Автор: Коновалова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Флешбук "Дидактические игры, развивающие изобразительные способности и творческое воображение у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Флешбук «Дидактические игры, развивающие изобразительные способности и творческое
воображение у дошкольников»
Это правда!
Ну чего же тут скрывать.
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене,
И в трамвае на окне.
Э. Успенский.
Формирование
творческой
личности
–
одна
из
важнейших
задач
педагогической
теории и практики на современном этапе.
Творческая
личность
–
это
личность,
обладающая
способностью
эффективно
и
нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной
ситуации.
Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего
поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы
развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в
дальнейшем на всем их жизненном пути. Большой потенциал для раскрытия детского
творчества заключен в изобразительной деятельности.
Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков,
умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На
наш взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования
можно незаметно для
ребенка
развивать
его
творческое
воображение,
а
развивать
творческие
способности
помогут дидактические игры.
Художественно-дидактические
игры
способствующие
развитию
изобразительных
способностей и творческого воображения можно разделить на условные группы:
1.
Игры,
способствующие
развитию
графических
навыков,
пониманию
конструктивных
особенностей
формы.
Играя
в
эти
игры,
дети
развивают
пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и
частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай
предмет по силуэту».
2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации
живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный»,
уточняем
с
детьми
понятия
«теплые
и
холодные
цвета»;
в
игре
«На
лугу
расцвели
красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или
холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» «Гусенички»
ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о
сезонных изменениях в природе.
3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении,
величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия
предметов;
играя
в
конструктор
«Животные»,
дети
собирают
целое
животное
из
различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост). «Фоторобот» развивает
воображение, комбинаторные навыки, мелкой моторики, активизация мышления и речи.
4.
Игры,
на
развитие
чувства
ритма
и
симметрии.
В
этих
играх
дети
учатся
самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения
между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на
коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».
5. Игры, закрепляющие знания о декоративно – прикладном творчестве. В этих играх
дети уточняют и закрепляют представления об основных элементах какой-либо росписи,
учатся
вычленять
отдельные
элементы
узора,
закрепляют
знания
о
выразительных
средствах,
применяемых
в
разных
промыслах,
упражняются
в
составлении
целой
картинки из отдельных частей. К таким играм относятся:
«Составь хохломской узор»,
«Узнай элементы узора», «Разрезные картинки», «Укрась поднос» и др.
6.
Игры,
способствующие
развитию
композиционных
умений,
начиная
от
равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с
осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь
натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива», «Угадай картину», «Из чего состоит
пейзаж», «Найди недостаток в портрете», «Определи или найди жанр». В этих играх дети
учатся воспринимать такие характеристики как: далеко, близко, верх, низ, справа, слева,
впереди, сзади, вокруг, в стороне. А также закрепляют знания об основных элементах
разных жанров изобразительного творчества.
7. Игры, на развитие творческого воображения. В этих играх дети учатся создавать
новые образы на основе восприятия схематических изображений, развивают воображение,
внимание, изобразительные навыки. Примером таких игр может послужить: «Сказочная
птица», «Кляксы», «Неоконченный рисунок», «Удивительная ладонь», «Модельеры», «В
природе этого нет» и др.
Хотелось бы остановиться по подробнее на одном из новейших направлений в арт –
искусстве, которое можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Это -
мандала.
Использование
в
работе
технологии
мандалы
позволяет
развивать
у
детей
мелкую
моторику,
цветовосприятие,
творческое
воображение,
и
изобразительные
способности.
Что такое мандала?
По-простому это круг с необычным узором внутри.
Как же можно использовать данную технологию в работе с детьми?
Мандалу можно использовать в качестве раскрашивания трафаретов, но наряду с этим
мандала, как дидактическая игра может использоваться
в работе с детьми младшего
дошкольного возраста в виде создания узора из геометрических фигур, строительного
материала и др.
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста мандалы можно раскрашивать,
делать с помощью аппликации, мозаики, пластилина, и природных материалов, а также
плести из ниток.
Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими
практическими
навыками,
которые
позднее
будут
нужны
для
выполнения
самых
разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать
себя самостоятельными.
«Истоки способностей и дарования детей
на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питает источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский