Автор: Денисова Екатерина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Новоаннинская СШ №1
Населённый пункт: г. Новоаннинский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация урока английского языка в рамках реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статью подготовила: Денисова Е.А.
учитель английского языка
МКОУ Новоаннинская СШ№1
«Великая цель образования – это не знания, а действия »
Герберт Спенсер
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
предъявляет
требования
не
только
к
предметным,
но
и
к
метапредметным
и
личностным
результатам.
Реализация
этих
требований
происходит
в
рамках
урочной
и
внеурочной
деятельности.
В
связи
с
переходом
на
ФГОС
в
среднем
звене
появилась
необходимость
рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что
нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.
Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть
пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке
целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы
достижения
поставленных
целей,
активно
участвует
в
оценивании
своей
деятельности
и
деятельности одноклассников.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения
учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных
действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного
процесса.
О д н а
и з
гл а в н ы х
ф у н к ц и й
у н и в е р с а л ь н ы х
у ч е б н ы х
д е й с т в и й
в к л ю ч а е т :
—
обеспечение
возможностей
обучающегося самостоятельно осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые
средства
способы
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
(Китайская мудрость)
Отличительные черты современного урока.
Как подготовить современный урок?
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне
активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в
подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Выделяются следующие пять типов уроков:
1) уроки изучения нового учебного материала;
2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
3) уроки обобщения и систематизации;
4) комбинированные уроки;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Структура современного урока в рамках реализации ФГОС:
1) Огр/момент, мотивирование к учебной деятельности
2)
Актуализация
и
фиксирование
индивидуального
затруднения
в
пробном
учебном
действии.
3) Выявление места и причины затруднения
4) Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план, средства)
5) Реализация построенного проекта
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7) Самостоятельная работа с проверкой по эталону
8) Включение в систему знаний и повторение
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке ,итоги, домашнее задание.
Моделируя свой урок, я стараюсь придерживаться следующих правил:
1. Конкретно определять тему, цели, тип урока и его место в учебной программе.
Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его
конечной цели – чего я хочу добиться; затем установления средства – что поможет мне в
достижении цели, а уж затем определения способа – как я буду действовать, чтобы цель была
достигнута.
2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с
ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее
задание). При
планировании
практической
деятельности
учащихся
на
уроке
стараюсь
учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю
такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также продумываю
формы
организации
работы
учащихся
на
уроке.
Если
в
традиционном
уроке
чаще
использовалась
фронтальная
работа,
то
на
уроке
современного
типа
преобладает
индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того,
чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять
роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо
использовать при создании разного рода проектов.
3. Выбрать
наиболее
эффективные
методы
и
приемы
обучения
в
данном
классе,
разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Современный
урок
сегодня
также
невозможно
построить
без
использования
технических
средств
с
применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При
использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения,
т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Требования
ФГОС
предполагают
обязательное
самостоятельное
оценивание
учащимися
своей
проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются
регулятивные и коммуникативные УУД.
5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
6. Продумать
форму
подведения
итогов
урока. Рефлексия
настроения
и
эмоционального состояния детей очень важна на уроке. Этот этап на уроке при правильной
его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на
уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно
проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия,
после изучения какой-то темы.
Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского
языка.
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и
регулятивные УУД. При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в
результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок.
На
этапе
планирования
учитель
и
учащиеся
в
совместной
деятельности
определяют
последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску,
гд е
м ож н о
н а
с л а й д е
с хе м ат и ч е с к и
и з о б р а з и т ь
э т а п ы
р а б от ы
н а
у р о ке .
При
планировании
практической
деятельности
учащихся
на
уроке
следует
учитывать
дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать
такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе
необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном
уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает
индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того,
чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли,
то
есть
у
учащихся
формируются
коммуникативные
умения.
Групповую
работу
хорошо
и с п о л ь з о в а т ь
п р и
с о з д а н и и
р а з н о г о
р о д а
п р о е к т о в .
При
обучении самоконтролю
и
самооценке
у
учащихся
формируются
регулятивные
и
коммуникативные УУД.
Таким образом, мы видим, что современный урок будет результативным, если:
1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
3. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит
детей работать по правилу и творчески.
4. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
5. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
6. Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает
даже маленькие успехи.
8. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на
практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение
урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Исходя из вышесказанного, можно сделать
вывод о том, что современный урок в рамках
ФГОС – это и урок-познание, открытие, деятельность, и противоречие, развитие, рост, ступенька
к
знанию,
самопознание,
самореализация,
мотивация,
интерес,
профессионализм,
выбор,
инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность
по-новому
взглянуть
на
урок,
воплощать
новые
творческие
идеи.
Но
это
не
значит,
что
традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе,
наряду с современными технологиями.