Автор: Комарова Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ №7 им.О.Н.Мамченкова
Населённый пункт: г.Елизово Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: учебная программа кружка по внеурочной деятельности "Калейдоскоп" 4 класс
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»
УТВЕРЖДА
Ю
Директор
МБОУ ЕСШ №7
им. О.Н. Мамченкова
__________ Е. А. Верижникова
от _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Калейдоскоп»
4 «А» класс
34 ч. общее количество
1 ч. в неделю
Программу разработала
учитель Комарова Ирина Борисовна
высшей квалификационной категории
МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н. Мамченкова
г. Елизово
Согласовано
«___»________20___ г.
Зам. директора по УВР
МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н. Мамченкова
__________ /Березина Е.В./
Елизово
2018 г
Пояснительная записка.
Обязательным
компонентом
ФГОС
школы
является
внеурочная
деятельность,
а
внеурочная
деятельность
спортивно
–
оздоровительного
направления
сегодня
просто
необходима
современному
школьнику.
Предполагается, что занятия будут происходить в игровой форме, форме
круглых
столов,
КВН,
олимпиад,
соревнований,
поисковых
научных
исследований.
Деятельность кружка будет способствовать сохранению здоровья наших
детей. Человек – бесценное, уникальное явление во Вселенной. Человечество
вызвало
к
жизни
величайшие
созидательные
силы,
оно
же
создало
и
гигантские средства разрушения, как мира, так и самого себя. Не случайно в
третьем тысячелетии на первый план, как главное условие жизнеспособности
любой страны, выступает человеческий фактор. Обстановка общего кризиса
социально – политических отношений, постоянная угроза террористических
актов,
рост
наркомании
и
алкоголизма,
ухудшение
экологической
среды,
ухудшение здоровья, - всё это требует неотложных контрмер.
По результатам многочисленных исследований, здоровье школьников
ухудшается уже с первого класса. Одна из причин – низкая двигательная
активность
и
нахождение
значительного
времени
в
статичном
сидячем
положении за партой в школе, за компьютером дома. А ведь лети – это
будущее
нашего
государства.
Поэтому
необходимо
сделать
акцент
на
активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый
образ жизни, культуры здоровья.
Здоровье – это социокультурная характеристика человека, которая
интегрирует системные элементы действенно – практической и смысловых
сфер
личности
(жизнеспособность
и
внутренняя
картина
здоровья)
и
проявляется
в
успешности
жизнедеятельности
по
достижению
состояния
благополучия
(физического,
душевного
и
социального).
Следовательно,
здоровый образ жизни – это индивидуальная стратегия жизнедеятельности
человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на
основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье»
и с учётом индивидуальных особенностей жизнеспособности.
Реализация
внеурочной
деятельности
по
формированию
культуры
здорового и безопасного образа жизни – это обучение школьников бережному
отношению
к
своему
здоровью,
начиная
с
раннего
детства.
Весьма
существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих
детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни,
основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов
здоровья способствует значительному распространению в детской среде и
различных
форм
разрушительного
поведения,
в
том
числе
курения,
алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления
здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе.
Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из
кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие
своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые
физически и нравственно (способные к самосознанию, самоопределению,
самореализации,
самоутверждению).
Только
здоровый
ребёнок
может
успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере
творцом своей судьбы.
Программа «Калейдоскоп» направлена на формирование у школьников
понятия «здоровье» как сложного социально – медико – психологического
феномена, определяющего развитие личности в целом, непосредственное
формирование двигательных умений и навыков. Целесообразное воздействие
на
процесс
развития
физических
качеств,
формирование
двигательных
способностей.
В
то
же
время
содержание
курса
составлено
с
учётом
возрастных
и
психофизиологических
особенностей
учащихся
начальной
школы.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на
развитие
коммуникабельности,
умение
делать
самостоятельный
выбор,
принимать
решения,
ориентироваться
в
информационном
пространстве.
Работа начинается с
первого класса и рассчитана на весь курс начальной
школы.
Цель программы:
Сбережение
и
укрепление
здоровья
участников
образовательного
процесса.
Внедрение
в
педагогическую
практику
на
начальной
ступени
о б р а з о в а н и я
и н н о в а ц и о н н ы х
з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и х
и
здоровьеформирующих
педагогических
технологий
в
условиях
реализации ФГОС.
Развитие здоровой, творчески растущей личности, подотовленной к
жизнедеятельности в новых условиях.
Задачи:
Формирование осознанного отношения младших школьников к своему
физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода
путём передачи учащимися знаний, необходимых для развития
здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ
жизни.
Формирование важнейших социальных навыков, способствующих
успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных
привычек и девиантных форм поведения.
Формирование представлений и системы необходимых минимальных
навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирование здорового образа
жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и
спорта.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Образовательная
программа
«Калейдоскоп»
не
задаёт
строгой
последовательности её реализации. Методика работы с детьми направлена на
личностно – ориентированное взаимодействие с ребёнком и акцентирована
на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность
детей.
Деятельность педагога направлена не только на усвоение ребёнком знаний и
представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического
поведения, реализации представления знаний и представлений в поведении.
Ребёнок,
изучая
себя,
особенности
своего
организма,
психологически
готовится
к
тому,
чтобы
осуществлять
активную
оздоровительную
деятельность, формировать своё здоровье. Занятия проводятся в игровой
форме с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Введение игры в
занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Для
формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников
необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и
медицинской службой, администрацией школы. Данная программа может
рассматриваться
как
одна
из
ступеней
к
здоровому
образу
жизни
и
неотъемлемая часть всего воспитательного процесса в школе.
Формы
организации
внеурочной
деятельности
по
формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Школа.
Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во
время перемен, уроки физкультуры, классные часы, беседы.
Прогулки, спортивно – оздоровительные часы, свободная деятельность в
ГПД,
физкультурные
праздники,
спортивные
кружки,
игры
на
свежем
воздухе.
Семья.
Прогулки,
совместно
со
взрослыми
или
самостоятельная
двигательная
деятельность, соблюдение режима дня, беседы.
Учреждения дополнительного образования.
Детские спортивные секции и школы.
Школьные оздоровительные лагеря.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом
воспитательной работы.
Беседы и диспуты с классом или индивидуально.
Читательские конференции.
Мини – лекции.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по
организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков.
Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых
способов поведения, привычек здорового образа жизни.
Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятий.
Тренинги
для
изменения
негативных
внутренних
установок
обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта
позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом.
Круглый стол – данную форму можно применить для формирования
чётких
позиций,
оценочных
суждений
в
отношении
тех
или
иных
представлений о здоровом образе жизни.
Методы стимулирования.
Поощрения в различных вариантах; одобрение, похвала, благодарность,
предоставление почётных прав, награждение. Наказание состоит в лишении
или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания,
осуждения.
Метод проектов.
Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для
изучения
вредных
привычек
в
начальной
школе).
Творческие
проекты
–
санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Универсальные
компетенции,
формирующиеся
в
процессе
освоения
содержания образовательной программы «Калейдоскоп»
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
сохранения
и
укрепления
личного
и
общественного
здоровья.
Проявление
позитивных
качеств
личности
и
управление
своими
эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья.
Проявление
дисциплинированности
и
упорства
в
сохранении
и
укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех
его проявлениях.
Оказание бескорыстной помощи в сохранении и укреплении личного
здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях.
Метапредметные
результаты
изучения
образовательной
программы
«Калейдоскоп».
Характеристика
личного
и
общественного
здоровья
как
социальнокультурного
феномена,
его
объективная
оценка
на
основе
освоенных знаний и имеющегося опыта.
Обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во
всех
его
проявлениях
позитивными
средствами,
соответствующими
индивидуальным и типологически возрастным особенностям.
Планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и
досуговой)
с
учётом
требований
сохранения
и
совершенствования
индивидуального здоровья во всех его проявлениях.
Анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с
точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его
совершенствования.
Управление
своим
эмоциональным
состоянием
при
общении
со
сверстниками
и
взрослыми
с
целью
сохранения
эмоционального
благополучия.
Основные направления реализации программы.
Организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных
ситуациях.
Организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем
воздухе в любое время года.
Организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным
видам спорта; бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с
разными предметами (мячи, скакалки и пр.).
Активное использование спортивных площадок школы и населённого
пункта в рамках работы программы.
Проведение мероприятий, направленных
на профилактику вредных
привычек, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Санитарно – гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей
в школе.
Организация питания учащихся.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
Организация и проведение профилактической работы с родителями.
Организация встреч родителей с медицинским работником.
Организация
и
проведение
исследований
уровня
физического
и
психофизического здоровья учащихся.
Принципы программы.
Включение учащихся в активную деятельность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Предполагаемые результаты.
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей.
Улучшение
психологической
и
социальной
комфортности
в
едином
воспитательном пространстве.
Укрепление здоровья учащихся.
Укрепление связи между семьёй и школой.
Активное
массовое
участие
в
реализуемых
целевых
программах
и
проектах различного уровня.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности в 4
классе.
Неделя
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
1
Спортивная
олимпиада
Спортивные
состязания
«Оранжевый
мяч»
Спортивный
праздник
Весёлые
старты
2
Беседа
«Вредные
и
п о л е з н ы е
привычки»
Беседа
«Овощи
в
рационе
питания»
Б е с е д а
« Гд е
найти витамины
весной»
Беседа
«Личная
гигиена»
3
Игра «Зарничка»
Зимние
забавы
Выход на каток
«Весёлые
перемены»
4
Классный час
«Правда о табаке»
Классный
ч а с
« К а к
сберечь своё
здоровье»
Классный
час
« З д о р о в ь е
в
п о р я д к е
–
спасибо
зарядке»
Классный час
« П р а в д а
о
загаре»
5
Выпуск
стенгазеты
«Мои
спортивные
пристрастия»
Выпуск
стенгазеты
«За
здоровый
образ
жизни»
Выпуск
стенгазеты
«Лекарственные
растения
нашего класса»
Выпуск
стенгазеты
«Спортивные
достижения
нашего
класса»
6
КВН
«Витаминки»
З а н я т и е
–
практикум
« М е н ю
н а
день»
Состязания
« А
н у
к а ,
мальчики»
В с т р еч а
с о
школьным
фельдшером
7
З а н я т и е
–
практикум
«Удивительные
физкультминутки»
Праздник
Мойдодыра
Состязания
«А
ну ка, девочки»
В с т р е ч а
с
врачом
инфикционис
-том.
8
Составление
правил
поведения
« Ч т о б ы
б ы т ь
всегда здоровым»
Проект
« В р е д
и
польза
шоколада»
Состязания
«Папа, мама, я –
спортивная
семья»
Проект
«Почему кожа
должна
быть
чистой»
9
Час здоровья
Совместный с
родителями
в ы х о д
н а
природу
Литература.
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор6 пособие для учителя: Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов. М. Просвещение, 2010г.
2.Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. Знание, 1987г.
3.Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании».
М.М. Безруких, Hestle, М. 2000г.
4.Яровая Л.Н. Мозаика детского отдыха. М. «ВАКО», 2005г.