Напоминание

Развитие трудовых навыков людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра социальной реабилитации


Автор: Лесунов Иван Иванович
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГАС УСО ПНИ № 10 имени В.Г. Горденчука
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие трудовых навыков людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра социальной реабилитации
Раздел: дополнительное образование





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10»

ИМЕНИ В.Г. ГОРДЕНЧУКА

Тема: «Развитие трудовых навыков людей трудоспособного

возраста с ограниченными возможностями здоровья

в условиях Центра социальной реабилитации».

Автор:

инструктор по труду

Лесунов И. И.

~ 1 ~

Актуальность развития и реализация трудового потенциала

людей, имеющих нарушения интеллекта, обусловлена открывшейся

в

последние

годы

возможностью

включения

значительного

их

числа в сферу общественного производства и использования их в

профессиях

неквалифицированного

труда.

Большинство

лиц

с

ограниченными

умственными

возможностями

полностью

не

утрачивают способностей к трудовой деятельности, однако требуют

создания

специальных

условий,

облегчающих,

прежде

всего,

профессионально -производственную адаптацию. Основная часть

и н в а л и д о в

м о ж е т

б ы т ь

т р уд оу с т р о е н о

в

о б ы ч н ы х

производственных

условиях,

но

с

меньшим

объемом

работы

и

укороченным рабочим днем.

Развитие и реализация трудового потенциала реабилитантов в ЦСР

реализуется в следующих формах: трудовая занятость, трудовое

обучение,

трудоустройство.

В

основу

разграничения

этих

форм

положен

организационно

правовой

принцип,

под

которым

подразумевается

соответствие

клинического

статуса

и

функциональных

возможностей

инвалида

т ребованиям,

предъявляемых ему характером и условиями труда.

Трудовая занятость – необходимость занятия инвалида трудом. В

ЦСР, как правило, связано с элементарной бытовой деятельностью

по

самообслуживанию,

созданию

уюта,

порядка,

чистоты

в

комнатах. Занятия элементарным хозяйственно – бытовым трудом

позволяет инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и

другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в

окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов напрямую

соотносится

с

проблемой

профессиональной

реабилитации

инвалидов,

профессиональной

ориентацией

и

переобучением.

Трудовая занятость в ЦСР является первым, начальным этапам

адаптации инвалидов в условиях учреждения.

Трудовое (профессиональное) обучение в ЦСР составляет основу

образовательной

политики,

которая

заключается

в

том,

чтобы

подготовить

личность,

обладающую

социально

значимыми

качествами,

определенными

знаниями

и

профессиональными

навыками,

способную

в

современных

экономических

условиях

успешно

адаптироваться

на

производстве,

в

коллективе

и

повседневной жизни.

~ 2 ~

В

процессе

трудового

обучения

происходит

обучение

трудовой

деятельности. Технология трудового обучения умственно отсталых

людей положена в основу разработки программ трудового обучения

ЦСР.

В

указанных

программах

основное

место

занимают

программы

обучения

обслуживающим

видам

труда

(санитарки-

уборщицы,

дворники,

грузчики,

рабочие

зеленого

хозяйства,

садоводы).

Профессионально – трудовое обучение происходит на специально

оснащенных

рабочих

местах.

В

процессе

занятий

учитываются

потенциальные возможности инвалида, соединятся теоретическое

обучение с закреплением практических навыков на рабочем месте

под

контролем

инструктора

по

труду.

Чрезвычайно

высок

реабилитационный потенциал обучению труду связанного с живой

природой .

Во – первых, данный труд является деятельностью экологического

х а р а к т е р а

и

с од е р ж и т

в

с е б е

о б щ еу к р е п л я ю щ и е

и

психотерапевтические возможности. Во – вторых, он способствует

формированию трудовых навыков.

В – третьих, в ходе включения реабилитантов в труд, связанный с

живой природой, совместно со взрослыми и сверстниками идут

процессы

обучения

реабилитантов

навыкам

самоуправления

в

трудовой деятельности.

Такой

труд

изначально

определяет

профиль,

трудовую

и

профессионально трудовую подготовку реабилитантов.

Совместный общественно – полезный труд реабилитантов в ЦСР,

связанный

с

живой

природой,

сочетается

с

другими

видами

мероприятий: экскурсиями на сельскохозяйственные предприятия,

участием в интеллектуально – развлекающих викторинах, играх,

конкурсах.

~ 3 ~

По

окончании

трудового

(профессионального)

обучения

реабилитанты

ЦСР

(имеющие

трудовую

рекомендацию)

трудоустраиваются.

Трудоустройство реабилитантов в ЦСР

осуществляется

по

двум

направлениям:

трудоустройство

на

штатных

должностях

в

самом

ЦСР

(санитарки

уборщицы,

дворники, грузчики, рабочие зеленого хозяйства, садовники и др.) и

на внешних объектах в г. Тосно и г. Любань. Отметим, что труд,

осуществляемый инвалидами вне ЦСР, способствует расширению

социального опыта, укреплению социальных связей со здоровым

окружением. При таком трудоустройстве реабилитанты вынуждены

пользоваться

городским

транспортом,

ориентироваться

в

окружающей

обстановке,

устанавливать

производственные

и

другие контакты.

Для

выполнения

различных

видов

работ

и

трудоустройства

реабилитантов в ЦСР создано 3 постоянно действующих трудовых

бригады.

Бригаду

№2

возглавляю

я

инструктор

по

труду

Лесунов

Иван

Иванович. В бригаду входят 14 реабилитантов возрастом от 26 до

44 лет. Средний возраст реабилитантов

составляет 38 лет. Все

имеют трудовую рекомендацию и все дееспособные.

Все реабилитанты устроены на штатных должностях:

1.

Уход за животными -2 человека.

2.

Разгрузка и распределение продуктов питания -2 человека.

3.

Санитар-мойщик – 1 человек.

4.

Грузчики и дворники – 9 человек.

Силами

реабилитантов

бригады

выполняются

погрузочно-

разгрузочные

работы,

ведётся

уход

за

цветниками,

дорожками,

газонами,

содержится

в

надлежащем

порядке

территория

ЦСР.

Кроме того, ежегодно по договору с Любанской администрацией

члены бригады ухаживают за братским захоронением в г.Любань.

Силами

нашей

бригады

выполнены

значительные

работы

по

благоустройству

территории:

разбито

более

20

клумб,

дорожки

оформлены камнями, высажены кустарники и деревья, в том числе

фруктовые.

Весной

проводится

побелка

деревьев

и

бордюров,

очистка

территории от мусора.

~ 4 ~

Летом работники бригады следят за состоянием газонов, клумб,

скашивают траву.

Ежегодно в г. Любани на братском захоронении проводим покраску

обелисков,

проводим

уборку

территории(скашиваем

траву

и

вывозим мусор). Ведём уход за уже существующими цветниками и

кустарниками, высаживаем цветы.

Я,

как

инструктор

по

труду,

распределяю

работу

с

учётом

индивидуальных

интересов

каждого

реабилитанта.

Вновь

поступившим клиентам оказываю помощь в преодолении барьера

с проживающими, в подборе им товарищей.

Специалисты ЦСР могут доверять и во многом положиться на

реабилитантов.

Кроме

того,

за

пределами

ЦСР

трудоустроены

четыре

реабилитанта

моей

бригады.

Трое

из

них

работают

на

должности рабочий зелёного хозяйства на свинокомплексе «Рюрик

- Агро» в п. Нурма. Они ухаживают за газонами, цветниками,

деревьями и кустарниками. Ещё один человек работает в г. Тосно

грузчиком.

Трудоустройство

в

ЦСР

и

за

его

пределами

позволяет

реабилитантам

закреплять

полученные

навыки

в

процессе

обучения и совершенствовать трудовое становление.

~ 5 ~



В раздел образования