Авторы: Кудрявцева Надежда Юрьевна, Каткина Ольга Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества Нижегородского района"
Населённый пункт: г. НИжний Новгород
Наименование материала: статья "Традиционный русский танец, как основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Тема: Обучение народному танцу
Раздел: дополнительное образование
Традиционный русский танец, как основа духовно-нравственного
воспитания и здоровья русского человека.
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского
района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М
.
- педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный,
многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые
формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и
историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение
времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с
лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое
поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает
их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим
быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.
Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду
искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей
этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого
вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния.
Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А
что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений
или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся
эмоциональным, художественным, специфическим отображением его
многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую
фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную
тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая
основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря
разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает
духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец
становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал
изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием.
Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные
парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом
многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие,
устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие
национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.
Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном,
высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с
определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный
смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение
исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит
многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей
русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я
не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое
впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс,
немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все
названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская
пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого,
податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим
качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая
историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении
сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей.
При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился
опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл,
понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе,
выражая тем самым общественные и художественные потребности своего
времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого
слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль,
которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм,
отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит
соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить
в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность.
Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение
своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий
всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту
идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является
танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса,
ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее
сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом,
поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району
принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств.
Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет
выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный
- грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения
изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа
танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает
темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя
(народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его
художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней
силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью
и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и
раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать
сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный
танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не
только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием,
является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не
только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и
содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким
художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного
творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм,
как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он
становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета,
формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы
красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество
общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при
конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные
особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление,
крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона,
мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность
постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка,
костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное
наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского
народа, современные хореографы имеют все возможности для создания
новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает
чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в
самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к
художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным,
участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту
человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества.
Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития,
морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов,
работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для
своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца
«Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества
Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается
около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена
на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и
социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана
программа
«С
любовью
к
России»,
которая
основана
на
обращении
к
русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям,
что дает возможность формировать в детях национальную самобытность,
развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской
истории на основе изучения русской народной хореографии и народного
костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность
и
новизна
программы
«С
любовью
к
России»
–
в
объединении
двух
направлений
русской
народной
культуры
–
народного
танца и народного костюма.
Несмотря
на
кажущееся
различие
таких
видов
искусства,
как
хореография и дизайн костюма, между ними существует тесная и органичная
связь.
Образы,
придуманные
постановщиками,
находят
воплощение
в
пластике
танца.
Стилистика
танца
определяет
композицию
костюма,
в
который одет танцовщик. Таким образом, для народного танца органическое
единство содержания, характера движения (лексики) и костюма является
непременным условием. Для формирования полноценного исполнительского
замысла
нужно
собрать
и
изучить
самые
разнообразные
сведения
о
традиционной
и
материальной
культуре,
соответствующего
региона.
В
качестве
источников
такой
информации
можно
использовать
материалы
этнографических
и
фольклорных
экспедиций,
литературу
по
этнографии,
истории, фольклору, искусствоведению, а также произведения декоративно-
прикладного
искусства,
(при
условии
правильной
передачи
ими
этнографических реалий). Следует отбирать лишь те материалы, которые в
наибольшей степени раскрывают идейно-образное содержание репертуара и
позволяют создавать достоверные и зрелищные образы.
Цель программы
- создание среды, направленной на развитие личности
ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и
ценностям
отечественной
культуры,
способной
к
самореализации
и
к
самоопределению.
Задачи программы:
1. Обучающие:
формировать систему знаний по классическому и народному танцу,
основанного на традициях русской культуры;
изучить основные направления современной хореографии;
обучать
практическим
навыкам
дизайна
народного
сценического
костюма, используя основы прикладного творчества;
2. Развивающие:
развивать физическую культуру и навыки здорового образа жизни;
создавать
условия
для
развития
хореографических
способностей
воспитанников;
развивать творческие способности воспитанников;
3. Воспитательные:
содействовать
формированию
уважения
к
прошлому
и
настоящему
своего народа, традициям и культуре;
содействовать процессам саморазвития личности;
содействовать
самореализации,
самоутверждения
лично сти
воспитанников,
создавать
условия
для
развития
их
социальной
активности
создавать условия для формирования детского коллектива, как средства
развития личности
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ –
это
одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой
проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его
прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец –
это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.