Автор: Сундетов Асланбек Умбеткалиевич
Должность: старший преподаватель кафедры кинологии и конной подготовки специально-тактического факультета
Учебное заведение: Академии ПС РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: Современные технологии изучения специальных дисциплин в военном ВУЗе
Раздел: высшее образование
СУНДЕТОВ А.У.
старший преподаватель кафедры Кинологии и
конной подготовки специально-тактического
факультета Академии ПС КНБ РК
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В настоящее время, в связи с реформированием среднего и высшего
образования, постоянный рост объема информации, повышением требований
к
качеству
преподавания,
в
системе
профессиональной
подготовки
специалистов наметился ряд вопросов.
Ключевыми из них являются перевод подготовки обучающихся на
качественно
новый
уровень,
отвечающий
современным
требованиям,
с
учетом
многоуровневой
структуры
высшего
образования,
в
строгом
соответствии
с
нормативными
актами;
повышение
фундаментальности
образования, его гуманизация и гуманитаризация в сочетании с усилением
практической направленности; интенсификация образовательного процесса
за
счет
оптимального
сочетания
традиционных
и
нетрадиционных
(инновационных)
форм,
методов
и
средств
обучения,
четкой
постановки
дидактических
задач
и
их
реализации
в
соответствии
с
целями
и
содержанием
обучения;
информатизация
образования,
основанная
на
творческом внедрении современных информационных технологий обучения
(ИТО). Последняя из названных проблем в настоящее время выдвинулась в
ряд наиболее актуальных.
Следует
констатировать,
что
разработка
дидактических
аспектов
создания
и
использования
ИТО
не
поспевает
сегодня
за
развитием
технических средств. Это и неудивительно поскольку в методическом плане
ИТО интегрируют в себе знания таких разнородных наук как психология,
педагогика,
математика,
кибернетика,
информатика,
причем
психолого-
педагогический базис является определяющим в этой интеграции.
Актуальность проблемы подкрепляется еще и тем, что в мире где
информация ценится больше всего и очень быстро меняется единственным
информационным
ресурсом
с
действительно
быстрым
обновлением
информационной
базы
является
информационная
сеть.
Именно
в
информационной
сети
можно
найти
исторические
справки,
примеры
практического
опыта,
новейшие
печатные
труды,
новые
технологии
и
приборы,
их
подробным
описанием.
На
данном
этапе,
информатизация
практически
всех
учебных
заведений,
позволяет
решить
проблему
с
современной
литературой
в
различных
направлениях
педагогической
деятельности.
До сих пор внедрение ИТО в педагогическую практику в учебных
заведениях протекает весьма стихийно. Это объясняется тем, что не весь
преподавательский состав учебных заведений, знаком с возможностями ИТО
и может их применять
Одной из основных причин такого положения дел является отсутствие
единой
методологии
использования
ИТО
в
системе
профессиональной
подготовки специалистов, что в свою очередь порождает массу проблем
буквально
во
всех
областях,
начиная
от
создания
инфраструктуры
информатизации
учебного
заведения
и
заканчивая
использованием
имеющихся педагогических программных продуктов в учебном процессе.
Решение
этой
задачи
возможно
лишь
на
основе
серьезных
комплексных
исследований психолого-педагогических проблем обучения и воспитания в
условиях широкого применения ИТО, а также прогнозирования социальных
последствий информатизации среднего образования.
Налицо
объективно
сложившееся
противоречие
между
острой
необходимостью информатизации учебного процесса на основе широкого
применения ИТО и не разработанностью психолого-педагогических аспектов
их использования в образовании.
Актуальность
и
практическая
значимость
данного
противоречия
отмечается
многими
педагогами.
А
для
разрешения
существующего
противоречия,
необходимо
всестороннего
изучения
имеющегося
опыта
использования ИТО в различных учебных заведениях и совершенствование
на этой основе процесса обучения.
Преподавая
информатику в
технически
обустроенном
классе,
открываешь
для
себя
много
методических
средств
способных
облегчить
педагогический процесс, сделать более разнообразной и творческой твою
работу.
Перейдя
на
преподавание
других
дисциплин,
уже
не
хочется
отказываться от привычных средств и начинаешь искать новые способы и
методы их использования.
Перейдя на преподавание специальных дисциплин сталкиваешься с
проблемой
необходимости
применения
большого
количества
наглядного
материала
(плакаты,
схемы,
приборы
в
натуральную
величину).
Предлагаемые
дидактические
материалы
должны
быть
удобны
всем
учащимся,
вне
зависимости
от
места
положения
в
классе,
количества
демонстрируемых материалов, даже в условиях ограниченности во времени.
Традиционный вариант с применением «доски и мела» не позволяет в полном
объеме рассматривать учебный материал.
На начальном этапе преподавания спец дисциплин основной задачей
было накопление (в связи с отсутствием современной учебной литературы) и
эпизодического применения наглядного и демонстрационного материала на
уроках (занятиях).
На втором этапе ставятся задачи:
всестороннего
использования
средств
ИТО,
как
в
подготовке
уроков,
так
и
в
реализации
учебного
процесса,
а
также
в
организации
самостоятельной работы обучающихся;
апробация
различных
методов
и
средств
демонстраций
и
наглядности, с целью выявления оптимальных способов подачи учебного
материала.
На третьем этапе я планирую углубить и расширить использование
средств ИТО в преподавании для:
увеличения мотивации обучения
для углубления знаний по предметам
для обеспечения связи изучаемого материала с производством и
быстро меняющимися технологиями.
Подходя
к
преподаванию
каждого
предмета
все
этапы
реализуются
индивидуально,
в
зависимости
от
особенностей
учебного
материала, требований стандартов, используемых методов.
Анализ работ ведущих специалистов в области дидактики показывает,
что
технологии
обучения
лежат
в
основе
определения
образовательной
политики
всех
развитых
стран
мира.
Еще
в
1970
г.
на
конференции
ЮНЕСКО, где обсуждались проблемы развития высшей школы, они впервые
были
признаны
в
качестве
научной
дисциплины,
являющейся,
как
справедливо
утверждают
многие
исследователи,
составным
элементом
дидактики.
В
докладе
"Учиться,
чтобы
быть",
опубликованном
этой
организацией в 1972 г., технологии обучения определяются как движущая
сила модернизации образовательного процесса.
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать
учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный
заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
В соответствии с этим в нем выделяются следующие этапы:
-
постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка
учебных целей с ориентацией на достижение результатов;
- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения
в соответствии с учебными целями;
- оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на
достижение поставленных целей;
- заключительная оценка результатов.
Приход в образование новых аппаратных и программных средств,
наращивающих
возможности
компьютера,
переход
в
разряд
анахронизма
понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина
"компьютерные технологии" понятием "информационные технологии". Под
последними понимаются процессы накопления, обработки, представления и
использования
информации
с
помощью
электронных
средств.
Они
характеризуется
средой,
в
которой
осуществляются,
и
компонентами,
которые она содержит:
· техническая среда (вид используемой техники для решения основных
задач);
·
программная среда (набор программных средств для реализации
ИТО);
·
предметная среда (содержание конкретной предметной области
науки, техники, знания);
·
методическая
среда
(инструкции,
порядок
пользования,
оценка
эффективности и др.).
Преподавание
технических
дисциплин
связано
потребностью
с
постоянном обновлением учебного материала, в связи с использованием на
предприятиях более нового и технически совершенного оборудования. При
постановке дидактических задач необходимо предопределить стимулы для
социальной, профессиональной и познавательной мотивации учения.
При
традиционных
методах преподаватели
обычно
начинают
увещевать, рассказывая о роли и месте данной дисциплины в приобретаемой
профессии.
Использование
ИТО позволяет
по ставить
проблему
п е р ед
обучающимися,
с
возможностью
их
самостоятельного
осознания
необходимости
дисциплины
или
предмета,
используя
различные
информационные ресурсы. Обучающиеся сами могут попытаться раскрыть
имеющиеся межпредметные связи. Преподаватель в свою очередь может
подкрепить данную информацию конкретными примерами.
Изменением вычислительных устройств, применяемых в системах
автоматизированного управления предприятием. Данный вопрос раскрывает
межпредметные
связи
с
физикой,
историей,
информатикой
и
тд.
Дает
возможность реально и самостоятельно рассмотреть развитие используемой
техники.
При этом содержания обучения с использованием ИТО, позволяет
вызвать у обучаемого познавательный интерес за счет стимулов социальной и
личной
значимости,
новизны,
занимательности,
эмоциональности,
проблемной подачи и организации самостоятельного поиска при решении
проблемных задач.
Принцип
проблемности
отражает
закономерность,
относящуюся
к
усвоению опыта творческой деятельности, а также творческому усвоению
знаний и способов деятельности.
Традиционно данный
принцип
реализуется
постановкой
проблемы
перед
обучающимися
преподавателем,
который
поэтапно
сам
решает
ее.
Преподаватель показывает путь решения.
Использование
ИТО дает
возможность,
применяя
различные
программные средства, указать обучающемуся нужный путь, с постоянным
отслеживанием правильности выводов, сделанных учеником.
Рассмотрение характеристик типовых динамических звеньев систем
автоматики, в зависимости от математической модели данного звена. При
этом
можно
использовать
программный
продукт
«Автоматика»,
компьютерные
лаборатории.
Данный
продукт
можно
использовать
и
для
проведения
виртуальных
лабораторных
работ,
при
наличии
свободного
компьютерного класса. Или рассмотрение работы различных электронных и
электротехнических устройств, с программным продуктами: «Электроника»
и «Электротехника».
Ожидаемый результат: заинтересованность обучающегося в предмете,
более глубокое осознание и понимание изучаемой темы.
Самым
часто
используемым
примером
применения
технических
средств
и
ИТО
–
это
автоматизация
учебного
процесса.
Используя
имеющийся учебный материал и стремясь сделать учебный процесс более
наглядным
и
рациональным,
преподаватели
применяют
различные
программные среды.
Чаще всего это создание презентаций. Использование этого продукта
позволяет выделить отдельные моменты изучаемой темы, сэкономить время
на написание формул и построение схем, использовать различные способы
закрепления изученного материала, деференцировать учебный процесс.
Используя
ИТО
можно
применять
проверочные
задания,
с
последующим выводом правильных ответов и самопроверкой учащихся.
При
проектировании
ИТО
выбор
преподавателем
совокупности
способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых
(методы и формы обучения, схемы ее управления) является процессом сугубо
творческим. Он зависит не только от решаемой дидактической задачи, но и от
подготовленности
самого
преподавателя,
его
педагогического
опыта,
контингента обучаемых и других факторов, определяемых особенностями
изучения конкретной учебной дисциплины в данном учебном заведении.
Одним из важных факторов совершенствования системы подготовки
профессиональных
кадров
в
среднем
профессиональном
образовании
является активное использование в образовательном процессе современных
ИТО. Несмотря на наличие в этой области серьезных исследований, до сих
пор весьма острой остается потребность в дальнейшей разработке ее теории
и
методологии.
В
последние
годы
наметился
прогресс
в
создании
педагогических
технологий,
адекватных
целям,
содержанию
и
методам
интенсивного обучения, в результате чего разработано большое разнообразие
перспективных
ИТО,
которые
позволяют
эффективно
решать
многие
дидактические
проблемы,
существующие
сегодня
при
подготовке
высококвалифицированных профессионалов.
Однако,
как
показало
проведенное
исследование,
внедрение
современных
ИТО
в
образовательный
процесс
в
различных
учебных
заведений
во
многом
сдерживается
слабой
разработанностью
их
дидактических
основ
и
отсутствием
научно
обоснованных
практических
рекомендаций
по
применению
в
обучении.
Относительно
слабо
изучены
психологические
аспекты
их
внедрения.
В
настоящее
время
темпы
совершенствования ИТО опережают процессы психолого-педагогического их
осмысления
и
исследования,
а
реорганизация
традиционных
форм
интеллектуальной
деятельности
на
базе
ИТО
встречает
сильное
сопротивление.
Успешному
решению
этой
проблемы
в
определенной
степени
препятствует то, что накопленный опыт их применения в вузах научно не
обобщен
и
теоретически
не
осмыслен.
Подходы
к
трактовке
данного
феномена остаются весьма различными и полной ясности в истолковании его
сущности
и
специфики
не
вносят.
А
это
значит,
что
те
потенциальные
возможности
повышения
эффективности
учебного
процесса,
которые
заложены
в
применении
ИТО,
используются
в
педагогической
практике
далеко не полностью.
Не стоит забывать, что полному внедрению ИТО в учебный процесс
так
же
не
способствует
и
не
очень
хорошая
техническая
оснащенность
учебных заведений. При недостаточной оснащенности учебных заведений, не
возможно в полной мере использовать имеющиеся ИТО, а, следовательно, и
расширить возможности педагогической деятельности преподавателя.
Литература:
1.
Алексеев
О.Г.,
Володость
И.Ф.,
Бабаев
А.А.
Организация
и
проведение
занятий
с
применением
моделированных
на
ЭВМ
учебных
заданий. - Л: ВИАЛКА, 1977. - 13 с.
2.
Андреев
А.А.,
Барабанщиков
А.В.
и
др.
Основы
применения
информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-
методический сборник. – М.: ВУ, 1996. - 103 с.
3.
Гершунский
Б.С.
Компьютеризация
в
сфере
образования:
Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.
4.
Гусев В.В., Образцов П.И., Щекотихин В.М. Информационные
технологии в образовательном процессе ввуза. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с.
5.
Кимайкин С.И. Условия подготовки преподавателей технического
вуза
к
комплексному
применению
средств
обучения:
Автореферат
дис.
...канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГУ, 1987. - 23 с.
6.
Образцов
П.И.
Дидактические
аспекты
эффективного
применения компьютерных средств обучения в вузе. Сб.научн.трудов ученых
Орловской области. Выпуск № 2. - Орел: ОрелГТУ, 1996. - С.468-475.
7.
Роберт
И.В.
Современные
информационные
технологии
в
образовании:
дидактические
проблемы,
перспективы
использования.
-М.:
Школа-Пресс, 1994. - 321 с.