методике работы с дневником
офицера, методике работы с картой профессионального отбора, методике
оценки
командиром
взаимоотношений
между
военнослужащими
в
курсантском
подразделении,
методике
оценки
морально-психологического
состояния).
Комплекс
психолого-педагогических
мер
включает
мониторинг
социально-психологического состояния личного состава, качество психолого-
педагогической подготовки; систему мер по мотивации курсантов к учебной
деятельности; систему мер по адаптации курсантов к условиям военного
вуза.
Психологическая подготовка курсантов - это комплекс мероприятий
по формированию у них психологической устойчивости эмоциональных и
волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи, позволяющих
бороться
со
страхом,
повысить
переносимость
к
физическим
и
психологическим
нагрузок,
приобрести
умение
действовать
активно,
и
н
и
ц
и
а
т
и
в
н
о
.
Изучение
современных
научных
подходов
к
определению
сущности,
содержания
воинского
воспитания
позволяет
выделить
широкое
и
узкое
толкование этого термина. В широком смысле воинское воспитание - это
образование, воспитание, подготовка военного человека. В узком смысле под
воинским
воспитанием
понимается
процесс
формирования
и
развития
у
военнослужащих
тех
качеств,
которые
необходимы
им
для
выполнения
служебных обязанностей как в мирное, так и в военное время.
Таким
образом,
воинское
воспитание,
в
отличие
от
других
направлений
воспитания,
призвано
формировать
и
развивать
у
будущих
офицеров качества военного руководителя, способность и умение управлять
подчиненными
в
любых
условиях
и,
прежде
всего,
в
условиях
ведения
боевых действий.
Важнейшим
средством
обновления
содержания,
форм
и
методов
воинского воспитания является опора на лучшие педагогические традиции
русской школы воинского воспитания, сформированные в дореволюционной
армии. Освоение этих традиций обеспечивает преемственность в работе по
формированию у будущих офицеров высоких морально-боевых качеств, а
также
способствует
повышению
педагогического
мастерства
у
преподавателей
и
офицеров-воспитателей
военных
вузов.
Традиции
эти
должны
быть
использованы
как
в
учебное
(особенно
при
изучении
гуманитарных и социально-экономических дисциплин), так и во внеучебное
время (в процессе информирования, культурно-досуговых мероприятий, в
повседневной жизни курсантов).
Особенность
организации
воинского
воспитания
в
военном
вузе
заключается
в
необходимости
организация
личного
и
служебного
труда
курсанта,
организации
и
планировании
его
деятельности
с
учетом
возможностей
и
способностей,
интересов,
его
внешних
и
внутренних
потребностей.
Литература:
1. А ты хотел бы стать военным? // Армейский сборник. 2001. - №2.
-С.64.
2.
Азаров
В.М.
Оценка
морально-психологического
состояния
военнослужащих // Военная мысль. 2001. - №3. - С. 32 - 41.
3.
Акатова
В.В.
Воспитательная
роль
социально-образовательного
пространства // Специалист. 2001. - №8. - С. 24.
4.
Андух
О.Н.,
Бугаков
И.А.
,
Долгин
Ю.Н.
,
Царьков
А.Н.
Непрерывное
профессиональное
образование
на
базе
региональных
образовательных холдингов // Сб. трудов-Ч.З.
5. Аржаев В.И., Дугин Е.М., Подгорных Ю.Д. Еще раз о проблемах
высшей военной школы // Военная мысль. 2000. - №6. - С. 44 - 52.
6.
Афонин
А.И.
Патриотическое
воспитание
как
доминанта
формирования и развития личности обучаемого // Инновации в образовании.
2003. -№1.-С. 52 - 56.
7.
Барабанщиков
А.В.,
Муцинов
С.С.
Педагогическая
культура
офицера. -Рига: РВВПКУ. 1982. - 232 с.
8. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной
психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. - 271 с.
9. Базанов А.Г. Педагогика. М.: Воениздат, 1964. - 244 с.
10.
Ю.Безрукова
B.C.
Педагогика:
проективная
педагогика.
Екатеринбург:
11. Деловая книга, 1996. 334 с.
12. Бердяев Н.А. Судьба России // Русская идея. Судьба России. М.,
1997. -С. 303 -307.
13.
Белевцев
В.В.
Военно-патриотическое
воспитание
студентов
университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре:
Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. - 21 с.