Напоминание

"Палитра штрихов – для выразительного исполнения на скрипке".


Автор: Тремасова- Золотарева Мария Викторовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств имени С.Сайдашева" Высокогорского района РТ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Палитра штрихов – для выразительного исполнения на скрипке".
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Школа искусств имени С. Сайдашева» Высокогорского района РТ

Методическая публикация на тему:

«Палитра

штрихов

для

выразительного

исполнения

на

скрипке

».

Автор: Тремасова-Золотарева М.В. – преподаватель высшей

квалификационной категории

2019 год

Штрих (нем. Strich – черта, линия) – выразительный способ исполнения,

извлечения

смычком

того

или

иного

характера

звучания,

музыкальной

артикуляции.

Можно выделить следующие группы штрихов:

1. Протяжные, певучие, плавные – деташе, легато, выдержанный звук

(son file), портато, все виды мягких акцентов, вибрато смычком. Они несут

основную

художественную

нагрузку,

передают

главные

оттенки

вразительности.

2. Отрывистые, ударные, маркированные – мартле, твердое стаккато,

пунктирные

штрихи,

штрих

Виотти,

отрывистые,

резкие

акценты

и

др.,

выражающие

энергию

действия,

напор,

блестящие,

героические

образы,

кульминационные моменты.

3 . Острые,

блестящие,

полетные

спиккато,

сотийе,

рикошет,

летучее

стаккато,

тремоло,

сальтандо,

передающие

легкость,

блеск,

изящество, веселость, игру, радостное возбуждение, фантастические видения

и т.п.

4. Смешанные штрихи, соединяющие качества первых трех групп.

По характеру исполнения штрихи можно объединить в четыре другие

группы:

1)

основанные

на

лежащем

смычке;

2)

акцентированные,

отделенные

в

той

или

иной

мере

друг

от

друга;

3)

бросковые;

4)

отскакивающие от струны.

Detache

Detache, вместе с протяженными «длинными» звуками, или, как их

называют

французы,

«sons

files»,

составляет

основу

смычковой

техники.

Применяя

штрих

detache,

употребляйте

всю

длину

смычка,

играя

в

умеренном темпе, и стремитесь получить звук одинаковой силы при штрихах

вниз и вверх.

Martele

Этот штрих, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а

его

применение

способствует

увеличению

мускульной

силы

кисти.

Он

служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым

«пунктирным нотам», которые, подобно martele, играются у конца смычка.

Martele достигается крепким нажимом на струну головкой смычка, используя

при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука.

Legato

Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем

исполнении

отличается

большой

выразительностью.

Для

того

чтобы

оно

звучало чисто, переходите с одной струны на другую с помощью кисти,

поддерживаемой

движением

предплечья;

переходите

от

струн

А

и

Е

к

струнам G и D, и обратно к А и Е, позволяя руке вернуться в нормальное

положение. Но это переходное движение руки с одной струны на другую

должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков

и резкости.

Стаккато (Staccato)

Стаккато можно играть и вверх, и вниз смычком.

О способе выполнения штриха staccato мнения разделяются. Мастера

прошлого века — Крейцер, Роде, Шпор и другие — учили, что staccato

следует

исполнять

с

помощью

кисти.

У

Шпора,

по-видимому,

было

превосходное staccato, ибо он часто использует его в своих концертах.

Спиккато

Spiccato (спиккато, итал., от spiccare – отрывать, отделять, сокр. –

spicc.)

штрих,

применяющийся

при

игре

на

струнных

смычковых

инструментах.

Относится

к

группе

«прыгающих»

штрихов.

При

S.

звук

извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния; т.к. смычок

сразу отскакивает от струны, звук получается коротким, отрывистым. От S.

следует отличать смычковый штрих sautillé (сотийе, франц., от sautiller –

припрыгивать, подпрыгивать), также относящийся к группе «прыгающих»

штрихов.

Этот

штрих

выполняется

быстрыми

и

мелкими

движениями

смычка,

лежащего

на

струне

и

лишь

слегка

отскакивающего

вследствие

эластичности и пружинящих свойств трости смычка.



В раздел образования