Автор: Муратова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Тургеневская СОШ"
Населённый пункт: с.Тургенево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок русского языка " Однородные члены предложения"
Раздел: начальное образование
Тема: «Однородные члены предложения».
Цели:
создать условия для успешного усвоения темы каждым учеником;
раскрыть понятие «однородные члены предложения»;
учить узнавать однородные члены в предложениях;
Учить учащихся делать выводы через наблюдение, развивать монологическую речь учеников;
Тип урока: уроки изучения нового
Технология деятельностного метода
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимает значение термина «однородные члены предложения»;
-находит однородные члены предложения;
- составляет предложения с однородными членами;
- безошибочно находит основу предложения;
- правильно выбирает графический знак для обозначения члена предложения;
- соблюдает интонацию;
- составляет предложения со словарными словами
Метапредметные:
-объективно оценивает свой уровень усвоения знаний
-умеет применять полученные теоретические знания для решения практических задач
Личностные:
-понимает значение умелого владения устной и письменной речью для целей общения;
-расширяет знания об окружающем мире.
Технические средства обучения:
Компьютер. мультимедиапроектор
ХОД УРОКА
I Организационный момент. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. На уроке русского языка гости. Поприветствуйте их, пожелайте друг
другу успеха. Я вам всем желаю добра и успеха в изучении новой темы.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( на доске закрыто )
1. Учитель снимает первую справа полоску бумаги, открыто слово
«предложения»
-Давайте обсудим ,что вы знаете о предложениях.
( учащиеся )
- предложение состоит из слов и выражает законченную мысль
- по цели предложения бывают повествовательные, вопросительные,
побудительные
- по наличию второстепенных членов предложения бывают распространенные,
нераспространенные
2. Учитель снимает вторую справа полоску бумаги, скрыты слова «члены
предложения»
- Что вы знаете о членах предложения?
( учащиеся )
- члены предложения могут быть главными и второстепенными
- главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое
- второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство
II. Актуализация знаний.
СЛАЙД 1
Повторим словарные слова. Картинный диктант. Раскрыли тетради. Запишите названия
предметов на картинках через запятую. (ягода, малина, земляника, смородина, крыжовник)
СЛАЙД 2
Проверьте себя. Поставьте себе отметку.
2. Спишите предложение с доски.
Летом созревают ягоды.
3. Разберите по членам предложения на доске и в тетрадях.
4 . Спишите второе предложение.
Летом созревают смородина, земляника, крыжовник.
5 . Сравните предложения
-Чем похожи предложения? (словарные слова, о ягодах,…)
-Чем отличаются?
( учащиеся )
-В первом предложении говорится о ягодах, а во втором ягоды называют (перечисляют).
- Вы правильно заметили, что слова смородина, крыжовник, земляника мы произносим с
интонацией перечисления.
- Прочитайте выразительно 2-ое предложение, соблюдая интонацию перечисления.
-Подчеркните грамматическую основу.
- Что вас удивило?
( учащиеся )
- Во втором предложении несколько подлежащих.
III. Открытие нового знания.
- В предложении говорится о смородине, землянике, крыжовнике. Ставлю вопрос: (что?)
смородина, земляника, крыжовник. Это подлежащее.
- Вы согласны с этой мыслью?
СЛАЙД 3
- являются одним и тем же членом предложения
- отвечают на один и тот же вопрос
- С каким словом связаны подлежащие?
Со сказуемым: созревают
СВЯЗАНЫ СОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Подумайте, как можно назвать такие члены предложения?
( учащиеся )
- Одинаковые, похожие и т.д.
- В русском языке они называются однородные члены предложения.
ОТКРЫТЬ
ТРЕТЬЮ
ПОЛОСКУ
Назовите
тему
сегодняшнего
урока
.
(
Однородные
члены
предложения
)
-
Сделайте
вывод
,
какие
члены
предложения
называются
однородными
?
СЛАЙД
4
1 ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
-Проверьте правильность, сделанного вами вывода.
- Откройте учебники на стр.117, прочитайте правило.
СЛЙД 5
- Что нового узнали?
-Чему будем учиться дальше? (находить ОЧП)
ФИЗМИНУТКА
ДЛЯ РАЗМИНКИ ИЗ-ЗА ПАРТ ПОДНИМАЕМСЯ НА СТАРТ
-Как живёшь?
-Как идёшь?
-А бежишь?
-Ночью спишь?
-Как берёшь?
-А даёшь?
-Как берешь?
-А грозишь?
- А сидишь ?
СПИСЫВАНИЕ . Упр.1
(Сначала списывают. Находят однородные члены с комментированием.)
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО
-Читай первое предложение . Найди ОЧП.
- Однородные члены предложения принято обозначать при помощи кружков. Сколько
однородных членов в нашем предложении?
- Три.
- Значит, кружков будет тоже три. Как разделены однородные члены предложения на письме?
- Запятыми.
- Верно, но так бывает не всегда. Подробно о знаках препинания при однородных членах мы
узнаем позже . А пока между кружками поставим те знаки, которые стоят в предложении –
запятые.
- Как вы предлагаете обозначить на схеме что это однородные подлежащие?
- Поставить внутри кружка одну сплошную черточку.
-Читайте второе предложение. Найдите ОЧП.
Аналогично объясняют следующие предложения
-Какими членами предложения могут быть ОЧП? (ответы уч-ся)
V. Закрепление.( приложение 1 )
Работа в группах.
На листочках написаны предложения.
Прочитайте предложения, подумайте и обсудите как составить схему каждого
предложения.
- Проверьте с эталоном ( на доске )
Д.З. Р.Т. С.35, У.1,2,ПРАВИЛО
VI. Рефлексия учебной деятельности.
СЛАЙД 6
Знаю правило об однородных членах предложения.
Умею находить однородные члены предложения.
Умею ставить запятую в предложениях с однородными членами.
- Приготовьте ладошки. (оценка своей деятельности на уроке)
Приложение 1
В сентябре улетают кулики, кряквы, чирки.
На поляне высыхает трава, листья, мох.
В лесу растут деревья , кустарники , травы .