Автор: Тремасова- Золотарева Мария Викторовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств имени С.Сайдашева" Высокогорского района РТ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Палитра штрихов – для выразительного исполнения на скрипке".
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Школа искусств имени С. Сайдашева» Высокогорского района РТ
Методическая публикация на тему:
«Палитра
штрихов
–
для
выразительного
исполнения
на
скрипке
».
Автор: Тремасова-Золотарева М.В. – преподаватель высшей
квалификационной категории
2019 год
Штрих (нем. Strich – черта, линия) – выразительный способ исполнения,
извлечения
смычком
того
или
иного
характера
звучания,
музыкальной
артикуляции.
Можно выделить следующие группы штрихов:
1. Протяжные, певучие, плавные – деташе, легато, выдержанный звук
(son file), портато, все виды мягких акцентов, вибрато смычком. Они несут
основную
художественную
нагрузку,
передают
главные
оттенки
вразительности.
2. Отрывистые, ударные, маркированные – мартле, твердое стаккато,
пунктирные
штрихи,
штрих
Виотти,
отрывистые,
резкие
акценты
и
др.,
выражающие
энергию
действия,
напор,
блестящие,
героические
образы,
кульминационные моменты.
3 . Острые,
блестящие,
полетные
–
спиккато,
сотийе,
рикошет,
летучее
стаккато,
тремоло,
сальтандо,
передающие
легкость,
блеск,
изящество, веселость, игру, радостное возбуждение, фантастические видения
и т.п.
4. Смешанные штрихи, соединяющие качества первых трех групп.
По характеру исполнения штрихи можно объединить в четыре другие
группы:
1)
основанные
на
лежащем
смычке;
2)
акцентированные,
отделенные
в
той
или
иной
мере
друг
от
друга;
3)
бросковые;
4)
отскакивающие от струны.
Detache
Detache, вместе с протяженными «длинными» звуками, или, как их
называют
французы,
«sons
files»,
составляет
основу
смычковой
техники.
Применяя
штрих
detache,
употребляйте
всю
длину
смычка,
играя
в
умеренном темпе, и стремитесь получить звук одинаковой силы при штрихах
вниз и вверх.
Martele
Этот штрих, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а
его
применение
способствует
увеличению
мускульной
силы
кисти.
Он
служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым
«пунктирным нотам», которые, подобно martele, играются у конца смычка.
Martele достигается крепким нажимом на струну головкой смычка, используя
при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука.
Legato
Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем
исполнении
отличается
большой
выразительностью.
Для
того
чтобы
оно
звучало чисто, переходите с одной струны на другую с помощью кисти,
поддерживаемой
движением
предплечья;
переходите
от
струн
А
и
Е
к
струнам G и D, и обратно к А и Е, позволяя руке вернуться в нормальное
положение. Но это переходное движение руки с одной струны на другую
должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков
и резкости.
Стаккато (Staccato)
Стаккато можно играть и вверх, и вниз смычком.
О способе выполнения штриха staccato мнения разделяются. Мастера
прошлого века — Крейцер, Роде, Шпор и другие — учили, что staccato
следует
исполнять
с
помощью
кисти.
У
Шпора,
по-видимому,
было
превосходное staccato, ибо он часто использует его в своих концертах.
Спиккато
Spiccato (спиккато, итал., от spiccare – отрывать, отделять, сокр. –
spicc.)
–
штрих,
применяющийся
при
игре
на
струнных
смычковых
инструментах.
Относится
к
группе
«прыгающих»
штрихов.
При
S.
звук
извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния; т.к. смычок
сразу отскакивает от струны, звук получается коротким, отрывистым. От S.
следует отличать смычковый штрих sautillé (сотийе, франц., от sautiller –
припрыгивать, подпрыгивать), также относящийся к группе «прыгающих»
штрихов.
Этот
штрих
выполняется
быстрыми
и
мелкими
движениями
смычка,
лежащего
на
струне
и
лишь
слегка
отскакивающего
вследствие
эластичности и пружинящих свойств трости смычка.