Напоминание

учебная программа кружка по внеурочной деятельности "Калейдоскоп" 4 класс


Автор: Комарова Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ №7 им.О.Н.Мамченкова
Населённый пункт: г.Елизово Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: учебная программа кружка по внеурочной деятельности "Калейдоскоп" 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»

УТВЕРЖДА

Ю

Директор

МБОУ ЕСШ №7

им. О.Н. Мамченкова

__________ Е. А. Верижникова

от _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Калейдоскоп»

4 «А» класс

34 ч. общее количество

1 ч. в неделю

Программу разработала

учитель Комарова Ирина Борисовна

высшей квалификационной категории

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н. Мамченкова

г. Елизово

Согласовано

«___»________20___ г.

Зам. директора по УВР

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н. Мамченкова

__________ /Березина Е.В./

Елизово

2018 г

Пояснительная записка.

Обязательным

компонентом

ФГОС

школы

является

внеурочная

деятельность,

а

внеурочная

деятельность

спортивно

оздоровительного

направления

сегодня

просто

необходима

современному

школьнику.

Предполагается, что занятия будут происходить в игровой форме, форме

круглых

столов,

КВН,

олимпиад,

соревнований,

поисковых

научных

исследований.

Деятельность кружка будет способствовать сохранению здоровья наших

детей. Человек – бесценное, уникальное явление во Вселенной. Человечество

вызвало

к

жизни

величайшие

созидательные

силы,

оно

же

создало

и

гигантские средства разрушения, как мира, так и самого себя. Не случайно в

третьем тысячелетии на первый план, как главное условие жизнеспособности

любой страны, выступает человеческий фактор. Обстановка общего кризиса

социально – политических отношений, постоянная угроза террористических

актов,

рост

наркомании

и

алкоголизма,

ухудшение

экологической

среды,

ухудшение здоровья, - всё это требует неотложных контрмер.

По результатам многочисленных исследований, здоровье школьников

ухудшается уже с первого класса. Одна из причин – низкая двигательная

активность

и

нахождение

значительного

времени

в

статичном

сидячем

положении за партой в школе, за компьютером дома. А ведь лети – это

будущее

нашего

государства.

Поэтому

необходимо

сделать

акцент

на

активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый

образ жизни, культуры здоровья.

Здоровье – это социокультурная характеристика человека, которая

интегрирует системные элементы действенно – практической и смысловых

сфер

личности

(жизнеспособность

и

внутренняя

картина

здоровья)

и

проявляется

в

успешности

жизнедеятельности

по

достижению

состояния

благополучия

(физического,

душевного

и

социального).

Следовательно,

здоровый образ жизни – это индивидуальная стратегия жизнедеятельности

человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на

основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье»

и с учётом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

Реализация

внеурочной

деятельности

по

формированию

культуры

здорового и безопасного образа жизни – это обучение школьников бережному

отношению

к

своему

здоровью,

начиная

с

раннего

детства.

Весьма

существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих

детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни,

основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов

здоровья способствует значительному распространению в детской среде и

различных

форм

разрушительного

поведения,

в

том

числе

курения,

алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления

здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе.

Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из

кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие

своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые

физически и нравственно (способные к самосознанию, самоопределению,

самореализации,

самоутверждению).

Только

здоровый

ребёнок

может

успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере

творцом своей судьбы.

Программа «Калейдоскоп» направлена на формирование у школьников

понятия «здоровье» как сложного социально – медико – психологического

феномена, определяющего развитие личности в целом, непосредственное

формирование двигательных умений и навыков. Целесообразное воздействие

на

процесс

развития

физических

качеств,

формирование

двигательных

способностей.

В

то

же

время

содержание

курса

составлено

с

учётом

возрастных

и

психофизиологических

особенностей

учащихся

начальной

школы.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на

развитие

коммуникабельности,

умение

делать

самостоятельный

выбор,

принимать

решения,

ориентироваться

в

информационном

пространстве.

Работа начинается с

первого класса и рассчитана на весь курс начальной

школы.

Цель программы:

Сбережение

и

укрепление

здоровья

участников

образовательного

процесса.

Внедрение

в

педагогическую

практику

на

начальной

ступени

о б р а з о в а н и я

и н н о в а ц и о н н ы х

з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и х

и

здоровьеформирующих

педагогических

технологий

в

условиях

реализации ФГОС.

Развитие здоровой, творчески растущей личности, подотовленной к

жизнедеятельности в новых условиях.

Задачи:

Формирование осознанного отношения младших школьников к своему

физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода

путём передачи учащимися знаний, необходимых для развития

здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ

жизни.

Формирование важнейших социальных навыков, способствующих

успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных

привычек и девиантных форм поведения.

Формирование представлений и системы необходимых минимальных

навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их

полноценного физического развития и формирование здорового образа

жизни.

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и

спорта.

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Образовательная

программа

«Калейдоскоп»

не

задаёт

строгой

последовательности её реализации. Методика работы с детьми направлена на

личностно – ориентированное взаимодействие с ребёнком и акцентирована

на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность

детей.

Деятельность педагога направлена не только на усвоение ребёнком знаний и

представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического

поведения, реализации представления знаний и представлений в поведении.

Ребёнок,

изучая

себя,

особенности

своего

организма,

психологически

готовится

к

тому,

чтобы

осуществлять

активную

оздоровительную

деятельность, формировать своё здоровье. Занятия проводятся в игровой

форме с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Введение игры в

занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Для

формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников

необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и

медицинской службой, администрацией школы. Данная программа может

рассматриваться

как

одна

из

ступеней

к

здоровому

образу

жизни

и

неотъемлемая часть всего воспитательного процесса в школе.

Формы

организации

внеурочной

деятельности

по

формированию

культуры здорового и безопасного образа жизни.

Школа.

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во

время перемен, уроки физкультуры, классные часы, беседы.

Прогулки, спортивно – оздоровительные часы, свободная деятельность в

ГПД,

физкультурные

праздники,

спортивные

кружки,

игры

на

свежем

воздухе.

Семья.

Прогулки,

совместно

со

взрослыми

или

самостоятельная

двигательная

деятельность, соблюдение режима дня, беседы.

Учреждения дополнительного образования.

Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом

воспитательной работы.

Беседы и диспуты с классом или индивидуально.

Читательские конференции.

Мини – лекции.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по

организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков.

Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых

способов поведения, привычек здорового образа жизни.

Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятий.

Тренинги

для

изменения

негативных

внутренних

установок

обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта

позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом.

Круглый стол – данную форму можно применить для формирования

чётких

позиций,

оценочных

суждений

в

отношении

тех

или

иных

представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования.

Поощрения в различных вариантах; одобрение, похвала, благодарность,

предоставление почётных прав, награждение. Наказание состоит в лишении

или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания,

осуждения.

Метод проектов.

Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для

изучения

вредных

привычек

в

начальной

школе).

Творческие

проекты

санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Универсальные

компетенции,

формирующиеся

в

процессе

освоения

содержания образовательной программы «Калейдоскоп»

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на

принципах

сохранения

и

укрепления

личного

и

общественного

здоровья.

Проявление

позитивных

качеств

личности

и

управление

своими

эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья.

Проявление

дисциплинированности

и

упорства

в

сохранении

и

укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех

его проявлениях.

Оказание бескорыстной помощи в сохранении и укреплении личного

здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях.

Метапредметные

результаты

изучения

образовательной

программы

«Калейдоскоп».

Характеристика

личного

и

общественного

здоровья

как

социальнокультурного

феномена,

его

объективная

оценка

на

основе

освоенных знаний и имеющегося опыта.

Обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во

всех

его

проявлениях

позитивными

средствами,

соответствующими

индивидуальным и типологически возрастным особенностям.

Планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и

досуговой)

с

учётом

требований

сохранения

и

совершенствования

индивидуального здоровья во всех его проявлениях.

Анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с

точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его

совершенствования.

Управление

своим

эмоциональным

состоянием

при

общении

со

сверстниками

и

взрослыми

с

целью

сохранения

эмоционального

благополучия.

Основные направления реализации программы.

Организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных

ситуациях.

Организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем

воздухе в любое время года.

Организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным

видам спорта; бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с

разными предметами (мячи, скакалки и пр.).

Активное использование спортивных площадок школы и населённого

пункта в рамках работы программы.

Проведение мероприятий, направленных

на профилактику вредных

привычек, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Санитарно – гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей

в школе.

Организация питания учащихся.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

Организация и проведение профилактической работы с родителями.

Организация встреч родителей с медицинским работником.

Организация

и

проведение

исследований

уровня

физического

и

психофизического здоровья учащихся.

Принципы программы.

Включение учащихся в активную деятельность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Предполагаемые результаты.

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и

занятости детей.

Улучшение

психологической

и

социальной

комфортности

в

едином

воспитательном пространстве.

Укрепление здоровья учащихся.

Укрепление связи между семьёй и школой.

Активное

массовое

участие

в

реализуемых

целевых

программах

и

проектах различного уровня.

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности в 4

классе.

Неделя

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Спортивная

олимпиада

Спортивные

состязания

«Оранжевый

мяч»

Спортивный

праздник

Весёлые

старты

2

Беседа

«Вредные

и

п о л е з н ы е

привычки»

Беседа

«Овощи

в

рационе

питания»

Б е с е д а

« Гд е

найти витамины

весной»

Беседа

«Личная

гигиена»

3

Игра «Зарничка»

Зимние

забавы

Выход на каток

«Весёлые

перемены»

4

Классный час

«Правда о табаке»

Классный

ч а с

« К а к

сберечь своё

здоровье»

Классный

час

« З д о р о в ь е

в

п о р я д к е

спасибо

зарядке»

Классный час

« П р а в д а

о

загаре»

5

Выпуск

стенгазеты

«Мои

спортивные

пристрастия»

Выпуск

стенгазеты

«За

здоровый

образ

жизни»

Выпуск

стенгазеты

«Лекарственные

растения

нашего класса»

Выпуск

стенгазеты

«Спортивные

достижения

нашего

класса»

6

КВН

«Витаминки»

З а н я т и е

практикум

« М е н ю

н а

день»

Состязания

« А

н у

к а ,

мальчики»

В с т р еч а

с о

школьным

фельдшером

7

З а н я т и е

практикум

«Удивительные

физкультминутки»

Праздник

Мойдодыра

Состязания

«А

ну ка, девочки»

В с т р е ч а

с

врачом

инфикционис

-том.

8

Составление

правил

поведения

« Ч т о б ы

б ы т ь

всегда здоровым»

Проект

« В р е д

и

польза

шоколада»

Состязания

«Папа, мама, я –

спортивная

семья»

Проект

«Почему кожа

должна

быть

чистой»

9

Час здоровья

Совместный с

родителями

в ы х о д

н а

природу

Литература.

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор6 пособие для учителя: Д.В. Григорьев,

П.В. Степанов. М. Просвещение, 2010г.

2.Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. Знание, 1987г.

3.Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании».

М.М. Безруких, Hestle, М. 2000г.

4.Яровая Л.Н. Мозаика детского отдыха. М. «ВАКО», 2005г.



В раздел образования