Напоминание

Педагогическая диагностика как один из инструментов профессионального развития учителя.


Автор: Комарова Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ №7 им.О.Н.Мамченкова
Населённый пункт: г.Елизово Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая диагностика как один из инструментов профессионального развития учителя.
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогическая диагностика

как один из инструментов

профессионального развития учителя.

Учитель высшей категории

МБОУ ЕСШ №7 им.О,Н,Мамченкова

Комарова Ирина Борисовна.

“Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать

п р о б л е м у

б е с п р о б л е м н о й ” .

Д. Добсон

Давно стало крылатым высказывание

Л.С.Выготского

о том, что

«педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день

детского

развития»,

то

есть

обучение

должно

осуществляться

в

зоне

ближайшего

развития

ребёнка.

Для

того

чтобы

оказывать

эффективное

педагогическое воздействие на детей, необходимо иметь научные знания об

их индивидуальных особенностях.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей

рождаются

с

недостатками

развития

и

неблагополучным

состоянием

здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации.

Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь

достигает в школьном возрасте 20 – 30 %, а свыше 60 % детей относятся к

группе риска. Эту ситуацию мы наблюдаем сегодня, работая каждый в своём

классе.

Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые

образовательные

условия,

отсутствие

своевременной

коррекционно-

развивающей помощи может привести

их к дезадаптации. Поэтому очень

важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями

развития,

но

и

детей

с

минимальными

отклонениями

от

нормативного

развития.

Поэтому сегодня особое место и огромное значение в работе учителя

играет

хорошо

организованная

и

тщательно

продуманная

диагностическая работа.

В толковом словаре даётся следующее объяснение этому термину:

Педагогическая

диагностика

это

область

деятельности

учителя,

в

содержание которой входит целенаправленное изучение

особенностей и

возможностей

личности

учащегося

с

целью

оптимального

решения

педагогических задач.

В профессиональной работе педагога она выполняет две главные функции:

1)

поставляет

достоверную

информацию

учителю

для

принятия

обоснованных

педагогических

решений

и

воздействий

на

объект;

2)

выполняет

роль

канала

обратной

связи

для

получения

сообщения

о

результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает

пути их коррекции.

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: С какой

целью

она

проводится?

Как

будут

использованы

ее

результаты?

Данные

диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития

ребенка

и

осуществлять

индивидуальный

подход.

В

этом

и

заключается

позитивная роль диагностики.

Педагогическая диагностика проводится трижды в течение каждого года

обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года.

Диагностика

позволяет

учителю

проверить

умение

школьника,

как

он

применяет полученные знания в нестандартных ситуациях.

виды

задачи

Предварительная

(вводная)

выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы

развития детей, плана работы.

Промежуточная

оценка

эффективности

педагогических

воздействий,

своевременная

коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Итоговая

выявление

достигнутого

уровня

развития

способностей,

экстренная

необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка

педагогической деятельности.

Возможности диагностирования состоят в том, чтобы:

обнаружить

изменения

существенных

характеристик

возможностей

ученика

– увидеть нормы или отклонения в их развитии (ориентируясь на эталон);

определить

ступень

или

уровень

развития

этих

возможностей;

п р о а н а л и з и р о в а т ь

п о л у ч е н н ы е

ф а к т ы ;

установить

закономерности,

причины,

вызывающие

изменения;

выработать

обоснованный

и

конкретный

план

дальнейшего

педагогического взаимодействия.

Ведя диагностику, мы можем составить индивидуальный план развития по

своему классу,

предмету и даже предусмотреть индивидуальное развитие

каждого ученика.

Пример. Сводная ведомость .

Результаты краевого мониторинга 2014-2015г.

Успешность освоения учебных программ. (Таблица №1), (Таблица №2).

Уровень сформированности учебной компетентности.

Край - 58,6 %

Елизовский район – 60,1 %

Предмет

Край %

Елизовский

район %

Русский язык

58,9

59,3

Математика

67,6

67,6

Анализ результатов позволил выявить «дефицитные темы» школьного

курса

математики.

К

ним

относятся

предметные

темы

«Текстовые

задачи»,

«Нахождение

периметра

прямоугольника»

и

темы

метапредметного характера, связанные с анализом заданий и задач,

планированием хода решения, группировкой математических объектов,

чтением таблиц и диаграмм.

По русскому языку недостаточно высокий процент зафиксирован по

заданиям

базового

уровня

таких

разделов

как,

«Состав

слова»,

«Морфология», «Орфография».

В комплексной работе наиболее трудными

оказались задания, где

нужно

было

работать

с

несколькими

источниками

текста

или

сопоставлять информацию из разных частей текста.

Выбор методик изучения не должен быть случайным – его необходимо

делать в соответствии с установленными критериями и показателями.

Работая с диагностическими методиками, учитель должен придерживаться

следующих правил:

Содержание

диагностической

методики

должно

предполагать

ожидаемый результат

Диагностика

должна

быть

достаточно

информативной

и

создавать

широкое поле исследовательской деятельности

Результаты диагностического исследования должны анализироваться

компетентными людьми

Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо

По результатам диагностического исследования должна проводиться

систематическая коррекционная работа

Необходимость

педагогической

диагностики

должна

разъясняться

учащимся и их родителям

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку

метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования, отражающая положения стандарта .

Пример. Анализ стартовых возможностей.

По

итогам

диагностики

была

определена

следующая

оценка

уровня

стартовых возможностей в классе:

Кол-во

Кол-во

Уровни выполнения работ

уч-ся

по

списку

писав-

ших

Высокий

(22 и более)

Средний

(15-21)

Ниже среднего

(7-14)

Низкий

(менее 7)

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

25

24

6

25

12

50

6

25

0

0

Я. как и все учителя начальной школы, средствами своих предметов буду

стараться формировать у школьников:

н а в ы к и

п о з н а в а т е л ь н о й

о б щ е у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и ;

– знания и умения по организации целеполагания, планирования, анализа,

р е ф л е к с и и ,

с а м о о ц е н к е ;

– умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий;

умение

самостоятельно

искать,

анализировать,

отбирать

нужную

информацию;

– навыки общения.

Результаты диагностики мы обсуждаем с вами на педагогических советах,

заседаниях МО, производственных совещаниях, семинарах.

Эти результаты позволяют нам:

прогнозировать

перспективы

профессионального

роста

учителя;

– видеть сильные и слабые стороны в своей работе с учеником;

– способствовать совершенствованию методической культуры учителя;

Проведение педагогической диагностики и е е анализ —

дело,

безусловно, достаточно

трудоемкое,

но

если

учитель задумывается

о

действительных результатах

своей

педагогической деятельности,

хочет

до стичь результатов, определенных в

н о в о м стандар-те начального

образования, т

о педагогическая

диагностика

оказывает

помощь,

которую трудно переоценить.

Современный

преподаватель

сегодня

обязан

владеть

и

приемами

психолого-педагогической

диагностики,

которая

приводит

к

поиску

и

разработке

новых

технологий

обучения

и

совершенствует

мастерство

учителя.



В раздел образования