Автор: Давлетшина Наталия Петровна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств имени С.Сайдашева" Высокогорского района РТ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с ансамблем скрипачей в младших и старших классах"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Школа искусств имени С. Сайдашева»
Высокогорского района РТ
Методическая публикация на тему:
«Работа с ансамблем скрипачей в младших и старших классах»
Автор: Давлетшина Н.П. – преподаватель высшей
квалификационной категории
Ансамблевое музицирование. Ансамбль скрипачей.
Ансамблевое
музицирование
–
великолепная
возможность
приобщить
к
творчеству целый коллектив детей. Ансамбль скрипачей – это одна из самых
интересных и плодотворных форм работы с начинающими скрипачами. При игре
в ансамбле прекрасно развивается гармонический, мелодический слух, чувство
темпа, ритма, музыкальная память. Дети учатся слышать и понимать внутренний
мир музыки, растут и развиваются в эмоциональном и эстетическом плане, при
игре прислушиваются друг к другу. Мои ученики очень любят играть в ансамбле,
радуются игре в коллективе. С детьми начинаю заниматься ансамблем с первого
года обучения, и замечу, что этот вид музицирования наиболее любим юными
исполнителями. На уроках разучиваем с начинающими несложные одноголосные
детские песенки. Сначала играем несложные упражнения и песенки в унисон, а
затем я подбираю вторую партию и играем вместе. Игра с педагогом учит ребенка
слышать не только свою партию, но и звучание пьесы в целом, воспитывает
культуру звука, помогает раскрыться эмоционально, раскрепоститься. Также на
уроках специальности, ученик должен научиться слушать партию фортепиано,
это тоже первые навыки ансамблевой игры. Но, надо сказать, многим детям
бывает сложно играть с аккомпаниментом, т. е. к такому звучанию им надо
привыкнуть. Но в основном, в первый и во второй год обучения мои ученики
играют в унисон, дабы лучше понять как звучит мелодия той или иной пьески.
Также при игре в унисон они приучаются
правильно интонировать. Дети, в
процессе занятий ансамблем и вообще музыкой, начинают понимать, что такое
труд музыканта. Ведь для того, чтобы разучить две-три пьесы, нужно очень
постараться. А еще дети любят выступать перед родителями, в школе, в Доме
культуры и на различных конкурсах. Волнуются, конечно. Но постепенно дети,
занимаясь музыкой, начинают получать эстэтическое наслаждение, а это главная
задача педагога и музыкального образования. Когда же новичок справляется со
своими партиями, перевожу его в основной состав ансамбля. Когда дети играют
со своими сверстниками, в них просыпается дух соперничества, они старательно
учат партии, тянутся за более сильными учениками, стараются играть лучше. И
так
как
они
объединены
общей
целью
и
задачами,
между
ними
рождается
взаимопонимание, взаимоуважение, дружба. На данный момент в моем классе
занимаются
два
коллектива:
старшая
группа
и
младшая.
Также,
пьесы
по
ансамблю, мы стараемся проигрывать на каждом уроке по специальности.
Методика работы над произведениями
С самых первых уроков в классе, я веду предварительную работу с каждым
участником
ансамбля:
добиваюсь
чистоты
интонации,
правильных
штрихов,
выразительности фразировки и других моментов, необходимых в ансамблевом
исполнении. Все ученики имеют разные музыкальные способности, и поэтому
важно искать индивидуальный подход к каждому. Одному ребенку нужно долго и
упорно работать над каждой нотой, а другому, имеющему хорошие музыкальные
2
данные, достаточно несколько уроков и он готов к выступлению. Обычно такие
учащиеся
становятся
лидерами
в
коллективе,
примером
для
других Для
их
дальнейшего развития, полезно давать им возможность попробовать свои силы и
в других составах с уже более сложной партией (дуэты, трио, сольные партии). В
своей работе я сочетанию словесное объяснение (беседа, рассказ), собственный
показ, совместное исполнение музыкального произведения. При игре в ансамбле
дети
слушают
друг
друга,
оценивают
качество
игры
на
инструменте.
Воспитываются
психологическая
выносливость,
артистизм,
ответственность,
добросовестность. По мере развития учащегося, я постепенно усложняю партии,
придерживаясь принципа «от простого к сложному». Если проследить линию
профессионального развития учащегося в классе ансамбля, то наглядно виден
его
постепенный
прогресс
в
техническом
и
музыкальном
плане.
Задача
преподавателя ДМШ – привить и сохранить в детях любовь к музыке, научить их
получать и дарить радость от исполняемых произведений!
Вопросы подбора репертуара для конкурсных и концертных выступлений.
Один из залогов успеха интересного занятия - правильно подобранный репертуар,
позволяющий
заинтересовать
ребенка
и
слушателя,
а
также
выполнить
методические
задачи.
При
подборе
репертуара
для
ансамблей,
я
всегда
просматриваю
много
нотной
литературы,
стараясь
найти
интересные,
яркие
произведения,
перспективные
для
предстоящих
концертных
и
конкурсных
выступлений.
Репертуар
произведений,
разучиваемых
в
ансамле,
довольно
разнообразен.
Иногда
я
делаю
собственные
переложения,
стараясь
внести
разнообразие
в
репертуар
по
жанрам
и
по
стилю,
особенно
для
младшео
ансамбля. Кстати, дети любят играть произведения татарских композиторов.Вот
некоторые
произведения,
выученные
за
последние
года:
Еникеев
«Ариетта»,
Хабибуллин «Гавот», Хабибуллин «Танец юношей», тат. нар. песня в обработке
Ш.Монасыпова
«Соловей
соловушка»
и
другие.
Особой
любовью
у
детей
пользуются
эстрадные
пьесы:
Джоплин
«Рэгтайм»,
мелодия
из
к/ф
«Профессионал»,
«Мелодия
из
к/ф
«Профессионал».
Также
в
дети
играли
произведения советских и русских композиторов: Кара-Караев «Танец девушек»,
Шостакович «Романс», Дога «Вальс», Дворжак «Юмореска», Бах «Аве Мария».
Подбирая
произведения
для
ансамбля,
я
обязательно
учитываю
уровень
технического и музыкального исполнительства учащихся. Причем, партии пьес
по ансамблю по трудности не должны быть сложнее пьес, изучаемых в классе по
специальности.
Ансамбль
и
специальность
—
эти
предметы
являются
взаимополезными,
так
как
урок
ансамбля
помогает
заинтересовать
ребенка,
простимулировать его к занятиям, а на уроках по специальности повышается
уровень скрипичного мастерства, необходимый для игры в ансамбле. Игра пьес в
ансамбле,
должна
приносить
удовольствие
как
самим
исполнителям,
так
и
слушателям.
Это
может
быть
знакомая
с
детства
песня,
которая
вызывает
приятные
эмоции, или яркая, запоминающаяся мелодия. Я, как руководитель,
должна постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя
перед участниками детского коллектива новые художественно-исполнительские и
познавательные
задачи.
Конкурсное
или
концертное
выступление
является
3
необходимой
ступенью
дальнейшего
развития
любого
музыканта. Ансамбли,
которыми я руковожу (два состава: старший и младший) участвуют в фестивалях,
конкурсах, на различных концертах. Выступления моих учеников являются не
только стимулом к дальнейшей работе и возможностью показать свои достижения
и
успехи,
но
также
пропагандой,
знакомством
слушателей
со
скрипичной
музыкой. Коллективные формы музицирования очень востребованы в настоящее
время.
Звуки
скрипки
всегда
рождают
живой
отклик
в
душах
всех
детей
и
взрослых, будят в них прекрасные чувства.
4