Напоминание

Организация работы по развитию речи в классах с обучением на языке саха в условиях билингвального образования.


Автор: Иванова Анджелика Куприяновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов)
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по развитию речи в классах с обучением на языке саха в условиях билингвального образования.
Раздел: полное образование





Назад





Организация работы по развитию речи в классах с обучением на языке

саха в условиях билингвального образования.
Иванова Анджелика Куприяновна, учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ №26», г.Якутск Не секрет, что учащиеся с неродным языком обучения часто сталкиваются с проблемой устного и письменного общения, что приводит к большим трудностям в обучении и впоследствии отражается на сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Так, например, учащиеся саха затрудняются в написании сжатого изложения, так как большинство из них неправильно определяют тему и идею текста в силу недостаточного понимания языка, не умеют вычленять микротемы, у них слабые знания и умения в применении приемов сжатия текста, слабо развита память, словарный запас недостаточен, некоторые не имеют представления о приемах компрессии текста. В связи с этим на уроках развития речи нами предлагается уделять больше времени именно технологии подготовки к написанию изложения и сочинения в классах с неродным языком обучения. Данная технология подразумевает использование на уроках развития речи визуальной работы с текстом, работы с каждой микротемой отдельно, с приведением ключевых слов и предложений, с составлением простого и сложного планов, проводить словарную работу с переводом непонятных слов на язык саха, с использованием речевых клише, с постановкой наводящих вопросов, с совместной и индивидуальной работой по компрессии текста и т.д., что существенно поможет учащимся написать изложение или сочинение. Такую работу следует проводить с маленьких текстов объёмом от 50 до 70 слов в 5-6 классах при изучении понятий, что такое текст, тип речи, стиль речи, средства межфразовой связи и т.д. Далее в 7-8 классах учащиеся уже учатся писать изложение с элементами сочинения, что подготавливает их к написанию следующего вида работы- сочинения. Таким образом, к 9 классу учащиеся уже довольно хорошо воспроизводят услышанный текст, а также пишут сочинение с приведением аргументов из художественных произведений.
Технология написания как изложения, так и сочинения, – процесс трудоемкий, т.к. предполагает поэтапную работу над текстом, продумывание вопросов для беседы, продумывание слайдов для презентации, т.к. визуальная память тоже играет немаловажную роль в написании письменной работы. Одной из важных работ по написанию изложения является также словарная работа с обязательным переводом на родной язык, с привлечением различных источников, как книжных, так и интернет-ресурсов. Перед началом работы над сжатым изложением важно повторить о приёмах компрессии текста, с приведением примеров по сокращению несущественной информации и т.д. Например, вашему вниманию предлагается один из фрагментов работы по обучению сжатию текста «Книга в жизни человека», который был продемонстрирован в параллели 9-х классов при подготовке к ОГЭ «методом погружения» в апреле 2016 г.:
Отрывок из исходного

текста

Исключение

Обобщение и замена
Можно ли исчерпать тему человеческого знания, тему поисков истины, тему красоты? Конечно, нет! Можно исключить Можно объединить 2 предложения в одно, сделав утвердительным: Невозможно исчерпать тему человеческого знания, красоты, поиска истины. Значит, нельзя исчерпать и тему «книга». Она неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Убрать вводное слово. Она неисчерпаема, как жизнь человека. Она неисчерпаема, как Вселенная. Она неисчерпаема. Объединить
2
предложения: Тема «книга» неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как
Вселенная. Вселенная. Тема «книга» принадлежит к числу тех, которые нельзя исчерпать, как нельзя исчерпать океан. Можно объединить 3 предложения Т е м а к н и г а н е и с ч е р п а ем а , к а к океан. Из него можно только зачерпнуть. Можно объединить 4 предложения Тема «книга» как океан: из него можно черпать, но исчерпать нельзя. Но в любой капле воды, зачерпнутой из океана, океан. Можно исключить. Данная технология позволяет не только вспомнить приёмы компрессии текста, но и при составлении предложений повторить такие разделы языка, как «Синтаксис простого и сложного предложения», «Пунктуация», «Морфология и орфография», способы цитирования и др. Эти разделы повторяются и при обучении сочинению, которое немного отличается от технологии написания изложения. Опыт показывает, что при написании сочинения многие учащиеся путают пересказ с собственно сочинением, зачастую не понимают, что от них требуется. Это связано с тем, что у них нет чёткого представления о том, что такое сочинение, как его писать и о чём писать. Работать по обучению сочинению нужно, безусловно, с 5 класса с таких простых тем, как рассказ о себе или своей семье; рассказ о питомцах; о памятниках культуры; описание природы, различных её уголков; сочинения по картине; сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей; сочинения с грамматическими заданиями. Для того, чтобы работа по развитию речи была слаженной и плодотворной, располагающей к совместному творчеству, нами
предлагается следующая методика работы, которая состоит из нескольких этапов: 1. Установка на цель. 2. Опрос-повторение по схеме. 3. Постановка задачи. 4. Устная речь учащихся по схемам о видах и разновидностях описания (рассуждения, повествования). 5. Закрепление. 6. План описания (повествования, рассуждения). 7. Пример описания (повествования, рассуждения) для слабых учащихся. 8. Словарная работа. 9. Самостоятельная работа учащихся над составлением текста – описания (повествования, рассуждения). 10.Проверка работ учащихся. 11.Выводы. 12.Домашнее задание. Предлагаемая структура обучения обеспечивает поэтапный переход от решения простых задач к их более широкому охвату. В 5-6 классах учащиеся саха знакомятся с тремя разновидностями письменной работы: 1. сочинение-описание 2. сочинение-повествование. 3. сочинение-рассуждение. Основная задача на этом этапе - научиться различать эти три типа сочинений, дать первое представление о композиции, дать возможность приобрести первый опыт написания сочинения. Вашему вниманию приводим пример урока по написанию сочинения-рассуждения в 5 классе:
Тема урока:
Что такое сочинение-рассуждение?
Цель:
-дать представление о сочинении-рассуждении; -научиться писать сочинение-рассуждение.

Задачи:
• уметь определять тип текста «рассуждение»; • уметь составлять текст-рассуждение по плану; • логически, последовательно излагать свои мысли.
Оборудование:
презентация на Power Point, карточки с речевыми клише для написания сочинения-рассуждения, тексты № 1 и 2.
1.Акцентуализация внимания.

Повторение с показом слайдов:
- Что такое текст? Назовите признаки текста. - Какие типы речи вам известны? - Чем они различаются друг от друга?
2.Работа по новой теме «Рассуждение» с показом слайдов:
1) Работа по теории, строению текста-рассуждения и т.д.; 2) Работа над словами и выражениями при переходе от тезиса к доказательствам; 3) Работа над словами и выражениями, указывающими на связь и последовательность доказательств; 4) Работа над словами для связи вывода и доказательства.
3.Закрепление.
Работа с текстом № 1. Беседа: -Какую мысль утверждает автор? Озаглавьте текст. -Назовите ключевые слова. -Какие доказательства он приводит для обоснования своей мысли? -Чьё авторитетное мнение можете привести в качестве доказательства? -К какому общему выводу приходит автор? -Найдите тезис, доказательства и вывод.
4.Совместная работа по составлению тезиса
к тексту: Тезис: Почему я люблю зимние каникулы? Комментарий к тезису: … Доказательство: Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…
И, наконец,… Вывод: Вот почему я люблю зимние каникулы.
5.Словарная работа.

6.Самостоятельная работа
по тексту № 2 /письменно/- Докажите, что учиться в школе вовсе не скучно. Тезис дан, ваша задача- прокомментировать, доказать и сделать вывод. Тезис: Учиться - очень интересно! Многие считают, что учиться в школе скучно. На самом деле это вовсе не так. Известный русский писатель (мыслитель, ученый, пословица, поговорка) утверждал (говорил): … Для подтверждения его мысли, приведу пример из личного опыта (художественного произведения –для сильных учеников). Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Вот почему учиться в школе очень интересно!
7. Обобщение урока.
Проверка работ учащихся.
8.Домашнее

задание:
написать сочинение-рассуждение на тему «Моё любимое занятие» или «Кем я хочу стать?» (на выбор). Приведённая методика нацеливает на положительный результат в работе по развитию речи. Такие уроки проходят организованно, живо, интересно. Учащиеся после проведённой работы видят, что есть возможность научиться хорошо писать сочинение и получать удовольствие от затраченного труда. А использование ИКТ на уроках развития речи позволяет максимально упростить процесс написания изложения и сочинения, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Итак, правильная организация работы по развитию речи в условиях билингвального образования ведёт к формированию у учащихся саха способности к самовыражению в речи, свободному общению, потребности в
практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработке уважительного отношения к слову, бережному с ним обращению и, наконец, потребности в разнообразных знаниях, в постоянном и х п о п о л н е н и и .


В раздел образования