Напоминание

"Применение познавательно-исследовательского метода на уроках географии с детьми ОВЗ"


Автор: Быкова Альбина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "ОШ № 4 с ОВЗ"
Населённый пункт: Сарапул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Применение познавательно-исследовательского метода на уроках географии с детьми ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




«Применение познавательно-исследовательского метода на уроке географии с

учащимися ОВЗ»

С детьми коррекционных школ очень сложно использовать познавательно-поисковый

метод. Он будеть частично познавательно-исследовательский, так как дети с легкой

степенью умственной отсталости не могут самостоятельно поставить целей. Для начала

нужно все этапы пройти совместно с учителем, затем учителю через 5 уроков уже можно

занять позицию корректора. Предварительна вместе с детьми поставив цель работы. Весь

урок дети работать самостоятельно не могут, в силу своих психически возможностей.

Поэтому на свои уроках, я использую частично следующие примы познавательно-

исследовательского метода на определенных тапах:

Этапы:

1.Мотивационно-целевой этап

Перед началом изучения темы «Животный мир Австралии» учитель ставит проблему с

помощью вопросов. Какие необычные насекомые проживают на территории Австралии?

На какие группы по способам питания и образу жизни можно разделить животных?

2.Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

3.Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности.

Показ слайдов животных с объяснениями о животных их образе жизни: питании, местах

обитания. Затем идёт первичное закрепление показ на слайде всех изученных животных,

учащиеся по очереди отвечают, что за животное.

4.Познавательные УУД:

Искать и выделять необходимую информацию выборочно.

Учитель предлагает распределить животных по таблице. Индивидуальная, групповая,

фронтальная

5.Практический этап

У учащихся есть в тетради таблица, которую они должны заполнить после просмотра

презентации о «Животном мире Австралии» либо найти в учебнике информацию. Можно

работать индивидуально и в группе. Чаще дети работают в паре сильный и слабый ученик.

Сумчатые

Яйцекладущие

Пресмыка-

ющиеся

Птицы Хищники

Насекомояд-

ные

Травоядные

6.Рефлексивно-оценочный этап. Осмысление процесса и результата деятельности.

1. Исследовательские .

2. Творческие (тема “животный мир Австралии).

3. Информационные

4. Практико-ориентированные

Результат: Повысился уровень сформированности мыслительных умений обучающихся,

занимающихся исследовательской деятельностью. Повысился интерес к предмету.

Вывод: Применение технологии ИКТ способствует развитию творческих способностей,

развитию личностных качеств ученика.

Личностно ориентированное обучение тесно связано с применением новых

информационно-коммуникационных технологий.

Для чего использую:

1. Для организации самостоятельной работы по овладению новым материалом.

2. Предполагается самостоятельное изучение нового материала по отдельной теме.

3. Для реализации дифференцированного обучения. Происходит усвоение материала

всеми обучающимися, т.к. возможности компьютера позволяют управлять процессами на

экране - замедлять или повторять материал по мере необходимости, фиксировать

необходимую информацию.

4. Для контроля качества знаний. При использовании компьютерных тестов, практических

заданий повышается обратная связь диагностики ошибок, т.е. можно вернуться к любому

вопросу и повторить его снова.

5. Для реализации здоровьесберегающих технологий. Смена видов деятельности для

повышения работоспособности путем использования информационных технологий на

одном из этапов урока.

Результаты: В результате применения ИКТ в процессе обучения отмечается быстрое и

полное усвоение изучаемого материала. У компьютера дети работают с полной отдачей.

Вывод:

- Стимулируется учебно-познавательная деятельность обучающихся.

- Обеспечивается рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной

деятельности.

- Повышается эффективность самостоятельной деятельности обучающихся по изучению

географии.

Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: Чему нужно научиться для решения поставленной

задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,

привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном

поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,

специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение устанавливать причинно – следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

Предлагаю следующие листы самооценки учащихся

4. Умение и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

Имя

ученика

Переска

з в паре

(2б)

Работа

в

тетради

(таблица)

(2б)

Работа в паре (2б)

Работа

по

карте

(2б)

Работа

в паре

(2б)

Общий

балл

Расши-

фруй

слова

Составь

пред-ложения

Количество баллов=отметка

12-15 баллов-«5»

8-10 баллов- «4»

5-7 баллов-«3»

умение взаимодействовать с любым партнером;

умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.

5. Менеджерские умения и навыки:

умение проектировать процесс;

умение планировать деятельность, время, ресурсы;

навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

умение организовать взаимодействие со всеми участниками проекта;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс.

Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий

потенциал учащихся, организовать сотрудничество с преподавателями (деловой, научный

и личностный характер общения), усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и

дальше осваивать компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных

учебных дисциплин. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные,

общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит

приобретению ими социального опыта.

7. Виды уроков:

• урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);

• урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);

• урок — игра («Путешествие по зоопарку»);

• урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);

• урок-викторина («Занимательная грамматика»);

• видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);

• урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем

языка);

• урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система

Великобритания»);

• урок -розыгрыш («Интрига»)

• урок-разговор по душам («Внешность»)

• урок-защита проекта («Средства массовой информации»)

• урок-зачет («Планы на будущее»)

• урок-экскурсия («Мой город. Где находится....?», «Покупки»)



В раздел образования