Напоминание

_"Опыт приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям".


Автор: Хажин Артур Ульфатович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЯШИ имени В.Давыдова
Населённый пункт: с.Яр–Сале, ЯНАО
Наименование материала: реферат
Тема: _"Опыт приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям".
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ямальская школа-

интернат имени Василия Давыдова" (сокращенное название Ямальская школа-интернат).

РЕФЕРАТ

по теме

_«Опыт приобщения школьников к национальной культуре,

традициям и ценностям».

Выполнил: Хажин А.У.

2018год

Содержание:

1.Введение.

2.Актуальность.

3. Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании

школьников

4. Приобщению ненецких детей к традиционной культуре в условиях интерната

5. Национальные традиции ненцев как основа воспитания подрастающего поколения.

6. Воспитание любви к родному краю.

7. Подвижные игры северян.

8. Заключение.

Литература.

«Опыт приобщения школьников к национальной культуре, традициям и

ценностям».

Введение.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения

культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”,

восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и

патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной

край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны,

дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю,

надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции,

природу.

1.Актуальность

.

Даная тема актуальна тем, что одной из основных задач, которые ставятся обществом

перед школой, является воспитание и образование человека культурного, который будет

обладать коммуникативностью в общении, прежде всего через правильное восприятие

речи собеседника и оригинальных текстов, рассчитанных на носителей языка. Решая

проблему гражданского воспитания учащихся, школа, прежде всего, сосредотачивает свои

усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной

жизни. Во-вторых, недостаточно исследованной является роль лингвострановедческого

компонента именно на раннем этапе обучения.

Объект исследования: культура народов Севера России.

Предмет исследования: организация разных форм внеклассной работы по ознакомлению

детей с культурой народов Севера России-Ямала.

Цель: выявить пути и средства приобщения школьников к культуре народов Ямала.

Гипотеза исследования: как сделать процесс приобщения школьников к традициям родной

культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Задачи:

1.изучение и анализ данной проблемы в педагогической, научно-методической литературе;

2.раскрыть особенности ознакомления детей с культурой народов Ямала;

-охарактеризовать разнообразные формы внеклассной работы;

Методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2.Теоретические аспекты использования традиций народной культуры в воспитании

школьников.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к

образовательному процессу предполагают включение отдельных элементов народной

культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и

опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как

осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека

впервые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении

основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального

окружения [Волкову, 2001, с. 68].

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно,

является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование

образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и

дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются:

приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие

личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита

обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18) [Немов, 2008, с. 103].

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о

сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о

передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том

числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же

заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в

человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его

стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель

«облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике [Батурина,

2000, с. 106].

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств

мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной

личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного

наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии

общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах

философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева,

А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С.

Соловьева, В.В. Розанова и др. [Макаренко, 1955, с. 124].

Приобщение к традициям народа особенно значимо в школьные годы. Ребенок, по мнению

В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом

социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное

наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Такие ученые как

С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у

детей школьного возраста возможно формирование положительного отношения к

явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и

соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в школьном возрасте идет процесс

целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов [Волков, 1998, с. 23].

Особенности развития детей школьного возраста, проявляющиеся, прежде всего в

интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном

изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире

взрослых, дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является

наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных

традиций.

Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью в приобщении

школьников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и

недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-

экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей школьного

возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему

исследования: как сделать процесс приобщения школьников к традициям родной культуры

наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственно касаются всех

участников образовательного процесса. В последнее время мы все чаще и чаще

обращаемся к своим корням, воспитанию и развитию лучших черт национального

характера, приобщению обучающихся к народной культуре и ее традициям.

Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его

подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной

культуры, в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во

все прежние времена отличали: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие,

патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многие другие.

Если принять во внимание как целенаправленную организацию процесса вхождения

ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры, развитие его

способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений

ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным

результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека,

имеющего свои корни [Алексеева, 2012, с. 162].

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании - это принятие ребенка как

личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на

том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого меняется и методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на

индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в

воспитании.

Важность и ценность использования народных традиций народа в воспитании и развитии

детей в своих работах подчеркивали И. Я. Яковлев, С. М. Михайлов. Современная

начальная школа взяла на вооружение весь опыт трудового воспитания и обучения детей

младшего школьного возраста, который был накоплен отечественной педагогикой (Ф. Ф.

Абазов, А. Ф. Амиров, П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, А. Ф. Ахматов, Н. И. Бабкин, Г. Н.

Волков, Т. М. Геронимус, С. И. Гореславский, Е. П. Кондратьева, Н. М. Конышева, А. И.

Кочетов, А. С. Макаренко, А. Г. Пашков, З. А. Петрова, В. А. Поляков, Т. Н. Проснякова, С.

П. Руссков, В. Д. Симоненко, М.Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, Н. А. Цирулик, И. Д.

Чернышенко и др.) [Харина, 2001, с. 234].

Несмотря на многочисленные исследования и понимание общественностью важности

народных традиций народа в учебно-воспитательном процессе современной начальной

школы на наш взгляд они используются мало и не эффективно.

Разработка вопроса использования народных традиций в воспитательном процессе в

начальной школе предполагает развертывание работы по следующим направлениям:

организация просветительской работы в среде педагогических работников и родителей с

целью ознакомления их с культурой и трудовыми традициями различных народов;

создание системы программ и пособий регионального уровня, позволяющих знакомить с

традиционной культурой воспитания детей младшего школьного возраста и их

использование при организации воспитательного процесса;

постоянный учёт того факта, что система воспитания любого этноса, при всей своей

здоровой консервативности, устойчивости развивается, что это не всегда заметно в

пределах жизни одного поколения, но ощутимо в рамках длительного исторического

процесса;

использование идей традиционной системы воспитания и народной педагогики в целом с

учётом неоднородного национального состава населения республики;

широкое вовлечение родителей, СМИ, общественности в работу по этнопедагогизации

воспитания подрастающего поколения;

обеспечение системы в работе с взрослыми и, прежде всего, с родителями по углублению,

расширению и систематизации их знаний традиционной культуры, и в частности

традиционной культуры воспитания.

обязательное включение в учебно-воспитательный процесс школ таких трудовых

традиций народа как: раннее привлечение детей к труду; труд взрослого - главный пример

для ребенка; совместная трудовая деятельность людей разного возраста; использование

песен, пословиц, загадок, сказок и др. Для привлечения и поддержания интереса к

трудовой деятельности; поощрение, скромности, деловитости, трудолюбия; порицание

безделья и пустословия [Архарова, 2000, с. 69].

3. Приобщению ненецких детей к традиционной культуре в условиях интерната.

В нашем районе дети тундры живут комфортабельных интернатах. С ними работают

педагоги, отдавшие педагогической работе многие годы. Часть школ-интернатов

преобразована в экспериментальные национальные школы, программы которых

позволяют учащимся осваивать традиционные виды деятельности коренных

малочисленных народов севера. В качестве регионального компонента в школьные

программы вводятся родной язык, история и культура народов Севера, декоративно-

прикладное искусство, охотоведение, рыболовство, национальные ремесла, звероводство,

оленеводство, национальные виды спорта. Учебный материал связан с национальным

бытом, миром животных, со средой обитания ненцев. Физическое воспитание ведется по

программе, которая в наибольшей степени учитывает индивидуальные психомоторные

особенности детей, их этнический менталитет. В школе учащиеся изучают историю своей

семьи, своего рода. Духовная и материальная культура народа познается в рамках эколого-

географических экспедиций с участием школьников.

В подобном экспериментальном режиме работают многие школы - интернаты Ямало-

Ненецкого автономного округа (далее ЯНАО). В их педагогических коллективах накоплен

опыт разработки программ, методических рекомендаций по изучению цикла этнических

дисциплин, созданию условий для приобщения ненецких детей к родной культуре,

традициям и образу жизни. Коллективы учащихся и учителей возрождают культуру своего

народа в условиях частично утраченных этносферы и этно-пространства, создают

промысловые угодья для освоения традиционных ремесел [3, с.61].

Уже с0 класса учащиеся школы приобщаются к традиционным ремеслам, искусству

своего народа. Программа трудового обучения в начальной школе включает плетение

бисером, работу с мехом и тканью. На уроках изобразительного искусства дети знакомятся

с орнаментами ненцев, учатся видеть и изображать на бумаге, в пластилине родную

природу, животный мир, быт своего народа.

В V-IX классах девочки продолжают изучать декоративно-прикладное искусство, постигая

особенности оформления одежды, обуви, головных уборов, утвари, орудий труда,

изготовления национальной куклы и современных видов плетения из бисера. Работы

учащихся из бисера выставляются на районных, окружных и всероссийских выставках. В

рамках курса «Охотоведение и рыболовство» учащиеся V-IX классов приобретают умения

и навыки традиционных видов промысла. При школе открыт филиал ПТУ, в котором дети

приобретают начальные профессиональные знания, навыки и умения по специальностям

промысловика, мастера пошива национальной одежды, швеи, водителя, мастера по

столярному и слесарному делу [5, с.90].

В настоящее время в программу образования народностей Севера вводится новое

содержание, отвечающее потребности национального сообщества в обеспечении

формирования личностного и этнического самосознания на определенных, специально

разработанных основаниях. В частности, в инвариантную и вариативную части учебного

базисного плана национально- регионального компонента включаются такие

образовательные области, как обществознание, филология, искусство, естествознание и

физическая культура, в которых отражены региональные особенности или национально-

региональное своеобразие культуры.

Содержание образования народов Севера дополняется новыми учебными предметами. Во

всех национальных школах округа ведутся курсы: «Мы - дети природы», «Краеведение и

этнография народов Крайнего Севера», «История и культура народа», «Декоративно-

прикладное искусство». В инновационных и инновационно-экспериментальных

национальных школах в учебный план включены предметы «Родной язык)», «История

культуры народов Севера», «Охотоведение», «Рыболовство», «Декоративно-прикладное

искусство», «Национальные виды спорта», «Мировая художественная культура»,

«Культура народов Севера», «География Ямало-Ненецкого автономного округа».

В экспериментальных национальных школах, воссоздающих духовную, экологическую,

материальную и социально-нормативную среду жизнедеятельности, ведутся учебные

дисциплины, которые позволяют учащимся овладеть родным языком; освоить

традиционные ремесла по изготовлению предметов быта, одежды и украшений,

традиционные национальные промыслы. В этих школах изучают историю рода в песнях

или сказках, историю родного края, культуру своей этнической общности и семьи, а также

дисциплины, позволяющие народам Севера интегрироваться в российскую и мировую

культуру. К таким учебным предметам относятся: «Родной язык», «Традиционные

ремесла», «Национальные промыслы», «Изучение истории и культуры рода» и др.

Совершенствование содержания образования северных народностей осуществляется

также через корректировку части учебных программ по предметам федерального уровня.

Например, в предмет «Технология» вводится раздел «Культура народов Севера», а в

предмет «Физическая культура» - раздел «Национальные виды спорта народов Севера».

В настоящее время традиционная педагогическая культура интегрируется в ряд школьных

курсов (чтение, литература, история, музыка, пение, изобразительное искусство,

физкультура), поэтому остро стоит вопрос о критериях отбора этнографического

материала для использования его в образовательно-воспитательной работе на уроке, во

внеклассной деятельности.

Реализация концепции обновления и развития национального образования ЯНАО с опорой

на народные традиции позволяет сделать вывод о том, что эффективность этой работы

определяется рядом условий. К ним можно отнести: владение учителями и воспитателями

содержанием традиционной педагогики, ее методами и средствами, умениями сочетать

материалы народной педагогики с учебным предметом и конкретной темой; оптимальное

вхождение национальной школы в образовательное пространство России и мира.

Современная региональная образовательная система ЯНАО выполняет ряд значимых

функций, отвечающих как интересам коренных жителей округа, так и актуальным

потребностям жизнедеятельности края:

Устойчивое воспроизводство основ национальной культуры, языка, ремесел северных

народов, являющихся для них адекватным предметом познания, эффективным средством

практической деятельности и рациональным средством развития.

3. Национальные традиции ненцев как основа воспитания подрастающего

поколения.

В последнее время, все больше проявляется такая тенденция, как повышение интереса к

истории своего края, истории округа. В результате развития нефтегазового комплекса,

сегодня на земле Ямала живут и трудятся представители 80 национальностей. И очень

важно, чтобы приезжие носители современной цивилизации с уважением относились к

древней уникальной цивилизации коренных жителей этой земли. А психологию народа,

его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив,

не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции - это своеобразный

источник знания истории и культуры любого народа.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение,

быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры,

объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. Вполне очевидно, у

народов связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть

много общего в укладе жизни, хотя и присутствуют некоторые локальные различия.

Так, жизнь в суровых условиях Севера выработала и воспитала у северян такие качества

как осторожность, наблюдательность, замедленность действий связанная с тщательным

обдумыванием для принятия решения.

И именно среда обитания, природа, обусловили как образ жизни, так и хозяйственную

деятельность коренного населения Севера. В основном, хозяйство северян было

комплексным, включающим такие виды деятельности как оленеводство, рыболовство,

охотничий промысел. Но в зависимости от места обитания, выделялась ведущая отрасль.

Так, сегодня, невозможно представить ненецкую культуру без оленеводства. Именно оно

определило образ жизни этого народа, сформировало как материальную, так и духовную

его культуру. Ведь олень дает человеку все: пищу, одежду, обувь, жилье, возможность

передвигаться по огромным тундрам.

4. Воспитание любви к родному краю.

Одна из задач нравственного воспитания ребенка - воспитание любви к Родине, к

родному краю. Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это

начало чувства любви к Родине. Родная природа - снежные просторы тундры, северное

сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания этого чувства.

В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека:

привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему

живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства

научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Методика ознакомления детей с родным краем и воспитание любви к своему краю

разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения,

экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование

художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об

истории родного края, его людях, где мы живем. В сильные морозы или в метель, когда нет

прогулок, воспитатель проводит с детьми наблюдения в помещениях: за снегопадом,

метелью, пургой. Старается приобщить ребят к природе с помощью уголка природы в

группе, экскурсий в тундру, рассказов в доступной форме о необъятных богатствах края.

Наблюдения в природе, экскурсии, целевые прогулки дают богатую почву для

размышления, пробуждают в детях любознательность. Воспитывая у детей любовь к

родному краю мы вспоминаем о богатствах растительного и животного мира. Наша земля

Ямальская богата газом. У нас стоят буровые установки, дети в своих рисунках стараются

их запечатлеть. Кроме всего этого в своей работе воспитатели используют картины,

иллюстрации, альбомы. Дети знают, что в тундре водятся олени, волки, песцы, зайцы, есть

полярные совы, куропатки. Но гордятся северным обитателем тундры-это оленем,

который всегда передвигается по тундре с высоко поднятой головой. Дети с интересом

слушают рассказы о животных, отгадывают загадки, читают стихи. В свободное от учебы

время дети любят рисовать. В каждом рисунке запечатлен уклад ненецкой жизни.

Дети тундры питаются сырой рыбой, поэтому гордятся своей величественной рекой

Обь, которую воспевают северные авторы в своих произведениях. Во время экскурсий

воспитатели рассказывают о богатствах Оби. Отсюда везут по реке необходимые грузы

для геологов, буровиков, строителей, рыбаков, оленеводов, пастухов. Зимой под

руководством взрослого дети наблюдают, как ремонтируют суда, как готовят их к

навигации.

Чтобы расширить представление детей о родном крае, мы воспитатели совершаем

экскурсии в краеведческий музей. В музее дети рассматривают национальную одежду

ненцев, сделанную из меха, украшенную орнаментом, могут увидеть макет чума, оленей,

их упряжки, нарты. Увидеть сети рыбаков, узнать, какие рыбы водятся в наших реках,

какие птицы и звери живут в тундре [29, с.78].

Воспитатели на своих воспитательских часах знакомят детей с устным народным

творчеством Севера. Производя знакомство детей с ненецкими пословицами, загадками,

поговорками, они подводят их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор,

который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к отечеству. Из книг

дети узнают о жизни северян, их мечты, надежды. Каждое произведение содержит

глубокий воспитательный смысл. После чтения сказки «Кукушка», дети осуждают

черствость, лень, бездушие детей, которые не помогали матери [25, с.68].

Самобытно также и поэтическое устное народное творчество народов Севера. Поэтому

здесь - дети тундры, они тонко используют традиции, мотивы и ритмы жизни, глубоко

осмысливают обычаи предков. В работе с воспитанниками используются стихи Л. Лапсуя,

Р. Ругина. Важным этапом в работе воспитателя с детьми является знакомство детей с

прикладным искусством северян, обучение их умению составлять узоры на северный

мотив; познакомить детей с орнаментами вышивок и аппликаций, украшающих верхнюю

одежду ненцев, обувь, рукавицы, различные хозяйственные мешочки, подушечки и др.

бытовые предметы. Орнамент очень разнообразен, в основе его лежат мотивы, связанные

с животным и растительным миром, он в основном геометрический. Это украшение -

вышивка бисером и аппликация из узких полосок цветной ткани. На занятиях дети

рассматривают росписи узоров, украшают одежду (малицу, ковер, попоны для оленей).

Для рисования и аппликаций воспитатель отбирает самые простые, доступные детям для

воспроизведения орнаменты, и дети используют мотивы этих орнаментов.

5. Подвижные игры северян.

В интернате с детьми я провожу соревнования по национальным видам спорта. Где дети

могут посоревноваться друг с другом . Эти соревнования воспитывают у детей выдержку,

силу, честность, умение считать, ловкость, быстроту. Эти игры я провожу на футбольной

площадке из-за массовости детей. [28, с.124].

Продолжая знакомить детей с особенностями нашего края, воспитатель рассказывает

детям о больших запасах нефти и газа на Ямальской земле, о строительстве газопровода, о

новых молодых городах, выросших в тундре, на вечной мерзлоте. Беседы, экскурсии,

занятия способствуют расширению и углублению знаний школьников о родном крае и его

тружениках, воспитывают уважение к труду взрослых, способствуют воспитанию чувства

гордости, любви к своему родному краю.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является

тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у

ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти

прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному

вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных

семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин

<...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к

детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и

с детьми, и с их родителями [11, с. 103].

Именно кочевой образ жизни, суровые климатические условия обусловили создание

уникального переносного жилища - чум. Чум - конусообразная палатка, основу которой

составляют прочные шесты, установленные по окружности вершинами один к другому в

виде конуса. Покрытия для чумов (нюки) шьют из оленьих шкур. Для летних чумов, в

качестве покрытия использовалась брезент. Выбирают место для установки чума и

собирают чум всегда женщины. Зимой они ставят его за час, а летом за полчаса. Издавна в

тундре существуют постоянные места для чумов и строго определены места кочевий -

древние дороги, по которым ведут аргиш, а остальное пространство оставалось под

пастбища оленей и других обитателей тундры.

Наши дети в интернате, в актовом зале поставили свой небольшой чум. Внутри чума они

могут поиграть, посидеть, полежать.

У ненцев особое отношение к огню: они не разведут костер на случайных местах, а только

там, где в нем есть жизненная потребность. Огонь разрешается разводить в чуме, на

кладбище и по краям стоянки оленей в комариную пору. И больше на всем протяжении

огромной тундры нигде не заметишь следов огня.

Определенные традиции сформировались у коренных северян и по отношению к

представителям животного и растительного мира. Ведь именно от сырьевых

продовольственных ресурсов зависит жизнь человека в тундре, Северяне бережно чтут

природу родного края, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Поэтому сложились

традиции, полностью устраняющие потребительское отношение к природе, ее дарам .

Как жители тундры, так и жители тайги, кроме оленеводства занимались охотничьим и

рыбным промыслом. Но добывали рыбы, зверя, птицы ровно столько, сколько было

необходимо семье. Издавна у коренного населения не принято было готовить пищу впрок.

Свежее мясо и рыбу могли добыть в любое время. Этим объясняется осуждающее

отношение к тем, кто добыл сверх необходимого. Можно сказать, что много полезного и

вполне приемлемого для практического применения в современных условиях накоплено

опытом северян в использовании природных богатств. Так в основу охоты на птиц и

пушного зверя опять же лежит принцип целесообразности. Издавна не принято стрелять в

линных гусей. Охота на них могла быть организована пешим способом, на легковой нарте,

или на веслах. В таком поединке добычей охотника могли оказаться самые слабые в беге

птицы, которые еще не окрепли и не смогли бы перенести долгие перелеты в теплые края.

У коренных жителей не принято разорять птичьи гнезда. Если брали из птичьего гнезда

яйца, то часть всегда оставляли.

Коренные жители Севера все время жили в тесном контакте с природой, веками

складывались их гармоничные взаимоотношения. Нарушение экологического равновесия,

объективно вызываемое существованием за счет природы, сводилось к минимуму. Все это

сыграло определенную роль в установлении определенного этикета. У северян издавна

установлен ряд запретов, соблюдение которых для всех обязательно.

Вообще же неотъемлемой частью психологии людей тундры стали надежда и вера в

торжество справедливости. Во многих фольклорных произведениях, в мифологии северян

отражена победа над злом. А чтобы поднять и укрепить дух человека, набраться сил перед

трудным, ответственным делом, исстари приносят в жертву оленя. Например, в честь

отправляющегося в дальнюю дорогу (на войну, опасную охоту)забивался олень.

Вероятно звенящие украшения на одежде, упряжке, также ценятся как средство, бодрящие

дух человека. Они особенно помогают, когда он один идет или едет по тундре:

мелодичный звон отводит навязчивые мысли, позволяет перебороть страх и стужу, боль и

тревогу.

Провел диагностику знаний традиций и обычаев коренных народов Ямала. Получил

результат :85% чтут свои традиции, соблюдают обычаи 65%,любят свою малую Родину-

100%.Не хотят уезжать с Ямала.

Заключение.

В своей работе я рассмотрел теоретический материал, практический. Сейчас я понимаю,

что через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения,

фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет

себя и развивается. Я выявил , что ознакомление ребенка в школе с народными

традициями помогает ребенку намного лучше развиваться как личность. Тем более

воспитательное значение этих социальных явлений вызывают горячее стремление

следовать примерам установившихся нормам и правилам. Необходимо создать у

школьников определенное отношение к народным традициям, отношение глубокого

уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей,

носителей этих явлений.

Я определил основную цель воспитания школьников, что является заботой о сохранении,

укреплении и развитии народных традиций, забота о передаче подрастающем поколении

житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта,

накопленного предшествующими поколениями.

Главной задачей школы является закладывание основ духовно-нравственной личности с

активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к

самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Условиями

эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной

культурой являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания школьного образования (включение

парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой

комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка

предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях

(сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и

традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их

национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного

педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие

гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях,

в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с

представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную

литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное

искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Список литературы:

1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое

воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011

2.Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.

3.Хомич Л.В. Ненцы. Санкт-Петербург, 1995.

4.Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н.В.

Лукиной. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 228 с.

5.Хомиг Л.В. Ненцы. - СПб.: Речь, 2006. - 246 с.

6.Хрестоматия по этнопедагогике / Авт.-сост. А.И. Мезенковский. - М.: А-Приор, 2009. -

656 с.

7.Явтысей П.О. Зов морошковой земли. - СПб.: Питер, 2004. - 209 с.

8. Ядне Н. Я родом из тундры. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 245с.

9.Суханов И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений. - М.: Просвещение,

1998. - 173 с.

10.Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1999. №

4. - С. 29-37.

11.Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы // Воспитание

школьников. 2001. №1. С. 84-101.



В раздел образования