Автор: Коробко Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Мирнинский детский сад
Населённый пункт: Иркутская область, село Мирный
Наименование материала: научная статья
Тема: "Организация здоровьесберегающей среды в ДОО как средство реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических
условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как
оно определяет будущее страны. Тревогу вызывает частота заболеваний детей, пониженная
работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества жизни. Вот
почему проблема здоровьесбережения в воспитательно-образовательном процессе стала для
современного общества приоритетной. [3:3]
Эта проблема находит отражение во многих нормативно-правовых документах: Закон «Об
основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
в
дошкольных
организациях», и других.
Идея
здоровьесбережения
детей
в
воспитательно-образовательном
процессе
красной
нитью проходит через Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного
Образования (ФГОС).
ФГОС
обеспечивает
формирование
у
детей
знаний,
установок,
ориентиров
и
норм
поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к
собственному здоровью.
По мнению Н. Е. Веракса доктора психологических наук, основы здоровья ребенка,
прежде всего, закладываются в семье. [2:2] Ведь ребенок значительную часть жизни проводит
дома,
в
семье,
среди
своих
родных,
чей
образ
жизни,
стереотипы
поведения
становятся
сильнейшими факторами формирования представлений детей о жизни. Дома родители создают
ребенку благоприятные условия для жизни. Родители окружают свое чадо любовью и лаской,
следят за соблюдением распорядка дня, обеспечивают ребенку полноценное питание, проводят
закаливающие мероприятия посредством прогулки на свежем воздухе. Но не все родители
должным образом относятся к здоровью своего ребенка. Некоторым родителям не хватает для
этого
времени.
До
семилетнего
возраста
дети
посещают
детский
сад
и
проводят
там
значительную
часть
времени.
В
связи
с
этим
многие
родители
уверены,
что
задачи
здоровьесбережения должны решаться только в детском саду. Но успешное развитие ребенка
возможно только при взаимодействии семьи и детского сада.
Воспитатели
уделяют
значительное
внимание
созданию
условий
для
сохранения
психического
и
физического
здоровья
каждого
ребенка,
обеспечения
эмоционального
благополучия,
формирования
здорового
образа
жизни
детей,
организуя
тем
самым
здоровьесберегающую среду в группе детского сада. Забота о здоровье детей это важнейший
труд воспитателя.
По мнению Е. А. Терпуговой педагога-психолога высшей квалификационной категории,
здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу
которой
составляет
эмоционально-комфортная
среда
пребывания
и
благоприятный
режим
организации жизнедеятельности детей. [3:12]
Хотелось бы представить вашему вниманию, пальчиковую гимнастику – как одну из
составляющих технологий здоровьесберегающей среды.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев». Еще в античные времена считали, что «рука – это инструмент всех инструментов»,
1
писал в частности Аристотель. Позднее в трудах И. Канта указывалось, что «рука – это своего
рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека». [1:2]
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в
коре головного мозга. Двигательная зона в головном мозге расположена очень близко к речевой.
Вследствие
этого
учеными
было
выдвинуто
предположение
о
влиянии
тонких
движений
пальцев рук на развитие речи у малышей, а также памяти, внимания и мышления. Поэтому
пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Пальчиковая гимнастика приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и
усиливает согласованную деятельность речевых зон, стимулируя развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Пальчиковые игры делают речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой.
5. Развивает память ребенка, воображение и фантазию.
7. Пальчиковая гимнастика формирует навыки письма. [1:4]
Развитие
речи,
внимания,
памяти,
воображения
способствует
интеллектуальному
развитию ребенка.
А
какое
влияние
оказывает
пальчиковая
гимнастика
на
здоровье
ребенка?
Японские
ученые считают, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
1.массаж большого пальца повышает активность мозга;
2.массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
3.массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
4.массаж безымянного пальца стимулирует печень;
5.массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает
психическое и нервное напряжение.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые
игры.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего
мира – предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. Пальчиковые игры
довольно просты в использовании, и играть с пальчиками можно не только в детском саду, но и
дома.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста я часто в своей работе использую
пальчиковые игры: утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально, на занятиях, на
физкультминутках, перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу, на прогулке в
теплое время года, на досугах, праздниках, развлечениях. Для привлечения внимания родителей
провожу индивидуальные консультации о значении пальчиковых игр, о том как правильно
проводить такие игры дома.
Ребятам играть с пальчиками очень нравится. Перед занятиями проведение этих игр
способствует:
концентрации
внимания
детей,
повышению
интереса
к
занятиям,
созданию
радостного
настроя.
Во
время
занятия
проведение
пальчиковой
игры
снимает
у
детей
утомление,
придает
им
силы
и
способствует
созданию
благоприятной
эмоциональной
атмосфере.
Библиографический список
1.Борисова М. М. – Пальчиковые игры: играем с детьми дома. – «Дошкольник методика и
практика обучения и воспитания» №8/2012
2
2.Веракса Н. Е. Из чего складывается здоровье ребенка.
Современное
дошкольное
образование теория и практика №3/2009
3.Ковалько В. И.: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:
«ВАКО», 2004, 296с.- (Педагогика. Психология. Управление.)
4.Современное Дошкольное Образование теория и практика №2/2010
3