Напоминание

Флешбук "Дидактические игры, развивающие изобразительные способности и творческое воображение у дошкольников"


Автор: Коновалова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Флешбук "Дидактические игры, развивающие изобразительные способности и творческое воображение у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Флешбук «Дидактические игры, развивающие изобразительные способности и творческое

воображение у дошкольников»

Это правда!

Ну чего же тут скрывать.

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене,

И в трамвае на окне.

Э. Успенский.

Формирование

творческой

личности

одна

из

важнейших

задач

педагогической

теории и практики на современном этапе.

Творческая

личность

это

личность,

обладающая

способностью

эффективно

и

нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной

ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего

поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы

развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в

дальнейшем на всем их жизненном пути. Большой потенциал для раскрытия детского

творчества заключен в изобразительной деятельности.

Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков,

умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На

наш взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования

можно незаметно для

ребенка

развивать

его

творческое

воображение,

а

развивать

творческие

способности

помогут дидактические игры.

Художественно-дидактические

игры

способствующие

развитию

изобразительных

способностей и творческого воображения можно разделить на условные группы:

1.

Игры,

способствующие

развитию

графических

навыков,

пониманию

конструктивных

особенностей

формы.

Играя

в

эти

игры,

дети

развивают

пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и

частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай

предмет по силуэту».

2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации

живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный»,

уточняем

с

детьми

понятия

«теплые

и

холодные

цвета»;

в

игре

«На

лугу

расцвели

красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или

холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» «Гусенички»

ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о

сезонных изменениях в природе.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении,

величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия

предметов;

играя

в

конструктор

«Животные»,

дети

собирают

целое

животное

из

различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост). «Фоторобот» развивает

воображение, комбинаторные навыки, мелкой моторики, активизация мышления и речи.

4.

Игры,

на

развитие

чувства

ритма

и

симметрии.

В

этих

играх

дети

учатся

самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения

между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на

коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».

5. Игры, закрепляющие знания о декоративно – прикладном творчестве. В этих играх

дети уточняют и закрепляют представления об основных элементах какой-либо росписи,

учатся

вычленять

отдельные

элементы

узора,

закрепляют

знания

о

выразительных

средствах,

применяемых

в

разных

промыслах,

упражняются

в

составлении

целой

картинки из отдельных частей. К таким играм относятся:

«Составь хохломской узор»,

«Узнай элементы узора», «Разрезные картинки», «Укрась поднос» и др.

6.

Игры,

способствующие

развитию

композиционных

умений,

начиная

от

равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с

осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь

натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива», «Угадай картину», «Из чего состоит

пейзаж», «Найди недостаток в портрете», «Определи или найди жанр». В этих играх дети

учатся воспринимать такие характеристики как: далеко, близко, верх, низ, справа, слева,

впереди, сзади, вокруг, в стороне. А также закрепляют знания об основных элементах

разных жанров изобразительного творчества.

7. Игры, на развитие творческого воображения. В этих играх дети учатся создавать

новые образы на основе восприятия схематических изображений, развивают воображение,

внимание, изобразительные навыки. Примером таких игр может послужить: «Сказочная

птица», «Кляксы», «Неоконченный рисунок», «Удивительная ладонь», «Модельеры», «В

природе этого нет» и др.

Хотелось бы остановиться по подробнее на одном из новейших направлений в арт –

искусстве, которое можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Это -

мандала.

Использование

в

работе

технологии

мандалы

позволяет

развивать

у

детей

мелкую

моторику,

цветовосприятие,

творческое

воображение,

и

изобразительные

способности.

Что такое мандала?

По-простому это круг с необычным узором внутри.

Как же можно использовать данную технологию в работе с детьми?

Мандалу можно использовать в качестве раскрашивания трафаретов, но наряду с этим

мандала, как дидактическая игра может использоваться

в работе с детьми младшего

дошкольного возраста в виде создания узора из геометрических фигур, строительного

материала и др.

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста мандалы можно раскрашивать,

делать с помощью аппликации, мозаики, пластилина, и природных материалов, а также

плести из ниток.

Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими

практическими

навыками,

которые

позднее

будут

нужны

для

выполнения

самых

разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать

себя самостоятельными.

«Истоки способностей и дарования детей

на кончиках пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питает источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский



В раздел образования