Автор: Чурикова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Новый подход к активизации мыслительных процессов у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 25»
Из опыта работы
«Новый подход к активизации мыслительных процессов
у старших дошкольников»
Выполнила воспитатель
I категории
Чурикова Ольга Валерьевна
Дзержинск 2019
Во время непосредственной образовательной деятельности у старших
дошкольников
значительную
нагрузку
испытывают
их
органы
зрения,
слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося
в статическом положении. Как правило, через некоторое время после начала
занятий,
дети
начинают
проявлять
повышенную
отвлекаемость,
слабую
концентрацию
внимания,
выражено
слабое
запоминание,
что
говорит
о
снижении
умственной
работоспособности
и
как
следствие
этого,
умственное
переутомление.
Малейшие
признаки
поведения
малышей,
подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя,
что детям срочно требуется физкультминутка! Физкультурные минутки —
необходимая
составляющая
любой
непосредственной
образовательной
деятельности в ДОУ. Над данной проблемой работали такие авторы как
Казакова
Галина
Николаевна,
Зиновьева
Ольга
Н и кол а е в н а .
«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»
Они
помогают
детям
отдохнуть,
развлечься,
снять
напряжение,
получить
ощущение
физической
разрядки,
улучшают
кровообращение,
снимают
утомление
мышц,
нервной
системы,
активизируют
мышление
детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
ОРУ - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики.
Используется
3-4
упражнения
для
разных
групп
мышц,
закончить
физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не
требующие
большого
пространства,
с
несложными.
Хорошо
знакомыми
детям правилами;
В
форме
дидактической
игры
с
движениями
- хорошо
вписываются
в
занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре
речи, по математике;
В
форме
танцевальных
движений
- используются между структурными
частями ОД под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше
всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
В форме выполнения движений под текст стихотворения;
В форме любого двигательного действия и задания
Мной апробирован новый подход к организации физкультминуток -
гимнастика для мозга. Гимнастика для мозга - объединение движения и
мысли, что позволяет активизировать мыслительные процессы и развивать
способности человека.
2
Активизация
мыслительных
процессов
описана
в
трудах:
Елены
Викторовны
Авдониной,
Эльвиры
Ивановны
Александровой,
Леонида
Григорьевича Афанасьева, Валерий Васильевич Давыдова, и других.
Современная
нейрофизиология
досконально
изучила
устройство
головного
мозга
и
нейронов
–
клеток,
отвечающих
за
психические
процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен
электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается
этот импульс с, весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Чем больше
импульсов,
тем
сложнее
нейронные
сети
и
сложнее
наша
психическая
деятельность
(и
мышление
в
том
числе).
Цель
гимнастики
-
развитие
межполушарного
взаимодействия,
произвольности
и
самоконтроля.
Снижение
утомляемости,
повышение
способности
к
произвольному
контролю,
развитие
мелкой
и
крупной
моторики.
Пол
Деннисон
–
основатель Образовательной кинезиологии, в 1982 г. Деннисон разработал
программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми и
взрослых.
Образовательная
кинезиология "Гимнастика
мозга" в
основном
применяется в педагогических целях. Она оказывает помощь, как детям, так
и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с
проблемными областями. Основатель прикладной кинезиологии в России
считается
профессор, доктор
медицинских
наук Васильева
Людмила
Федоровна-
заведующий
кафедрой
мануальной
терапии
Российского
Государственного
Медицинского
Университета. В
настоящее
время
кинезиологией
занимается
врач-психотерапевт
Чобану
И р и н а
Константиновна.
Проведя
диагностику,
я
выяснила,
что
установление
элементарных
причинно
–
следственных
связей
между
объектом
и
явлением,
осуществление
выбора
способов
исследования
объектов
и
действия
в
соответствии с алгоритмом развито у детей не достаточно.
Таким
образом,
ведущая
идея
моего
опыта
-
«активизация
мыслительных процессов у старших дошкольников с применением нового
подхода в организации физкультминутки в форме гимнастики для мозга» Я
адаптировала
и
внедрила
гимнастику
для
мозга
в
основную
образовательную деятельность. Которая имеет несколько типов:
• Занятия на усвоения нового материала
• Занятия на закрепления ранее приобретённых знаний
• Занятия на творческое применение знаний при решении поставленных
задач
• Комбинированные занятия
3
Опираясь
на
значении
гимнастике
для
мозга
(активизации
мыслительных
процессов)
основной
упор
я
сделала
на
занятия
по
ознакомлению воспитанников с новым материалом.
Начиная работу по данной проблеме, я познакомилась с теоретическим
и
практическим
материалом,
разработала
картотеку
упражнений
и
планирование
на
год,
с
учетом
сложности
выполнения
упражнений,
от
простых
-
к
сложным.
Что
дало
свои
результаты,
как
мы
видим
на
диаграмме.
В
перспективе
я
планирую
привлечь
к
данной
работе
родителей,
разработать
картотеку
для
младшего
дошкольного
возраста,
применять
гимнастику
для
мозга
в
других
режимных
моментах,
разработать
творческие упражнения с детьми, сочинять сказки руками.
Уважаемые коллеги, все дети любят сказки, но не только дети, но и
взрослые. Я расскажу Вам сказку, а Вы повторяйте за мной движения.
Сказка.
Светило солнышко. Заяц из дома поплыл на лодке к своему другу ежу. На
реке он увидел волны. Вдалеке на берегу стоял сарай, а за ним дом ежа.
Заяц вышел на берег и увидел змею. Заяц испугался и побежал к ежу в дом,
И закрыл дверь на замок.
Ежик проводил зайца до лодки и подарил ему
фонарик.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Так
же
я
Вам
предлагаю
попробовать
нарисовать
рисунок
двумя
руками, сначала попробуем зеркальное рисование, а затем нужно правой
рукой рисовать один предмет, а левой другой предмет.
4