Организация работы по развитию речи в классах с обучением на языке саха в условиях билингвального образования.
Автор: Иванова Анджелика Куприяновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов) Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Организация работы по развитию речи в классах с обучением на языке саха в условиях билингвального образования. Раздел: полное образование
Организация работы по развитию речи в классах с обучением на языке
саха в условиях билингвального образования.
Иванова Анджелика Куприяновна, учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ №26», г.Якутск
Не секрет, что учащиеся с неродным языком обучения часто сталкиваются
с
проблемой
устного
и
письменного
общения,
что
приводит
к
большим
трудностям в обучении и впоследствии отражается на сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Так,
например, учащиеся саха затрудняются в написании сжатого изложения, так
как большинство из них неправильно определяют тему и идею текста в силу
недостаточного понимания языка, не умеют вычленять микротемы, у них
слабые знания и умения в применении приемов сжатия текста, слабо развита
память, словарный запас недостаточен, некоторые не имеют представления о
приемах компрессии текста.
В связи с этим на уроках развития речи нами предлагается уделять
больше времени именно технологии подготовки к написанию изложения и
сочинения в классах с неродным языком обучения.
Данная технология
подразумевает использование на уроках развития речи визуальной работы с
текстом, работы с каждой микротемой отдельно, с приведением ключевых
слов и предложений, с составлением простого и сложного планов, проводить
словарную
работу
с
переводом
непонятных
слов
на
язык
саха,
с
использованием
речевых
клише,
с
постановкой
наводящих
вопросов,
с
совместной и индивидуальной работой по компрессии текста и т.д., что
существенно поможет учащимся написать изложение или сочинение. Такую
работу следует проводить с маленьких текстов объёмом от 50 до 70 слов в 5-6
классах при изучении понятий, что такое текст, тип речи, стиль речи, средства
межфразовой связи и т.д. Далее в 7-8 классах учащиеся уже учатся писать
изложение с элементами сочинения, что подготавливает их к написанию
следующего вида работы- сочинения. Таким образом, к 9 классу учащиеся
уже
довольно
хорошо
воспроизводят
услышанный
текст,
а
также
пишут
сочинение с приведением аргументов из художественных произведений.
Технология написания как изложения, так и сочинения, – процесс
трудоемкий, т.к. предполагает поэтапную работу над текстом, продумывание
вопросов
для
беседы,
продумывание
слайдов
для
презентации,
т.к.
визуальная память тоже играет немаловажную роль в написании письменной
работы. Одной из важных работ по написанию изложения является также
словарная работа с обязательным переводом на родной язык, с привлечением
различных
источников,
как
книжных,
так
и
интернет-ресурсов.
Перед
началом
работы
над
сжатым
изложением
важно
повторить
о
приёмах
компрессии текста, с приведением примеров по сокращению несущественной
информации и т.д.
Например, вашему вниманию предлагается один из
фрагментов работы по обучению сжатию текста «Книга в жизни человека»,
который был продемонстрирован в параллели 9-х классов при подготовке к
ОГЭ «методом погружения» в апреле 2016 г.:
Отрывок из исходного
текста
Исключение
Обобщение и замена
Можно ли исчерпать
тему человеческого
знания, тему поисков
истины, тему красоты?
Конечно, нет!
Можно исключить
Можно объединить 2
предложения в одно,
сделав
утвердительным:
Невозможно
исчерпать тему
человеческого знания,
красоты, поиска
истины.
Значит, нельзя
исчерпать и тему
«книга». Она
неисчерпаема, как
жизнь человека, как
существование
человечества, как
Убрать вводное слово.
Она неисчерпаема, как
жизнь человека.
Она неисчерпаема, как
Вселенная.
Она неисчерпаема.
Объединить 2
предложения:
Тема «книга»
неисчерпаема, как
жизнь человека, как
существование
человечества, как
Вселенная.
Вселенная.
Тема «книга»
принадлежит к числу
тех, которые нельзя
исчерпать, как нельзя
исчерпать океан.
Можно
объединить
3
предложения
Т е м а
к н и г а
н е и с ч е р п а ем а ,
к а к
океан.
Из него можно только
зачерпнуть.
Можно
объединить
4
предложения
Тема «книга» как
океан: из него можно
черпать, но исчерпать
нельзя.
Но в любой капле воды,
зачерпнутой из океана,
океан.
Можно исключить.
Данная технология позволяет не только вспомнить приёмы компрессии
текста, но и при составлении предложений повторить такие разделы языка,
как
«Синтаксис
простого
и
сложного
предложения»,
«Пунктуация»,
«Морфология
и
орфография»,
способы
цитирования
и
др.
Эти
разделы
повторяются и при обучении сочинению, которое немного отличается от
технологии написания изложения.
Опыт показывает, что при написании сочинения многие учащиеся путают
пересказ с собственно сочинением, зачастую не понимают, что от них
требуется. Это связано с тем, что у них нет чёткого представления о том, что
такое сочинение, как его писать и о чём писать. Работать по обучению
сочинению нужно, безусловно, с 5 класса с таких простых тем, как рассказ о
себе или своей семье; рассказ о питомцах; о памятниках культуры; описание
природы, различных её уголков; сочинения по картине; сочинения,
касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей; сочинения с
грамматическими заданиями. Для того, чтобы работа по развитию речи была
слаженной и плодотворной, располагающей к совместному творчеству, нами
предлагается следующая методика работы, которая состоит из нескольких
этапов:
1.
Установка на цель.
2.
Опрос-повторение по схеме.
3.
Постановка задачи.
4.
Устная речь учащихся по схемам о видах и разновидностях описания
(рассуждения, повествования).
5.
Закрепление.
6.
План описания (повествования, рассуждения).
7.
Пример
описания
(повествования,
рассуждения)
для
слабых
учащихся.
8.
Словарная работа.
9.
Самостоятельная
работа
учащихся
над
составлением
текста
–
описания (повествования, рассуждения).
10.Проверка работ учащихся.
11.Выводы.
12.Домашнее задание.
Предлагаемая структура обучения обеспечивает поэтапный переход от
решения простых задач к их более широкому охвату. В 5-6 классах учащиеся
саха знакомятся с тремя разновидностями письменной работы:
1.
сочинение-описание
2.
сочинение-повествование.
3.
сочинение-рассуждение.
Основная задача на этом этапе - научиться различать эти три типа
сочинений,
дать
первое
представление
о
композиции,
дать
возможность
приобрести первый опыт написания сочинения. Вашему вниманию приводим
пример урока по написанию сочинения-рассуждения в 5 классе:
Тема урока: Что такое сочинение-рассуждение?
Цель: -дать представление о сочинении-рассуждении;
-научиться писать сочинение-рассуждение.
Задачи:
•
уметь определять тип текста «рассуждение»;
•
уметь составлять текст-рассуждение по плану;
•
логически, последовательно излагать свои мысли.
Оборудование: презентация на Power Point, карточки с речевыми клише для
написания сочинения-рассуждения, тексты № 1 и 2.
1.Акцентуализация внимания.
Повторение с показом слайдов:
- Что такое текст? Назовите признаки текста.
- Какие типы речи вам известны?
- Чем они различаются друг от друга?
2.Работа по новой теме «Рассуждение» с показом слайдов:
1) Работа по теории, строению текста-рассуждения и т.д.;
2) Работа над словами и выражениями при переходе от тезиса
к доказательствам;
3) Работа над словами и выражениями, указывающими
на связь и последовательность доказательств;
4) Работа над словами для связи вывода и доказательства.
3.Закрепление. Работа с текстом № 1. Беседа:
-Какую мысль утверждает автор? Озаглавьте текст.
-Назовите ключевые слова.
-Какие доказательства он приводит для обоснования своей мысли?
-Чьё авторитетное мнение можете привести в качестве доказательства?
-К какому общему выводу приходит автор?
-Найдите тезис, доказательства и вывод.
4.Совместная работа по составлению тезиса к тексту:
Тезис: Почему я люблю зимние каникулы?
Комментарий к тезису: …
Доказательство: Во-первых,…
Во-вторых,…
В-третьих,…
И, наконец,…
Вывод: Вот почему я люблю зимние каникулы.
5.Словарная работа.
6.Самостоятельная работа по тексту № 2 /письменно/- Докажите, что
учиться в школе вовсе не скучно. Тезис дан, ваша задача-
прокомментировать, доказать и сделать вывод.
Тезис: Учиться - очень интересно!
Многие считают, что учиться в школе скучно. На самом деле это вовсе не
так.
Известный
русский
писатель
(мыслитель,
ученый,
пословица,
поговорка) утверждал (говорил): …
Для подтверждения его мысли, приведу пример из личного опыта
(художественного произведения –для сильных учеников).
Во-первых,…
Во-вторых,…
В-третьих,…
Вот почему учиться в школе очень интересно!
7. Обобщение урока. Проверка работ учащихся.
8.Домашнее
задание:
написать
сочинение-рассуждение
на
тему
«Моё
любимое занятие» или «Кем я хочу стать?» (на выбор).
Приведённая методика нацеливает на положительный результат в работе
по развитию речи. Такие уроки проходят организованно, живо, интересно.
Учащиеся после проведённой работы видят, что есть возможность научиться
хорошо писать сочинение и получать удовольствие от затраченного труда. А
использование
ИКТ
на
уроках
развития
речи
позволяет
максимально
упростить
процесс
написания
изложения
и
сочинения,
позволяет
разнообразить
формы
работы,
деятельность
учащихся,
активизировать
внимание, повышает творческий потенциал личности.
Итак, правильная организация работы по развитию речи в условиях
билингвального
образования
ведёт
к
формированию
у
учащихся
саха
способности к самовыражению в речи, свободному общению, потребности в
практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной
речи,
выработке
уважительного
отношения
к
слову,
бережному
с
ним
обращению и, наконец, потребности в разнообразных знаниях, в постоянном
и х
п о п о л н е н и и .