Напоминание

Обучение народному танцу


Авторы: Кудрявцева Надежда Юрьевна, Каткина Ольга Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества Нижегородского района"
Населённый пункт: г. НИжний Новгород
Наименование материала: статья "Традиционный русский танец, как основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Тема: Обучение народному танцу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Традиционный русский танец, как основа духовно-нравственного

воспитания и здоровья русского человека.

Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского

района г. Н.Новгорода:

Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,

Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»

Глухова И.М

.

- педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля

танца «Надежда»

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный,

многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые

формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и

историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение

времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с

лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое

поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает

их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим

быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду

искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей

этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого

вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния.

Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А

что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений

или нечто большее?"

Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся

эмоциональным, художественным, специфическим отображением его

многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую

фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную

тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая

основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря

разнообразным движениям и рисункам.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает

духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец

становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал

изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием.

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные

парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом

многообразии русского народного танца.

Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие,

устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие

национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.

Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном,

высокохудожественном виде творчества русского народа.

В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с

определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный

смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение

исполнителя.

По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит

многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей

русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я

не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое

впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс,

немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все

названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская

пляска красноречива и глубокомысленна»

Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого,

податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим

качествам русскому фольклору,»

Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая

историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении

сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей.

При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился

опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл,

понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе,

выражая тем самым общественные и художественные потребности своего

времени.

Каковы же общенациональные черты русского танца?

Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого

слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль,

которая пронизывает весь танец.

Другой чертой русского народного танца является его реализм,

отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит

соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить

в танце.

Яркой чертой русского народного танца является выразительность.

Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение

своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий

всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту

идею, которую хочет донести до зрителя.

Самым важным выразительным средством в танце является

танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса,

ног - её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее

сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом,

поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району

принадлежит танец .

Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств.

Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет

выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный

- грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения

изменит характер и содержание действия.

И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа

танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает

темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя

(народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его

художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней

силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью

и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и

раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать

сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный

танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не

только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием,

является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не

только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и

содержанию.

Русский народный костюм многообразен, отличается высоким

художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного

творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм,

как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он

становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета,

формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы

красоты народного искусства.

В многочисленных вариантах народного костюма есть множество

общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при

конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные

особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление,

крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона,

мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность

постановки.

Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка,

костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное

наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского

народа, современные хореографы имеют все возможности для создания

новых интересных постановок.

Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает

чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в

самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к

художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным,

участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту

человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества.

Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития,

морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов,

работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для

своего коллектива.

Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца

«Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества

Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается

около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена

на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и

социального самоопределения участников ансамбля.

Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана

программа

«С

любовью

к

России»,

которая

основана

на

обращении

к

русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям,

что дает возможность формировать в детях национальную самобытность,

развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской

истории на основе изучения русской народной хореографии и народного

костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.

Особенность

и

новизна

программы

«С

любовью

к

России»

в

объединении

двух

направлений

русской

народной

культуры

народного

танца и народного костюма.

Несмотря

на

кажущееся

различие

таких

видов

искусства,

как

хореография и дизайн костюма, между ними существует тесная и органичная

связь.

Образы,

придуманные

постановщиками,

находят

воплощение

в

пластике

танца.

Стилистика

танца

определяет

композицию

костюма,

в

который одет танцовщик. Таким образом, для народного танца органическое

единство содержания, характера движения (лексики) и костюма является

непременным условием. Для формирования полноценного исполнительского

замысла

нужно

собрать

и

изучить

самые

разнообразные

сведения

о

традиционной

и

материальной

культуре,

соответствующего

региона.

В

качестве

источников

такой

информации

можно

использовать

материалы

этнографических

и

фольклорных

экспедиций,

литературу

по

этнографии,

истории, фольклору, искусствоведению, а также произведения декоративно-

прикладного

искусства,

(при

условии

правильной

передачи

ими

этнографических реалий). Следует отбирать лишь те материалы, которые в

наибольшей степени раскрывают идейно-образное содержание репертуара и

позволяют создавать достоверные и зрелищные образы.

Цель программы

- создание среды, направленной на развитие личности

ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и

ценностям

отечественной

культуры,

способной

к

самореализации

и

к

самоопределению.

Задачи программы:

1. Обучающие:

формировать систему знаний по классическому и народному танцу,

основанного на традициях русской культуры;

изучить основные направления современной хореографии;

обучать

практическим

навыкам

дизайна

народного

сценического

костюма, используя основы прикладного творчества;

2. Развивающие:

развивать физическую культуру и навыки здорового образа жизни;

создавать

условия

для

развития

хореографических

способностей

воспитанников;

развивать творческие способности воспитанников;

3. Воспитательные:

содействовать

формированию

уважения

к

прошлому

и

настоящему

своего народа, традициям и культуре;

содействовать процессам саморазвития личности;

содействовать

самореализации,

самоутверждения

лично сти

воспитанников,

создавать

условия

для

развития

их

социальной

активности

создавать условия для формирования детского коллектива, как средства

развития личности

Формирование национального самосознания, гордости за свой народ –

это

одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой

проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его

прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.

Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец –

это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.



В раздел образования