Автор: Карачакова Диана Топиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Аскизский Центр развития ребенка д/с "Тополек"
Населённый пункт: село Аскиз Республика Хакасия
Наименование материала: Трудовое воспитание дошкольников
Тема: Использование основных принципов педагогической системы А.С.Макаренко в трудовом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование основных принципов педагогической системы А.С.Макаренко
в трудовом воспитании дошкольников
Карачакова Д. Т., воспитатель МБДОУ
Аскизского центра развития ребёнка д/с «Тополёк»
Правильное воспитание невозможно
себе
представить
как воспитание
нетрудовое.
В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.А. С. Макаренко.
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания детей существенно
возрастает.
Человеческий
фактор
в
производстве
играет
решающую
роль.
В
этой
связи
актуализируется
проблема
подготовки дошкольников
к
труду.
На
передний
план
теории
и
практики воспитания
выдвигается
трудовое
воспитание.
Связь трудового
воспитания с
социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической
системы
А.
С. Макаренко,
которая
вся
наоснове формирования
личности
в
организованном
общественно значимом труде.
В трудовой деятельности
детей
А.
С. Макаренко придавал
наибольшее
значение
к
тем
параллельным педагогическим
результатам (навыкам,
умениям,
знаниям,
чертам
характера
и
другим качествам человеческой личности, к которым эта деятельность приводит, результатам его
было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей. По
мнению
выдающегося педагога, трудовоеучастие
детей
должно
начинаться
очень
рано.
С
возрастом трудовые поручения
должны
быть
усложнены
и
отделены
от
игры.
Вообще
он
должен воспитываться
так,
чтобы
решающим
моментом
в трудовом усилии
была
не
его
занимательность, а его польза, его необходимость. Трудовая задача и её решение должны сами по
себе доставлять ребёнку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы
хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.
Основные
идеи
педагогической
системы
Макаренко,
необходимым
фактором воспитания
которой является труд, изучаются и используются в учрежденияхдошкольного образования. В
частности, в Центре развития ребёнка д/с «Тополёк» Аскизского района.
Трудовое воспитание начинается с первых лет жизни ребёнка, но особенно актуальной задача
становится с пяти-шести лет. В педагогической практике детского сада применяем следующие
виды трудовой
деятельности
детей
дошкольного
возраста:
самообслуживание,
хозяйственно-
бытовой труд, труд по уходу за комнатными растениями и животными, ручной труд.
В своих работах А. С. Макаренко выделил один из ведущих методов организации коллектива –
самообслуживание, которое обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных
условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении
общественного
достояния.
Самообслуживание
является основным
методом
воспитания,
применяемым в моей работе с детьмидошкольного возраста. Приучаем детей самостоятельно
о д е в а т ь с я ,
р а з д е в а т ь с я ,
с к л а д ы в а т ь
о д е ж д у ,
з а т е м
з а д а н и я
постепенно усложняются: дошкольники учатся
застёгивать
пуговицы,
шнуровать
ботинки,
завязывать тесемки и т. п. С ростом ребёнка большее внимание уделяется на воспитание у него
опрятности,
приучение
к
личнойгигиене:
мыть
руки
перед
едой
и
после
прогулки,
чистить
ботинки, одежду. В старшемдошкольном возрасте дети чистят зубы, застилают постель, убирают
игрушки и книги на место и т. д. Выдающийся педагог считал, что поощрение и наказание – это
коррекционный метод педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку полезной и
торможение
нежелательной
деятельности воспитанников.
Чтобы
поднять
интерес
детей
к
самообслуживанию в своей группе целесообразным считаем применение поощрения. Например,
когда ребёнок в группе быстрей всех разделся после прогулки и аккуратно сложил свои вещи,
поощряется похвалой перед сверстниками и назначается дежурным по столовой.
Макаренко говорил, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы,
а воспитываются в нём. «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно
одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже,
одни
способны
только
к
самому
простому труду,
другие
–
к труду
более
сложному
и,
следовательно, более ценному. Эти различныетрудовые качества не даются человеку от природы,
они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости». Через хозяйственно-
бытовой труд в
д е т с к о м
с а д у
в
д е т я х воспитываются рассматриваемые
качества. Дошкольникивыполняют следующие виды работы: содержат в порядке свои игрушки,
настольные игры, пособия для занятий; протирают мебель, стирают одежду для кукол; накрывают
на стол, убирают посуду после еды; следят за порядком на своем участке. В результате дети
начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в
разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Опыт трудового
воспитания
Макаренко,
о п и с а н н ы й
в «Педагогической
поэме»,
свидетельствует, что первые успехи колонистов были связаны с практическими общественно
значимыми
делами,
такими
как
работа
в
мастерских,
ремонт
жилого
дома
и
пр.
Для
детей дошкольного возраста первыми практическими общественно значимыми делами в моей
группе является труд в уголке живой природы. Этот труд по уходу за растениями и животными
считаем
особо
ответственным.
Объясняем дошкольникам,
что
данный труд
–
не
забава.
Небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению,
иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме;
красивый цветок завянет, если его не поливать. Разъясняя это детям, стараемся пробудить в них
эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, любовь, например, к рыбке, к
улитке, к птичкам и т. д. Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает
со стороны ребят любопытство и симпатию, и желание помочь, заботиться и ухаживать. Но все эти
добрые
чувства
только
станут
фактором
нравственного,
духовного,
эстетического
и
физического воспитания,
когда
будет
правильно
организован труд
дошкольника по
уходу
за
растениями и животными. Например, в уход за растениями входит поливка и рассаживание. Кроме
поливки,
дети
пяти-шести
лет
протирают
плотные
листья
комнатных
растений,
обрезают
ножницами сухие листья и ветки, рыхлят землю в цветочных горшках, моют их мокрой тряпкой
или щеткой. Не реже двух раз в месяц протираем мягкой тряпочкой, смоченной в теплой воде, все
надземные части растения (листья обязательно и с нижней стороны, что гарантирует от появления
вредителей. Это ребёнок может сделать вместе с взрослыми. Работа очень полезна для развития
любознательности ребёнка, внимания и чувства ответственности, приобретения им элементарных
знаний о живой природе, умственного и эстетическоговоспитания.
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен
там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается
и
основной формой
проявления
личности
и
таланта.
Еслитруд,
говорил Макаренко,
всегда
был основанием человеческой жизни, то её истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты,
которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своём
большинстве
являются
именно
перспективами трудовыми.
И
не
только
творческим
должен
бытьтруд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так
как в создании материальных ценностей заключается сила еговоспитательного воздействия.
В о с п и т ы ва ющ а я
фу н к ц и я
т руд а
с о с то и т
в
том,
ч т о педагогически правильно
организованный т р уд
ф о р м и р у е т
т р уд о л ю б и е,
кол л е кт и в и зм ,
в з а и м о д е й с т в и е ,
дисциплинированность,
инициативу
и
пр.
Поэтому
главными
условиями,
способствующими
формированию отношения к труду взглядом А. С. Макаренко,являются:
•
понимание
общественной
значимости
выполняемого труда и
высокая
общественная
требовательность к нему;
• доступность труда данного возраста по характеру и объёму, наличие необходимых умений и
навыков, техническая оснащённость труда;
•
присутствие
интеллектуального
элемента,
необходимость
решения
технических,
технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы
мысли;
• возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;
• включение в труд соревнования;
• чёткая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.
Также следует отметить, что немаловажен ручной труд. Именно он развивает конструкторские
умения
и
навыки,
играет
большую
роль
в
умственном
и
эстетическомвоспитании
ребёнка,
развитии его творческих, технических способностей. Старшегодошкольника увлекает сам процесс
работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, её результат. В
ручном труде особое место занимает конструирование различных неигрушечных механизмов из
сломанных предметов домашнего обихода и их деталей (репродуктора, замка, электроплитки,
электроутюга, которые можно разобрать на части и снова собрать). Занятия с ними очень полезны,
так как активно развивают у детей старшего дошкольного возраста любознательность, интерес к
технике, технические навыки. Фантазию, смекалку. Эта задача облегчается тем, что у многих
детей, главным образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к «копанию» в настоящих
механизмах. Систематическим должно быть и участие девочек и мальчиков в несложном ремонте
книг,
одежды,
игрушек.
Родители
должны
убедить
детей
в
необходимости
такого
ремонта,
обращении за помощью к старшим по своей инициативе. Так, в процессе самостоятельной работы
ребёнка, а также совместной с другими членами семьи, да и в любое подходящее время взрослые
могут с помощью загадок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений повысить интерес
ребёнка к труду, сделать труд физический ценным и для умственного развития.
Таким
образом,
распро странение
идей
А.
С. Макаренко и
в н е д р е н и е
и х
в
практикувоспитания молодёжи
в
нашей
стране
наглядно
свидетельствуют
о
дальнейшем
развитии педагогической теории и практики, о её растущей связи с жизнью нашего общества. Его
теория
действует
в
современном
образовании
безотказно.
Следует
только
учитывать
важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его
метода.
Литература
1. Макаренко А. С., Воспитание гражданина, Москва, Просвещение, 1988.