Автор: Чернятович Татьяна Григорьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Применение современных технологии обучения истории
Раздел: среднее образование
«Применение современных технологии обучения истории»
Чернятович Татьяна Григорьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2» г.Салехард
Социально-экономические изменения, происходящие в России влекут за
собой пересмотр прежних ценностных ориентиров, предъявляют к школе новые
требования. Ведение в школах ФГОС требует от педагогов изменять свои методы
и подходы к обучению детей. Современная школа призвана формировать у
учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного
принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за
них ответственность. Формы обучения не являются чем-то неизменным. В век
развития школы, изменения задач и содержания обучения, меняются и формы
организации обучения. Отмирают старые, возникают старые. Впрочем, все новое
- это хорошо забытое старое. Некоторые формы обучения, как, например, урок,
долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, что урок как форма
обучения не изменяется на протяжении времени.
В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, а
настоящий этап образования характеризуется
существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией
образования. Поэтому, большинство современных педагогических технологий
представляют собой объединение педагогической науки и практики, сочетание
традиционных элементов прошлого опыта и того, что появилось в результате
прогресса, происходящего сегодня. Все это относится и к методическим приемам
и технологиям в преподавании истории.
Главной целью, которую я ставлю перед собой, является выявление
оптимального сочетания методик и технологий, позволяющих получить
наилучший результат педагогической деятельности и обеспечить учащимся
прочные знания. Моя цель, найти ответ на вопросы: «Как научить ребят находить
истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?» А. Дистервег
сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».
Само слово «технология» происходит от греческих слов - «искусство,
мастерство» и «учение». Поэтому термин «педагогическая технология» в
буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. В
настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
«педагогическая технология». В научном понимании и употреблении термина
существуют разночтения. У В.П. Беспалько - «педагогическая технология» - это
содержательная техника реализации учебного процесса Так, согласно
определению ЮНЕСКО под педагогической технологией понимается системный
подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышение
эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении
запланированных результатов обучения.
Педагогическая технология представлена тремя аспектами:
Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки,
издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения,
проектирующая педагогические процессы.
Процессуально-описательным: описание процесса.
Процессуально-действенным: осуществление процесса.
Субъектом современного образования становится личность «способная
ориентироваться во всем многообразии современного мира
Современные педагогические технологии позволяют реализовывать
поставленные цели и задачи в обучении истории:
- формирование у молодого поколения ориентиров гражданской, национальной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли
России во всемирном историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и
народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной
и внешкольной деятельности, в современном обществе.
Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер,
который ставит своей главной задачей развитие личности ученика. Современное
образование отказывается от традиционного представления результатов обучения
в виде знаний. Поставленная задача требует перехода к новой системно-
деятельностной образовательной парадигме, которая в свою очередь связана с
принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый
стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности
расширения образовательных рамок по каждому предмету в
общеобразовательном учреждении, в том числе и по истории.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
ИКТ
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровье сберегающая технология
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Кейс-технология
Групповые технологии
традиционные технологии (классно-урочная система)
На сегодняшний день существует достаточно большое количество
педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.
Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения
положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов,
контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и
т. д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих
технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-
урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в
определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного хочу сказать, что традиционные и
инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и
дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить
на новое.
Главной отличительной чертой любой современной педагогической
технологии является ее адекватность окружающей действительности,
направленность на получение результата, ориентированность на всестороннее
развитие личности ребенка.
Убеждена, что современный учитель должен владеть основными из них и
применять их в своей практической деятельности.