Автор: Хажина Мария Чанкиреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЯШИ имени В.Давыдова
Населённый пункт: с.Яр–Сале, ЯНАО
Наименование материала: Обобщение
Тема: Обобщение по теме самообразования:"Развитие творческих способностей детей через игру"
Раздел: среднее образование
Содержание:
1)Понятие творческих способностей, их структура
(что такое творческие способности, что они
представляют)
2)Особенности творческих способностей младших
школьников.
3)Особенности психолого-физиологического
развития детей младшего школьного возраста.
4)Возможности игры в развитии творческих
способностей младших школьников.
5)Что такое игра?
6)Вывод.
Развитие творческих способностей детей через игру
«Творчество – это глубоко своеобразная сфера
их духовной жизни, самовыражение и
самоутверждение, в котором ярко
раскрывается индивидуальная самобытность
каждого ребенка. Эту самобытность,
невозможно охватить какими – то правилами,
единственными и обязательными для всех»
В.А. Сухомлинский
Определений творчества много, но практически все они схожи в одном - творчество – это
создание чего-то нового. Именно фактор новизны является главным в творчестве.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема
человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в
прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и
искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности
развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-
технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от
человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,
быстрой ориентации и адаптации к новым условиям.
В связи с этим необходимо предоставить детям и подросткам все возможности для
экспериментирования и открытия нового в эстетическом, художественной, научной,
культурной и социальной областях.
Для этого необходимо предоставить детям все возможности для развития творческих
способностей в этих областях.
Так как я являюсь воспитателем интерната, проще формировать творческие способности
через игру.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности младшего школьного возраста.
Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра
является основой творческого развития творческих навыков и реальной жизни.
Игра, выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все
переплетено и взаимосвязано.
Игра, в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих
способностей ребенка без использования методов принуждения.
Из всего выше сказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в
современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать
игровую деятельность младших школьников.
Отсюда, постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в
воспитании и развитии ребенка, становления у него творческих способностей.
Изучив, литературу по психологии и педагогике по данной теме я поставила перед собой
цель: изучение влияния игр на развитие творческих способностей.
Для достижения поставленной цели, вижу необходимость решения, таких задач:
1)
Изучить теоретические аспекты проблемы игр на развитие воображения и
мышления.
2)
Адаптировать детей в условиях жизни интерната
3)
Создать комфортные условия для развития способностей
4)
Рассмотреть возможные формы и методы реализации игр на развитие воображения
и мышления.
За основу своей работы беру следующие дидактические принципы:
1)
принципы сотворчества детей и воспитателя
2)
Принципы индивидуализации создание условий для проявления творческой
индивидуализации, чтобы каждый мог заниматься делом, которым хочется (есть
свои оформители, чтецы, танцоры, певцы)
3)
Принцип ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки. Надо не только
хорошо сделать свое дело, но и помочь остальным членам коллектива.
4)
Принцип любознательности, интереса.
(Хочу все знать!)
Над этой проблемой работаю третий год. В группе, которой работаю 30 детей. Все они
коренной национальности, из них 14 девочек и 16 мальчиков.
Дети прибыли в интернат из тундры, у них поменялись условия жизни: режим дня,
температура помещения, требования к одежде, характер питания, воспитательные
воздействия.
Поэтому период адаптации проходил тяжело. Стрессовые ситуации подстерегали
детей в любой новой для них обстановки. Но благодаря кропотливой, каждодневной
работе воспитателей, дети почувствовали себя хозяевами своего дома – интерната.
Мероприятия, проведенные для быстрой адаптации.
Дата
Название
Цель
Результатив
5.09
Интернат - наш общий дом
(беседа)
Быстрое знакомство с
корпусом
Быстрое знакомство с
различными зонами
группы – туалетом,
игровой комнатой,
воспитательской,
хозяйственной,
раздевалкой
Адаптация
прошла
нормально, дети
чувствуют себя
хорошо.
5.09
Игра «Найди игрушку»
10.09
«Мы - одна семья» (беседа)
10.09
Игра «Познакомь маму с новым
домом »
Систему воспитания и творческого развития я реализую по следующим направлениям:
1)
Формирование гражданского становления, четыре патриотических чувств.
2)
Спортивно – оздоровительная деятельность, формирование здорового образа
жизни.
3)
Формирование нравственности, этических и эстетических чувств.
4)
Формирование правовой культуры, уважение законов России.
5)
Работа с родителями.
6)
Профориентационная работа.
Основные мероприятия:
Сроки
Название
Задачи
Игра
Результатив.
Сентябрь
2008
«Осень
золотая»
Экскурсия в
осенний сад
Расширить и
углубить у детей
знания об
окружающей среде,
об изменениях в
зависимости от
времени года
Научить детей
понимать
взаимосвязь между
изменениями в не
живой природе и
жизнью растений и
животных. Замечать
«От какого
дерева лист»
«Закрась листья
деревьев»
(дидак. игры)
Игра « Посади
дерево»
(развитие
фантазии)
Дети распознают
листья.
Классифицируют
по определенным
признакам.
Закрашивают
листья клена в
красный, а
остальные в
зеленый.
признаки
наступающей осени,
красоту и гармонию
красок осени.
Ноябрь
2008
День
именинника
Адаптировать детей
в коллективе,
развитие творческих
способностей через
изучение стихов,
песен, танцев.
Приобщение к
творчеству через
восприятие
литературы и
художественного
творчества.
Игра:
«Импровизация»
« Пропали
подарки»
Подвижные
игры «пятый
лишний»
Дети с
удовольствием
принимали
участие в сценке
подвижных игр.
Декабрь
2008
Елка
Адаптировать детей
в коллективе,
развивать
творческие
способности
Осеевой «Елка»
Импровизация
сказки Осеевой
«Елка»
Дети приняли
активное участие
Февраль
2008
23 февраля
Формировать
чувства
патриотизма, любви
к Родине,
воспитание и
стремление быть
сильными, ловкими,
смелыми.
2Мы – будущие
защитники
Отечества»
Подвижная игра «
Не тот стрелок,
кто стреляет, а тот,
кто в цель
попадает»
Март 2008
«К 8 марта»
утренник
Воспитать
уважительное
отношение к мамам,
бабушкам, девочкам,
развить творческие
способности через
изучение стихов,
песен, танцев.
«Опиши платье
Золушки»
конкурс
причесок
Все активны, все с
призами и
подарками.
Апрель
2008
«День
Оленеводов»
Познакомить с
традициями и
обычаями ненецкого
народа. Воспитать
любовь к малой
Родине.
Игра «Поймай
оленя»
Подвижная игра
(нарисуй оленя)
Все без
исключения
вовлечены в игру.
Все хотят
проявить свою
ловкость,
меткость.
Май 2008
«Этот день
Победы»
Расширить
исторические знания
детей, воспитать
чувства
патриотизма,
уважению к
прошлому своего
Конкурс
рисунков о
войне
народа
Сентябрь
2006
День здоровья
«Экскурсия»
Научить детей
понимать
взаимосвязь между
изменениями в
неживой природе и
жизнью растений и
животных. Замечать
признаки
наступающей осени.
Упрочить желание
детей беречь
природу.
Игра «Найди
лишний лист»
Все без
исключения
активны,
наблюдают за
изменениями.
Учимся
классифицировать.
С целью расширения сферы деятельности, необходимо создать условия для развития
творческих способностей . главными союзниками и помощниками воспитателей
становятся педагоги дополнительного образования.
Дети нашей группы посещают три кружка: «Природа – глазами детей» руководитель Ю.С.
Асташева; «Ямальский сувенир» руководитель К.Л. Сусой; «Муравьишка» руководитель
Л.П. Фадюшина.
Ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для
него виде деятельности. Любые мероприятия, проведенные, в корпусе включают
следующие виды деятельности: беседы и конкурсы, сюжетно – ролевые игры и
развивающие игры, спортивные игры и игры забавы, игра фантазирование и игра
конструирование.
Подробнее хочется остановиться на сюжетно – ролевой игре, которая используется в
нашей группе уже второй год, только сюжеты усложняются. Эти игры возникают по
инициативе ребенка, наиболее ярко представляют игру, как форму практического
размышления на материале знаний об окружающей действительности, значимых
переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.
Д. Б. Эльконин проанализировав структуру сюжетно - ролевой игры, выделил единицы
игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой
компонент – правила. Благодаря ним, возникает новая форма удовольствия ребенка –
радость оттого, что он действует, так как требуют правила.
Сюжетно – ролевая игра
Роль Правила
Игровые действия
Ролевая игра способствует развитию речи и умственных способностей.
Когда дети играют: они планируют сюжет, могут взять на себя какую – либо роль.
Сюжетно – ролевая игра развивает воображение, благодаря чему человек творит, разумно
планирует свою деятельность и управляет ею.
Д. Б. Эльконин пишет, что творческий характер сюжетно – ролевой игры определяется
наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой
воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об
окружающем мире.
В работе своей Д. Б. Эльконин «Психология игры» пишет, что дети сами выбирают тему
игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут
игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.
Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют младшему
школьнику самостоятельно включатся в те сферы человеческой деятельности, которые в
реальной жизни еще долго будут ему недоступны (садятся на стулья и летят на Луну;
делают укол при помощи ручки; на стуле(буране) едут в поселок; играют в школу,
изображая учителя, ведущего урок с учениками в классе (на ковре).
В нашей группе сюжетно – ролевые игры дети играют очень часто: «магазин»,
«больница», «дом», «чум», «интернат». Чаще всего дети в игре фантазируют. Эти игры
развивают воображение, творчество, обогащают эмоциональную жизнь детей, позволяя
полнее реализовать значимые переживания.
Например: «Если бы у меня была волшебная палочка, то я сделал бы…», «Цветик –
семицветик», с последним лепестком я бы поступил так…
Следующий вид игр, который присутствует в моей практике – это обучающие
(дидактические) игры. Эти игры провожу для решения конкретных задач.
Дидактическая игра имеет определенную структуру:
1)
дидактическая задача
2)
игровые действия
3)
правила
4)
результат
Цель игры – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Их можно разделить на три вида
Игра
Словесные с предметами
Настольные печатные
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и
их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на
соревнование, классификацию, установление последовательности. Например: Тема
занятия «Животные и птицы нашей тундры» провела несколько игр:
1)
«Найди лишнее» (домашние животные и дикие). Учимся классифицировать.
2)
«Дорисуй животное». Развитие мышления и воображения
3)
«Угадай зашифрованное название животного». Развитие мышления и воображения
Тема занятия: «Растения нашего края»
1)
Игра «Закрась листья деревьев»
2)
Игра «Разложи листья по убыванию»
Эти игры провожу с целью закрепления знаний об окружающей среде, формирование
мыслительной деятельности.
В свободное время, особенно мальчики, занимались конструктором, строим очень
красивые домики, башни, даже сделали огромные елки. Долгое время я не давала их
ломать, чтобы все дети полюбовались на творение.
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой
является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними
действиях.
В строительных играх дети не только строили дороги, мосты, но и привносили свои
творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
В группе устраивали конкурс «На самый красивый дом». Победили все, проигравших не
было. Конкурс был коллективный. В процессе игр с конструктором, я как воспитатель
учила детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими,
запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на
последовательности действий (под моим руководством дети осматривали геометрические
фигуры, поднять высоко и низко, направо и налево, вверх и вниз, длинный и короткий).
Подвижные игры, самые наши любимые игры. Это азарт, экстрим. Они являются одним из
условий развития культуры ребенка. В них они осмысливают и познают мир, в них
развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Подвижная игра является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная
потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Игры:
«Охотники и утки»,
«Кошки – мышки»,
«Передача мяча» (По кругу дети передают мяч)
1)
Я положил в корзину бруснику
2)
Я кладу чернику
3)
Я кладу голубику
4)
Я кладу морошку
5)
Я кладу листья брусники (листья брусники полезные, лечат многие заболевания)
Настольные игры очень удобны. Играя, дети увлекаются, атмосфера дружная, активная.
Например: «Мозаика». Собирают картинки из сказок. Эти игры расширяют кругозор,
развивают произвольное внимание, наглядно – образное мышление, наблюдательность,
память. Развивают речь, потому что собирают группой, спорят, ищут подходящие пазлы.
Эти игры развивают моторику рук. Играя «мозаикой» дети собирают красивые картинки
цветов самостоятельно, проявляя свое творчество.
Собираем картинки животных.
Расставляя фигуры зверей, птиц, ребенок учится классифицировать животных и
правильно определять среду их обитания.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствуют о том, что искусство
обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала.
Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего
школьного возраста являются рисования, аппликации, лепка, оригами.
Поэтому очень часто приходится перевоплощаться и брать на себя роль «Хозяйки чума».
Сажусь на пол в игровой, как в чуме. Дети рядом. Шьем салфетки или плетем из бисера.
Дети в такой домашней игровой обстановке, делают очень красивые изделия. Еще учат
меня. Что такое мама делает вот так! Или брать роль: «доброй феи», сейчас поиграем и
сделаем из бумаги фигурки животных, игрушек.
В такой коллективной игре, дети дружно и активно работают, помогают друг дружке, если
не получается. Я их только направляю , но результат отличный.
При изготовлении игрушек в игровой обстановке, развивается образное мышление,
способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной
активности, активизируется самостоятельный творческий поиск в решении задач.
Например: При изготовлении «Зайки» из бумаги
1)
Выучили стих «зайку бросила хозяйка» - разобрали его
2)
Прочитали загадки про зайцев
3)
Изготавливали зайку
Занятия такие дети очень любят, с удовольствием воспринимают мои слова, что сейчас
занятия. Все дети уже в кабинете.
В своей работе использую элементы развивающих игр Никитина. Мне нравится, как он
последовательно обучает работе с обычными часами. Изучение начинает с самого легкого,
постепенно усложняя задания. Я с детьми, по его методике, прошли ровно 8 часов, 9
часов, 10 часов. Сейчас уже начинаем работать с минутной стрелкой. Почти все
направления охватываются творческим развитием детей.
С целью определения уровня развития основных интеллектуальных и творческих
способностей детей составила шкалу оценивания, по методике А.И. Савенкова,
разработанная и апробированная на базе ГОУ №1611, 1882 города Москвы. .
Данные шкалы позволяют увидеть результаты до адаптации детей в условиях жизни
интерната, и в период адаптации.
По шкале, в начале учебного года (до адаптации) средний уровень имели 6 человек
:Сэротэтто Вита, Худи Маша, Яптик Сяндоне, Худи Ангелина, Яптик Анихасава,Худи
Алеша . Замеры произвели в ноябре 2007 года. В период адаптации, результат стал
лучше. 11детей достигли достигли среднего уровня. Некоторые показали результат выше
среднего.
Сделанные замеры в этом, 2008 году, будучи учениками 1 класса, дети показали неплохой
результат. 28 воспитанник ов перевалили средний уровень ,а некоторые показали
высокий результат.
Уровень воспитанности в 0 классе был, сильно выраженное было 5 % (до адаптации).
В 1 классе уровень воспитанности 71% (адаптация на завершающем этапе).
Конечно, это благодаря кропотливой, каждодневной работе воспитателей.
Ежегодный сравнительный анализ позволяет видеть и планировать работу. Уже сейчас,
можно начинать работу по дальнейшему развитию творческих способностей, но в своей
сфере деятельности. А с некоторыми проводить работу уровня развития хотя бы до
среднего уровня.
Целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников по развитию
творческих способностей способствуют достижению положительных результатов в
учебно-воспитательном процессе:
-Уровень воспитанности повысился, в группе преобладает атмосфера
доброжелательности, нет грубости.
- Большинство детей чувствует себя хорошо в коллективе группы, могут свободно
высказаться.
- Любят школу, у них любимые учителя, воспитатели.
Дети стали активнее, дружнее, сплоченнее, трудолюбивее, добрее. Работу над этой
проблемой буду продолжать, чтобы наши результаты радовали детей, школу, район,
страну. И я поняла, что развитие творческих способностей младших школьников будет
эффективным, при условии, если будут систематически использоваться игровые методы и
приемы в воспитательном процессе.
Литература:
«Психология «Педагогика школьника»-Учебное пособие.-М.:-Просвещение,1988.,
«Психология игры»- Д. Б. Эльконин,-М.:Владос,1999.
«Сюжетно – ролевые игры» Воскобович
Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка(Вопросы психологии),1966.
Диагностика и развитие детской одаренности. -Леднева С.-Дошкольное воспитание-
2007.,№5.