Авторы: Глаголева Ольга Алексеевна, Колкова Елена Геннадьевна
Должность: логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 98"
Населённый пункт: Златоуст Челябинская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Взаимодействие и сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие логопеда и воспитателя логопедической группы.
Успех коррекционной логопедической работе с детьми логопедической
группы зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а
особенно от тесного взаимодействия логопеда и воспитателя.
Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем
совместно:
-развитие коммуникативной функции речи;
-развитие речевой активности детей;
-формирование грамматически правильной речи;
-обогащение словаря;
-формирование звуковой культуры речи.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами
обследования детей, определяет программу обучения (объясняя воспитателем
цели, задачи программы, методы ее реализации). Сообщает сроки
продолжительности этапов коррекционной работы.
Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить
следующие задачи:
-представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания,
неусидчивости
-запланировать с кем из детей потребуется дополнительные занятия по
развития мелкой моторики рук
-контроль звукопроизношения в свободной деятельности детей.
Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей
объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно
только при комплексном подходе.
Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работы
по накоплению, расширению, активизации словаря, таким образом
обеспечивает познавательную и мотивационную базу для формирования
речевых умений.
Основные направления коррекционной работы воспитателя:
-артикуляционная гимнастика. Комплексы артикуляционной гимнастики
подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен
хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, а
также добиваться от детей четкости в выполнение упражнений.
-пальчиковая гимнастика
-корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы
выполняется после сна
-вечерние индивидуальные занятия проводятся после дневного сна. Задание
подбирает логопед и записывает в тетрадь для вечерних занятий. Тетрадь
заполняется ежедневно. Все задания должны быть знакомы детям и подробно
объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам
логопед.
-фронтальные занятия по программе ДОУ. Занятия по развитию речи
планируются согласно перспективно- тематическому планированию.
В нашем детском саду в начале года был запланирован и проведен смотр
речевых уголков. Согласно возрасту было рекомендовано выделять в группе
место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок,
в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования
правильного речевого дыхания, карточки для проведения артикуляционной
гимнастики, материал для развития мелкой моторики рук. Наглядные
пособия обновляется по мере прохождения учебного материала.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что успех коррекционной
работы зависит от тесного сотрудничества логопеда и воспитателя
логопедической группы.