Автор: Краюхина Марина Сергеевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 42 комбинированного вида"
Населённый пункт: Свердловская область город Алапаевск
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные формы работы с родителями детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном
учреждении
одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
детским
садом,
является
«взаимодействие с семье для обеспечения полноценного развития ребенка».
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе
детского
сада.
Семьям,
воспитывающих
ребенка
с
ОВЗ,
характерна
недостаточная
включенность
в
систему
общественных
отношений.
Не
все
семьи
реализуют
весь
комплекс взаимодействия на ребенка по разным причинам. Но ясно одно: всем родителям
необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями детей с
ОВЗ решает множество проблем, где сопровождение образовательного пространства и
психологическая
поддержка
семей
в
реализации
их
воспитательной
функции
осуществляется
путем
тесного
сотрудничества
узких
специалистов
и
воспитателей
детского сада.
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с
которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду
является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе,
непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко
не
продумывались
содержание
и
формы
образовательной
деятельности
с
детьми,
положительный
результат,
может
быть,
достигнут
только
при
рассмотрении
семьи
и
детского
сада
в
рамках
единого
образовательного
пространства,
подразумевающего
взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении
дошкольного детства ребенка.
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада
является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-
семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в
жизнь дошкольного учреждения.
Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с
родителями (законными представителями) воспитанников предполагает:
- взаимопомощь,
- взаимоуважение и взаимодоверие,
- знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий
воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
- обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Условия успешной работы с родителями:
- изучение социального состава родителей, уровня образования, социального
благополучия, выявление семей группа риска;
-дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики
каждой семьи;
- целенаправленность, систематичность, плановость;
-доброжелательность и открытость.
Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями
воспитанников,
которые
являются
наиболее
актуальными
в
нашем
дошкольном
учреждении.
Среди
нетрадиционных
форм
работы
с
родителями
можно
выделить
следующие подгруппы:
- познавательные,
- информационно-аналитические, досуговые,
- наглядно-информационные
Наименование
Цель использования
Формы проведения общения
Информационно-
аналитические
Выявление интересов,
потребностей, запросов
родителей, уровня их
педагогической
грамотности
⁻
Проведение социологических
опросов
⁻
Анкеты
⁻
Индивидуальные беседы
⁻
Картотеки «Педагогическая
копилка: родители для педагогов»,
«Педагогическая копилка:
педагоги
для родителей»
(с целью
взаимообогащения
педагогического
мастерства)
⁻
Общение по электронной почте
и социальным сетям
Познавательные
Ознакомление
родителей с
возрастными и
психологическими
особенностями детей
дошкольного возраста.
Формирование у родителей
практических
навыков воспитания
детей
Семинары-практикумы
⁻
Проведение собраний,
консультаций в нетрадиционной
форме
⁻
Мини-собрания
⁻
Семейная игровая гостиная
⁻
Исследовательская, проектная
деятельность
Досуговые
Установление
эмоционального контакта
между педагогами,
родителями, детьми
⁻
Совместные досуги, праздники
⁻
Интерактивные досуговые
праздники
Мероприятия
⁻
Выставки работ родителей и
детей
⁻
Семинары
⁻
Творческие мастерские
⁻
Дни добрых дел
- Участие в конкурсах на уровнях
ДОУ, Муниципального и
Всероссийского
- Клуб выходного дня
Наглядно-
информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские
Ознакомление
родителей с работой
дошкольного
учреждения,
особенностями
воспитания детей.
Формирование у
родителей знаний о
воспитании и развитии
детей
Памятки
⁻
Дни (недели) открытых дверей
⁻
Открытые просмотры НОД и
других видов деятельности детей
⁻
Выпуск стенгазет
⁻
Использование видеозаписей
наблюдений за ребёнком в
процессе
его деятельности
⁻
Взаимообмен фотографиями,
видеозаписями о жизни ребёнка в
семье и в детском саду
Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских
встреч в детском саду:
«Педагогическая гостиная»
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается
участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–
детский сад».
Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие
и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель
ближе
узнал
ребенка,
его
особенности.
Родителей
знакомят
с
мероприятиями,
запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку
они
могут
оказать
в
запланированных
мероприятиях,
а
так
же
их
пожелания
и
предложения на учебный год.
В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и
анализируют достижения и ошибки.
«Семинар-практикум»
На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед,
психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или
решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и
родители или приглашенные специалисты.
Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой
встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое
сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и
о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации.
Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются
игровые
приемы
на
снятие
тревожности
и
страхов
для
того,
что
бы
родители
при
возникновении трудностей могли помочь своим детям.
«Душевный разговор»
Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети
имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.).
Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию
коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в
конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят.
Например,
тема
встречи
«Ваш
ребенок
–
левша».
С
родителями
проводится
анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень
леворукости у ребенка - слабая или выраженная.
Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям
предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику
обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце
такой
встречи,
необходимо
продумать
в
какой
форме
будет
происходить
рефлексия
(получение
обратной
связи):
это
может
быть
анкетирование,
обмен
мнениями
и
впечатлениями от встречи и т.д.
«Творческие мастерские»
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели,
родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок,
т.е.
поделиться
опытом
по
воспитанию
и
развитию
детей,
продемонстрируют
свои
достижения в той или иной области.
Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей.
Затем
можно
дать
тему
нескольким
родителям,
которые
смогут
объяснить
или
продемонстрировать
на
практике,
как
научить
ребенка
убирать
за
собой
игрушки,
умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог.
На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую
сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать
родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или
иную игру) и т.д.
Цель данного проекта: Развитие речи и мелкой моторики, через нетрадиционные
техники рисования, аппликации, лепки.
Мастер-классы проходили раз в месяц, на которых мы знакомили родителей с различными
техниками художественно-творческого развития. Изначально посещаемость была 60%, в
дальнейшем
увеличилась
до
100%.
На
каждом
мастер-классе
родители
с
детьми
выполняли совместную работу. Вниманию родителей были представлены презентации, в
конце каждого мастер-класса давалась памятка, чтобы полученные знания и умения в ходе
мастер-класса не оставались в стороне. На протяжении всех мероприятий сохранялась
дружественная атмосфера, родители с удовольствием общались между собой, создавали
совместные поделки с детьми, можно сказать, что они просто отдыхали душой. И мы не
раз слышали положительные отзывы о совместно проведённых мероприятиях.
«Семейная игровая гостиная»
Цель:
вовлечь родителей в единое образовательное пространство «Детский сад -
Семья», повышение уровня педагогической грамотности.
В соответствии с целью были сформулированы задачи.
Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе
развития ребенка.
Вся работа нашего учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из
пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих
детей.
На первой встрече мы познакомили родителей с блоками Дьенеша и палочками
Кюизенера. Родителям и детям были предложены игровые ситуации. Вниманию родителей
была
также
представлена
презентация
и
выдана
памятка.
Посещаемость
данного
мероприятия была 100%. Родители очень заинтересовались игровыми пособиями.
В дальнейшем запланированы следующие игровые гостиные, на которых родители
познакомятся со следующими развивающими играми:
-Развивающие игры Воскобовича
- Знакомство с математическим планшетом
- Интересные кубики
- Камешки Марблс.
Шарики Марблс – это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие
тысячи
лет
назад.
Марблс
в
переводе
означает
«мраморный».
Современные
Марблс
делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью
специальных
красителей
стеклу
придают
самые
разнообразные
расцветки.
Шарики
Марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на
ощупь.
«Клуб выходного дня»
На протяжении трёх лет в нашей группе функционирует Клуб выходного дня. Это
посещение детской библиотеки совместно с родителями. Каждое посещение проходит по
запланированной
работниками
библиотеки
теме.
С
детьми
организуются
различные
конкурсы, в мероприятие включён показ кукольного театра. В этом году мы продолжим
сотрудничество с библиотекой. С декабря, 1 раз в месяц.
«Информационные стенды»
В группе есть родительский уголок, где родители знакомятся с темой недели, получают
рекомендации
по
лексическим
темам
для
закрепления
материала,
который
даётся
педагогами в группе. Также у нас существует связь через социальную сеть, где родители
общаются
между
собой,
размещается
информация
для
родителей,
которые
не
присутствуют на наших мероприятиях, происходит обмен фотографиями. Также между
нами и родителями осуществляется общение по электронной почте.
«Проектная деятельность»
Нами
разработаны
и
реализованы
исследовательские
проекты.
Родители
охотно
принимали участие в проективной деятельности.
Исследовательские проекты: «Кто такие насекомые?»
«Что растет на клумбе?»
«Лето – красное – пора прекрасная!»
«Путешествие Капельки»
«Найди свой дом в родном городе. Строим дом вместе»
«Кто живет на дне морском?»
«Кто живет в сказках?»
Методы активизации родителей
На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие
методы активизации родителей.
«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий
достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсивная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового
штурма»
тем,
что
вместо
отсрочки
оценочных
действий
предлагается
проявить
максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы,
идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет
различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности,
которые
необходимо
улучшить.
Сначала
предлагаются
качества
или
характеристики
(прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким
путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким
бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества,
т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Ассоциации»
- на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный
момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей
группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая
идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем
рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист
бумаги,
где
сформулирована
проблема
и
даются
информация
или
рекомендации,
необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее
важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются
педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно
использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители
заносят
запись
наиболее
важных
моменты
по
их
мнению.
Педагог
их
суммирует
и
проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы
бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные
решения.
Каждое
предложение
записывается
на
отдельном
листе.
Проблему
нужно
формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый
родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет
на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем,
как, когда? Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо
событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый,
интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно
вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут
увидеть и нестандартные пути их решения.
«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую
деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства
родителей
(интерес,
любопытство).
Тема
может
быть
любой,
подводятся
итоги
взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
Наши родители очень отзывчивые, принимают активное участие в жизни детского сада.
Оказывают посильную помощь в благоустройстве детского участка и группы. Участвуют в
обновлении
предметно-развивающей
среды,
создают
многофункциональные
развивающие пособия своими руками и т.д.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие
родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и
кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.
Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути
сотрудничества.