Автор: Шешина Вера Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО города Кызыла "Детская школа искусств им. Н. Рушевой"
Населённый пункт: Республика Тыва, город Кызыл
Наименование материала: Учебное пособие для ДМШ и ДШИ
Тема: "Музыкально-дидактические игры на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Кызыла «Детская школа искусств имени Нади Рушевой»
Учебное пособие для ДМШ и ДШИ
«Музыкально-дидактические игры на уроках
сольфеджио»
Выполнила: Шешина В.Н.,
преподаватель
теоретических дисциплин.
Рецензент: преподаватель высшей
категории ГБПОУ РТ «ККИ
им. А.Б. Чыргал-оола»
Мишина Е.Л.
Кызыл
2019
1
Содержание:
1.
Предисловие……………………………………………………………3
2.
Вокально-интонационные навыки……………………………………4
3.
Сольфеджирование……………………………………………………..6
4.
Музыкальный диктант…………………………………………………7
5.
Слуховой анализ………………………………………………………..9
6.
Развитие чувства метроритма…………………………………………13
7.
Теоретические материал……………………………………………….17
8.
Список литературы……………………………………………………..22
9.
Приложение ……………………………………………………………23
2
1.
Предисловие
Ни для кого не секрет, что не все дети, которые поступают в школу
искусств сегодня, «горят» желанием учиться, а если «горят», то уверены, что
учиться легко, и совсем скоро они будут играть и петь так, как «показывают в
телевизоре». Очень важно для преподавателя, с первых же уроков удивить,
поразить воображение детей эмоциональной и увлекательной деятельностью,
чтобы урок «Сольфеджио» не казался скучным и сложным предметом. Для
этого необходимо привлекать детей к активному участию в творческой и
игровой деятельностях. Традиционную методику преподавания предмета в
старших классах можно дополнить увлекательным музыкальным материалом
и наглядными пособиями, это очень оживит урок.
Применение игровых форм работы в различных видах деятельности на
уроках сольфеджио способствуют стимулированию учебно-познавательной
деятельности учащихся, воспитывают интерес к музыке, помогают легче
усваивать
новые
знания,
заниматься
с
радостью
и
увлечением.
Дух
соперничества в игре заставляет самых нерадивых участвовать в процессе
обучения. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут
с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник. Игра
позволит
преподавателям
наиболее
эффективно
организовать
работу
учащихся на уроке, сэкономить время на нужные и важные моменты.
Музыкально-дидактические игры данного пособия распределены по
разделам, определяющие формы работы на уроках сольфеджио. В разделе №
3 «Сольфеджирование»
и в Приложении
предлагаются песенки, которые
посвящены
различным
теоретическим
понятиям
и
правилам.
При
использовании данных песен на уроке, выполняются одновременно два вида
деятельности – это сольфеджирование и заучивание теоретических понятий.
Несомненно, что в таком виде ребята усваивают их намного быстрее, чем в
традиционной форме, когда педагог просит учеников долго и утомительно
записывать теорию в тетрадь и затем заучивать дома.
Песни в данном
пособии являются дополнительным дидактическим материалом.
Игры в
пособии
не
дифференцированы
по
возрасту
детей,
преподаватель
может
применять их по своему усмотрению в разных классах.
3
2.
Вокально-интонационные навыки
«Живое пианино»
Цель.
Развитие
ладового
чувства,
чистого
интонирования,
музыкальной
памяти и слуха. Развитие творческих способностей.
Методика
применения.
Ребята
выстраиваются
в
ряд
в
количестве
8-10
человек.
Каждый из них – «живая клавиша», «ступень какой-либо гаммы» и
должны пропевать свой звук. Педагог или ученик «нажимает» на клавиши и
играет знакомые попевки, гаммы, трезвучия, последовательность ступеней
или импровизированную мелодию.
«Угадай мелодию»
Цель.
Развитие чистой интонации, закрепление в сознании определённых
интонационных
оборотов,
что
поможет
формированию
ладового
чувства;
развитие ритмического чувства и музыкальной памяти.
Методика применения. При изучении нот пропеваются различные попевки:
«Фа-соль, фа-соль вот и выросла фасоль»
«Соль-ля, соль-ля как прекрасна земля»
«До-ре-ми, до-ре-ми на меня посмотри»
«До-ми-до, до-ми-до, я играю в домино» и другие.
Необходимо определить песенку по ритму, который простукивает педагог
(позже это может делать ученик), потом исполнить её на фортепиано (это
концертмейстер) вместе с другими учениками (это ансамбль). По ходу игры
выбирается лучший концертмейстер.
Игра «Музыкальное эхо»
Цель. Настроить
слух
на
тональность,
развить
ощущения
устойчивости
тоники.
Методика применения. После настройки на определенную тональность,
педагог поет и показывает ручными знаками ступени тонического трезвучия
в
различных
ритмических
и
звуковых
сочетаниях.
Участникам
игры
необходимо
запоминать
каждый
вариант
исполнения
и
точно
без
интонационных и ритмических ошибок его воспроизвести. Затем каждый
учащийся придумывает и показывает классу свой вариант ритмизованного
исполнения
тонического
трезвучия.
Таким
же
образом
можно
петь
разрешение ступеней, мелодические обороты. Это задание выполняется в
умеренном темпе.
«Узнай песенку»
Цель. Развитие внутреннего слуха.
Дидактический материал. Болгарская «столбица» или звуковая лесенка.
Методика
применения.
Преподаватель
говорит
детям,
что
«лесенка»
волшебная, она умеет петь. Педагог показывает ступени, учащиеся про себя
4
пропевают эти ступени, и узнают знакомые песенки. Тот, кто первым узнал
песню, исполняет её нотами в указанной тональности.
«Допеваем тонику»
Цель. Эта игра поможет освоить ощущение тоники.
Методика применения. Учитель играет мелодию, в которой нет окончания.
Дети должны «допеть» тонику на какой-либо нейтральный слог (например,
«та»).
«Допеваем песенку» (вариант игры «Музыкальное эхо»)
Цель.
Настроить
слух
на
тональность,
развить
ощущения
устойчивости
тоники, закрепить знания об устойчивых ступенях лада.
Методика
применения.
В
заданной
тональности
1
фразу
-
исполняет
преподаватель (задаёт вопрос), 2 фразу - учащийся допевает (или играет на
фортепиано), импровизируя на устойчивых звуках. Например, в До мажоре:
Кто пришел ко мне с утра
Кто сказал вставать пора?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашечку налить?
Кто цветов в саду набрал?
Кто меня поцеловал?
5
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
«Допеваем интервал».
Цель. Развитие вокально-слуховых навыков исполнения интервала от звука.
Методика
применения.
Преподаватель
исполняет
музыкальную
фразу,
построенную на одном звуке, в котором упоминается один из интервалов.
Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз со словом «да», чтобы
получился нужный интервал.
Например:
3.
Сольфеджирование
Для
закрепления
теоретических
понятий
можно
выучить
песенки-
попевки.
6
Также можно разучить песни о разных элементах музыкального языка,
размещенные в Приложении данного пособия.
4.
Музыкальный диктант
«Собери ритм»
Цель. Развитие метроритмического чувства, ритмической памяти.
Материал. Ритмические карточки
Методика
проведения. Собрать
ритм
мелодического
или
ритмического
диктанта из разрезанных карточек.
Например, собрать ритм песни “Братец Мартин”.
7
«Собери мелодию»
Цель. Развитие музыкального слуха и памяти.
Дидактический материал. Разрезанные карточки мелодии диктанта.
Методика
применения.
Собрать
мелодию
диктанта
из
разрезанных
карточек.
Например, собрать мелодию песни «Братец Мартин».
«Угадай мелодию»
Цель. Развитие музыкальной памяти и вокально-слуховых навыков.
Методика применения. После 1-2 проигрываний запомнить
небольшую
мелодическую фразу, воспроизвести ее на нейтральный слог, а затем спеть с
названием звуков.
Например:
«Диктант с подсказкой»
Цель. Развитие
музыкальной
памяти,
навыка
записывания
услышанной
мелодии.
Дидактический
материал.
Письменно
оформленные
«заготовки»
прослушиваемых диктантов.
Методика применения.
Пример №1
Определить размер, расставить такты, указать длительности нот.
Пример №2
Поставьте там, где необходимо, диезы, бемоли или бекары.
8
Пример № 3
Найдите ошибки в записи данной мелодии и исправьте их.
Пример № 4
Вставьте пропущенные ноты.
Пример № 5
Допишите мелодию.
Пример № 6
Допиши верхний голос.
Пример № 7
Допиши нижний голос.
9
5.
Слуховой анализ
«Музыкальная лесенка»
Цель. Восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти
и восьми ступеней лада, идущих поступенно вверх и вниз.
Дидактический материал. «Лесенка» из картона.
Методика применения. Педагог играет на фортепиано последовательность и
предлагает детям определить движение мелодии (вверх, вниз или на одном
звуке) и количество ступеней в сыгранной мелодии. Кто-то из учащихся
выходит,
и
показывает
всем,
как
звучала
мелодия
по
«Лесенке».
Одновременно все остальные дети демонстрируют это движением руки.
1) до-ре-ми, ми-ре-до;
2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до;
3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до;
4) до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, до-си-ля-соль-фа-ми- ре-до.
Ступени лада поются со словами:
1) “вверх иду”, “вниз иду”;
2) “вверх я иду”, “вниз я иду”;
3) “вот иду я вверх”, “вот иду я вниз”;
4) “вверх по ступенькам поднимись”, “потом обратно вниз спустись”.
Учащиеся должны знать последовательность звуков и петь их.
«Как движется мелодия?»
Цель. Учить
анализировать
прослушанную
мелодию
с
точки
зрения
ее
структурного строения и интонационного развития.
Дидактический материал. Карточки с графическими символами основных
элементов музыкальных интонаций.
Методика применения. После проигрывания мелодии педагог предлагает
проанализировать мелодию синтаксически, а затем показать карточку или
несколько
карточек
с
соответствующими
графическими
изображениями
движения мелодии.
10
Пример мелодии с графическими символами.
«Подумай и отгадай»
Цель.
Развивать
у
учащихся
способность
различать
регистры
(высокий,
средний, низкий).
Дидактический
материал.
Карточки
по
числу
играющих,
на
которых
изображены:
на
одной
птичка
(высокий
регистр);
на
другой
–
зайчик
(средний регистр); на третьей – медведь (низкий регистр).
Методика применения. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных
регистрах (высокий, средний, низкий). После повторного исполнения каждой
из
пьес,
учащиеся
определяют
регистр,
выбирают
нужную
карточку
и
показывают её педагогу.
«Разноцветный забор»
Цель.
Игра
способствует
развитию
гармонического
слуха,
осознанию
ладовых связей.
Дидактический
материал.
Используются
старые
фломастеры
жёлтого,
зелёного, красного цвета.
Методика применения.
Педагог играет гармоническую последовательность, ученики выкладывают
фломастерами
функции
прозвучавших
аккордов.
Или
наоборот:
педагог
выкладывает «разноцветный забор», ученик играет аккорды.
«Динамический поезд»
11
Цель. Закреплять
умение
в
различении
шести
динамических
оттенков
музыки.
Дидактический
материал.
Плакат
с
изображением
поезда
с
вагонами,
разрезные карточки с изображением динамических оттенков.
Методика
применения.
Педагог
исполняет
музыкальную
пьесу,
где
динамические
оттенки
изменяются
последовательно.
Пьеса
исполняется
дважды.
После
прослушивания
музыки,
дети
выкладывают
в
нужной
последовательности
динамические
оттенки
на
«вагонах
поезда»,
изображенного на плакате.
«Разноцветные кубики»
Цель. Закреплять умение различать в музыкальных произведениях его части,
вступление и заключение; строение песен, количество куплетов.
Дидактический материал. Восемь кубиков (сторона 5см). Четыре стороны
кубика окрашены в разные цвета (красный, синий, желтый, зелёный). На две
стороны наносятся значки (небольшой прямоугольник и кружок), условно
обозначающие музыкальное вступление и заключение.
Методика применения.
1-й этап освоения. Пособие используется для определения частей музыки или
количества куплетов в песне. Педагог исполняет пьесу, состоящую из трёх
частей, где первая и третья повторяются, а вторая – контрастна по характеру.
При повторном исполнении пьесы учащиеся выкладывают кубики так, чтобы
у первого и третьего кубика верхние стороны были одинаковые по цвету, у
второго другого цвета. Педагог может исполнять песню, тогда каждый куплет
обозначается разными цветами, а повторяющийся припев песни обозначается
одним цветом кубика.
2-й этап освоения. Учащиеся учатся различать не только части музыки, но и
музыкальное вступление, заключение. Сначала они также определяют части,
или количество куплетов и припевов, выкладывая их с помощью кубиков, а
затем при повторном прослушивании пьесы или песни определяют, есть ли в
ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед
кубиками, обозначающими части, дети кладут кубик, на верхней стороне
которого изображен прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то
последний кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.
«Отгадай загадку»
Цель. Отработка чистого интонирования и определение на слух отдельных
ступеней и мелодических оборотов.
Дидактический
материал. «Музыкальная лесенка» вырезанная из картона
или нарисованная на плакате.
Методика применения.
Педагог играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают,
показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят «отгадывает
12
загадку»,
пропевая
её
нотами.
«Загадки»
можно
записывать
в
тетрадь,
каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в определённом размере
и ритме или без них. Эту игру удобно использовать для настройки в какой-
либо тональности перед диктантом.
«Игра по командам»
Цель. Развитие интервального слуха.
Методика применения.
Ребята делятся на две команды, а доска – на две части. Обе группы детей
выходят к своей половине доски. Преподаватель играет цепочку интервалов.
Каждый участник команды записывает 1-2 интервала по очереди. В конце
игры результаты сравниваются. Победила та команда, участники которой
допустили
меньше
ошибок.
Эту
форму
работы
можно
использовать
в
письменных
упражнениях,
когда
каждая
из
команд
строит
на
доске
интервалы, аккорды от звука или в тональности.
«Кто победил?»
Цель. Развитие интервального слуха.
Дидактический материал. Карточки интервалов.
Методика применения.
Карточки раскладываются на столе. Преподаватель играет гармонический
интервал,
ребята
показывают
нужную
карточку.
Кто
ошибся
и
показал
неверно – садится, но продолжает отвечать. Победил тот, кто все время
отвечал правильно и последним остался стоять до конца.
«Индивидуальное исполнительство»
Ц е л ь . Формирование
умения
делать
целостный
анализ
музыкального
произведения,
составлять
рассказы
о
средствах
музыка льной
выразительности и об образном содержании прослушанного произведения.
Дидактический материал. Разрезные карточки со средствами музыкальной
выразительности.
Методика применения.
Любой
из
учеников
исполняет
на
фортепиано
выученную
пьесу
по
специальности.
Остальным
детям
раздаются
карточки
со
средствами
музыкальной выразительности (жанр, форма, лад, регистр, темп, динамика,
характер,
ритм,
метр,
фраза,
мелодия,
аккомпанемент
и
т.п).
После
исполнения учеником пьесы, каждый ребёнок рассказывает о том средстве
музыкальной
выразительности,
которое
упомянуто
в
доставшейся
ему
карточке.
После анализа, составить небольшой рассказ об музыкальном
образе данного произведения.
«Маскарад»
Цель.
Игра
поможет
ребятам
осознать,
какое
важное
значение
имеют
в
музыке
средства
выразительности
–
лад,
размер,
темп,
-
и
как
с
их
13
изменением
пьеса
становиться
«непохожей
сама
на
себя»,
звучит
в
необычном виде.
Дидактический материал. Музыкальное произведение или его фрагмент.
Методика применения.
Преподаватель объясняет, что участника маскарада трудно узнать, когда он
надевает костюм и маску. Тоже самое может произойти и с музыкальным
произведением, если поменять в нем средства музыкальной выразительности.
Преподаватель играет хорошо знакомую детям пьесу, изменив в ней лад, темп
или размер. Ученики должны узнать произведение и объяснить, что в нем «не
так». Например, «Полька» из «Детского альбома» Чайковского может быть
преподнесена таким образом:
6.
Развитие чувства метроритма
«Ритмохлопы»
Цель. Упражнять детей в различении пяти ритмических рисунков.
Дидактический материал. Карточки-картинки.
Методика применения. В центре нарисован кружочек, а в нём ритмический
рисунок
тех
слов,
предметов,
которые
нарисованы
вокруг
него.
Педагог
предлагает учащимся прохлопать и проговорить все слова изображённые на
рисунках.
А
после
придумать
свои
слова
к
этим
ритмам.
Далее
игра
усложняется
и
дети
по
ритму,
прохлопанному
педагогом
или
любым
учащимся,
узнают
уже
сами
один
из
пяти
отработанных
ритмических
рисунков.
«Узнай и сложи попевку»
Цель. Простукивать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по
изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.
Дидактический материал. Прямоугольники различной длинны: длинные
прямоугольники – соответствуют долгим звукам, короткие – коротким.
Методика применения. Разучивая вместе с педагогом попевку, учащиеся с
помощью
пособия
выкладывают
её
ритмический
рисунок.
Научившись
выполнять это задание, учащиеся могут перейти к более сложному – узнать
по выложенному педагогом ритмическому рисунку знакомую попевку.
«Угадай-ка»
Цель. Собрать по памяти ритмический рисунок музыкальной фразы.
Дидактический материал. Ритмические карточки.
Методика применения.
14
Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни, предлагая детям
узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с ритмическими
слогами и жестами, а затем выложить карточками.
«Упрямый ослик»
Цель. Развития чувства ритма, знакомство с понятием «остинато».
Дидактический материал. Песня «Упрямый ослик» (Приложение)
Методика
проведения.
Значение
слова
«остинато»
легко
запоминается
детьми, которые ассоциируют его с «упрямым осликом», повторяющим одну
и ту же ритмическую фигуру.
Группа поёт выученную мелодию песни, а
один из учеников, выступающий в роли «упрямого ослика» играет на детском
ударном инструменте ритмическое остинато. Эту игру можно использовать с
1 по 7 класс, начиная с простейших ритмических формул и постепенно
включая пройденные ритмы.
«Запиши свое имя»
Цель. Проработка ритмических групп в разных размерах.
Методика
применения. Преподаватель
исполняет
музыкальную
фразу,
в
которой упоминается имя одного из учеников. Вся группа пропевает ее с
дирижированием. Тот ребенок, которого назвали, должен выйти к доске и
записать ритм мелодии.
В начале первого класса прорабатываются самые
простые сочетания длительностей. От небольших примеров, состоящих из
одного такта, ученики переходят к более длинным и сложным. Эту игру
можно включать в уроки и в средних классах, при знакомстве с пунктирным
ритмом, сикопами, триолями и др.
Например:
15
«Ладушки»
Цель.
Узнавать на слух и простукивать чередования сильных и слабых
долей.
Методика применения. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет
пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки.
Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые друг с другом, как бы играя в
«ладушки».
«Маятник»
Цель. Формировать ощущение мерной пульсации сильной и слабой долей.
Методика применения. Педагог предлагает детям поставить правую руку на
локоть и равномерно «четвертями» водить влево и вправо, вниз, к столу. При
движении влево рука касается парты, вправо – не достаёт её. С «маятником»
можно выполнять ритмические упражнения, пропевать мелодии.
«Телефон»
Цель. Развитие ритмической памяти.
Методика проведения. Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель
или кто-то из учеников (например, стоящий последним) придумывает ритм.
Пальцами он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребёнка.
Тот
передаёт
«сообщение»
следующему
и
т.д.
Ученик,
последним
получивший «по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске.
После этого вся группа прохлопывает ритм.
«Фотографирование ритма»
Цель. Развитие памяти, навыка анализа ритмического рисунка.
Дидактический материал. Мультимедиа или карточки с ритмом.
Методика применения.
Педагог показывает группе карточку с ритмическим
оборотом или мультимедийный ролик. Ребята должны «сфотографировать»
ритм, запомнить, мысленно проанализировать, затем прохлопать и записать в
тетрадь.
16
«Ритм наоборот»
Цель. Развитие памяти, чувства метроритма, навыка анализа ритмической
рисунка.
Дидактический материал. Детские ударные инструменты.
Методика
применения. Преподаватель
исполняет
ритмическую
фразу,
а
ученики исполняют её хлопками или на детских инструментах в обратном
порядке. Игру следует начинать с самых простых ритмов, а затем постепенно
усложнять.
Можно
показать
ребятам
карточку
с
группой
длительностей,
которые дети должны простучать наоборот.
«Бесконечное эхо»
Цель. Развитие чувства метроритма, отработка ритмических групп в разных
размерах.
Дидактический
материал. Ритмические
карточки,
детские
ударные
инструменты.
Методика проведения. Педагог показывает ребятам ритмическую карточку,
а
ребята
поочерёдно
исполняют
её
на
разных
детских
музыкальных
инструментах, постепенно уменьшая силу звука.
«Ведём разговор»
Ц е л ь . Развитие
чувства
метроритма,
простукивание
ритма
речевых
предложений, фраз.
Дидактический материал. Стихотворения.
Методика применения. Игра представляет собой «ритмический диалог»,
который
ведут
учитель
и
ученик
или
два
ребёнка.
Вначале
«разговор
происходит в виде «эха», когда ребёнок просто повторяет «реплики» учителя.
Можно также включать в это упражнение заранее выученные стихотворения,
где ведут диалог два персонажа.
Например:
17
«Давай поспорим»
Цель. Отработка навыка исполнение ритмических партитур.
Дидактический материал. Ритмические партитуры двух и трехголосные.
Методика
проведения.
Преподаватель
напоминает
детям
о
том,
что
спорящие
между
собой
люди
иногда
настолько
увлекаются,
что
говорят
одновременно, причём каждый отстаивает свою точку зрения. В ритмической
партитуре, которую исполняют участники игры, у каждого из них тоже своя
партия, отличная от партии другого. Нужно исполнить ритм, точно высказав
«своё мнение», одновременно с другим «спорщиком».
7.
Теоретический материал
«Найди ошибки»
Цель. Развитие внимания, памяти. Закрепление теоретического материала
пройденных тем. Воспитание способности отстаивания своего мнения.
Методика проведения. Эта игру можно проводить каждый урок, тем самым
закреплять
изученную тему. Смысл игры состоит в исправлении ошибок,
которые педагог придумывает и записывает. К концу года запись обогащается
всё
новыми
и
новыми
ошибками.
А
потом
дети
сами
соревнуются
в
придумывании
ошибок.
Ошибки
могут
касаться
всего:
неправильно
определённый размер, неправильно записанная длительность, пауза и т.д..
«Копилка музыкальных терминов».
Цель.
Закрепление теоретических терминов и понятий.
Снять нервное
напряжение, которое возникает у детей при индивидуальном опросе.
Дидактический материал. Копилка, ноты с вопросами.
18
Методика проведения. Любой из учеников достаёт из копилки карточки –
нотки с вопросами.
Кто быстрее всех ответит на вопрос и найдёт тот
получает звездочку. При подведении итогов, просматривается количество
правильных ответов.
«Справочная телефонная служба 01».
Цель.
Закрепление
знаний
по
темам
«Квинтовый
круг
тональностей»,
«Ключевые знаки в тональностях».
Дидактический
материал. Карточки
из
картона
со
знаками
диезных
и
бемольных тональностей. Всего 15 карточек (семь диезных, семь бемольных
и одна без знака).
Методика
проведения. По очереди каждый вытаскивает из колоды «карт»
одну «карту». Подходят к фортепьяно, называют знаки (диезы или бемоли),
их количество и играют «телефон». Например, ребёнок вытянул карточку с 5-
ю диезами и начинает на инструменте играть диезные квинтовые цепочки
вверх, проговаривает их вслух, дойдя до цифры 5 (до – 0 знаков, соль – один
знак, ре – два знака, ля – три знака, ми – четыре знака, си – пять знаков).
Последняя цифра (5) приходится на клавишу, название которой и является
тоникой
тональности,
которую
нам
нужно
определить.
Затем
ребёнок
называет тонику и добавляет слово «мажор». Получилась тональность Си
мажор, в которой 5 диезов. Также игра проводится с бемольными мажорными
тональностями,
только
бемольные
квинтовые
цепочки
играем
вниз
на
инструменте. Так дети по телефону 01 узнают все 8 тональностей с диезами
и 7 тональностей с бемолями. Чем чаще играть в эту игру на уроках, тем
быстрее запоминаются знаки в гаммах.
19
«Кто первый?»
Цель.
Поощрение познавательных интересов детей, развитие контроля и
самоконтроля.
Дидактический
материал. Карточки
с
изображением
различного
транспорта, фишки.
Методика проведения. В начале урока каждому ученику раздаются карточки
с фишкой. За каждый правильный ответ ученик передвигает фишку вперед.
Если ученик ответил неправильно фишка передвигается назад. В конце урока
подводятся итоги с каждым учеником. Победителем является тот, кто достиг
«Самолета».
1
2
3
4
5
6
«Интервальное лото»
Цель. Слуховое, зрительное восприятие и запоминание интервалов.
Дидактический материал. Разрезные карточки с названием интервалов, с их
цифровым обозначением, с их записью на нотном стане.
Методика проведения.
Педагог дает задание каждому ученику:
20
Задание № 1-под названием интервала положить карточку с его цифровым
обозначением.
Задание
№
2-
под
названием
интервала
положить
карточку
с
соответствующим интервалом на нотном стане.
Задание № 3- под цифровым обозначением интервала положить карточку с
его записью на нотном стане.
Задание № 4-под цифровым обозначением интервала положить карточку с его
названием.
Задание № 5-вспомнить, песни мелодии, начинающиеся с этих интервалов,
спеть их.
Задание № 6- найти эти интервалы в нотах предложенных педагогом.
«Музыкальные ребусы».
Цель. Закрепить знание названия нот и их расположение на нотном стане.
Дидактический материал. Карточки с нотами и словами.
Методика проведения.
Учащимся предлагается прочитать слова, составной частью которых является
нота (пляска, ребус, дорога, миска, фамилия и т.д.). Игра может служить
основой для подобных домашних творческих заданий (сами придумывают и
делают карточки).
Например:
«Поле чудес».
Цель.
Закрепление
теоретического
материала.
Воспитание
активности,
инициативы, самостоятельности в нахождении решения поставленной задачи.
Дидактический материал. В центре стола располагается игровой «барабан»
(юла со стрелкой). По кругу раскладываются карточки с вопросами по теории
музыки.
Методика
проведения.
На
уроках
слушания
музыки
и
музыкальной
литературы игра может проходить с использованием «музыкальной паузы»:
при
попадании
стрелки
на
такой
знак
звучит
пройденный
музыкальный
фрагмент, название которого следует вспомнить.
«Собери мозаику».
Цель. Закрепление пройденного теоретического материала.
Дидактический материал. На нотном стане расположены
1)
гамма,
21
2)
тоническое трезвучие,
3)
вводные звуки,
4)
разрешение
неустойчивых
звуков
в
устойчивые,
5)
тоническое,
субдоминантовое и доминантовое трезвучия, 6) доминантовый септаккорд.
Методика проведение.
Смысл игры состоит в том, что дается не одна, а сразу несколько гамм и
карточки разрезаются на 6 тактов, и учащимся следует предложить выбрать
карточки одной тональности. Кто хорошо усвоил данную тему, у того не
возникает проблем в составлении гаммы, можно сразу отслеживать степень
усвоения данного материала.
«Музыкальная ромашка»
Цель. Соотнести
музыкальные
знаки
с
соответствующими
терминами
и
понятия.
Материал. Вырезанная из картона ромашка, на лепестках которой написаны
музыкальные термины. Разрезные карточки с музыкальными знаками.
Ход. По команде нужно быстро разложить музыкальные знаки на «лепестки
ромашки» с соответствующими терминами. Победителем является тот, кто
быстро и правильно разложит карточки, а также даст определение всем
терминам, написанных на «лепестках».
22
8.
Список литературы:
1.
Белая Н.В. Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игра на
уроках. С-Петербург, 1999.
2.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка,
1975.
3.
Дадионов
А.Е.
Дидактические
игры
на
занятиях
по
сольфеджио
в
музыкальной школе. - М., 2002.
4.
Ефремова
Л.В.
Учиться
интересно:
Пособие
по
сольфеджио.
Композитор-Санкт-Петербург, 2006.
5.
Камозина
О.П.
Неправильное
сольфеджио:
Учебное
пособие
для
ДМШ. Ростов-на Дону, 2015.
6.
Калиннина
Г.Ф.
Музыкальные
занимательные
диктанты:
Учебное
пособие для ДМШ и ДШИ. – М., 2002.
7.
Огороднова-Духанина Т.В. Музыкальные игры на уроках сольфеджио:
Учебное пособие для подготовительной группы. Композитор-Санкт-
Петербург, 2008.
8.
Плеханова
Т.А.
Игровая
ситуация
как
фактор
познавательной
активности учащихся и оптимизации учебного процесса. С. 110-114.
/Новые
технологии
в
музыкальном
образовании.
Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмГУ, 2000.
9.
Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. - М., 2002.
10.Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии. М.: Сов. Композитор, 2002.
23
Приложение
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39