Напоминание

"Организация здоровьесберегающей среды в ДОО как средство реализации ФГОС"


Автор: Коробко Анастасия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Мирнинский детский сад
Населённый пункт: Иркутская область, село Мирный
Наименование материала: научная статья
Тема: "Организация здоровьесберегающей среды в ДОО как средство реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических

условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как

оно определяет будущее страны. Тревогу вызывает частота заболеваний детей, пониженная

работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества жизни. Вот

почему проблема здоровьесбережения в воспитательно-образовательном процессе стала для

современного общества приоритетной. [3:3]

Эта проблема находит отражение во многих нормативно-правовых документах: Закон «Об

основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», «Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

в

дошкольных

организациях», и других.

Идея

здоровьесбережения

детей

в

воспитательно-образовательном

процессе

красной

нитью проходит через Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного

Образования (ФГОС).

ФГОС

обеспечивает

формирование

у

детей

знаний,

установок,

ориентиров

и

норм

поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к

собственному здоровью.

По мнению Н. Е. Веракса доктора психологических наук, основы здоровья ребенка,

прежде всего, закладываются в семье. [2:2] Ведь ребенок значительную часть жизни проводит

дома,

в

семье,

среди

своих

родных,

чей

образ

жизни,

стереотипы

поведения

становятся

сильнейшими факторами формирования представлений детей о жизни. Дома родители создают

ребенку благоприятные условия для жизни. Родители окружают свое чадо любовью и лаской,

следят за соблюдением распорядка дня, обеспечивают ребенку полноценное питание, проводят

закаливающие мероприятия посредством прогулки на свежем воздухе. Но не все родители

должным образом относятся к здоровью своего ребенка. Некоторым родителям не хватает для

этого

времени.

До

семилетнего

возраста

дети

посещают

детский

сад

и

проводят

там

значительную

часть

времени.

В

связи

с

этим

многие

родители

уверены,

что

задачи

здоровьесбережения должны решаться только в детском саду. Но успешное развитие ребенка

возможно только при взаимодействии семьи и детского сада.

Воспитатели

уделяют

значительное

внимание

созданию

условий

для

сохранения

психического

и

физического

здоровья

каждого

ребенка,

обеспечения

эмоционального

благополучия,

формирования

здорового

образа

жизни

детей,

организуя

тем

самым

здоровьесберегающую среду в группе детского сада. Забота о здоровье детей это важнейший

труд воспитателя.

По мнению Е. А. Терпуговой педагога-психолога высшей квалификационной категории,

здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу

которой

составляет

эмоционально-комфортная

среда

пребывания

и

благоприятный

режим

организации жизнедеятельности детей. [3:12]

Хотелось бы представить вашему вниманию, пальчиковую гимнастику – как одну из

составляющих технологий здоровьесберегающей среды.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его

пальцев». Еще в античные времена считали, что «рука – это инструмент всех инструментов»,

1

писал в частности Аристотель. Позднее в трудах И. Канта указывалось, что «рука – это своего

рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека». [1:2]

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в

коре головного мозга. Двигательная зона в головном мозге расположена очень близко к речевой.

Вследствие

этого

учеными

было

выдвинуто

предположение

о

влиянии

тонких

движений

пальцев рук на развитие речи у малышей, а также памяти, внимания и мышления. Поэтому

пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Пальчиковая гимнастика приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и

усиливает согласованную деятельность речевых зон, стимулируя развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Пальчиковые игры делают речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой.

5. Развивает память ребенка, воображение и фантазию.

7. Пальчиковая гимнастика формирует навыки письма. [1:4]

Развитие

речи,

внимания,

памяти,

воображения

способствует

интеллектуальному

развитию ребенка.

А

какое

влияние

оказывает

пальчиковая

гимнастика

на

здоровье

ребенка?

Японские

ученые считают, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

1.массаж большого пальца повышает активность мозга;

2.массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

3.массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

4.массаж безымянного пальца стимулирует печень;

5.массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает

психическое и нервное напряжение.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые

игры.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего

мира – предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. Пальчиковые игры

довольно просты в использовании, и играть с пальчиками можно не только в детском саду, но и

дома.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста я часто в своей работе использую

пальчиковые игры: утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально, на занятиях, на

физкультминутках, перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу, на прогулке в

теплое время года, на досугах, праздниках, развлечениях. Для привлечения внимания родителей

провожу индивидуальные консультации о значении пальчиковых игр, о том как правильно

проводить такие игры дома.

Ребятам играть с пальчиками очень нравится. Перед занятиями проведение этих игр

способствует:

концентрации

внимания

детей,

повышению

интереса

к

занятиям,

созданию

радостного

настроя.

Во

время

занятия

проведение

пальчиковой

игры

снимает

у

детей

утомление,

придает

им

силы

и

способствует

созданию

благоприятной

эмоциональной

атмосфере.

Библиографический список

1.Борисова М. М. – Пальчиковые игры: играем с детьми дома. – «Дошкольник методика и

практика обучения и воспитания» №8/2012

2

2.Веракса Н. Е. Из чего складывается здоровье ребенка.

Современное

дошкольное

образование теория и практика №3/2009

3.Ковалько В. И.: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

«ВАКО», 2004, 296с.- (Педагогика. Психология. Управление.)

4.Современное Дошкольное Образование теория и практика №2/2010

3



В раздел образования